Об эффективности мер государственной поддержки малого и среднего предпринимательства | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 марта, печатный экземпляр отправим 3 апреля.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Социология

Опубликовано в Молодой учёный №14 (94) июль-2 2015 г.

Дата публикации: 16.07.2015

Статья просмотрена: 3245 раз

Библиографическое описание:

Бартош, А. А. Об эффективности мер государственной поддержки малого и среднего предпринимательства / А. А. Бартош, Е. Н. Верхушина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2015. — № 14 (94). — С. 691-693. — URL: https://moluch.ru/archive/94/21225/ (дата обращения: 19.03.2024).

Статья посвящена вопросам поддержки малого и среднего бизнеса со стороны государства и ее эффективности в Российской Федерации.

Дана характеристика ряда мероприятий, направленных на поддержку малого и среднего бизнеса. На основе проведенного исследования выявлен ряд существующих проблем в данной сфере. Предложено решение этих проблем, в том числе путем структурных изменений в деятельности организаций, формирующих инфраструктуру поддержки малого и среднего бизнеса.

Также государство может оказать положительное воздействие на малый и средний бизнес не только через поддержку кредитования, но и путем развития доступного бизнес-образования.

Ключевые слова: государственная поддержка, малый и средний бизнес, социально-экономическое развитие, регионы.

 

В связи с новыми вызовами экономика и общество России находятся на стадии новых трансформаций. Необходимость диверсификации промышленного производства, обеспечения эффективной занятости населения, повышения производительности труда, осуществления импортозамещения, ориентированного, в том числе, на экспорт, проведения модернизации и перехода к инновационному типу развития экономки обуславливают усиление роли малого и среднего бизнеса в социально-экономическом развитии России и ее регионов.

Содействие развитию малого и среднего предпринимательства (далее — МСП) в России путем создания благоприятной деловой среды является в настоящее время ключевой задачей для всех регионов [5]. Актуальность этой темы в очередной раз подтверждает обсуждение проблем развития бизнеса на заседании Государственного совета от 07 апреля 2015 года. В то же время проблема поиска эффективных форм поддержки и стимулирования развития малого бизнеса в регионах России требует дополнительной научной проработки.

Эффективность мер государственной поддержки малого и среднего предпринимательства с точки зрения социологии управления следует рассматривать в формате взаимного соответствия и увязки целей и интересов государства и бизнеса. В этой связи становится важным, насколько формулируемые и реализуемые государством направления поддержки соответствуют ожиданиям предпринимателей и современному состоянию развития данного сектора экономики.

В целом в Российской Федерации в настоящее время созданы ключевые организационные и правовые основы государственной поддержки малого и среднего предпринимательства [3]. Однако развитие бизнеса в стране по-прежнему осуществляется медленно.

Анализ статистических данных свидетельствует о неравномерности пространственного развития малого предпринимательства в регионах России [1]. В результате проведенного распределения субъектов Российской Федерации в зависимости от количества малых предприятий в расчете на 1000 жителей по итогам 2014 года наиболее многочисленной стала группа с результатом 7,9–13,7 единиц — 43 региона страны (в среднем по России показатель составил 14,3 ед.). Следующая по величине группа регионов (22 субъекта Российской Федерации) имеют значение показателя в диапазоне 13,7–19,3.

В группы регионов с наиболее высокими значениями показателя количества субъектов малого предпринимательства на 1000 человек населения (от 19,3 ед. до 41,9 ед.) вошли 7 субъектов Российской Федерации, при этом лидирующие позиции по данному показателю занимают г. Санкт-Петербург (41,9 ед.) и Новосибирская область (27,8 ед.)

В группу регионов, в которых число субъектов малого предпринимательства в расчете на 1000 жителей по итогам 2014 года менее 7,9 ед. вошли 11 субъектов Российской Федерации (в основном — это регионы Северо-Кавказского и Сибирского федеральных округов), в том числе Забайкальский край.

По данным Министерства экономического развития Забайкальского края за 2014 год количество субъектов малого и среднего бизнеса (включая микропредприятия) выросло на 6,5 %. Среднесписочная численность работников малых и средних предприятий составила 104,9 % к уровню предыдущего года, на 4,1 % вырос оборот малых и средних предприятий. Негативные тенденции сохраняются в динамике числа индивидуальных предпринимателей края. В связи с увеличением страховых взносов на обязательное пенсионное страхование продолжается сокращение численности предпринимателей: в 2013 году снижение составило 14,9 %, в 2014 году — 2 %.

Кроме того, ужесточение денежно-кредитной политики в связи с падением рубля, а также ограниченный доступ крупных российских банков к иностранному финансированию стали причиной осложнения доступа малого предпринимательства к кредитным ресурсам.

В настоящее время в большинстве регионов России создана обширная инфраструктура поддержки предпринимательства. В ее составе: муниципальные фонды поддержки малого предпринимательства, бизнес-инкубаторы, лизинговые компании, кредитные кооперативы, действующие преимущественно в сфере сельского малого бизнеса, фонды развития малого предпринимательства, инвестиционного развития, микрофинансовые центры, гарантийные фонды Забайкальского края, центры инжиниринга.

В соответствии с реализуемыми государственными программами субъектов Российской Федерации основными направлениями деятельности органов власти в сфере содействия развитию малого и среднего предпринимательства, как правило, являются: развитие лизинга, социального предпринимательства, начинающего бизнеса, микрофинансирования, возмещение процентной ставки по кредитам. Реализуются меры, направленные в первую очередь на поддержку модернизации производства: компенсацию расходов на приобретение оборудования; субсидирование расходов по лизингу оборудования; возмещение процентной ставки по инвестиционным кредитам. Вместе с тем, отсутствует комплексный подход к развитию предпринимательской среды.

В апреле — мае 2015 года в ходе исследования был проведен опрос среди предпринимателей Забайкальского края (в том числе муниципальных районов). По результатам опроса, на первый вопрос о том, какие факторы препятствуют предпринимательской деятельности, ответы распределились следующим образом:

-        недостаток собственных средств — по мнению 57,0 % опрошенных;

-        высокий уровень налогообложения — 52,7 %;

-        рост (высокий уровень) тарифов — 46,2 %;

-        дефицит квалифицированных кадров — 33,3 %.

-        слабая информированность об оказываемой государственной поддержке — 31,2 %.

Меньшее влияние на предпринимательскую деятельность оказывает фактор «административные барьеры» (23,7 % опрошенных отдали высокий ранг, 28 % поставили низкую степень влияния).

На вопрос, что необходимо сделать для эффективного развития бизнеса:

-        72,0 % считают, что необходимо снизить налоговое бремя;

-        58,1 % — необходимо оказать финансовую поддержку со стороны государства;

-        30,1 % — предоставлять помещения в аренду;

-        23,7 % — устранить бюрократические проволочки.

Единичные ответы: «обеспечить муниципальный заказ», «решить вопросы с землей». Представители сферы торговли предложили «платить населению заработную плату», «повысить платежеспособность населения».

Среди организаций, представляющих инфраструктуру поддержки малого и среднего предпринимательства, наиболее часто опрошенные сотрудничали с:

-        Фондом поддержки малого предпринимательства — 24,7 %;

-        Инвестиционным фондом — 12,9 %;

-        лизинговой компанией — 9,7 %;

-        около 30 % опрошенных не сотрудничали и не знают организации инфраструктуры поддержки МСП.

Анализ ответов на данный вопрос демонстрирует низкую информированность предпринимателей, особенно муниципальных районов, о предоставляемой государственной поддержке. Кроме того, данные объекты инфраструктуры зачастую работают, конкурируя друг с другом, в то время как в регионах необходимо создание взаимоувязанной системы поддержки: от начинающих предпринимателей до бизнеса, направленного на дальнейшее развитие. На каждом этапе жизненного цикла субъекта малого предпринимательства должна быть обеспечена соответствующая поддержка предпринимателя. Организации инфраструктуры поддержки бизнеса должны последовательно и комплексно встраиваться в общую систему. Так, на сегодняшний день в большинстве регионов в соответствии с действующей нормативной правовой базой государственные бизнес-инкубаторы только предоставляют площади в аренду с минимальным набором услуг по сопровождению. При этом само понятие «инкубирование» предполагает «взращивание», создание комфортной среды и условий для начинающих, в том числе полное сопровождение до того уровня, когда предприниматель готов устойчиво и полноценно функционировать.

Особое значение для развития предпринимательства приобретает бизнес-образование. По результатам того же опроса в Забайкальском крае, о необходимости системы бизнес-образования заявили 87 % респондентов (в формате краткосрочных курсов, информационных семинаров-встреч, тренингов, обучающих бизнес-семинаров, вебинаров).

В настоящее время образовательную нагрузку несут инкубаторы при крупных образовательных организациях, а также частные инкубаторы, примеры которых в России единичны. В Забайкальском крае с 2014 года функция по обучению предпринимательству, формированию позитивного имиджа и коуч-сопровождению бизнеса возложена на региональный бизнес-инкубатор. Самостоятельно и консолидированно с другими организациями инфраструктуры поддержки малого и среднего предпринимательства проводится ряд обучающих семинаров, интенсивов, информационные встречи, выездные мероприятия в муниципальные образования, направленные, в том числе на формирование и объединение бизнес-сообщества.

Кроме того, уже на начальном этапе, как только бизнес-идея проработана и готова к реализации, должны подключаться все механизмы поддержки МСП, как государственные, так и коммерческие и общественные (менторство). Это позволит уйти от «точечной» помощи и рассеивания поддержки, что снижает её эффективность, а также повысить жизнеспособность молодого бизнеса, тем самым, увеличивая количественные и качественные показатели, характеризующие развитие предпринимательства.

 

Литература:

 

1.         Официальный сайт Федеральной государственной статистики [электронный ресурс]. URL: http:// gks.ru (дата обращения 06.06.2015)

2.                   Постановление Правительства Забайкальского края от 23 апреля 2014 года № 220 «Об утверждении государственной программы Забайкальского края «Экономическое развитие» [электронный ресурс]. URL: http:// минэконом.забайкальскийкрай.рф/gosprogrammy.html (дата обращения 25.06.2015)

3.                   Постановление Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 № 316 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Экономическое развитие и инновационная экономика» [электронный ресурс]. URL: http:// www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/70544224/ (дата обращения 25.06.2015)

4.                   Распоряжение Правительства Забайкальского края от 04 марта 2015 года № 83-р «Об утверждении отчета о результатах деятельности Правительства Забайкальского края за 2014 год» [электронный ресурс]. URL: http:// правительство.забайкальскийкрай.рф/deyatelnost_pravitelstva/otchet_o_deyatelnosti.html (дата обращения 25.06.2015)

5.         Стенограмма заседания Госсовета по поддержке малого и среднего бизнеса // Интернет-портал «Российской газеты». 2015. URL: http:// www.rg.ru/2015/04/07/putin-stenogramma.html (дата обращения 25.04.2015)

Основные термины (генерируются автоматически): малое предпринимательство, Российская Федерация, Забайкальский край, среднее, бизнес, группа регионов, государственная поддержка малого, предпринимательская деятельность, процентная ставка, Россия.


Похожие статьи

Роль государственной поддержки в развитии малого бизнеса

В статье рассмотрены основные экономические показатели деятельности малых и средних предприятий, их влияние на экономику региона и страны, а также основные меры государственной поддержки.

Анализ финансовой поддержки малого и среднего...

В статье проанализирована поддержка субъектам малого и среднего предпринимательства, оказываемая в регионах России. Особая роль отведена финансовой помощи, которая выражается в субсидировании регионов...

Государственная поддержка малого бизнеса в Российской...

малое предпринимательство, Российская Федерация, малый бизнес, государственная поддержка, сторона государства, финансовая поддержка, вид бизнеса, вид деятельности, сфера поддержки, поддержка.

Развитие системы государственной поддержки и регулирования...

малое предпринимательство, государственная поддержка, малый бизнес, развитие малого, среднее, предпринимательство, инфраструктура поддержки, Российская Федерация...

Государственная поддержка малого бизнеса в России

малый бизнес, малое предпринимательство, Российская Федерация, государственная поддержка, Развитие, Россия, экономическое развитие, местное самоуправление, муниципальный уровень...

Государственная поддержка предпринимательской...

Ключевые слова: предпринимательская деятельность, государственная поддержка, малый и средний бизнес, субсидии, льготы, экономика. Предпринимательская деятельность — это деятельность...

Государственная поддержка субъектов малого и среднего...

Государственная поддержка малого предпринимательства в Евразийском экономическом союзе (на примере Российской Федерации и Республики Казахстан).

Государственная поддержка малого и среднего бизнеса...

среднее, государственная поддержка, предпринимательство, малый бизнес, государственная поддержка малого, бизнес, малое предпринимательство, сфера малого, Россия, Приморский край.

Специфика государственной поддержки, регулирования...

предпринимательства, народных художественных промыслов), общий уровень развития малого и среднего бизнеса в России остался далек от желаемых результатов.

Роль государственной поддержки в развитии малого бизнеса

В статье рассмотрены основные экономические показатели деятельности малых и средних предприятий, их влияние на экономику региона и страны, а также основные меры государственной поддержки.

Анализ финансовой поддержки малого и среднего...

В статье проанализирована поддержка субъектам малого и среднего предпринимательства, оказываемая в регионах России. Особая роль отведена финансовой помощи, которая выражается в субсидировании регионов...

Государственная поддержка малого бизнеса в Российской...

малое предпринимательство, Российская Федерация, малый бизнес, государственная поддержка, сторона государства, финансовая поддержка, вид бизнеса, вид деятельности, сфера поддержки, поддержка.

Развитие системы государственной поддержки и регулирования...

малое предпринимательство, государственная поддержка, малый бизнес, развитие малого, среднее, предпринимательство, инфраструктура поддержки, Российская Федерация...

Государственная поддержка малого бизнеса в России

малый бизнес, малое предпринимательство, Российская Федерация, государственная поддержка, Развитие, Россия, экономическое развитие, местное самоуправление, муниципальный уровень...

Государственная поддержка предпринимательской...

Ключевые слова: предпринимательская деятельность, государственная поддержка, малый и средний бизнес, субсидии, льготы, экономика. Предпринимательская деятельность — это деятельность...

Государственная поддержка субъектов малого и среднего...

Государственная поддержка малого предпринимательства в Евразийском экономическом союзе (на примере Российской Федерации и Республики Казахстан).

Государственная поддержка малого и среднего бизнеса...

среднее, государственная поддержка, предпринимательство, малый бизнес, государственная поддержка малого, бизнес, малое предпринимательство, сфера малого, Россия, Приморский край.

Специфика государственной поддержки, регулирования...

предпринимательства, народных художественных промыслов), общий уровень развития малого и среднего бизнеса в России остался далек от желаемых результатов.

Похожие статьи

Роль государственной поддержки в развитии малого бизнеса

В статье рассмотрены основные экономические показатели деятельности малых и средних предприятий, их влияние на экономику региона и страны, а также основные меры государственной поддержки.

Анализ финансовой поддержки малого и среднего...

В статье проанализирована поддержка субъектам малого и среднего предпринимательства, оказываемая в регионах России. Особая роль отведена финансовой помощи, которая выражается в субсидировании регионов...

Государственная поддержка малого бизнеса в Российской...

малое предпринимательство, Российская Федерация, малый бизнес, государственная поддержка, сторона государства, финансовая поддержка, вид бизнеса, вид деятельности, сфера поддержки, поддержка.

Развитие системы государственной поддержки и регулирования...

малое предпринимательство, государственная поддержка, малый бизнес, развитие малого, среднее, предпринимательство, инфраструктура поддержки, Российская Федерация...

Государственная поддержка малого бизнеса в России

малый бизнес, малое предпринимательство, Российская Федерация, государственная поддержка, Развитие, Россия, экономическое развитие, местное самоуправление, муниципальный уровень...

Государственная поддержка предпринимательской...

Ключевые слова: предпринимательская деятельность, государственная поддержка, малый и средний бизнес, субсидии, льготы, экономика. Предпринимательская деятельность — это деятельность...

Государственная поддержка субъектов малого и среднего...

Государственная поддержка малого предпринимательства в Евразийском экономическом союзе (на примере Российской Федерации и Республики Казахстан).

Государственная поддержка малого и среднего бизнеса...

среднее, государственная поддержка, предпринимательство, малый бизнес, государственная поддержка малого, бизнес, малое предпринимательство, сфера малого, Россия, Приморский край.

Специфика государственной поддержки, регулирования...

предпринимательства, народных художественных промыслов), общий уровень развития малого и среднего бизнеса в России остался далек от желаемых результатов.

Роль государственной поддержки в развитии малого бизнеса

В статье рассмотрены основные экономические показатели деятельности малых и средних предприятий, их влияние на экономику региона и страны, а также основные меры государственной поддержки.

Анализ финансовой поддержки малого и среднего...

В статье проанализирована поддержка субъектам малого и среднего предпринимательства, оказываемая в регионах России. Особая роль отведена финансовой помощи, которая выражается в субсидировании регионов...

Государственная поддержка малого бизнеса в Российской...

малое предпринимательство, Российская Федерация, малый бизнес, государственная поддержка, сторона государства, финансовая поддержка, вид бизнеса, вид деятельности, сфера поддержки, поддержка.

Развитие системы государственной поддержки и регулирования...

малое предпринимательство, государственная поддержка, малый бизнес, развитие малого, среднее, предпринимательство, инфраструктура поддержки, Российская Федерация...

Государственная поддержка малого бизнеса в России

малый бизнес, малое предпринимательство, Российская Федерация, государственная поддержка, Развитие, Россия, экономическое развитие, местное самоуправление, муниципальный уровень...

Государственная поддержка предпринимательской...

Ключевые слова: предпринимательская деятельность, государственная поддержка, малый и средний бизнес, субсидии, льготы, экономика. Предпринимательская деятельность — это деятельность...

Государственная поддержка субъектов малого и среднего...

Государственная поддержка малого предпринимательства в Евразийском экономическом союзе (на примере Российской Федерации и Республики Казахстан).

Государственная поддержка малого и среднего бизнеса...

среднее, государственная поддержка, предпринимательство, малый бизнес, государственная поддержка малого, бизнес, малое предпринимательство, сфера малого, Россия, Приморский край.

Специфика государственной поддержки, регулирования...

предпринимательства, народных художественных промыслов), общий уровень развития малого и среднего бизнеса в России остался далек от желаемых результатов.

Задать вопрос