Проблемы имплементации товарных знаков Украины в хозяйственное пространство Российской Федерации
Автор: Елаев Алексей Александрович
Рубрика: 17. Внутренняя и внешняя торговля
Опубликовано в
IV международная научная конференция «Актуальные вопросы экономики и управления» (Москва, июнь 2016)
Дата публикации: 20.05.2016
Статья просмотрена: 153 раза
Библиографическое описание:
Елаев, А. А. Проблемы имплементации товарных знаков Украины в хозяйственное пространство Российской Федерации / А. А. Елаев. — Текст : непосредственный // Актуальные вопросы экономики и управления : материалы IV Междунар. науч. конф. (г. Москва, июнь 2016 г.). — Москва : Буки-Веди, 2016. — С. 141-142. — URL: https://moluch.ru/conf/econ/archive/174/10589/ (дата обращения: 17.12.2024).
Согласно волеизъявлению народов Республики Крым, нашедшему свое отражение на общекрымском референдуме, который состоялся 16 марта 2014 г., 18 марта 2014 г. был подписан и 21 марта 2014 г. вступил в силу в соответствии с законом о ратификации международный Договор между Российской Федерацией и Республикой Крым о принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов — Республики Крым и города федерального значения Севастополя.
Вопрос о признании действия исключительного права на объекты интеллектуальной собственности, зарегистрированных на территории Украины субъектами, осуществляющими в настоящий момент деятельность на территории республики Крыма и города Севастополя до сих пор остается не до конца урегулированным. Тем не менее, законодателем уже предпринято несколько шагов, устраняющих неопределенность данной ситуации. Проблемы аналогичного характера, а именно распространение действия товарных знаков, зарегистрированных в ином государстве, возникает в истории не впервые. С подобными ситуациями законодатель сталкивался в Индии при присоединении Сиккима, в Йемене при объединении Народной Демократической Республики Йемен и Йеменской Арабской Республики, во Французской Полинезии после приобретения ею статуса заморской территории. Процедура перерегистрации широко использовалась в странах бывшей Югославской Республики, когда один товарный знак, полученный в СФРЮ, при помощи простой заявительной процедуры мог быть преобразован в товарный знак одного из шести независимых государств, а позже, в 2008 году, мог быть признан и в Косово. Наиболее ярким прецедентом все же можно назвать объединение реестров интеллектуальной собственности бывших Германской Демократической Республики и Федеративной Республики Германии на основе принятого Закона о распространении действия объектов промышленной собственности 1992 года.
Первым шагом стало опубликование 5 мая 2014 года на сайте Федеральной службы по интеллектуальной собственности сообщения о возможности внесения в российские реестры объектов интеллектуальных прав сведений о ранее зарегистрированных на территории Украины «крымских» объектах. Лицо, желающее осуществить подобные действия, исходя из информации на сайте, может подать заявление по установленной форме. 22 июля 2014 года вступил в силу Федеральный закон от 21 июля 2014 г. N 252-ФЗ «О внесении дополнения в Федеральный закон «О введении в действие части четвертой Гражданского кодекса Российской Федерации». Закон устанавливает условия, процедуру и правовые последствия перевода действия объектов промышленной собственности в российскую юрисдикцию. Положения закона распространяются на следующую категорию лиц: физические лица, принявшие гражданство России на основании Федерального конституционного закона «О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов — Республики Крым и города федерального значения Севастополя»; юридические лица, зарегистрированные в соответствии с украинским законодательством, и, после известных событий, подавшие заявление о включении сведений о них в ЕГРЮЛ РФ. Согласно данному закону на территории Российской Федерации признается действие исключительных прав на товарные знаки, удостоверенные официальными документами Украины, действовавших по состоянию на день образования в составе Российской Федерации новых субъектов, при условии государственной регистрации товарного знака по поданному в Роспатент заявлению правообладателем, относящимся к вышеуказанной категории лиц.
Первоначально срок подачи данного документа был установлен до 1 января 2015 года, однако впоследствии он был продлён до 1 июля 2016 года и, скорее всего, будет продлён и в дальнейшем ввиду того, что объём указанной работы до настоящего времени не может быть оценен Роспатентом. В июне 2015 года в Симферополе прошла научно-практическая конференция «Актуальные вопросы правовой охраны и использования результатов интеллектуальной деятельности и средств индивидуализации», докладчики которой, среди прочих вопросов, осветили проблему невозможности быстрого перехода товарных знаков Украины в отношении предприятий и организаций Крыма и Севастополя в юрисдикцию Российской Федерации и имплементации их в российское правовое пространство.
Данная проблема во многом вызвана неурегулированностью в российском законодательстве вопросов конкуренции между товарными знаками Украины и ранее зарегистрированными товарными знаками Российской Федерации, приоритета одних правообладателей над другими, что не позволяет решать проблемы использования указанных товарных знаков на всей территории Российской Федерации, невозможности для крымских предприятий как экспортировать такие товары на территорию Украины (ввиду законодательства Украины о временно оккупированных территорий), так и вводить их в оборот на территории России. Какие-либо разъяснения Верховного Суда России или Суда по интеллектуальным правам в настоящее время отсутствуют.
Также не решена проблема конкуренции гражданского законодательства России и Украины в отношении эрозии товарных знаков, то есть прекращения правовой охраны товарных знаков ввиду их неиспользования или превращения товарного знака в общеупотребительное обозначение. Какой правовой режим будет распространяться на украинский товарный знак, в льготном порядка зарегистрированный в России — российский или украинский — невозможно предугадать, что существенно влияет на стоимость товарных знаков и их оборотоспособность на рынках России.
Проблемы «двойной собственности» на товарные знаки одновременно в соответствии с законодательством России и Украины в отношении одного и того же субъекта может создать ситуации «двойной продажи», одна из которых регистрируется в России, а другая — на Украине.
Таким образом, можно сделать следующие выводы в отношении проблем имплементации товарных знаков Украины в хозяйственное пространство Российской Федерации в условиях вхождения Крыма и Севастополя в состав России:
– недостаточная продуманность переходного законодательства привела к конкуренции имплементируемых товарных знаков с ранее зарегистрированными товарными знаками Российской Федерации;
– неурегулированность спорных вопросов совместного ведения реестров спорных знаков с украинской стороной может приводить к случаям двойной продажи данных товарных знаков по законодательству двух государств, что причинит ущерб в отношении российских правообладателей, полагающихся на достоверность российских реестров.
Литература:
- В. А. Баринов, В. И. Климко. Интеллектуальная собственность Крыма и Севастополя в переходный период // Вестник СПбГУ. Серия 14. 2015, вып. 1, с. 55–60.
- В. О. Калятин. О перспективах применения в России доктрины добросовестного использования // Закон. 2015. № 11. С. 40–47.
- Р. В. Атлуев. Влияние вхождения Крыма в состав России на российскую экономику // Известия СПБГЭУ. 2015. № 5(95). С. 103–106.