Автор: Юшко Екатерина Сергеевна

Рубрика: Экономика и управление

Опубликовано в Молодой учёный №16 (75) октябрь-1 2014 г.

Дата публикации: 03.10.2014

Статья просмотрена: 701 раз

Библиографическое описание:

Юшко Е. С. Сущность социального предпринимательства в современных условиях // Молодой ученый. — 2014. — №16. — С. 297-299.

Встатье рассматривается социальное предпринимательство как направление эффективного решения социальных задач государства за счет предпринимательства.

Ключевые слова: социальное предпринимательство; социальная сфера.

Социальная сфера является дотационной из бюджетов всех уровней, при этом сама сфера постоянно расширяется и требует все больших вливаний. Переход к рынку влечёт за собой неизбежные структурные изменения системы социально-экономических отношений, что не может не отразиться на динамике перераспределения приоритетов и ролей среди основных институтов общества. Указанные изменения являются следствием значительного снижения эффективности государственного регулирования экономических процессов. В результате рыночных преобразований произошло существенное изменение ресурсного, в первую очередь финансового, обеспечения мер социально-экономической политики во всей социальной сфере. Из-за хронического недостатка денежных средств ограничены возможности государства в проведении активных социальных преобразований в переходный период [1, с. 2]. В сложном экономическом положении оказалась вся социальная сфера: образование, наука, здравоохранение, культура и т. д.

В этих условиях чрезвычайно актуальной становится проблема поиска финансовых средств, в том числе дополнительных внебюджетных источников, привлечение к решению важнейших социально-экономических проблем всех групп общества. Одним из таких общественных институтов, способных эффективно справиться с решением многих общественных проблем, привлечь дополнительные финансовые ресурсы в отрасли социальной сферы, а также содействовать их оптимизации и распределению в национальной экономике, является социальное предпринимательство [2, с. 45]

С точки зрения всемирной истории социальное предпринимательство — явление очень молодое. За океаном оно существует порядка 30 лет, в России — меньше десятилетия [3, с. 270, 4 с. 25]. Несмотря на столь юный возраст, социальное предпринимательство уже сегодня занимает место в одном ряду с некоммерческими инициативами, благотворительностью, венчурной филантропией и корпоративной социальной ответственностью. И, конечно же, у него уже есть своя история и свои герои, некоторые из которых успели добиться вполне заслуженного мирового признания.

Социальное предпринимательство (СП) — это новаторская деятельность, изначально направленная на решение или смягчение социальных проблем общества на условиях самоокупаемости и устойчивости.

Рис. 1. Структура социального предпринимательства [5,14]

Социальное предпринимательство сочетает в себе социальную направленность деятельности и предпринимательский подход, то есть находится как бы на стыке предпринимательства и благотворительности.

Проще говоря, социальное предпринимательство — это бизнес-решение социальной проблемы.

Таблица 1

Функции государства в социальной сфере [6,7]

ФУНКЦИЯ ГОСУДАРСТВА: создание общественных благ

Система внутренней и внешней безопасности

Законодательная деятельность государства (обеспечение правового порядка)

Система государственного управления (эффективное государство)

Денежная система

Социальное обеспечение

Образование

Здравоохранение

Объекты инфраструктуры

(Материально-техническая ее часть: система водоснабжения и очистки сточных вод, коммуникации, дороги, порты, аэродромы, единая энергетическая система)

Социальная проблема, которую пытается своей деятельностью решить социальный предприниматель, это отправная точка его бизнеса. Нет проблемы — нет социального предпринимателя (а есть просто бизнес с элементами социальной ответственности или социальный проект без предпринимательского подхода). Социальное предпринимательство — это баланс социальных целей и коммерческой составляющей, где деньги — не цель, но средство достижения этих социальных целей, позволяющее предпринимателю оставаться устойчивым и не зависимым от постоянных донорских вливаний.

Критерии СП [10,11]:

-                   социальная миссия;

-                   предпринимательский подход;

-                   инновационность (новаторство в решение социальной проблемы, новая комбинация ресурсов, новая услуга для региона);

-                   тиражируемость;

-                   самоокупаемость и финансовая устойчивость.

Социальное предпринимательство — это механизм, который может и должен стать социальным измерением модернизации России. Тиражируемость опыта, изначально заложенная в его концепции, позволяет быстро и эффективно расширять число предприятий, переносить подходы и идеи. Это сопровождается повышением компетентности социальных предпринимателей, их профессиональным ростом и вносит вклад в развитие человеческого капитала страны. В большинстве своем те, кто решается посвятить себя этой сложной области бизнеса, — новаторы. Они способны сплотить вокруг себя единомышленников, изыскать необходимые ресурсы для решения социальных проблем, объединить собственные знания с самыми современными технологиями. Социальные предприниматели создают точки роста, вокруг которых формируются не только новые предприятия, но и особые общественные отношения.

Крайне ценен опыт взаимодействия россиян с социальными компаниями. Сегодня, согласно опросу Левада-Центра, 60 % жителей России позитивно оценивают вклад малого и среднего бизнеса в развитие страны [9,13]. Вместе с тем все еще достаточно высок уровень недоверия к представителям бизнес-сообщества и их усилиям в социальной сфере.

Справедливость этих оценок подтверждают сами предприниматели: исследование ВЦИОМа (2009 год) показало, что более половины бизнесменов считают уровень социальной ответственности российского бизнеса низким [8,12]. Налицо проблема, которую можно охарактеризовать как кризис доверия. С одной стороны, бизнес в целом воспринимается позитивно, с другой — в нем не видят активного агента социальных изменений.

С расширением сети социальных предприятий неизбежно произойдет изменение отношения к социально ориентированному бизнесу. Встречным движением станет рост социальной ответственности традиционного бизнеса, который будет стремиться интегрироваться в новую парадигму взаимодействия общества и предпринимателей.

Отдельно необходимо упомянуть функцию реинтеграции целого ряда социальных групп в общество. В первую очередь, речь идет об инвалидах, зачастую исключенных из повседневной жизни. Создание возможностей для их трудоустройства, повышения материального благосостояния и морального благополучия — одна из ключевых задач социального предпринимательства.

Взаимодействие с государственными и муниципальными органами власти в сфере социального предпринимательства не ограничивается фискальной сферой. Достаточно широкое распространение получили специальные фонды развития — партнерские организации, которые создаются с целью социально-экономического развития территорий муниципалитетами, бизнесом и некоммерческими организациями. Такие трехсторонние коалиции позволяют эффективно решать проблемы местного уровня. Более того, реализация трехсторонних соглашений формирует устойчивые партнерские связи и выстраивает коммуникационные сети, составляющие фундамент дальнейшего сотрудничества.

Упрочение взаимоотношений государства, бизнеса и общества в рамках парадигмы социального предпринимательства даст новый импульс к формированию институтов гражданского общества в России. Ориентация на комплексное решение острых социальных проблем, сетевой принцип распространения, способность к активной интеграции в существующие проекты делают социальное предпринимательство мощным источником гражданских инициатив.

Литература:

1.   Баталина М., Московская А., Тарадина Л.. Обзор опыта и концепций социального предпринимательства с учетом возможностей его применения в современной России: Препринт WP1/2008/02. — М.: ГУ ВШЭ, 2008. [Электронный ресурс] — Режим доступа:https://www.hse.ru/data/2010/05/04/1216403244/WP1_2008_02.pdf

2.   Сестренский О. социальное предпринимательство: сила новых идей // Социальная ответственность — 2008. — № 22.

3.   Alvord S. H., Brown L. D. & Letts C. W. Social entrepreneursh ip an d 8. so cietal trans formation // Journa na l of Applied Beha ha vioral Science. 2004. No. 40 (3): 260–282.

4.   Young D. Social Enterprise in the United States. Prepared for: The 100. EMES Con ference “The Social Enterprise: A Comparative Perspective”. Trento, Italy, Dec. 13–15, 2001.

5.   Лаборатория социального бизнеса — http://www.nb-forum.ru/interesting/reportages/laboratoriya-sotsialnogo-biznesa.html.

6.   Аналитические отчеты Фонда «Наше будущее» об итогах конкурсов 2009–2010 годов.

7.   Глушков В. Социальное предпринимательство в России. Начало пути. 2009: http://www.rmcenter.ru/about/news/detail.php?ID=2907

8.   Неэквивалентный обмен: социальная ответственность бизнеса и его признание российским обществом. М.: ВЦИОМ, 2010: http://wciom.ru/index.php?id=268&uid=13587

9.   Общественное мнение — 2009. М.: Левада-Центр, 2009.

10.                       Общественная поддержка и доверие как фактор развития социального предпринимательства. М.: Исследовательская группа ЦИРКОН, 2008: http://www.zircon.ru/russian/publication/4/081216.htm

11.                       Сайдуллаев Ф. С., Шестоперов А. М. Динамика развития малого предпринимательства в регионах России в январе — марте 2010 года. М.: АНО НИСИПП, 2010: http://www.nisse.ru/business/article/article_1473.html

12.                       Levchenko T. P., Koshcheev S. V. Сluster technologies in resort enterprises’ energy efficiency and operational performance increase // European Journal of Economic Studies. 2013. Т. 4. № -2. С. 97–102.

13.                       http://www.nb-forum.ru

14.                       http://socialentre.ru/

Основные термины (генерируются автоматически): социальное предпринимательство, социального предпринимательства, социальных проблем, Социальное предпринимательство, социальной ответственности, социальное предпринимательство —, социальное предпринимательство мощным, решения социальных, Сущность социального предпринимательства, Структура социального предпринимательства, социальных целей, социальных проблем общества, парадигмы социального предпринимательства, задач социального предпринимательства, социальных задач государства, в сфере социального предпринимательства, социальное предпринимательство — явление, социальных преобразований в переходный, решения социальных проблем, стыке предпринимательства и благотворительности.

Ключевые слова

социальное предпринимательство; социальная сфера.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle
Задать вопрос