Библиографическое описание:

Бабкина О. Н. Направления развития региональной инновационной инфраструктуры // Молодой ученый. — 2012. — №1. Т.1. — С. 91-93.

В современных условиях хозяйствования главной задачей становится системная интеграция усилий всех участников инновационного процесса. Необходимы качественные изменения в подходах к формированию и развитию инновационной инфраструктуры, направленные на развитие интеграции и соединение уже существующих инновационных структур. Сформулируем основные направления развития инновационной инфраструктуры (ИНИ) в регионе, которые могут быть реализованы региональными органами государственной власти.

Одним из таких направлений может стать совершенствование нормативно-правовой и научно-методической базы, регулирующей деятельность организаций ИНИ, а именно принятие изменений и дополнений к действующему областному законодательству, разработка проектов правовых актов, направленных на развитие и регулирование деятельности инновационной инфраструктуры в регионе, а также методических материалов по организации работы ИНИ региона.

Расширение финансовых возможностей организаций инновационной инфраструктуры с целью финансирования и привлечения инвестиций в сферу науки, техники и инноваций выступает следующим вектором развития и включает: мониторинг потребностей и возможностей привлечения инвестиций в сферу НИОКР, предоставление субсидий участникам инновационной деятельности (на основе механизма грантового финансирования инновационных проектов). Сюда же можно отнести привлечение и сопровождение инвестиций (в том числе иностранных) в инновационные секторы экономики (в ходе проведения совместных региональных конкурсов с Российским гуманитарным научным фондом и Российским фондом фундаментальных исследований, а также в результате участия в международных конкурсах, грантах, программах и др.).

В части развития кадровых ресурсов организаций инновационной инфраструктуры и научно-инновационной сферы, представляется возможным реализация мониторинга потребностей региона в профессиональных кадрах для организаций ИНИ, сферы науки, техники и инноваций; подготовки специалистов, обладающих инновационным мышлением и востребованных на рынке труда (с учетом целевого заказа от предприятий и организаций); переподготовку и повышение квалификации персонала организаций ИНИ, хозяйствующих субъектов (путем организации и проведения семинаров, курсов, программ и др.), повышение престижности специальности «инновационный менеджер» (на основе применения инструментов материального стимулирования и психологических механизмов мотивации).

Направлением развития инновационной инфраструктуры может стать также и модернизация ее материально-технической базы, которая предоставляется предприятиям, работающим в сфере науки, техники и инноваций. Включает инвентаризацию материально-технической базы организаций ИНИ, предприятий научно-инновационной сферы и выявление существующих потребностей; предоставление в аренду имущества области, включенного в перечень государственного имущества, предназначенного для передачи во владение и (или) пользование субъектам малого и среднего предпринимательства и организациям, образующим инфраструктуру их поддержки; создание и развитие площадок коллективного пользования оборудованием по приоритетным для области направлениям деятельности (на базе ГУ ВО «Бизнес-инкубатор» и его филиалов).

Развитие информационной обеспеченности организаций ИНИ предполагает следующие мероприятия: организацию системы мониторинга состояния сферы науки, техники и инноваций (на основе данных научно-образовательных организаций, территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Вологодской области и различных департаментов в ходе их текущей деятельности); организацию и сопровождение базы данных изобретений, технологий, инновационных проектов, разработчиков и экспертов (в результате создания web-портала «Наука и инновации Вологодской области»); оказание участникам научно-технической и инновационной деятельности консультационной и организационной поддержки (при участии организаций инфраструктуры); проведение мероприятий по установлению и развитию межрегионального и международного научно-технического сотрудничества (в ходе участия в международных конкурсах, грантах, программах и др.). В целях развития региональной инновационной инфраструктуры, реализации проектов с инновационной составляющей, повышению инвестиционного и инновационного потенциала региона предлагаем создать Инновационно-инвестиционный фонд Вологодской области (Фонд, ИИФ). Задачи по учреждению Фонда необходимо возложить на Департамент промышленности, науки и инновационной политики Правительства региона. В состав попечительского совета Фонда могут войти главы ряда департаментов, областных банков и ректоры ВУЗов. Председателем попечительского совета назначить Губернатора области.

Учредителями предлагаемого Фонда могут выступить:

  • региональные и местные органы власти и управленияПравительство Вологодской области и Администрация города Вологды, целью функционирования которых является успешное социально-экономическое развитие территории, повышение уровня и качества жизни ее населения;

  • научно-исследовательские учрежденияИнститут социально-экономического развития территорий РАН, заинтересованные не только в реализации целей развития региона, но и в коммерциализации результатов научных исследований и разработок.

  • организации инновационной инфраструктуры – БУ ВО «Бизнес-инкубатор», Вологодская торгово-промышленная палата.

Целями создания Фонда может выступить интенсификация процессов создания и распространения инноваций на территории региона, создание условий для повышения добавленной стоимости производимой в регионе продукции и рост занятости, и повышение благосостояния населения, увеличение доходов регионального бюджета. Для достижения поставленных целей необходимо решение целого ряда задач Фонда, среди которых можно отметить:

  • обеспечение текущих и перспективных потребностей предприятий и организаций в инновациях;

  • создание благоприятных условий для получения продуктов интеллектуальной деятельности и последующей их коммерциализации;

  • формирование для субъектов экономической деятельности стимулов к внедрению инновационных решений;

  • расширение кадрового ресурса инновационного сектора за счет подготовки и вовлечения в него талантливой молодежи, создания условий для организации ее деятельности.

Деятельность любой организации осуществляется в рамках определенной организационно-правовой формы хозяйствования. Выбор той или иной формы определяется учредителями в зависимости от различных объективных условий и факторов: а) направления и географии деятельности; б) целей и задач организации; в) внешней среды и внутренних возможностей; г) количества партнеров и др. Учитывая это, считаем целесообразным, создать Фонд как Некоммерческую организацию как ключевой элемент инновационной инфраструктуры региона, осуществляющим формирование и реализацию инновационных проектов со стадии научной идеи до стадии внедрения. В рамках деятельности Фонда будет осуществляться поддержка инновационной деятельности по трем основным направлениям:

  • поддержка на стадии формирования инновационных проектов, включает в себя: выявление, отбор и поддержка перспективных прикладных научных идей и научно-исследовательских разработок с высокой степенью коммерциализуемости, для создания в пяти-семилетней перспективе инновационной продукции и услуг имеющих значительные конкурентные преимущества перед существующими аналогами.;

  • поддержка на стадии реализации инновационных проектов – подразумевает поддержку создания новых, как правило, малых предприятий для освоения выпуска инновационной продукции и оказания инновационных услуг со сроком окупаемости проектов от трех до пяти лет.

  • поддержка развития существующих предприятий за счет внедрения инновационных технологий и освоения выпуска инновационной продукции – подразумевает поддержку, оказываемую с целью расширения действующих производств, либо их модернизации.

С учетом данных направлений разработана организационная структура Фонда (рис.1).

Рис. 1. Организационная структура Инновационно-инвестиционного Фонда

Вологодской области


Фонд может предоставлять следующий перечень услуг: инженерно-технические, организационно-материальные (сервисные), юридические, маркетинговые, информационные, финансово-экономические, учебно-методические и консультационные. Говоря о форме обслуживания клиентов, следует отметить, что предлагаемый Фонд задумывается как классический (или стационарный), т. е. он сможет предоставлять как офисные и производственные площади, так и различные услуги и программы поддержки участникам тех видов деятельности, которые наиболее преуспевают на внутреннем и внешнем рынках. Исходя из обозначенных услуг, можно выделить следующие группы клиентов:

  • органы региональной и местной властипутем реализации ряда мероприятий по развитию научно-технического потенциала и активизации инновационной деятельности;

  • научно-образовательный сектор – путем стимулирования и передачи новых технологий и разработок в экономику, развития новых наукоемких отраслей и производств;

  • промышленный сектор – путем передачи технологий, ориентирования предприятий на потребности рынка, привлечения дополнительных источников финансирования и др.;

  • частные лица – путем формирования благоприятной среды для их реализации.

Таким образом, выделенные основные направления развития инновационной инфраструктуры, такие как, развитие нормативно-правовой и научно-методической базы; расширение финансовых возможностей; обеспечение кадровыми и информационными ресурсами; модернизация материально-технической базы, могут быть практически реализованы путем создания Инновационно-инвестиционного Фонда Вологодской области. Создание указанной структуры позволит обеспечить специализированную помощь всех участников инновационного процесса в соответствии с организационными условиями их деятельности. Фонд станет действенным инструментом претворения в жизнь инновационной политики, определяемой Администрацией региона посредством реализации проектов. Аналитическая работа, являющаяся важнейшим элементом деятельности Фонда, также позволит совершенствовать статистическую и методологическую базу для принятия стратегически решений. Это повысит эффективность обратной связи между субъектами инновационной деятельности и административными структурами


Литература:

  1. Ильин, В.А. Формирование механизмов развития научно-инновационной сферы с целью повышения конкурентоспособности производства и экономики региона: отчет о НИР / В.А. Ильин, К.А. Задумкин, И.А. Кондаков, ИСЭРТ РАН, 2009 г., 221 с.

  2. Инновационно-инвестиционный Фонд Самарской области [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.samarafond.ru.

  3. Национальный центр по мониторингу инновационной инфраструктуры научно-технической деятельности и региональных инновационных систем [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http:// www.miiris.ru.



Основные термины (генерируются автоматически): инновационной инфраструктуры, инновационной деятельности, развития инновационной инфраструктуры, развития региональной инновационной, региональной инновационной инфраструктуры, организаций инновационной инфраструктуры, инновационной политики, направления развития инновационной, инновационных проектов, инновационной продукции, Вологодской области, освоения выпуска инновационной, выпуска инновационной продукции, деятельности инновационной инфраструктуры, организаций ИНИ, развитию инновационной инфраструктуры, инновационной инфраструктуры региона, организации инновационной инфраструктуры, инновационной инфраструктуры Вологодской, участникам инновационной деятельности.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle
Задать вопрос