Характеристики кластерных инициатив экономики малолесного региона
Автор: Небесная Анна Юрьевна
Рубрика: 15. Региональная экономика
Опубликовано в
V международная научная конференция «Экономика, управление, финансы» (Краснодар, август 2015)
Дата публикации: 01.07.2015
Статья просмотрена: 184 раза
Библиографическое описание:
Небесная, А. Ю. Характеристики кластерных инициатив экономики малолесного региона / А. Ю. Небесная. — Текст : непосредственный // Экономика, управление, финансы : материалы V Междунар. науч. конф. (г. Краснодар, август 2015 г.). — Краснодар : Новация, 2015. — С. 118-120. — URL: https://moluch.ru/conf/econ/archive/204/8474/ (дата обращения: 17.12.2024).
Скоординированные действия потенциальных участников кластера можно рассматривать как кластерные инициативы, которые включают в себя определенную последовательность проектных этапов. Инициирование проекта может исходить от ключевых субъектов кластера, которые разрабатывают и реализуют план действий по формированию и развитию кластера. По своей сути кластерные инициативы проектно ориентированы и выступают одним из инструментов кластерной политики на федеральном и региональном уровне.
Законодательное определение понятия «кластер» на уровне федеральных законов отсутствует, но сам термин «кластер» активно применяется в отраслевых подзаконных актах Российской Федерации. Кластерную политику можно определить (при отсутствии его дефиниции в федеральных законах) как систему государственных мер и механизмов поддержки кластеров, обеспечивающих повышение конкурентоспособности регионов, предприятий, входящих в кластер, а также обеспечивающих внедрение инноваций.
Элементы кластерной политики заложены в Концепции долгосрочного социально-экономического развития страны до 2020 года. Субъектами кластеризации в Российской Федерации, как правило, выступают государственные или региональные власти. Иными словами, в подавляющем большинстве случаев реализуется принцип кластерной политики «сверху вниз», реже субъектами выступают муниципальные власти или предпринимательское сообщество; в последнем случае возможна как организация «снизу вверх» на основе вертикальных связей, так и самоорганизация.
В общем случае элементы организации и (или) самоорганизации кластеров встречаются на практике не в отдельности друг от друга, а в том или ином сочетании — вертикальных связей с горизонтальными, нерыночных сил с рыночными, внешних воздействий с внутренними, кооперационных начал с конкурентными т. п. Помимо прогнозируемых, с большей или меньшей степенью уверенности и надежности, факторов значительную роль в процессе образования и развития кластеров и кластерных структур играют случайные факторы. Все это создает объективные трудности в деле идентификации и классификации кластеров, вызывает массу вопросов, на которые трудно дать однозначные ответы — с какого момента считать кластеры действующими, как определить границы кластеров, как отличить кластеры от подобных, но не сводимых к ним образований, кластеры реальные от виртуальных и пр.
В таблице 1 приведены имеющиеся на сегодняшний день подходы к кластеризации экономического пространства в Российской Федерации.
Таблица 1
Подходы к кластеризации внутри и вне кластерной политики
Характеристики, подходы |
Внутри кластерной политики: «сверху вниз» |
Внутри кластерной политики: «снизу вверх» |
Вне кластерной политики |
Субъект кластеризации |
Государственные или региональные власти |
Муниципальные власти и предприниматели |
Предпринимательское сообщество |
Объект кластеризации |
Преимущественно отраслевые кластеры |
Пространственные кластеры |
Территориальные структуры |
Способ организации кластеризации |
Инициированная сверху организация |
Инициированная снизу организация |
Индуцированная предпринимательским сообществом самоорганизация |
Способ взаимодействия |
Вертикальные связи |
Горизонтальные связи |
|
Способ распределения ресурсов |
Директивный |
Рыночный |
|
Характеристика развития |
Директивное |
Естественно-эволюционное |
|
Состав кластера |
Гомогенность |
гетерогенность |
|
Способы государственно поддержки кластера |
- участие в выполнении государственного и муниципального заказа - кооперирование с другими крупными предприятиями региона. -др. мероприятия административного характера |
- информационная поддержка — выявление потенциальных участников - законодательное обеспечение кластерных инициатив. |
|
Отрицательные эффекты |
- Отрицательный эффект, создаваемый сильным кластеров на расстановку сил на рынке; - Неадекватность директивной кластерной политики особенностям кластеризации. |
- Нединамичное развитие кластеров; - Неспособность субъектов МСП само организоваться |
При рассмотрении характеристики кластерных инициатив в пространственно локализованной системе экономики региона можно заметить следующее. Образование кластеров происходит, как правило, при поддержке государственных или региональных органов власти, реже — без поддержки. Нами были выделены три подхода к образованию кластеров, два подхода «внутри кластерной политики» и один подход «вне кластерной политики».
При рассмотрении подхода к кластеризации внутри кластерной политики «сверху вниз» субъектами кластеризации выступают государственные или региональные власти, которые влияют на объекты кластеризации — отраслевые кластеры — с целью инициирования организации кластера на основе вертикальных связей.
При подходе внутри кластерной политики «снизу вверх» субъектами кластеризации являются муниципальные власти и предприниматели, которые посредством вертикальных связей инициируют на основе уже существующих пространственных кластерах организацию кластерной системы. При этом подходе преимущественно используется вертикальная организация, характеризующая кластеры с иерархической связью смежных этапов производственного или инновационного процесса.
Данные два подхода строятся на вертикальных способах взаимодействия. Вертикальные производственные цепочки взаимодействия между смежными этапами производственного процесса образуют ядро кластера (например, цепочка «поставщик — производитель — сбытовик — клиент»). Распределение ресурсов при данных подходах преимущественно директивное. Способами поддержки кластерных образований являются мероприятия административного характера, способствующие директивному распределению ресурсов, а именно участие в выполнении государственного и муниципального заказа и другие, кооперирование с другими крупными предприятиями региона. При этом можно выделить два отрицательные эффекта: отрицательный эффект, создаваемый сильным кластеров на расстановку сил на рынке; неадекватность директивной кластерной политики особенностям кластеризации.
При применении подхода вне кластерной политики субъектами выступает само предпринимательское сообщество, которое на основе существующих территориальных структур — объектов кластеризации, выстраивает на основе горизонтальных связей новые кластерные образования. Горизонтальные связи формируются на базе использования похожих специализированных факторов производства или технологий, связанных через поставки. Распределение ресурсов происходит при данном подходе рыночным способом. Наиболее эффективными мерами государственной поддержки для субъектов МСП, объединяющихся в кластер вне кластерной политики являются: информационная поддержка, выявление потенциальных участников кластера, законодательное обеспечение кластерных инициатив.
Таким образом, на наш взгляд, интеграция предприятий на основе общей ресурсной составляющей должна происходить эволюционно, а не за счет реализации мероприятий административного характера. Такой подход к интеграции предприятий в лесном секторе малолесного региона очень важен в следствие следующего: предприятий и организаций лесного сектора в малолесном регионе достаточно, но все они не отличаются масштабностью, как по объемам производства, так и по кадровому составу. Но вопреки этому существуют другие немаловажные аспекты их деятельности: это и поддержание экологического равновесия в экосистеме региона, и реализация инновационной составляющей, которая аккумулируется специализированным лесным вузом.
Формирование и развитие лесного кластера малолесного региона обеспечит для региона в целом:
- повышение эффективности производства товаров и услуг на предприятиях-участниках кластеров за счет результативного использования региональных ресурсов и уменьшения затрат на транспортную логистику;
- повышение инвестиционной привлекательности регионов за счет четкого определения экономического профиля территории и ее конкурентных преимуществ и, тем самым, обеспечения роста привлечения отечественных и иностранных инвестиций в экономику регионов;
- роста инновационной активности предприятий, входящих в состав кластеров, благодаря повышению осведомленности о новейших технологиях и использованию неявных «сетевых» знаний;
- повышение эффективности системы подготовки кадров за счет четкого определения требований к квалификации рабочей силы, которую требуют предприятия-участники кластеров, наличие методики обучения и учебных программ;
- лидирующие позиции в науке, организация связанных с ней исследований и разработок;
- стимулирование развития малого и среднего предпринимательства благодаря росту роли предпринимательской инициативы в условиях открытой конкурентной борьбы, а также благодаря росту спроса на инновационные разработки и привлечению инвестиций в региональную экономику лесного сектора.
Для природно-ресурсной и социальной подсистем региона:
- стимулирование развития безотходных производств при производстве лесных товаров;
- стимулирование развития у населения бережного отношения к природным ресурсам региона;
- стимулирование развития новых видов экономической деятельность в сфере экотуризма, ландшафтного дизайна и в сфере сертификации лесных товаров;
- создание условий достижения конкурентоспособности лесной продукции и услуг за счет разработки обязательного инструмента сертификации лесных ресурсов;
- создание условий для реализации механизма недопустимости незаконной вырубки лесных насаждений
- создание новых норм и правил пользования природными ресурсами региона в рамках концепции рационального природопользования и энергоэффективных технологий.
Мы считаем, что последние результирующие показатели деятельности кластеров лесного сектора имеют очень весомое значение. Лесная продукция России является слабо конкурентоспособной не потому что, отсутствуют технологии по ее переработке, или квалификационные кадры для обеспечения производственного процесса. Зачастую лесную продукцию просто не принимают на мировых рынках из-за отсутствия ее сертификации [1,с. 55].
Новые международные нормы и правила по экостроительству, в которых основной акцент делается на применении материалов, пригодных для рециркуляции или повторного использования, а так же биоматериалов и сертифицированных изделий из древесины, заставляют нас также следовать общемировым тенденциям, происходящим в мировом сообществе по отношению к древесным товарам.
Литература:
1. Яковлева, Е. А. Компаративный анализ развития лесных кластеров России [Текст] / / Е. А. Яковлева, А. Ю. Небесная // Лесотехнический журнал. — 2014. — № 2 (14). — С. 44–57.