Автор: Ватаман Инна Валерьевна

Рубрика: 4. Экономическое развитие и рост

Опубликовано в

VI международная научная конференция «Проблемы современной экономики» (Самара, август 2017)

Дата публикации: 05.08.2017

Статья просмотрена: 28 раз

Библиографическое описание:

Ватаман И. В. Инновационная инфраструктура: проблемы и тенденции развития [Текст] // Проблемы современной экономики: материалы VI Междунар. науч. конф. (г. Самара, август 2017 г.). — Самара: ООО "Издательство АСГАРД", 2017. — С. 15-18. — URL https://moluch.ru/conf/econ/archive/261/12834/ (дата обращения: 16.12.2017).



В статье рассматривается необходимость создания инновационной инфраструктуры, выявляются факторы, тормозящие инновационное развитие. Автор проводит сравнение государственной политики в сфере инноваций в странах СНГ и в ПМР.

Ключевые слова: инновации, инновационная инфраструктура, государственная поддержка, инновационное развитие

В настоящее время инновации выступают в качестве активного звена во всех сферах жизнедеятельности общества, и современный мир уже нельзя представить как без существующих инноваций в технике, технологиях, ставших для нас привычными, так и тех, которым только предстоит сделать мир ещё более высокотехнологичным. Это становится возможным при создании соответствующей инновационной инфраструктуры (см. рис.1).

Рис. 1. Составляющие инфраструктуры

Создание инновационной инфраструктуры приобретает стратегическое значение в условиях экономического кризиса, так как инвестиции, направляемые на создание инфраструктуры, которая определяет темпы роста производства качественных товаров и услуг, меньше по объему и более перспективные, нежели те, что нацелены на прямое увеличение объемов товаров и услуг. [1, с.38]

Мировой опыт показывает, что основным инициатором создания Национальных инновационных систем является государство, которое и обеспечивает их развитие своими, в том числе финансовыми ресурсами. Следует заметить, что пока государственная политика в странах постсоветского пространства в области инноваций и формируемая в них инновационная инфраструктура имеют ещё много недостатков, в том числе неимение единой концепции развития, что приводит к отсутствию должной мотивации в области межгосударственного трансферта технологий. Государства-участники СНГ обладают инновационным потенциалом, который не интегрирован и практически не используется как фактор экономического роста. Отсутствие чёткой и внятной программы инновационного развития ставит в зависимость страны СНГ от иностранной техники и технологий, так как собственный научно-промышленный комплекс не способен удовлетворить их потребности в обновлении производства.

Можно выделить ряд негативных факторов, которые тормозят инновационное развитие:

  1. Дефицит денежных ресурсов в большинстве стран СНГ, который непосредственно влияет на инновационную активность.
  2. Технологическая отсталость, несущая за собой низкую конкурентоспособность продукции отдельных отраслей промышленности.
  3. Неразвитость сферы малых инновационных предприятий, обладающих необходимой гибкостью в быстро меняющихся условиях рынка.
  4. Отсутствие разветвленной инновационной инфраструктуры.
  5. Несовершенство, а в некоторых случаях и отсутствие нормативно-правовой базы для инновационной деятельности.
  6. Пробелы в области защиты прав интеллектуальной собственности.
  7. Отток квалифицированных специалистов за границу в связи с более выгодными условиями трудоустройства.

Перечисленные факторы отражают далеко не все проблемы инновационного развития, но всё же предпринимаются меры по улучшению ситуации в области инноваций. Так в последнее время развернулось практическое взаимодействие по преодолению негативных последствий финансово-экономического кризиса, в том числе создание Антикризисного фонда, Центра высоких технологий ЕврАзЭС и Международного инновационного центра нанотехнологий СНГ на базе Объединенного института ядерных исследований, формирование коллективных сил оперативного реагирования ОДКБ, где Россия играет роль крупнейшего донора. На заседании Совета глав правительств стран СНГ 18 октября 2011 года утверждена Межгосударственная целевая программа инновационного сотрудничества государств СНГ на период до 2020 года. [2]

Анализируя современную российскую экономику, можно сказать, что она ещё достаточно сильно зависима от экспорта энергетических ресурсов, а промышленность и область высоких технологий пока ещё только развиваются, исключая космическую сферу и военно-промышленный комплекс. Введение экономических санкций показало необходимость развития высокотехнологичных областей, инновационной деятельности не только в сфере крупного бизнеса, но и малого, как необходимого элемента здорового функционирования экономики.

Если говорить о государственной поддержке развития инновационной деятельности, то стоит отметить Федеральный закон «О науке и государственной научно — технической политике», где представлены следующие основные её формы:

– предоставления льгот по уплате налогов, сборов, таможенных платежей;

– предоставления информационной поддержки;

– предоставления консультационной поддержки, содействия в формировании проектной документации;

– формирования спроса на инновационную продукцию;

– финансового обеспечения (в том числе субсидии, гранты, кредиты, займы, гарантии, взносы в уставный капитал);

– реализации целевых программ, подпрограмм и проведения мероприятий в рамках государственных программ Российской Федерации;

– инновационной обеспечения инфраструктуры. [3]

Если говорить о нашей республике, то рассмотрев закон ПМР ««О государственной поддержке инновационных видов деятельности», можно сделать ряд выводов. Во-первых, государственная политика в области инноваций является приоритетной составной частью социально-экономической политики Приднестровской Молдавской Республики. Это связано с тем, что инновационная деятельность должна повысить конкурентоспособность отечественной продукции, обеспечить экономическое развитие и безопасность страны, повысить уровень жизни населения.

Во-вторых, в законе определено, что государство оказывает поддержку инновационным видам деятельности в различных отраслях экономики, но в первую очередь это производство и предоставление медицинских, санаторно-курортных, туристических услуг высокого класса. [4] Поддержка предоставляется в период реализации инвестиционного проекта при выполнении ряда условий (см. табл. 1).

Таблица 1

Требования кинвестиционным проектам

Срок вложений

Объем инвестиций

Количество новых рабочих мест

10 лет

не менее 1,7 млн евро

не менее 80 человек

5 лет

не менее 0,85 млн евро

не менее 50 человек

3 года

не менее 0,3 млн евро

не менее 20 человек

До трех лет

0,3 млн евро

20 человек

Срок отсчитывается с момента государственной регистрации инновационного проекта, вложения должны быть осуществлены в реконструкцию объектов, закупку и наладку оборудования при этом обязательно создание новых рабочих мест. Однако, как можно увидеть из таблицы, объемы инвестиций являются довольно существенными, что для многих отечественных инвесторов является барьером для реализации подобных проектов.

Кроме непосредственно государственной поддержки новаторам предоставляются налоговые льготы, они освобождаются от арендной платы за земельные участки, если последние используются в рамках осуществляемого инновационного проекта. При ввозе или вывозе иностранной валюты, необходимой для реализации инновационной деятельности, субъекты инноваций освобождаются от от уплаты налогов, сборов и пошлин. Банки в приоритетном порядке осуществляют конвертацию прибыли, дивидендов, полученных субъектами инновационной деятельности в валюте ПМР, в иностранную валюту. [4].

Несмотря на наличие данных норм, поддержка инновационной деятельности не является достаточной. Так, малый бизнес практически не имеет возможности развиваться в сфере инноваций и, соответственно, не может рассчитывать на государственную поддержку. В свою очередь наблюдается отсутствие обеспечения инновационной инфраструктурой, финансового обеспечения, консультационной поддержки и многих других направлений, существующие в наиболее развитых странах.

В связи с вышеизложенным можно сделать вывод, что если в России и других странах СНГ наблюдается тенденция преодоления проблем в развитии инновационной деятельности, то в Приднестровье, судя по всему, их даже не пытаются решать, относя инновационное развитие к второстепенным задачам. Всё же стоит отметить важные элементы развития инновационной деятельности, которые необходимо внедрять и развивать в нашем регионе. К ним можно отнести усовершенствование, в первую очередь, системы государственной поддержки инновационной деятельности, т. е. поддержка должна быть комплексной и носить постоянный характер. А также создание и развитие инфраструктурных объектов, формирование инновационно активных территорий, привлечение к созданию инноваций институтов, университетов и обеспечение их тесного взаимодействия с хозяйствующими субъектами, инвестиционными структурами, которые так же необходимо создавать, более тесное сотрудничество с банками, достижение их лояльного отношения к инновациям.

Подводя итоги, можно сказать, что только при достаточном вливании финансовых средств в формирование инновационной инфраструктуры и грамотная политика государства в этой области может привести должному развитию инноваций, при котором государство сможет отказаться от части импорта высокотехнологичной продукции и покорять новые рубежи, экспортируя свои результаты инновационной деятельности.

Литература:

  1. Жданова О. А. Роль инноваций в современной экономике // экономика, управление, финансы: материалы междунар. науч. конф. (г. Пермь, июнь 2011 г. — Пермь: Меркурий, 2011. — с. 38–40.
  2. Адилов Т. М. Об инфраструктуре инновационной деятельности. [Электронный ресурс]. URL: http://www.ruseconomy.ru/conferences4.html.
  3. Федеральный закон № 127-ФЗ от 23 августа 1996г. «О науке и государственной научно — технической политике» в редакции по состоянию на 22.12.2014г..
  4. Закон ПМР № 579-З-III от 17 июня 2005г. «О государственной поддержке инновационных видов деятельности» в редакции по состоянию на 08.04.2013г.
Основные термины (генерируются автоматически): инновационной деятельности, инновационной инфраструктуры, инновационное развитие, развития инновационной деятельности, области инноваций, создания инновационной инфраструктуры, соответствующей инновационной инфраструктуры, разветвленной инновационной инфраструктуры, Создание инновационной инфраструктуры, государственной поддержке, инновационной обеспечения инфраструктуры, формирование инновационной инфраструктуры, государственной поддержке инновационных, государственной поддержки инновационной, реализации инновационной деятельности, субъектами инновационной деятельности, поддержка инновационной деятельности, поддержке развития инновационной, результаты инновационной деятельности, сфере инноваций.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle
Задать вопрос