Автор: Черникова Мария Сергеевна

Рубрика: 15. Региональная экономика

Опубликовано в

V международная научная конференция «Экономическая наука и практика» (Чита, апрель 2017)

Дата публикации: 08.04.2017

Статья просмотрена: 47 раз

Библиографическое описание:

Черникова М. С. Социальное предпринимательство как один из приоритетов стратегического развития регионов [Текст] // Экономическая наука и практика: материалы V Междунар. науч. конф. (г. Чита, апрель 2017 г.). — Чита: Издательство Молодой ученый, 2017. — С. 99-101. — URL https://moluch.ru/conf/econ/archive/221/12210/ (дата обращения: 12.12.2017).



В последнее время в нашей стране остро стоит вопрос о нехватке экономических ресурсов в сфере социального развития. Власть идет на поиски новых, инновационных форм развития, направленных на разрешение социальных проблем, привлекая представителей предпринимательского сообщества. На такие действия власть наталкивает весьма существенное изменение в ресурсном обеспечении социальной сферы. Наиболее эффективным является такое направление, как социальное предпринимательство. Оно позволяет привлечь финансовые ресурсы в различные отрасли социальной сферы. В данной статье автором представлен анализ основных проблем и необходимых условий развития социального предпринимательства в регионах РФ.

Ключевые слова: социальное предпринимательство, стратегическое развитие, бизнес, гражданское общество, законодательные инициативы, инновация

Социальное предпринимательство — молодое направление, но оно уже охватило весь мир и стоит в одном ряду с такими явлениями как благотворительность, филантропия и корпоративная социальная ответственность. Важно понимать, что между этими понятиями существуют различия.

Сам термин «социальное предпринимательство» указывает на то, что главной задачей данной деятельности является смягчение социальных проблем или их разрешение, а не извлечение прибыли. Оно многогранно и отражает ряд задач и особенностей присущих ему. Главной целью является достижение качественно нового уровня в преодолении социальных проблем. Отличительной чертой которого является сильная сторона механизмов контроля за эффективностью [1].

Социальное предпринимательство можно охарактеризовать следующими основными признаками: социальное воздействие; инновационность; самоокупаемость; масштабируемость и тиражируемость; предпринимательский подход.

Социальный предприниматель в первую очередь должен ставить перед собой задачу внедрения положительных изменений в социальную инфраструктуру, которые будут иметь долгосрочный характер. Определяющими являются устойчивость, долгосрочность, позитивность. И тут важно выделить то, что принципиальным отличием социального предпринимательства является способность уйти от узкого понимания бизнеса как коммерции и мобилизовать разрозненные ресурсы для улучшения жизни людей, которых затрагивает их деятельность.

Ключевым преимуществом являются собственные доходы предпринимателей, что в свою очередь предотвращает незаконченность дела. В этом плане благотворительность значительно уступает, в связи с тем, что ее временные, финансовые и пространственные ресурсы весьма ограниченны. Социальное предпринимательство характеризуется высокой отдачей за единицу вложенных ресурсов, что является его главной отличительной чертой.

В последнее десятилетие решение социальных проблем является включенным в бизнес-планы компаний, что помогает избежать нерационального использования экономических ресурсов.

Однако у россиян отсутствует понимание того, что представляет собой социальное предпринимательство. Отчасти это связано с тем, что этот термин еще не закреплен в российском законодательстве, что свидетельствует о несформированной институциональной среде этого явления. В начале этого года Министерство экономики направило на согласование законопроект о социальном предпринимательстве.

Проект предлагает относить к социальному предпринимательству предприятия, на которых трудятся инвалиды, одинокие (с детьми до семи лет) и многодетные родители, пенсионеры, выпускники детских домов в возрасте до 21 года, лица, освобожденные из мест лишения свободы. Среднесписочная численность таких работников в совокупности должна составлять не менее 30 %, а их доля в фонде оплаты труда — не менее 25 %. Принятие данного законопроекта поможет значительно увеличить роль социального предпринимательства. А также социальным может считаться предприятие, которое своей деятельностью помогает людям, оказавшимся в сложной жизненной ситуации. Например, улучшает условия их жизнедеятельности в таких сферах, как здравоохранение, физкультура и массовый спорт, дошкольное образование, детские кружки, социальный туризм, культурно-просветительская деятельность. Социальным такое предпринимательство будет считаться при условии, что доля доходов от этой деятельности составляет не менее 70 % в их общем объеме [2].

Документ определяет и принципы оказания государственной поддержки социальным предпринимателям. Регионам предлагается создавать инфраструктуру поддержки, предоставляя помещения на льготных условиях, доступ к банкам франшиз и образовательным программам. Также социальные предприниматели смогут арендовать государственное и муниципальное имущество без конкурсов. Создание таких условий для социального предпринимательство положительно скажется на стратегическом развитии регионов.

Несмотря на то, что дать понятие социальному предпринимательству пока только предполагается, в пояснительной записке к проекту указано, что государство оказывает ему помощь с 2012 года: социальные предприниматели получают помощь в 52 регионах, в 18 — созданы центры инноваций социальной сферы, где предприниматели могут получить консультации и организационную поддержку. С 2012 года на такие мероприятия, а также на субсидии предпринимателям, на дошкольные образовательные центры было потрачено 1,5 миллиардов рублей [2].

Необходимо отметить то, что неважно, как долго социальное предпринимательство «живет» в нашей стране, отсутствие его законодательного закрепления и четкой формулировки рождают в общественном сознании стереотипы о несовместимости предпринимательства и общественных организаций. Его часто путают с социальной ответственностью, социальной активностью, социальными инновациями или инвестициями бизнеса и другими похожими терминами и принятие законопроекта о социальном предпринимательстве позволит избежать всех этих проблем.

Социальное предпринимательство является невозможным без участия государства и местных властей. Упорядочивание таких отношений способствует формированию институтов гражданского общества, и данное направление деятельности является мощным источником гражданских инициатив.

Институт гражданского общества играет весомую роль в организации ярмарок социальных проектов, на которых представители деловых кругов рассматривают социальные инициативы.

В данном случае происходит финансирование из различных источников: спонсорская помощь и государственный бюджет. В реализации проектов огромную роль играют физические лица, члены общественных объединений, добровольцы. Таким образом власти объединяют бизнес и граждан. Итогом таких мероприятий становятся позитивные изменения в экономике того или иного района страны. Понятно, что не каждый предприниматель может забыть о своих интересах и действовать только во благо общества. Институт гражданского общества способствует созданию экономических условий, которые должны помогать развитию социального предпринимательства. А вот государство предполагает выбор социальных проблем, на разрешение которых бизнес будет направлять свою деятельность, и к тому же, не обкладываются налогом средства, которые выделяются на благотворительность.

Инновация подходов и тиражируемость опыта социального предпринимательства не должна стать показателем социального измерения модернизации России, а должна способствовать быстрому эффективному росту числа предприятий, имеющих социальную направленность. Это должно сопровождаться ростом компетентности, профессиональным ростом и вкладом в развитие человеческого потенциала. Все те, кто посвящает себя социальному предпринимательству, являются новаторами и людьми, которые могут сплотить вокруг себя огромное число единомышленников, способны находить ресурсы и использовать свои знания по максимуму.

Необходимым является обучение и стимулирование предпринимателей к социальной деятельности.

Бизнес вкладывает деньги в развитие социальной инфраструктуры, не вызывая при этом роста инфляции, позволяет создавать новые рабочие места и увеличивать заработную плату, улучшать качество жизни. Главной задачей института гражданского общества является разъяснение предпринимателям того, что значит вести социальное предпринимательство, что предприятия должны не только получать экономическую выгоду, но и оказывать помощь обществу, приносить ему пользу. Каждый человек должен нести ответственность перед обществом. Также государство и гражданское общество должны мотивировать и добиваться более активных позиций у наемных рабочих и предпринимателей, повышая роль каждого в обществе. Социальное предпринимательство является весьма актуальным, потому что помогает в разрешении социальных проблем, но способствовать его развитию может только сильное гражданское общество в тесной взаимосвязи с государством.

Привлекая внимание общественности можно изменить отношение наших граждан к социальному предпринимательству, показав его значимость. Активная работа в информировании граждан о социальном предпринимательстве должна помочь в поиске проектов, повышении мотивации и активности людей, которые готовы заняться данным бизнесом. Поддержка со стороны государства также может стать опорной точкой в процессе вовлечения людей, способствующих распространению и расширению социального предпринимательства. Реализация информационной стратегии должна оказать влияние и на традиционное предпринимательство, изменив восприятие социальной ответственности и значимости. Это привлечет предпринимателей из самых различных отраслей экономики, сформируется мощная поддержка социального предпринимательства населением и государством.

Подводя итоги, важно отметить, что социальное предпринимательство задействует недоиспользованные ресурсы, создает социальное благо инновационными способами, которые упущены другими. Наиболее остро сегодня стоит вопрос об информированности общества относительно понятия «социальное предпринимательство». Без преодоления информационного вакуума через рассказы о позитивных примерах в СМИ, проведение круглых столов и лекций на данную тематику невозможно сформировать положительное восприятие гражданами концепции социального предпринимательства.

Исключительно важно ввести понятие «социальное предпринимательство» в правовое поле России. Здесь потребуются законодательные инициативы и последовательная политика, которые будут направлены на укоренение этого явления в жизни страны. И наконец, перспективы роста социальных предприятий зависят от того, какое внимание будет уделяться привлечению новых энергичных и ответственных социальных предпринимателей. Только количественный рост числа социально ориентированных бизнесменов дает надежду на то, что в недалеком будущем многие актуальные социальные проблемы будут успешно решены и достигнуты стратегические цели развития регионов.

Социальное предпринимательство только начинает свое становление в нашей стране. Российское общество все еще скептически смотрит на это новое для них направление, и для преодоления барьера в восприятии необходимо многое сделать. Радует то, что большинство наших граждан признают необходимость существования негосударственных организаций, которые ставят перед собой главную цель не максимизацию прибыли, а решение и смягчение важных социальных проблем.

Литература:

  1. Задорин И. В. Социальное предпринимательство — новый формат социального активизма // Социология гражданского общества, НКО и местного самоуправления.URL: http://www.zircon.ru/publications/sotsiologiya-sotsialnoy-sfery-i-grazhdanskogo-obshchestva/
  2. Законопроект о социальном партнерстве // Портал «Новый бизнес: социальное предпринимательство». URL: http://www.nb-forum.ru/social/laws/zakonoproekt-o-sp-2.html#ixzz4cKi86D1F
Основные термины (генерируются автоматически): Социальное предпринимательство, социальное предпринимательство, социального предпринимательства, социальных проблем, гражданского общества, социальному предпринимательству, социальное предпринимательство «живет», социального предпринимательство, социальной сферы, социальном предпринимательстве, традиционное предпринимательство, роль социального предпринимательства, «социальное предпринимательство», развития социального предпринимательства, гражданское общество, отличием социального предпринимательства, социального предпринимательства населением, развитию социального предпринимательства, опыта социального предпринимательства, расширению социального предпринимательства.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle
Задать вопрос