Автор: Широкова Мария Андреевна

Рубрика: 10. Учет, анализ и аудит

Опубликовано в

IV международная научная конференция «Инновационная экономика» (Казань, октябрь 2017)

Дата публикации: 30.09.2017

Статья просмотрена: 11 раз

Библиографическое описание:

Широкова М. А. Казначейская политика как организационно-технический аспект учетного процесса [Текст] // Инновационная экономика: материалы IV Междунар. науч. конф. (г. Казань, октябрь 2017 г.). — Казань: Бук, 2017. — С. 56-59.



В настоящее время всё больше российских компаний внедряют стратегические финансовые процессы и инструменты управления денежными потоками, валютными и другими рисками посредством внедрения корпоративных казначейских служб [3]. В зависимости от размера компании казначейские функции могут выполняться автономным отделом или отдельным специалистом. Под корпоративным казначейством понимаются аппараты, которые прежде всего создаются в структуре компаний среднего и крупного бизнеса. Назначение данных подразделений — управление финансовыми потоками и рисками главным образом с помощью таких инструментов как хеджирование и кэш-менеджмент, который включает комплекс банковско-бухгалтерских услуг по менеджменту наличностью компании [4].

Цель данной статьи — разработка методических и практических рекомендаций по внедрению организационно-технического элемента учета операций корпоративного казначейства с помощью казначейской политики.

Вместе с развитием и использованием услуг кэш-менеджмента и внедрением казначейских функций в компании повышается значение учетных процедур и информационно-аналитической системы, служащей основанием для принятия управленческих решений.

С точки зрения бухгалтерского учета все операции корпоративного казначейства направлены на изменение активов и пассивов и влияют на движение денежных средств предприятия, соответственно представляют собой факт его хозяйственной жизни и являются объектом бухгалтерского учета [1]. В этой связи появляется необходимость в учетной категории для отражения результатов корпоративного казначейства.

Учет объектов управления корпоративного казначейства затрудняет отсутствие соответствующих правил, а в некоторых случаях, рекомендаций и практики российского бухгалтерского учета казначейских операций, к которым относится кэш-менеджмент и хеджирование рисков с помощью финансовых инструментов.

Таким образом, в компаниях с развитыми казначейскими функциями обязательно наличие правил, регламентирующих методику отражения казначейских операций в бухгалтерском учете, и соответствующего внутреннего положения, которое могло бы детально описать процессы и процедуры корпоративного казначейства.

Организация бухгалтерского учета операций корпоративного казначейства предполагает наличие совокупности правил первичного учета, документооборота, формы бухгалтерского учета, методики отражения в отчетности [2].

Разработка учетной политики является одним из ключевых компонентов организации бухгалтерского учета операций корпоративного казначейства. Целью учетной политики в отношении операций корпоративного казначейства является создание единой методики при организации и осуществлении бухгалтерского учета и введение документооборота, обеспечивающего качественное и достоверное предоставление отчетности, полезной для принятия соответствующих управленческих решений.

Учетная политика должна включать в себя методические и организационно-технические элементы.

Методическая составляющая отражают совокупность способов ведения бухгалтерского учета, учетных процедур, методики признания и принятия к учету объектов управления корпоративного казначейства и результатов его операций [5]. В случае, если в российском бухгалтерском учете отсутствуют нормы регулирования операций корпоративного казначейства, как например хеджирования, то согласно п. 7 ПБУ 1/2008 «Учетная политика организации», необходимо руководствоваться иными положениями по бухгалтерскому учету, а также МСФО. В целях закрепления в учетной политике методических аспектов также должны быть изучены нормы российского налогового законодательства, поскольку одно из актуальных направлений в налоговом учете в настоящее время — сближение с бухгалтерским учетом.

Организационно-технический элемент включает в себя определение организационной структуры подразделений, участвующих в учетном процессе, и закрепление процедур учетного процесса [5, С. 8–9]. Необходимо чётко регламентировать, какое подразделение и в какой части осуществляет финансовый, налоговый и управленческий учет [5, С. 8].

Казначейские функции во многом являются смежной областью функционирования отдела корпоративного казначейства и бухгалтерской службы. Так, совместно с бухгалтерией казначей компании осуществляет контроль валютного и налогового риска, оба подразделения компании вовлечены в процессы управления денежными средствами.

Однако, деятельность казначейства, основываясь на информации финансового бухгалтерского учета, является обособленным процессом в учетно-аналитической системе предприятия. В бухгалтерском учете собирается и обрабатывается информация об уже совершенных и зарегистрированных операциях, произошедших в прошлой деятельности компании. В отличие от бухгалтерского учета казначейство относится к финансовому управлению, которое связано с оперативным и стратегическим управлением потоками денежных средств и рисками.

Необходимо формирование системы разграничения обязанностей в части организации и учета казначейских функций в компании. Данные элементы учета операций корпоративного казначейства могут быть отражены в казначейской политике компании, что должно быть закреплено организационно-распорядительной документацией (п. 8 ПБУ Учетная политика).

Казначейская политика — документ, определяющий основные цели, задачи и принципы осуществления казначейских функций. Казначейская политика должна регламентировать процессы по управлению ликвидностью, обеспечению платежеспособностью и хеджированию финансовых рисков, ею должны руководствоваться все сотрудники, вовлеченные в соответствующие операции. Документ должен отражать степень централизации казначейской функции в компании, общие положения по совершению казначейских операций, регламенты и методики совершения казначейских операций.

Положения казначейской политики должны описать организацию работы корпоративного казначейства, в том числе распределение полномочий и обязанностей по принятию решений между сотрудниками служб, вовлеченных в совершение казначейских операций.

Казначейской политикой закрепляются формы документов, используемых в процессе применения инструментов корпоративного казначейства, что являются неотъемлемой частью документооборота в целях учетного процесса. Определяются процедуры подготовки и предоставления внешней и внутренней отчетности.

В случае применения учета хеджирования, особое место в документе должно отводиться применению производных финансовых инструментов для хеджирования валютных рисков. В отношении каждого финансового инструмента совместно с бухгалтерской службой компании должна быть проведена оценка бухгалтерского и налогового учета, должно быть определено применение учета хеджирования. Если учет хеджирования применяется, необходимо обеспечить наличие необходимой документации.

Результатом исследования роли и функций, необходимых для закрепления в казначейской политике, является следующая рекомендуемая структура:

Глава I. Общие положения. Описываются цели казначейской политики, приводится трактование основных терминов. Казначейская политика определяет основные цели и задачи управления казначейскими функциями на совокупной основе, принципы его организации и функционирования, участников процесса управления рисками, их задачи, полномочия и ответственность.

Глава II. Организационно-управленческий раздел, где разграничиваются обязанности и ответственность сотрудников бухгалтерии и корпоративного казначейства. Приводится структура подчиненности бухгалтера и казначея компании, определяются их функции.

Типовая организационная структура предприятия представлена на рис. 1.

Рис. 1. Типовая организационная структура финансового отдела компании

Источник: составлено автором

Глава III. Регламенты и методики проведения казначейских операций. Включает в себя описание порядка проведения операций по управлению ликвидностью, обеспечению платежеспособностью и хеджированию финансовых рисков, требования к документообороту и контролю. В регламенты казначейских операций включаются шаблоны документов и отчетных форм.

IV. Документооборот. В целях единства правил организации и учета операций корпоративного казначейства в казначейской политике следует закрепить формы документов, которые могут быть использованы в качестве первичной документации для регистрации в бухгалтерском учете

Таким образом, посредством введения казначейской политики в компании будет одновременно закреплен организационный-технический аспект учетного процесса операций корпоративного казначейства и определен автономный процесс реализации казначейских функций, обособленный от бухгалтерского учета. Казначейская политика является одновременно важным аспектом учетной политики компании, так и неотъемлемым элементом управления корпоративным казначейством. Казначейская политика является главной составляющей формирования системы внутреннего контроля в компаниях с развитыми казначейскими функциями, с помощью которой не допускается дублирование функций казначея и бухгалтера и обеспечивается выполнение всех элементов учетной системы.

Литература:

  1. О бухгалтерском учете: федер. закон от 06.12.2011 № 402-ФЗ (в ред. ФЗ от 23.05.2016 № 149-ФЗ) // Консультант Плюс: [сайт справочной правовой системы]. — URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_122855/ (дата обращения: 01.09.2017)
  2. Положение по бухгалтерскому учету «Учетная политика организации» (ПБУ 1/2008) Утверждено Приказом Минфина РФ от 06.10.2008 № 106н (в ред. Приказа Минфина РФ от 18 декабря 2012 года № 164н) // Консультант Плюс: [сайт справочной правовой системы]. — URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_81164/ (дата обращения: 01.09.2017)
  3. Российские компании пересматривают роль казначейства в бизнесе [Электронный ресурс] // Ведомости. Официальный сайт. URL: https://www.vedomosti.ru/management/articles/2015/11/03/615342-rossiiskie-kompanii-peresmatrivayut-kaznacheistva-biznese (дата обращения: 01.09.2017)
  4. Service / Особые условия [Электронный ресурс] // Газета Коммерсант. Официальный сайт. URL: https://www.kommersant.ru/doc/1363676 (дата обращения: 01.09.2017)
  5. Учетная политика организации как инструмент построения бухгалтерского и налогового учета / В. А. Ерофеева, С. А. Принцева // Налоги и финансы. — 2010 — № 1/2010. — С. 4–36.
Основные термины (генерируются автоматически): корпоративного казначейства, операций корпоративного казначейства, бухгалтерского учета, учета операций корпоративного, казначейских операций, Казначейская политика, казначейских функций, управления корпоративного казначейства, казначейской политики, бухгалтерского учета операций, бухгалтерском учете, учета казначейских, казначейской политике, учета казначейских операций, операции корпоративного казначейства, результатов корпоративного казначейства, процедуры корпоративного казначейства, учетного процесса, Учетная политика, отдела корпоративного казначейства.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle
Задать вопрос