Особенности управления инновациями в малом бизнесе
Автор: Гончаренко Кристина Витальевна
Рубрика: 14. Экономика и организация предприятия, управление предприятием
Опубликовано в
VI международная научная конференция «Проблемы современной экономики» (Казань, август 2017)
Дата публикации: 26.06.2017
Статья просмотрена: 1577 раз
Библиографическое описание:
Гончаренко, К. В. Особенности управления инновациями в малом бизнесе / К. В. Гончаренко. — Текст : непосредственный // Проблемы современной экономики : материалы VI Междунар. науч. конф. (г. Казань, август 2017 г.). — Казань : Молодой ученый, 2017. — С. 97-100. — URL: https://moluch.ru/conf/econ/archive/261/12676/ (дата обращения: 16.11.2024).
В статье рассмотрена инновация в малом бизнесе, а также особенности управления инновациями. В целях данной статьи нам следует доказать то, что управление инновациями малых предприятий играет не маловажную роль в экономике государства. Задачей статьи является изучение особенностей управления инновациями в малом бизнесе.
Ключевые слова: инновации, инновационная деятельность, малый бизнес
Инновации как объект управления характеризуется таким набором особенностей, которые требуют использования специальных приёмов и методов для управления ими. В течение сорока последних лет управление инновациями (УИ) формировалось как особая профессиональная область деятельности и самостоятельная дисциплина, вооружающая руководителей технологиями и инструментальными средствами планирования, контроля и координации. [1]
Инновации необходимы для того, чтобы предприятия имели такую возможность, как: сохраняться в управлении бизнесом, достигать поставленных целей в конкурентной борьбе, улучшать качество продуктов и услуг, привлекать потребителей, заинтересовать для дальнейшего сотрудничества с наилучшими исполнителями.
Предприятия должны уметь контролировать изменения и реализовывать инновации таким образом, который позволит им извлекать преимущества из происходящих изменений. Организационная культура предприятия, в конечном итоге, определяет количество и тип проводимых инноваций. [2]
На сегодняшний день эффективность управления инновациями определяется конкретной способностью сберегать соответствующее количество труда, времени, ресурсов и денег в расчете на единицу всех необходимых полезных эффектов создаваемых продуктов, технических систем. [3]
Эффективность управления инновациями отличается системой экономических показателей, отражающих соотношение связанных затрат и результатов, и позволяющих судить об экономической привлекательности инноваций.
Оценка эффективности управления инновациями сохраняет в себе несколько существенных проблем. Некоторые из них, такие как учет инфляции, соизмерение разновременных показателей, приведение инвестиций и издержек производства к единой годовой размерности, технически решаются на практике с помощью различных методов, коэффициентов и пр.
На сегодняшний день малые предприятия, реализующие небольшие инновации, всё чаще начинают подходить к подготовке, планированию и контролю осуществления своих инноваций с использованием методов и средств управления. Роль компаний, специализирующихся на разработке и реализации инноваций, существенно возросла, а должность и профессия руководителя (Project Manager) стала одной из престижных [4].
Все мы знаем, что в настоящее время руководитель должен координировать и удовлетворять противоречивые интересы всех сред (социальной, организационной, технической, финансовой, политической), на пересечении которых реализуются все фазы жизненного цикла инновационного проекта: от маркетинга и бизнес-планирования до разработки, комплектной поставки и сдачи «под ключ». Руководитель должен обладать умением использовать специальные методы управления, распоряжаться современными инструментальными средствами и пользоваться разными способностями.
Применение методов и средств управления предоставляет возможность не только достичь результатов требуемого качества, но и экономить деньги, время и другие ресурсы, снижает риск и повышает надёжность, так как помогает:
‒ Определить цели инновационного проекта и провести его обоснование;
‒ Подготовить и заключить контракты;
‒ Выявить структуру проекта (подцели, основные этапы работы и т. п.);
‒ Определить необходимые объёмы и источники финансирования;
‒ Установить сроки выполнения проекта, составить график его реализации, рассчитать необходимые ресурсы;
‒ Произвести калькуляцию и анализ затрат;
‒ Планировать и учитывать риски;
‒ Организовать реализацию проекта, в том числе подобрать персонал
‒ Обеспечить контроль за ходом выполнения инновационного проекта.
В малом бизнесе существует ряд основных характеристик: [5]
Гибкость малого бизнеса
Малые предприятия реагируют намного быстрее на всевозможные изменения на рынке, что дает им иные преимущества перед крупным бизнесом.
Экономичность малого бизнеса.
Создать малый бизнес сравнительно проще, чем основать крупную компанию. Помещения, офис, транспорт можно арендовать, не нужно тратить свой бюджет на капитальное строительство, большие территории, помещения. Оборачиваемость средств малого бизнеса выше, средний уровень заработной платы работникам малого бизнеса ниже.
Узкая специализация малого бизнеса.
Именно узкая специализация малого бизнеса способствует в полной мере наилучшему удовлетворению потребительского спроса. Малый бизнес имеет наиболее детальное представление о конъюнктуре рынка и обеспечивает более индивидуальный подход к клиенту по сравнению с более крупным бизнесом, который направлен на удовлетворение спроса широких слоев населения.
По последним данным Федеральной службы государственной статистики. Территориальный орган федеральной службы. Государственной статистики по Омской области основные показатели деятельности малых предприятий за 2017 год представлены в таблице 1. [6]
Таблица 1
Основные показатели деятельности малых предприятий (без микропредприятий) Омской области за январь-март 2017 года
Количество организаций на 1 января 2017 года, единиц |
Средняя численность работников списочного состава (без внешних совместителей), человек |
Оборот, тыс. рублей |
|
Виды экономической деятельности, всего |
2630 |
85055 |
37915530 |
из них: |
|||
сельское, лесное хозяйство, охота, рыболовство и рыбоводство |
128 |
5279 |
1180467 |
обрабатывающие производства |
389 |
15043 |
5207707 |
обеспечение электрической энергией, газом и паром; кондиционирование воздуха |
64 |
2024 |
380012 |
водоснабжение; водоотведение, организация сбора и утилизация отходов, деятельность по ликвидации загрязнений |
45 |
1203 |
200946 |
строительство |
346 |
11470 |
3077372 |
торговля оптовая и розничная; ремонт автотранспортных средств и мотоциклов |
642 |
15959 |
20586367 |
транспортировка и хранение |
139 |
5079 |
1832439 |
деятельность гостиниц и предприятий общественного питания |
115 |
4744 |
644824 |
деятельность в области информации и связи |
74 |
2609 |
720003 |
деятельность по операциям с недвижимым имуществом |
259 |
8519 |
1697375 |
деятельность профессиональная, научная и техническая |
126 |
4587 |
717403 |
деятельность административная и сопутствующие дополнительные услуги |
179 |
5660 |
776534 |
образование |
3 |
102 |
18335 |
деятельность в области здравоохранения и социальных услуг |
69 |
2177 |
673739 |
деятельность в области культуры, спорта, организации досуга и развлечений |
9 |
89 |
40705 |
предоставление прочих видов услуг |
22 |
564 |
161302 |
Фонд начисленной заработной платы работников малых организаций (без микропредприятий) Омской области за январь-март 2017 года составлял 6692570,0 тыс. рублей.
Таблица 2
Сравнение малого исреднего бизнеса
Малый бизнес |
Средний бизнес |
Небольшой магазин, мастерская |
Сеть магазинов, сеть салонов, мастерских значимых для экономики города |
Предприятие, в котором работает 15–100 сотрудников |
Предприятие, в котором работает 101–250 человек |
Фирма, имеющая годовую выручку 120–800млн рублей |
Фирма, имеющая годовую выручку от 800млн до 2 млрд рублей |
С точки зрения соответствия компании законодательным характеристикам средний бизнес может быть, строго говоря, в 2,5–16,67 раз больше, чем малый, по величине штата или по выручке.
В заключении сделан вывод, что малый бизнес играет важную роль в развитии именно регионального рынка, формируя местную инфраструктуру. Эффективность управления инновациями играет важную роль ввиду нескольких причин. Одна из них состоит в том, что достаточно много времени затрачивается на подготовку подобного рода кадров, а их количество достаточно большое. Кроме того, менеджмент высшего звена характеризуется наивысшей степенью оплаты труда на предприятии, что должно быть экономически оправдано.
Литература:
- Инновационный менеджмент: перевод с английского / [Л. Беттанкур и др.]. — Москва: Альпина Паблишер, 2017. — 203, [1] с.: ил. — (Harvard Business Review: 10 лучших статей). — Авторы указаны на с. 203–204. — Оригинал: On Innovation. — Boston: Harvard Business Review Press, 2013. — (HBR'S: 10 Must Reads).
- Малое и среднее предпринимательство в России; Росстат — Москва, 2014. — 176 c.
- Инновационная деятельность на малом предприятии: учебное текстовое электронное издание / Ю. В. Плохих, М. Е. Глущенко, Н. М. Калинина, Н. Н. Саяпина, С. В. Тарута. — Омск: ОмГТУ, 2017. — 1 эл. опт. диск (CD-ROM).
- Балашевич, М. И. Малый бизнес: отечественный и зарубежный опыт / М. И. Балашевич. — Мн. 2014. — 410 с.
- Баранчеев В. П. Управление инновациями: учебник.–М.: Юрайт,2015. Свердловская ОУНБ; ЕФ; Шифр 65.9(2); Авторский знак Б243; Инв. номер 2313824-ЕФ.
- Предпринимательская деятельность в России/ Федеральная служба государственной статистики (Росстат). [Электронный ресурс]: http://www.gks.ru//.
Похожие статьи
Использование цифровых технологий молодыми предпринимателями для улучшения бизнес-стратегий
В статье рассматриваются особенности развития молодежного предпринимательства в России в условиях цифровой трансформации экономики. В частности, показаны цели по развитию цифровых технологий и исследованы возможности для создания рабочих мест для мол...
Значение малого бизнеса в России
Развитие малого бизнеса рассматривается как одна из основных задач экономики страны. Несмотря на активную позицию государства по реализации существующих мер, по оказанию помощи молодым предпринимателям, малый бизнес не успешно развит в нашей стране. ...
Анализ причин замедленного перехода экономики Российской Федерации на путь инновационного развития
Каждое современное государство заинтересовано в становлении экономики страны на инновационный путь развития с целью повышения конкурентоспособности отечественной продукции и услуг, а также экономической эффективности в целом. В статье проведен анализ...
Технологический ландшафт в России: актуальное значение и использование высоких технологий
В данной статье рассматривается современный технологический ландшафт в России, уделяя особое внимание значению и использованию высоких технологий. В нем исследуются различные сектора и отрасли, в которых используются эти технологии, включая информаци...
Использование сетевых информационных технологий для совершенствования умения работать с информацией
В статье рассмотрены возможности использования сетевых информационных технологий в учебном процессе, которые открывают большие возможности для развития у учащихся умения работать с информацией, что является необходимой современной компетенцией. Также...
Инвестиционная привлекательность предприятия. Инвестирование в форме заемных средств
Статья посвящена одной из важных проблем привлечения и эффективного использования инвестиций в современных условиях, когда во многих коммерческих структурах осуществляется дефицит их привлечения. В статье изложены показатели, которые используются при...
Разработка модели управления инновационным развитием малого предприятия в сфере автомобильных грузоперевозок
Каждый сектор современной экономики ориентирован на инновационное развитие. Исключением не является сфера автомобильных перевозок. В рамках данной статьи проанализированы основные процессы разработки модели управления инновационным развитием малого п...
Перспективы развития социального предпринимательства в Российской Федерации
Социальное предпринимательство по праву следует считать одним из новейших инструментов как в экономической, так и социальной сфере, направленным на то, чтобы достичь максимального эффекта в предпринимательском новаторстве. Основу социального предприн...
Формирование промышленных кластеров в условиях инновационной экономики
В статье рассматриваются промышленные кластеры, их организация и развитие в условиях инновационной экономики. В статье отражена текущая ситуация по данной деятельности в России и выявлены основные тенденции.
Роль государства в обеспечении инновационного экономического роста
В настоящей статье рассматриваются вопросы, связанные с ролью государства в обеспечении роста в современных экономиках. Цель статьи — анализ влияния государства на направление инновационного развития — частично достигнута.
Похожие статьи
Использование цифровых технологий молодыми предпринимателями для улучшения бизнес-стратегий
В статье рассматриваются особенности развития молодежного предпринимательства в России в условиях цифровой трансформации экономики. В частности, показаны цели по развитию цифровых технологий и исследованы возможности для создания рабочих мест для мол...
Значение малого бизнеса в России
Развитие малого бизнеса рассматривается как одна из основных задач экономики страны. Несмотря на активную позицию государства по реализации существующих мер, по оказанию помощи молодым предпринимателям, малый бизнес не успешно развит в нашей стране. ...
Анализ причин замедленного перехода экономики Российской Федерации на путь инновационного развития
Каждое современное государство заинтересовано в становлении экономики страны на инновационный путь развития с целью повышения конкурентоспособности отечественной продукции и услуг, а также экономической эффективности в целом. В статье проведен анализ...
Технологический ландшафт в России: актуальное значение и использование высоких технологий
В данной статье рассматривается современный технологический ландшафт в России, уделяя особое внимание значению и использованию высоких технологий. В нем исследуются различные сектора и отрасли, в которых используются эти технологии, включая информаци...
Использование сетевых информационных технологий для совершенствования умения работать с информацией
В статье рассмотрены возможности использования сетевых информационных технологий в учебном процессе, которые открывают большие возможности для развития у учащихся умения работать с информацией, что является необходимой современной компетенцией. Также...
Инвестиционная привлекательность предприятия. Инвестирование в форме заемных средств
Статья посвящена одной из важных проблем привлечения и эффективного использования инвестиций в современных условиях, когда во многих коммерческих структурах осуществляется дефицит их привлечения. В статье изложены показатели, которые используются при...
Разработка модели управления инновационным развитием малого предприятия в сфере автомобильных грузоперевозок
Каждый сектор современной экономики ориентирован на инновационное развитие. Исключением не является сфера автомобильных перевозок. В рамках данной статьи проанализированы основные процессы разработки модели управления инновационным развитием малого п...
Перспективы развития социального предпринимательства в Российской Федерации
Социальное предпринимательство по праву следует считать одним из новейших инструментов как в экономической, так и социальной сфере, направленным на то, чтобы достичь максимального эффекта в предпринимательском новаторстве. Основу социального предприн...
Формирование промышленных кластеров в условиях инновационной экономики
В статье рассматриваются промышленные кластеры, их организация и развитие в условиях инновационной экономики. В статье отражена текущая ситуация по данной деятельности в России и выявлены основные тенденции.
Роль государства в обеспечении инновационного экономического роста
В настоящей статье рассматриваются вопросы, связанные с ролью государства в обеспечении роста в современных экономиках. Цель статьи — анализ влияния государства на направление инновационного развития — частично достигнута.