Роль государства в развитии инновационной экономики: международный опыт | Статья в журнале «Молодой ученый»

Автор:

Рубрика: Экономика и управление

Опубликовано в Молодой учёный №1 (81) январь-1 2015 г.

Дата публикации: 26.12.2014

Статья просмотрена: 1584 раза

Библиографическое описание:

Рынейская Л. С. Роль государства в развитии инновационной экономики: международный опыт // Молодой ученый. — 2015. — №1. — С. 281-284. — URL https://moluch.ru/archive/81/14488/ (дата обращения: 19.12.2018).

Опыт экономической деятельности человечества доказывает неопровержимый факт — эффективной может быть только инновационная экономика. Поэтому вопрос использования инноваций в экономической деятельности часто рассматривался в трудах ученых, в том числе: Й. Шумпетера, Г. Олевского, Н. Гоффе, И. Цапенко, Н. Иванова, И. Кириченко, И. Онищенко, А. Чемериса, Н. Парасюка, О. С. Шнипко, М. П. Денисенко, В. П. Хамчука, Н. П. Мешкова, В. Бортницкого, В. М. Шавшукова, Л. Ф. Лебедевой, А. Ю. Давыдова и др. При этом большой научный и практический интерес представляет исследование роли государства в развитии инновационной экономики.

Целью статьи является анализ роли государства в развитии инновационной экономики в разных странах мира, которая в основном выражается в стимулировании научных исследований и повышении научного потенциала стран, усилении связи между наукой и производством, поддержке инновационных предприятий и отраслей экономики.

В условиях современного научно-технического прогресса фундаментальные научные исследования и внедрение их результатов в производство в значительной степени способствуют развитию экономики стран мира. Например, лидер мировой экономики –Соединенные Штаты, — в 2011 г. экспортировали товаров на 1,5 трлн. долл., 90,8 % которых — высокотехнологичная продукция [1, с. 32]. Основой же экономического лидерства США является их первенство по наличию научных школ, по способности генерировать новые идеи и производить новый научный продукт. Об этом убедительно свидетельствует тот факт, что американские ученые получили наибольшее количество Нобелевских премий (35 % из всех награжденных ученых) [2, с. 8].

Учитывая зависимость эффективности национальной экономики от уровня ее инновационности, ведущие страны мира активизируют государственную поддержку научно-исследовательской деятельности и развития инновационной экономики.

Стратегически важным в этом отношении является разработка национальных программ развития науки и технологий, например:

-          в США — A strategy for American Innovation: Driving Towards Sustainable Growth and Quality American Recovery and Reinvestment Act;

-          в Германии — High-tech Strategy 2020;

-          в Великобритании — Science and Innovation Investment Framework;

-          в Японии — New Growth Strategy;

-          в Китае — Medium- and Long-term National Plan for Science and Technology Development и др. [3, с. 22].

Однако, научные исследования (особенно фундаментальные) требуют значительных финансовых затрат, поэтому государственная поддержка в их финансировании приобретает большое (иногда даже решающее) значение. Так, доля государственных расходов на фундаментальные научные исследования в настоящее время составляют: в Германии 27–28 %, Великобритании — 30 %, Франции — 40 %, Китае — 25 %, Бразилии — 53 %, Индии — 66 % [3, с. 21].

При этом финансирование всех разработок и нововведений, например в США осуществляется в пропорции: 35 % — из федерального бюджета; 60 % — за счет собственных средств компаний; 5 % — из бюджета штатов и органов местного самоуправления. Финансирование сосредоточено на приоритетных технологических и отраслевых направлениях. Так, 75 % научно-исследовательских работ в аэрокосмической промышленности осуществляются за счет государственных ассигнований. Университеты, колледжи и частные негосударственные организации участвуют в финансировании научно-исследовательских работ на уровне 5–6 % [4, с. 22].

В Японии доля частных инвестиций в инновации составляет 80 % и только 20 % финансирует правительство Японии. Основная часть бюджетного финансирования приходится на университеты и государственные научные организации. Приоритетное направление бюджетного финансирования — это фундаментальные научные исследования. Кроме того, значительное развитие получили непрямые формы государственного финансирования инновационного бизнеса [4, с. 23].

В странах Западной Европы в системе государственного финансирования научных исследований объединяются как прямые, так и непрямые формы (налоговые льготы, льготный правительственный кредит, амортизационные списания). Такой тип поддержки активно используется во Франции, Австрии, Швеции и других странах Европы. При этом особое внимание уделяется созданию и развитию малых инновационных компаний [4, с. 22].

В целом, в международной практике выработан широкий спектр механизмов государственной поддержки инноваций, ориентированных на различные категории субъектов инновационной деятельности, включая образовательные учреждения, исследовательские институты и лаборатории, крупные национальные корпорации, малый и средний бизнес (в том числе и венчурный). Наиболее распространенными средствами стимулирования инновационных процессов в разных странах мира являются [5, с. 124–125]:

1)      в США:

-          изъятие расходов на научно-исследовательские работы, связанных с основной производственной и торговой деятельностью, из суммы дохода, который облагается (до 20 % расходов);

-          льготное налогообложение венчурных фирм и фирм, осуществляющих научные исследования по сравнению со среднегодовым уровнем этих расходов за предыдущие три года; до 20 % затрат компаний на программы фундаментальных научных исследований, выполняемых университетами по контрактам с ними; вычеты из дохода, облагаемого налогом, стоимости научной аппаратуры и оборудования;

-          отсутствие налога на аренду для венчурных фирм;

-          освобождение от налогообложения юридической формы рискового капитала;

-          льготный режим амортизационных отчислений;

2)      в Великобритании:

-          уменьшение налога на прибыль для венчурных фирм (обычный налог на прибыль составляет 35 %, а для венчурных фирм — 25 %);

-          наличие системы страхования средств, предоставляемых венчурным фирмам (государство гарантирует возврат 70 % среднесрочных займов, предоставляемых на срок от двух до семи лет);

-          списание затрат на научные исследования на себестоимость продукции (услуг) на любую сумму;

-          предоставление субсидий на проведение научных исследований с целью разработки новых видов продукции или технологий (75 % расходов фирм, на которых занято до 50 чел., но не более 50 тыс. фунтов стерлингов);

-          возмещение расходов на нововведения согласно государственным программам по субсидированию малых инновационных фирм (до 50 % затрат на нововведения);

3)      в Германии:

-          дотации на повышение квалификации научно-исследовательского персонала;

-          целевые безвозмездные субсидии предприятиям, которые осваивают новые технологии;

-          компенсации расходов на техническую экспертизу проектов, оценку возможностей патентования результатов научных исследований;

-          льготные кредиты малым фирмам, которые вкладывают средства в модернизацию предприятия, освоения выпуска новых товаров, а также предпринимают меры по рациональному использованию энергии;

-          льготные кредиты малым и средним предприятиям, которые принимают участие в промышленной кооперации с другими фирмами;

4)      во Франции:

-          государственные дотации организациям, которые занимаются научно-исследовательской работой по контракту (до 50 % суммы затрат на проведение работ по заказу малых и средних предприятий);

-          субсидии малым и средним предприятиям (до 50 % расходов предприятий, связанных с наймом на работу научного персонала);

-          налоговый кредит на увеличение расходов на научные исследования (25 % прироста расходов компании на научно-исследовательскую работу по сравнению с уровнем прошлого года);

-          льготный налог для новых компаний (25 % налога на прибыль на протяжении 3-х лет);

-          освобождение от обложения налогом средств, которые вкладываются в рискованные инновационные проекты;

5)      в Японии:

-          снижение налога на прибыль венчурных предприятий с 42 % до 30 %;

-          предоставление налоговой скидки на частные инвестиции в научно-исследовательские работы до 20 %;

-          предоставление субсидий из государственных фондов в размере 2 млн. иен;

-          предоставление льготных кредитов венчурным фондам под процентную ставку 5–6 %;

-          гарантированный возврат средств, вложенных в венчурный бизнес правительственными организациями (до 80 % объема средств).

Чрезвычайно важной является законодательная поддержка государства как организации научно-исследовательской деятельности, так и использования ее результатов. Например, в Соединенных Штатах коммерциализацию результатов научно-исследовательских работ регулируют более 20 законов и указов президента США, которые обеспечивают баланс интересов частных компаний-потребителей научно-исследовательской деятельности и конструкторских разработок, университетов и государства как основного инвестора НИОКР [4, с. 22].

Особого внимания заслуживает государственная поддержка малого инновационного бизнеса. В большинстве стран ему отводится ключевая роль в инновационном процессе. По данным Национального исследовательского бюро США, малые фирмы за последние 20 лет создали в четыре раза больше научно-технических нововведений на 1 доллар, по сравнению с большими компаниями (до 1000 работников) и в 24 раза больше, чем большие корпорации (более 10 тис. человек персонала) [6, с. 90]. Поэтому на поддержку малого инновационного предпринимательства в США ежегодно расходуется 5 млрд. долл. из государственных средств и 935 млн. долл. — из средств частного сектора [4, с. 22]. Во многих других странах, например в Португалии, Ирландии, Испании, Южной Корее, Канаде в малый инновационный бизнес вкладывается более 50 % всех средств, выделяемых правительством на поддержку научный исследований [3, с. 24].

Целесообразной можно считать практику создание государственных бизнес-инкубаторов и технопарков, которые оказывают зарегистрированным в них компаниям услуги (информационные, консультационные, правовые и др.) по льготным тарифам. Кроме того, фирмам-арендаторам здесь предоставляется льготное финансирование в соответствии с правительственными программами поддержки малого и среднего инновационного бизнеса. Все это создает благоприятную среду развития малых инновационных фирм. Как свидетельствует практика США и западноевропейских стран ЕС, средняя выживаемость новых фирм, пользующихся услугами инкубаторов и технопарков составляет 80–90 %, что значительно выше аналогичных показателей предприятий, осуществляющих свою деятельность самостоятельно [3, с. 29]. При этом часть небольших инновационных фирм, начинавших свою деятельность в технополисах, впоследствии стали лидерами в сфере высоких технологий. Например, на базе первого в мире технополиса около Стенфордского университета (США) начинали свою деятельность компании Eastman Kodak, General Electric, Shockley Transistor, Lockheed, Hewlett-Packard. А технополис Силиконовая долина (США), где расположены такие компании-мировые лидеры в сфере высоких технологий, как Apple, Adobe, Google, Yahoo, Xerox, Intel и др.), за несколько десятилетий превратился в прибыльное предприятие: совокупный ежегодный доход 4000 компаний, функционирующих в долине, составляет приблизительно 200 млрд. долл. США [7, с. 24].

Таким образом, правительство США всячески поддерживает фундаментальные научные исследования и коммерциализацию их результатов. Особое внимание в настоящее время уделяется исследованиям в сферах энергетики и энергосохраняющих технологий; создания новых материалов, новых полупроводниковых устройств; создания и применения искусственного интеллекта, а также запоминающих устройств с высокой степенью защиты информации; биотехнологии, оптоэлектроники, формирования новых медицинских устройств и способов диагностики. Страны-лидеры экономического развития уделяют большое внимание поддержке не только отдельным предприятиям, внедряющим инновационные технологии, но и целым инновационным отраслям своей экономики: аэрокосмической, химической, электронного машиностроения и др. [8, c. 4–5].

Однако развитие научно-исследовательской деятельности и формирование инновационной экономики требует наличия соответствующих научных кадров, высококвалифицированных специалистов и рабочих. Одни из них генерируют инновационные идеи, другие — внедряют их в производство, занимаются рационализацией и усовершенствованием техники. Это обосновывает высокую степень вовлеченности занятого населения развитых стран в исследовательскую деятельность (в расчете на 10 тыс. занятых): в США — 95 человек, в Германии — 77, Франции — 89, Японии — 104, Швеции — 105 человек [9, с. 9].

В развивающихся странах также наблюдается тенденция увеличения численности персонала, занятого в инновационной сфере. В ведущих странах этой группы количество исследовательского персонала только за 1995–2009 гг. выросло в среднем в 2–3 раза, а его удельный вес в общей численности работающего населения — в 1,5–3 раза. По данным ЮНЕСКО, в конце 2000-х годов в Бразилии, Турции, ЮАР и некоторых других странах около 30 % персонала, занятого в сфере фундаментальных научных исследований, составляли работники высшей квалификации (INCED 6 по квалификации этой организации) [10, с. 6].

В связи с этим, следует подчеркнуть важную роль государства в создании и регулировании системы образования, в рамках которой происходит подготовка и постоянное повышение квалификации как научных работников, так и профессионалов в разных отраслях экономики. Например, подчеркивая особую роль научно-технического потенциала США, как фактора их международной конкурентоспособности, нельзя не отметить значение образования, особенно высшего. По большинству показателей, характеризующих уровень образования и квалификации рабочей силы, США находится на лидирующих позициях в мире. На сферу образования тратиться 5 % ВВП, доля лиц в составе рабочей силы, имеющих высшее образование — 30 %. Безусловно, выдающимся достижением американской цивилизации является система высшего образования, охватывающего в совокупности почти 4,5 тыс. университетов и колледжей. Следует особо выделить примерно 250 так называемых исследовательских университетов, сочетающих высокий уровень научных исследований с первоклассной подготовкой студентов. Так, в 2011 г. совокупные расходы США на все виды формального образования (частного и государственного) и переподготовку рабочей силы составили более 1 трлн. дол. Расходы других стран на образование составили: в Японии — 160,5 млрд. долл., Германии — 129,6; Великобритании — 122,6; Франции — 121 млрд. долл. [2, с. 9].

Анализ международной практики позволяет сделать вывод о важной роли государства в формировании и развитии инновационной экономики.

1.       Государство создает фундамент инновационной экономики благодаря:

-          разработке национальных программ развития науки и технологий;

-          созданию и регулированию национальной системы образования, которая с одной стороны, является базой для проведения фундаментальных научных исследований (университеты с их многочисленными научными школами и лабораториями, научными кадрами), а с другой стороны, занимается подготовкой будущих научных работников, высококвалифицированных специалистов в различных сферах науки, техники, экономики, а также организует их последующее повышение квалификации;

-          государственному финансированию фундаментальных научных исследований.

2.       Государство осуществляет поддержку развития инновационной экономики:

-          формирует законодательную базу, способствующую коммерциализации результатов научно-исследовательских работ, обеспечивая баланс интересов компаний-потребителей научно-исследовательской деятельности и конструкторских разработок, университетов и государства как основного инвестора НИОКР;

-          осуществляет финансовую поддержку инновационного бизнеса, используя разнообразные механизмы (льготное налогообложение или освобождение от налогов, предоставление субсидий на проведение научных исследований, дотации на повышение квалификации научно-исследовательского персонала и др.);

-          создает организационные формы бизнеса, которые способствуют развитию инновационного производства (технопарки, технополисы, бизнес-инкубаторы и др.);

-          поддерживает малые и средние предприятия, занимающиеся инновационным бизнесом;

-          стимулирует развитие инновационных отраслей национальной экономики.

Таким образом, государство, укрепляя свой научный потенциал, способствует развитию национальной экономики на инновационной основе, что повышает ее конкурентоспособность в глобальном экономическом пространстве.

 

Литература:

 

1.         Шавшуков В. М. «Смена караула» в глобальной экономике: оценка сценария. — США и Канада. Экономика. Политика. Культура. — 2012. — № 12 (516). — С. 23–38.

2.      Супян В. Б. США в мировой экономике: перспективы сохранения лидерства.– США и Канада. Экономика. Политика. Культура. — 2013. — № 7. — С. 3–15.

3.      Ерошкин А. Механизмы государственной поддержки инноваций: зарубежный опыт. — Мировая экономика и международные отношения. — 2011. — № 10. — С. 21–29.

4.      Мустафін М. Фінансування інноваційної діяльності у розвинених країнах світу. — Фінансовий ринок України. — 2012. — № 1. — С. 22–25.

5.      Куценко Т. М. Зарубіжний досвід створення системи фінансування інновацій. — Зовнішня торгівля: право, економіка, фінанси. — 2013. — № 2. — С. 123–129.

6.      Карп’юк О. Інноваційна діяльність у глобальному вимірі. — Банківська справа. — 2012. — № 6. — С. 85–92.

7.      Хамчук В. П. Технологічні парки як ефективний механізм інноваційного розвитку економіки [на прикладі США]. — Агроінком. — 2009. — № 9/12. — С. 23–26.

8.      Шнипко О. С. Інноваційно-технологічне оновлення економіки як показник цивілізаційної успішності країни (компаративне співвіднесення США та України). — Фінанси України. — 2011. — № 8. — С. 3–14.

9.      Лебедева Л. Ф. Позиции России и США в полицентричном мире: социально-экономический аспект. — США и Канада. Экономика. Политика. Культура. — 2012. — № 11 (515). — С. 3–13.

10.  Ерошкин А., Петров М. Новые тенденции взаимодействия развитых и развивающихся стран в инновационной сфере. — Мировая экономика и международные отношения. — 2012. — № 12. — С. 3–14.

Основные термины (генерируются автоматически): США, инновационная экономика, Япония, научно-исследовательская деятельность, инновационный бизнес, фирма, Великобритания, государственное финансирование, национальная экономика, государственная поддержка.


Похожие статьи

Особенности финансирования науки и инноваций в зарубежных...

Великобритания. Для Великобритании характерно проведение активной государственной поддержки различных научных и инновационных центров, которые проводят научные исследования...

Анализ мирового опыта поддержки инновационной деятельности

инновационная деятельность, модель, инновационная экономика, инновационное развитие, Япония, университет, государство, США, евроатлантическая модель, альтернативная модель. Ключевые слова.

Зарубежный опыт инновационного развития малого бизнеса

малый инновационный бизнес, США, Япония, фирма, Великобритания, малый бизнес, инновационный процесс, инновационная деятельность, крупный бизнес, особое место.

Основные направления государственного регулирования...

При рассмотрении вопросов инновационного развития можно использовать современный опыт инновационной деятельности развитых стран мира. Так, анализируя опыт наиболее развитых стран, таких как США, Германии, Франции и Японии...

Особенности государственного регулирования рынка инноваций...

США, государственное регулирование, инфраструктура, научные исследования, НИОКР, рынок инноваций, страны Европы, компании.

Особенности финансирования науки и инноваций в зарубежных странах на примере Великобритании и Китая.

Основные направления инновационной деятельности...

Узбекистан, США, Япония, Китай, инновация, инновационная деятельность, доля финансирования, Великобритания, долгосрочная перспектива, государственное финансирование.

Государственная поддержка инновационной деятельности

Данная статья посвящена рассмотрению вопросов государственной поддержки инновационной деятельности в России. Автор рассматривает формы поддержки, направления государственной поддержки.

Модели финансирования инноваций и особенности...

Инновационная экономика начнет развиваться только тогда, когда бизнес сектору станет выгодно вкладывать свои средства в инновационные проекты.

Инструменты финансового стимулирования инновационной деятельности. Прямое финансирование.

Анализ зарубежного опыта по управлению инновационной...

Ключевые слова:инновационная деятельность, международное научно-техническое сотрудничество. Среди важнейших направлений государственной политики в сфере развития науки, технологий и инноваций особое место занимает развитие международного...

Особенности финансирования науки и инноваций в зарубежных...

Великобритания. Для Великобритании характерно проведение активной государственной поддержки различных научных и инновационных центров, которые проводят научные исследования...

Анализ мирового опыта поддержки инновационной деятельности

инновационная деятельность, модель, инновационная экономика, инновационное развитие, Япония, университет, государство, США, евроатлантическая модель, альтернативная модель. Ключевые слова.

Зарубежный опыт инновационного развития малого бизнеса

малый инновационный бизнес, США, Япония, фирма, Великобритания, малый бизнес, инновационный процесс, инновационная деятельность, крупный бизнес, особое место.

Основные направления государственного регулирования...

При рассмотрении вопросов инновационного развития можно использовать современный опыт инновационной деятельности развитых стран мира. Так, анализируя опыт наиболее развитых стран, таких как США, Германии, Франции и Японии...

Особенности государственного регулирования рынка инноваций...

США, государственное регулирование, инфраструктура, научные исследования, НИОКР, рынок инноваций, страны Европы, компании.

Особенности финансирования науки и инноваций в зарубежных странах на примере Великобритании и Китая.

Основные направления инновационной деятельности...

Узбекистан, США, Япония, Китай, инновация, инновационная деятельность, доля финансирования, Великобритания, долгосрочная перспектива, государственное финансирование.

Государственная поддержка инновационной деятельности

Данная статья посвящена рассмотрению вопросов государственной поддержки инновационной деятельности в России. Автор рассматривает формы поддержки, направления государственной поддержки.

Модели финансирования инноваций и особенности...

Инновационная экономика начнет развиваться только тогда, когда бизнес сектору станет выгодно вкладывать свои средства в инновационные проекты.

Инструменты финансового стимулирования инновационной деятельности. Прямое финансирование.

Анализ зарубежного опыта по управлению инновационной...

Ключевые слова:инновационная деятельность, международное научно-техническое сотрудничество. Среди важнейших направлений государственной политики в сфере развития науки, технологий и инноваций особое место занимает развитие международного...

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle

Похожие статьи

Особенности финансирования науки и инноваций в зарубежных...

Великобритания. Для Великобритании характерно проведение активной государственной поддержки различных научных и инновационных центров, которые проводят научные исследования...

Анализ мирового опыта поддержки инновационной деятельности

инновационная деятельность, модель, инновационная экономика, инновационное развитие, Япония, университет, государство, США, евроатлантическая модель, альтернативная модель. Ключевые слова.

Зарубежный опыт инновационного развития малого бизнеса

малый инновационный бизнес, США, Япония, фирма, Великобритания, малый бизнес, инновационный процесс, инновационная деятельность, крупный бизнес, особое место.

Основные направления государственного регулирования...

При рассмотрении вопросов инновационного развития можно использовать современный опыт инновационной деятельности развитых стран мира. Так, анализируя опыт наиболее развитых стран, таких как США, Германии, Франции и Японии...

Особенности государственного регулирования рынка инноваций...

США, государственное регулирование, инфраструктура, научные исследования, НИОКР, рынок инноваций, страны Европы, компании.

Особенности финансирования науки и инноваций в зарубежных странах на примере Великобритании и Китая.

Основные направления инновационной деятельности...

Узбекистан, США, Япония, Китай, инновация, инновационная деятельность, доля финансирования, Великобритания, долгосрочная перспектива, государственное финансирование.

Государственная поддержка инновационной деятельности

Данная статья посвящена рассмотрению вопросов государственной поддержки инновационной деятельности в России. Автор рассматривает формы поддержки, направления государственной поддержки.

Модели финансирования инноваций и особенности...

Инновационная экономика начнет развиваться только тогда, когда бизнес сектору станет выгодно вкладывать свои средства в инновационные проекты.

Инструменты финансового стимулирования инновационной деятельности. Прямое финансирование.

Анализ зарубежного опыта по управлению инновационной...

Ключевые слова:инновационная деятельность, международное научно-техническое сотрудничество. Среди важнейших направлений государственной политики в сфере развития науки, технологий и инноваций особое место занимает развитие международного...

Особенности финансирования науки и инноваций в зарубежных...

Великобритания. Для Великобритании характерно проведение активной государственной поддержки различных научных и инновационных центров, которые проводят научные исследования...

Анализ мирового опыта поддержки инновационной деятельности

инновационная деятельность, модель, инновационная экономика, инновационное развитие, Япония, университет, государство, США, евроатлантическая модель, альтернативная модель. Ключевые слова.

Зарубежный опыт инновационного развития малого бизнеса

малый инновационный бизнес, США, Япония, фирма, Великобритания, малый бизнес, инновационный процесс, инновационная деятельность, крупный бизнес, особое место.

Основные направления государственного регулирования...

При рассмотрении вопросов инновационного развития можно использовать современный опыт инновационной деятельности развитых стран мира. Так, анализируя опыт наиболее развитых стран, таких как США, Германии, Франции и Японии...

Особенности государственного регулирования рынка инноваций...

США, государственное регулирование, инфраструктура, научные исследования, НИОКР, рынок инноваций, страны Европы, компании.

Особенности финансирования науки и инноваций в зарубежных странах на примере Великобритании и Китая.

Основные направления инновационной деятельности...

Узбекистан, США, Япония, Китай, инновация, инновационная деятельность, доля финансирования, Великобритания, долгосрочная перспектива, государственное финансирование.

Государственная поддержка инновационной деятельности

Данная статья посвящена рассмотрению вопросов государственной поддержки инновационной деятельности в России. Автор рассматривает формы поддержки, направления государственной поддержки.

Модели финансирования инноваций и особенности...

Инновационная экономика начнет развиваться только тогда, когда бизнес сектору станет выгодно вкладывать свои средства в инновационные проекты.

Инструменты финансового стимулирования инновационной деятельности. Прямое финансирование.

Анализ зарубежного опыта по управлению инновационной...

Ключевые слова:инновационная деятельность, международное научно-техническое сотрудничество. Среди важнейших направлений государственной политики в сфере развития науки, технологий и инноваций особое место занимает развитие международного...

Задать вопрос