Применение маркетингового инструментария при формировании стратегии развития организации | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: 11. Маркетинг, реклама и коммуникации

Опубликовано в

VI международная научная конференция «Проблемы современной экономики» (Казань, август 2017)

Дата публикации: 11.07.2017

Статья просмотрена: 2668 раз

Библиографическое описание:

Власова, И. С. Применение маркетингового инструментария при формировании стратегии развития организации / И. С. Власова, В. В. Кочерова. — Текст : непосредственный // Проблемы современной экономики : материалы VI Междунар. науч. конф. (г. Казань, август 2017 г.). — Казань : Молодой ученый, 2017. — С. 80-86. — URL: https://moluch.ru/conf/econ/archive/261/12767/ (дата обращения: 16.11.2024).



Стратегия — это генеральная программа действий, выявляющая приоритеты проблем и ресурсы для достижения основной цели. Она формулирует главные цели и основные пути их достижения таким образом, что организация получает единое направление движения [1].

Основное положение при разработке стратегии: «сущность выработки и реализации стратегии состоит в том, чтобы выбрать нужное направление развития из многочисленных альтернатив и направить свою деятельность по избранному пути» [2].

Разработка стратегии развития организации состоит из двух основных этапов:

а) Характеристика предприятия:

1) Портрет фирмы.

2) SWOT-анализ.

б) Выбор и обоснование стратегии.

На первом этапе формирования стратегии развития нужно охарактеризовать организацию, составить её «портрет». Сначала формируются исходные данные (Таблица 1).

Таблица 1

Исходная информация для разработки стратегии фитнес-клуба «SHAKEfit»

Наименование информации

Информация

Месторасположение организации

Ярославль, ул. Гагарина,39

Организационно-правовая форма

ИП

Год создания организации

2010 г.

Описание товаров и услуг

-тренировки;

—солярий.

Основные клиенты

Женщины от 22 до 45 лет

Основные конкуренты

ФК «Амели», ФК «Авангард»

Рынки, где работает предприятие

г. Ярославль, Ярославская область

Численность работающих

7 человек (Директор, старший тренер, администратор и 4 тренера)

Организационная структура

Линейная

Важной частью разработки стратегии развития организации является формулирование её миссии. Миссия фирмы — философия и предназначение, смысл существования организации, в котором проявляется отличие данной организации от ей подобных.

Миссия отвечает на три главных вопроса:

— Что делает организация?

— Кто является потребителями продукции и услуг?

— Что определяет успех организации?

— Каким образом достичь этого успеха?

Миссия фитнес-клуба «SHAKEfit»: Мы помогаем прекрасной половине человечества обрести гармонию со своим телом, путём предоставления качественных фитнес-услуг по доступным ценам.

Далее необходимо проанализировать слабые и сильные стороны фитнес-клуба, а также возможности и угрозы (таблица 2).

Таблица 2

SWOT-анализ фитнес-клуба «SHAKEfit»

Матрица SWOT

Классификатор «Характеристики внешней среды»

Возможности:

1) Внедрение новых направлений (Доставка правильного питания, детский фитнес и др.);

2) Открытие новых филиалов;

3) Большой выбор и доступность программ по повышению квалификации фитнес-тренеров;

4) Появление бюджетных систем управления отношениями с клиентами.

Угрозы:

1) Усиление конкуренции, появление новых фитнес-клубов;

2) Низкая потребительская активность (заинтересованность);

3) Неблагоприятные законодательные условия для малого бизнеса;

4) Ориентация многих потребителей на цену, а не на качество.

Классификатор «Характеристики компании»

Сильные стороны:

1) Персонал, стремящийся к обучению;

2) Разнообразие услуг;

3)Позиционирование на рынке, как женский фитнес-клуб;

4) Удобное расположение в жилом районе, вблизи образовательных учреждений;

5) Большую часть потребителей составляют постоянные клиенты.

1) Обучение персонала, повышение квалификации;

2) Разработка и внедрение новых направлений за счет идей и опыта персонала;

3) Открытие новых филиалов с удобным месторасположением;

1) Разработка уникальных услуг для того, чтобы заинтересовать клиентов;

2) Привлечение новых клиентов посредством рекламы;

Слабые стороны:

1) Отсутствие четкой стратегии;

2) Неудовлетворительное состояние части спортивного инвентаря;

3) Небольшой опыт на рынке фитнес-услуг;

4) Отсутствует система учета ключевых показателей деятельности.

1) Разработка стратегического плана развития;

2) Получение дохода от реализации новых услуг на частичное обновление инвентаря;

3) Внедрение CRM-системы для ведения отчетной деятельности, управления отношениями с клиентами.

1) Привлечение клиентов за счёт обновленного оборудования;

2) Анализ лучших практик в бизнесе в сфере фитнес-услуг.

Описав организацию, необходимо определить её основных конкурентов и провести сравнительный конкурентный анализ по ключевым факторам успеха (КФУ) (Таблица 3).

Таблица 3

Сравнительная характеристика КФУ

Название КФУ

SHAKEfit

Амели

Авангдард

Качество

4

4

4

Цена

3

4

3

Система скидок

3

3

2

Разнообразие услуг

4

3

4

Комфортабельность раздевалок

4

4

5

Квалификация тренеров

5

4

3

Месторасположение

5

5

4

При постановке баллов использовалась пятибалльная шкала: 5 — выдающийся, 4 — выше среднего, 3- средний, 2- ниже среднего, 1 — низкий.

На рисунке 1 наглядно представлены сильные и слабые стороны участников конкурентного анализа.

Рис. 1. Сравнительная диаграмма КФУ фитнес-клуба «SHAKEfit» и его основных конкурентов

Основными конкурентными преимуществами фитнес-клуба «SHAKEfit» являются местоположение и квалификация тренеров, система скидок. По остальным показателям либо одинаковая расстановка сил (качество, разнообразие услуг), либо отстаёт от своих конкурентов (комфортабельность раздевалок).

Изучив представленную выше информацию, для фитнес-клуба «SHAKEfit» была разработана стратегия развития на срок 5 лет до 2023 года. Стратегия представлена в виде дерева целей. Дерево целей — это структурированная, построенная по иерархическому принципу совокупность целей, в которой выделены генеральная цель («вершина дерева»); подчиненные ей подцели первого, второго и последующего уровней («ветви дерева»).

Для фитнес-клуба были определены четыре основные перспективы развития:

– финансы;

– клиенты;

– внутренние процессы;

– обучение и рост.

По данным перспективам были разработаны первичные, вторичные и третичные цели. Воплощение стратегии начинается с выполнения третичных целей, результат которых поспособствует выполнению целей следующих уровней. В стратегию заложены результаты оценки удовлетворенности потребителей фитнес-клуба «SHAKEfit», SWOT-анализа и конкурентного анализа. Стратегия развития представлена на рисунке 3.

В данной стратегии важно не только выполнение целей от третичных к первичным, но и выполнение целей по перспективам от «Обучение и рост» до «Финансы». Взаимосвязь целей между перспективами представлена на рисунке 2.

Рис.2. Взаимосвязь целей между перспективами стратегии развития фитнес-клуба «SHAKEfit»


Рис. 3. Стратегия развития фитнес-клуба


Перспектива «Обучение и рост» предполагает постоянное развитие профессиональных навыков сотрудников фитнес-клуба, а так же внедрение различных технологий для улучшения качества процесса предоставления услуг.

Одной из первичных целей перспективы «Обучение и рост» является внедрение бюджетной CRM-системы. Для такой небольшой организации как фитнес-клуб существует несколько бесплатных CRM-систем («Битрикс24», «Мегаплан», «TeamCraft»), которые обеспечены необходимым набором функций. Данные системы понятны и просты, а их использование позволит: наладить обратную связь с потребителями, вести отчетную деятельность, контролировать затраты и прибыль, планировать деятельность на перспективу.

Еще одной целью является обучение всех тренеров фитнес-клуба в Федерации фитнес-аэробики РФ. Достижение данной цели повысит имидж фитнес-клуба, доверие клиентов, а также появится множество возможностей для реализации новых направлений фитнеса. Фитнес-клуб «SHAKEfit» сможет стать площадкой для проведения мастер-классов для других фитнес-инструкторов, что может быть дополнительным источником прибыли.

Достижение целей перспективы «Обучение и рост» станет толчком к развитию перспективы «Внутренние процессы». В данном направлении выделены цели связанные с потребителями. Проведение оценки удовлетворенности потребителей позволит фитнес-клубу узнавать свои сильные и слабые стороны для улучшения своей деятельности. Благодаря внедренной CRM-системе, фитнес-клуб сможет вести учет данных о потребителях, статистику посещаемости и многое другое. Эти данные можно использовать при проведении оценки удовлетворенности потребителей.

Выполнение целей перспективы «Внутренние процессы» поспособствует выяснению данных для выполнения целей перспективы «Клиенты». В данной перспективе поставлены задачи расширения клиентской базы, путем открытия новых направлений и филиалов.

Одной из целей является разработка маркетинговой стратегии, которая будет включать в себя разработку программы абонементов и системы скидок. При проведении анкетирования было выявлено, что не всех потребителей фитнес-клуба устраивают действующие абонементы. Клиентами были предложены несколько видов абонементов, которые стоит учитывать при разработке программы абонементов. Система скидок повысит лояльность существующих клиентов и привлечет новых.

Обучение тренеров фитнес-клуба станет платформой для открытия новых направлений для разных аудиторий от детей до пожилых женщин. Для того чтобы привлечь внимание к данным направлениям необходимо провести рекламную кампанию в виде наружной рекламы, рекламы в социальных сетях и серии бесплатных пробных мастер-классов.

Четвертой перспективой являются «Финансы». В данном направлении внимание акцентировалось на объеме продаж, рентабельности и источники дохода. Чтобы улучшить данные показатели были поставлены следующие цели:

– Открытие нового филиала. Здесь имеется в виду рассмотрение возможности открыть полноценный фитнес-клуб в другом районе, либо проводить занятия в спортивных центрах близлежащих поселков г. Ярославля. Необходимо рассмотреть оба варианта и предпринять действия для их реализации.

– Повысить вложения в рекламу. Добавить в существующую деятельность по рекламе новые источники (телевидение, промо-акции).

– Переоборудовать свободное помещение под массажный кабинет. Задействовав свободное помещение фитнес-клуб сможет оправдать плату за аренду, повысить объем продаж и рентабельность фитнес-клуба.

Литература:

  1. Маврина И. Н. Стратегический менеджмент: учебное пособие. — Екатеринбург: УрФУ, 2014. — 132 с.
  2. Комаровский Н. А. Разработка стратегии организации в курсовых и дипломных проектах: Методические указания для студентов специальности 080507, 08050062 и других экономических специальностей/ Н. А. Комаровский, И. А. Лаврова.- Ярославль — Ярославский государственный технический университет.- 2008.- 34 с.
Основные термины (генерируются автоматически): система скидок, выполнение целей, разнообразие услуг, ярославль, SWOT, взаимосвязь целей, конкурентный анализ, Открытие новых филиалов, отчетная деятельность, свободное помещение.

Похожие статьи

Принципы формирования маркетинговой стратегии предприятия

Проектное управление как инструмент реализации стратегии развития компании

Использование активных методов обучения в формировании готовности к оценочной деятельности

Использование современных информационных технологий в маркетинговой деятельности образовательных учреждений

Оптимизация линкбилдинга посредством применения маркетинговой модели, основанной на системном планировании бизнес-процессов

Оценка проектных рисков как важный фактор инвестиционной деятельности финансовых структур

Роль информационных технологий в процессе поддержки принятия управленческих решений

Значение технологий тайм-менеджмента в повышении эффективности деятельности организации

Влияние стадий жизненного цикла организации на финансовую устойчивость

Применение мультимедиатехнологий при создании программы развития речи

Похожие статьи

Принципы формирования маркетинговой стратегии предприятия

Проектное управление как инструмент реализации стратегии развития компании

Использование активных методов обучения в формировании готовности к оценочной деятельности

Использование современных информационных технологий в маркетинговой деятельности образовательных учреждений

Оптимизация линкбилдинга посредством применения маркетинговой модели, основанной на системном планировании бизнес-процессов

Оценка проектных рисков как важный фактор инвестиционной деятельности финансовых структур

Роль информационных технологий в процессе поддержки принятия управленческих решений

Значение технологий тайм-менеджмента в повышении эффективности деятельности организации

Влияние стадий жизненного цикла организации на финансовую устойчивость

Применение мультимедиатехнологий при создании программы развития речи