Проблемы развития предпринимательства в России
Сайбель Наталья Юрьевна, кандидат экономических наук, доцент;
Печенов Алексей Сергеевич, студент
Кубанский государственный университет (г. Краснодар)
Жизненно важной и интересной проблемой, широко изучаемой и обсуждаемой сегодня в нашем обществе, является развитие предпринимательства, рассматриваемое во всей своей многогранности и неоднозначности.
Развитие малого предпринимательства оказывает непосредственное воздействие на становление локальных рыночных отношений: ведь очень важно, чтобы каждый человек имел возможность реального выбора − быть наемным работником или предпринимателем.
Важную роль в рыночной экономике играют предприниматели. Они активируют и стимулируют экономическую деятельность. Общество должно вознаграждать и стимулировать предпринимателей, чтобы был выше уровень жизни. При высоком проценте предпринимателей в государстве происходит рост экономики и уровня жизни населения. Предпринимательская деятельность должна быть стимулирована государством посредством экономических и законодательных механизмов [1].
Центральное место в рыночной экономике занимают предприниматели. Производство новых, инновационных товаров и услуг начинается посредством энергии, креативности и мотивации предпринимателя.
Предприниматель всегда находится в поиске новых возможностей для получения прибыли, ведь именно он несет ответственность за все риски предприятия в процессе экономической деятельности. Способность интуитивно определять, что новый товар, который предприниматель собирается выпустить на рынок, принесет прибыль — это ключевая особенность мышления успешного предпринимателя. Факторы, необходимые для производства, предложения и продажи товаров и услуг соединяются воедино предпринимателем для успешного производства. Инвестирование капитала в производство товара это всегда определенный риск для предпринимателя. И он рассчитывает при производстве данного товара извлечь прибыль. Предприниматель организует систему продаж и маркетинга для стимулирования продаж. Должны быть соблюдены законы, необходимо следовать действующему законодательству, обязательно должны быть приобретены необходимые лицензии на производство и продажу.
Процессы и системы, которые необходимы для успешной работы бизнеса настраивает предприниматель. Он обязан ориентироваться в финансовых аспектах бизнеса, постоянно фокусироваться на продажах, денежных потоках и получении прибыли.
Результатом деятельности предпринимателей является экономический успех государства. Рабочие места создаются предпринимателями. Процветание и доход государства обеспечиваются предпринимателями. По этим причинам им необходимо обеспечить оптимальные условия работы.
Предпринимательство несет в себе большое количество важных функций. Одной из наиболее важных функций является функция предпринимательства как «передового отряда» экономики, принимающего на себя хозяйственные риски и обеспечивающего устойчивые темпы роста экономики [2].
Предпринимательство тесно связано с понятием «малый бизнес». Именно малый бизнес помогает решать ряд острых социально экономических проблем общественного развития. Перед ним стоит определенный спектр задач, он помогает решить проблемы формирования конкурентной среды, обеспечения занятости населения, создания среднего класса, повышения уровня благосостояния.
Для наглядности приведем немного статистики. Так, доля малого бизнеса в ВВП разных стран составляет:
– в США, Канаде, Великобритании и других развитых странах 50–60 %;
– в странах Евросоюза около 70 %;
– в Китае предпринимательство является одной из причин высоких темпов экономического роста — 55 %;
– в России − 17 % [3].
Как видно из приведенных данных, Россия сильно отстает от других стран и это один из факторов низких темпов экономического роста в стране. Кроме того, необходимо отметить, что в России:
– доля работников в сфере малого предпринимательства составляет не более 14 % от общей численности занятых в народном хозяйстве;
– общее число малых предприятий сейчас чуть более 1 млн.
Исходя из этого, можно сказать, что для российской экономики на данный момент довольно важной задачей является преодоление отставания в сфере малого предпринимательства.
Предпринимательский сектор играет важную роль в экономике страны. Социально-экономическое развитие государства напрямую зависит от развития предпринимательской деятельности. Предприниматель выполняет социальную задачу посредством создания рабочих мест, обеспечения доходами населения.
Необходимо отметить, что государство имеет серьезное влияние на развитие предпринимательства в России. Но его влияния недостаточно, поскольку существуют серьезные проблемы. Особенно неблагоприятна ситуация в промышленности, которой отводится ведущая роль в инновационной деятельности. Проблемами развития промышленного производства в последние годы по-прежнему остаются:
– низкая конкурентоспособность и инновационная восприимчивость продукции;
– существенный износ основных фондов;
– сохраняющийся дефицит собственных финансовых средств;
– сохраняющийся дефицит инвестиций;
– недостаточный спрос внутреннего рынка.
В настоящее время появилась острая необходимость решить важную задачу — диверсификация экономики России, и в связи с этим обострился государственный интерес в поддержке предпринимательства.
Россия в последние годы не в состоянии показать высоких результатов в глобальном рейтинге конкурентоспособности стран, ежегодно составляемым Всемирным Экономическим форумом. И, тем не менее, в 2015–2016 гг. можно заметить повышение России в общем рейтинге с 53 до 45 места.
Исходным для анализа состояния делового климата в РФ стал вопрос о том, насколько положительно представители предпринимательского сообщества оценивают развитие своего бизнеса. Этот вопрос содержит в себе разные аспекты самооценки настроения предпринимателей − в зависимости от того, какие стороны развития бизнеса в настоящее время актуальны для предпринимателей. Результаты опроса, проведенного в 2015 г., свидетельствуют в целом о среднем уровне оптимизма российских предпринимателей.
Как и прежде коррупция, неэффективность государственного аппарата и высокие налоговые ставки являются ключевыми проблемами для экономического развития России. Все эти факторы способствуют неэффективному распределению ресурсов страны и препятствуют росту конкурентоспособности [2]. Новые производства, товары и услуги являются неотъемлемой частью для развития предпринимательства в стране. Реализовать эти задачи в предпринимательской среде очень сложно. Сегодня большая доля предпринимателей работает в теневом секторе.
В сегодняшней стадии развития экономики огромное значение имеет усиление регулирующей роли государства в процессе становления цивилизованного предпринимательства. Предпринимательская деятельность должна оставаться неприкосновенной, поскольку это свободная деятельность граждан, но одновременно с этим, государство должно обеспечивать защиту экономической и политической свободы.
В настоящее время также остро стала проблема коррупции в деятельности органов власти. Коррупция является прямой угрозой национальной безопасности, препятствует развитию в нашей стране институтов демократии и гражданского общества, реализации гражданами своих конституционных прав в сфере образования, здравоохранения, социального обеспечения, имущественных отношений. Эта проблема крайне негативно влияет на развитие экономики Российского государства. В связи с вышеизложенными фактами можно сделать вывод о том, что государству необходимо разрабатывать эффективные меры борьбы с коррупцией [4].
Кризис в стране и дисбаланс в экономических отношениях, рост безработицы, дефицит бюджета, высокие налоги, падение производительности труда являются основными факторами, которые обуславливают наличие преступности и коррупции в стране.
По мнению экспертов Мирового банка, коррупция это главная экономическая проблема современности. По некоторым исследованиям 40 % предприятий во всем мире вынуждены давать взятки [5]. Наличие коррупции в стране говорит нам о том, что существуют неучтенные денежные средства. Теневая экономика страны перешла уже все границы, поскольку масштабы коррупции в наше время больше, чем когда-либо прежде. Производство в России не создается и не развивается, а это значит, что основные средства в копилку коррупции идут от нефтедолларов, криминального рынка, рынка услуг. Крупные взятки даются в основном чиновникам, в целях получения личной выгоды. Кроме того еще одной причиной нестабильности экономики и коррупции является незаконный вывоз капитала. Борьба с коррупцией становится одной из самых актуальных задач и приоритетных направлений политико-правовой реформы в России.
В ходе исследования, проведенного общественной организацией «Опора России», были выявлены основные препятствия в развитии предпринимательства в Российской Федерации. Почти половина опрошенных в качестве наиболее существенных проблем, мешающих ведению предпринимательства, выделяют высокую налоговую нагрузку (49 %), ограниченность финансовых средств (48 %) и нестабильность законодательной базы (47 %). Развитию предпринимательства в настоящее время мешают также такие факторы, как: коррупция в органах власти и управления (36 %), высокая ставка арендной платы (31 %), проверки контрольно-надзорных органов (27 %), трудности с получением кредита (25 %). По результатам опроса, проведенного в январе 2015 г. информационным агентством «РосБизнесКонсалтинг» (РБК), около 55 % респондентов (общий размер выборки − более 17 тыс. чел.) отметили налоговую нагрузку как основное препятствие для развития бизнеса [5].
Государство, формулируя правила администрирования бизнеса, предлагая инструменты по привлечению бизнес-ресурсов, разрабатывая механизмы поддержки конкуренции, принимает на се6я ответственность за состояние бизнес-среды.
За последнее десятилетие в России сформировались основные общепринятые в странах с развитой рыночной экономикой элементы системы государственной поддержки предпринимательства. Однако, сложные экономические условия хозяйствования и существующие проблемы развития малого предпринимательства выявили неэффективность мер государственной поддержки. В этой связи дальнейшее развитие и совершенствование всей системы государственной поддержки малого предпринимательства становится необходимым для успешного развития малого предпринимательства в Российской Федерации.
Как известно, систему государственной поддержки малого предпринимательства в настоящее время составляют:
– государственные нормативно-правовые акты, направленные на поддержку и развитие малого предпринимательства;
– государственный аппарат, представляющий собой совокупность государственных институциональных структур, ответственных за развитие малого предпринимательства, обеспечивающих реализацию государственной политики в этой сфере и осуществляющих регулирование сферы малого предпринимательства и управление инфраструктурой его поддержки;
– государственная инфраструктура поддержки малого предпринимательства, включающая некоммерческие и коммерческие организации.
Государственная поддержка малого бизнеса направлена на снижение рискованности малого бизнеса. Ресурсная необеспеченность заставляет государство поддерживать малый бизнес по следующим основным направлениям: финансовая поддержка; материально-техническая поддержка; консультативная и информационная поддержка; создание рыночной инфраструктуры.
Государственное содействие предпринимательству должно осуществляться при соблюдении следующих принципов:
– разграничение полномочий по поддержке субъектов малого и среднего предпринимательства между федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления;
– ответственность федеральных органов государственной власти.
Следует отметить, что согласно постановлению Правительства РФ от 30 декабря 2014 г. № 1605 «О предоставлении и распределении субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на государственную поддержку малого и среднего предпринимательства, включая крестьянские (фермерские) хозяйства в 2015 году», государство предоставляет субъектам предпринимательства субсидии [2]:
– на поддержку субъектов малого и среднего предпринимательства в рамках реализации муниципальных программ (подпрограмм) развития малого и среднего предпринимательства, в том числе монопрофильных муниципальных образований;
– на поддержку субъектов малого и среднего предпринимательства, пострадавших в результате чрезвычайной ситуации;
– на поддержку программ обеспечения деятельности бизнес-инкубаторов.
Отдельное внимание стоит уделить такому понятию, как «бизнес-инкубатор». Это организация, созданная для поддержки предпринимателей на ранней стадии их деятельности, осуществляющая такую поддержку путем предоставления в аренду помещений и оказания услуг, необходимых для ведения предпринимательской деятельности.
Бизнес-инкубатор обеспечивает оказание следующих основных услуг: предоставление в аренду (субаренду) субъектам малого предпринимательства нежилых помещений бизнес-инкубатора; осуществление технической эксплуатации здания (части здания) бизнес-инкубатора; почтово-секретарские услуги; консультационные услуги по вопросам налогообложения, бухгалтерского учёта, кредитования, правовой защиты и развития предприятия, бизнес-планирования, повышения квалификации и обучения.
Кроме непосредственно денежного субсидирования малого бизнеса, госорганы могут предложить представителям малого бизнеса помощь иного характера, например предоставление в аренду нежилой недвижимости, земли, техники по сниженным ставкам или вовсе бесплатно. Также государство может оказать содействие в получении банковского кредита на льготных условиях. Кроме того государство может осуществлять субсидирование приобретения предпринимателем основных средств на условиях лизинга. Речь может идти либо о первом взносе, либо о полном погашении платежа. Размер субсидии напрямую зависит от стоимости основных средств. Например, столичные власти готовы субсидировать до 1/3 затрат от стоимости предмета лизинга без НДС (налога на добавленную стоимость), но в суммах, не превышающих 5 млн. руб. [6].
Более того, в регионах могут действовать и свои программы поддержки и субсидирования малого бизнеса, о которых будущий предприниматель может узнать из СМИ или получить консультацию специалистов, непосредственно занимающихся этими вопросами.
На базе фондов поддержки малых предприятий действуют органы, оказывающие помощь предпринимателям в ведении бухгалтерского учета и осуществляющие юридическое сопровождение бизнеса. Данная деятельность актуальна и востребована, потому что позволяет снизить расходы предпринимателя на привлечение специалистов.
Проведенный анализ позволяет сделать вывод, что малое предпринимательство ведет к оздоровлению экономики в целом. Следовательно, лучший выход для нашей страны — это государственная политика правительства, направленная на расширение и развитие предприятий малого предпринимательства в нашей стране. Именно малые предприятия, особенно в случае удовлетворительной разработки новой государственной политики в области малого предпринимательства, могут стать основой рыночных структур во многих отраслях, обеспечивал перелив инвестиций в сферы наиболее эффективного приложения ресурсов и тем самым соединить процессы структурной политики и формирование всего рынка. Зарубежный опыт для развития предпринимательского аспекта экономики России, несомненно, важен. Черпая опыт у стран с развитой стабильной экономической системой, Россия может выйти на новый уровень экономического развития. Сегодня основные проблемы состояния делового климата России связаны с противоречивым характером коммуникаций между бизнесом и внешней средой — обществом и властью. На наш взгляд возможные направления преодоления препятствий − это укрепление стабильности экономического развития; совершенствование правового воздействия и повышение правовой культуры населения; создание современного законодательства о предпринимательстве; усовершенствование государственной поддержки; выполнение законов и других правовых актов.
Литература:
- Егоров И. Роль предпринимателей в современной России // Деловая мысль. 2016. № 1. С. 62–63.
- Черкасов Д. О. Роль малого предпринимательства в экономике России // Молодой ученый. 2016. № 2 (106). С. 629–631.
- Сайбель Н. Ю. Особенности государственной поддержки инновационного предпринимательства за рубежом // Актуальные проблемы экономической теории и практики: сборник научных трудов / под ред. В. А. Сидорова. Выпуск 15. Краснодар: Кубанский государственный университет, 2013. С. 16–27.
- Сайбель Я. В. Антикоррупционная политика России: реальность и мифы // Актуальные проблемы экономической теории и практики: сборник научных трудов / под ред. В. А. Сидорова. Выпуск 17. Краснодар: Кубанский государственный университет, 2014. С. 151–158.
- Малый бизнес в России. Проблемы и перспективы развития. Аналитический доклад. − М.: РАРМП, 2014.
- Сайбель Н. Ю., Сайбель Я. В. Финансовая поддержка малого и среднего бизнеса в России // Актуальные проблемы экономической теории и практики: сборник научных трудов / под ред. В. А. Сидорова. Выпуск 18. Краснодар: Кубанский государственный университет, 2015. С. 75–83.