Международно-правовые аспекты защиты прав на товарные знаки в мировой экономике | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 23 ноября, печатный экземпляр отправим 27 ноября.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Юриспруденция

Опубликовано в Молодой учёный №52 (290) декабрь 2019 г.

Дата публикации: 26.12.2019

Статья просмотрена: 1186 раз

Библиографическое описание:

Мишальченко, Ю. В. Международно-правовые аспекты защиты прав на товарные знаки в мировой экономике / Ю. В. Мишальченко, А. В. Маслова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 52 (290). — С. 147-149. — URL: https://moluch.ru/archive/290/65759/ (дата обращения: 15.11.2024).



Статья посвящена актуальной на сегодняшний день проблеме контрафакта и поддельных товаров. Особое внимание уделено роли товарного знака (знака обслуживания), а также брэнда в международных экономических отношениях.

В статье выяснены особенности обеспечения правовой охраны товарного знака в Российской Федерации и за пределами РФ. Обосновывается мысль о целесообразности усовершенствования и унифицирования международных стандартов по защите исключительных прав на товарный знак и ограничения недобросовестной международной конкуренции.

Ключевые слова: товарный знак (знак обслуживания), брэнд, контрафактная продукция, поддельные товары, недобросовестная конкуренция, деловая репутация, правовая охрана товарного знака, регистрация товарного знака.

The article is devoted to the actual problem of counterfeit and fake goods. Special attention is paid to the role of a trademark (service mark), as well as a brand in international economic relations. The idea of expediency of improvement and unification of the international standards on protection of exclusive rights to a trademark and restriction of unfair international competition is proved.

Keyword: trademark (service mark), brand, counterfeit goods, fake goods, unfair competition, business reputation (goodwill), legal protection of a trademark, trademark registration.

В современных условиях развития постиндустриального (информационного) общества, в которой главными продуктами производства являются информация и знания, крайне важны эффективные механизмы защиты прав на результаты интеллектуальной собственности.

В последние годы роль интеллектуальной собственности в мировой экономике значительно возросла.

Бурный рост информационных и цифровых технологий, «цифровизация» производства и общественных процессов, научно-технический прогресс, привели к появлению цифровой революции, которая неумолимо требует адаптации традиционных правовых механизмов, всестороннего развития института интеллектуальной собственности не только в России, во всем мире.

Темп развития современной мировой экономики требуют от международного бизнеса постоянного ускорения, обновления товарного ассортимента. Поэтому в современной глобальной мировой экономике особенно велика роль товарного знака (знака обслуживания), а также брэнда в международных экономических отношениях.

В условиях ожесточенной конкурентной борьбы товарных знаков на мировом рынке, актуальным вопросом является совершенствование правовой базы взаимодействия государств в области авторского права и смежных прав, исключительного права на результаты интеллектуальной деятельности и/или на средства индивидуализации.

Обеспечение правовой защиты как национальных, так и иностранных хозяйствующих субъектов на товарные знаки и знаки обслуживания является одной из главных задач для международного противодействия и пресечения их незаконного использования в мировой экономике, ограничения роста контрафактной продукции, выявления недобросовестной международной конкуренции.

Согласно данным Организации экономического сотрудничества и развития, около 2,5 % мирового импорта составляют контрафактные и поддельные товары. На рынке стран Европейского союза контрафакт занимает около 5 % от общего объема торговли [1]. Основными производителями поддельной и контрафактной продукции являются развивающиеся страны, лидером выступает Китай.

Важно отметить, что поддельные товары негативно влияют на все мировое сообщество, представляют реальную угрозу для правообладателей и для здоровья потребителей. Эта проблема носит глобальный характер.

Различают две формы контрафакта: незаконное использование товарного знака (знака обслуживания), которое подразумевает «заимствование» чужих брендов и нарушение авторских прав в виде незаконного тиражирования авторских произведений.

Рынок контрафактной продукции развивается динамично и на него оказывают влияния экономические события, произошедшие за последние десять лет в мировой экономике. К ним относятся: рост экономической значимости прав на интеллектуальную собственность (особенно товарные знаки), посткризисное оживление международной торговли, глобализация и трансформация ценности продукта, быстрый рост электронной коммерции в мировой торговле [2].

От контрафактной продукции большой ущерб имеют национальные экономики развивающихся стран, национальные правовые системы которых не обеспечивают эффективной защиты от импорта контрафактных товаров.

В случае нарушения прав правообладателя на товарный знак при его незаконном использовании, причиняется вред деловой репутации (goodwill) участника международного рынка.

Для реализации государствами своих национальных интересов, совершенствования правовой базы международного взаимодействия государств в области авторского права и смежных прав, исключительного права на результаты интеллектуальной деятельности и/или на средства индивидуализации, гармонизации авторского законодательства стран, государства сотрудничают между собой на международном уровне.

Международное сотрудничество существует во всех сферах международных отношений. Принцип сотрудничества государств — один из основоположных принципов международного права и содержится в Уставе Организации Объединенных Наций [3].

Защита, предоставляемая интеллектуальным правам, являлась причиной для международных дискуссий и критики в том числе.

Средства индивидуализации (товарные знаки) пользуются правовой защитой, которую обеспечивает как национальное законодательство, так и законодательство иностранных государств.

Интернационализации международной торговли и развитию охраны объектов интеллектуальных прав за пределами страны происхождения способствуют международные и региональные конвенции. Основополагающим документом в области гармонизации регулирования интеллектуальных прав на объекты промышленной собственности является Конвенция по охране промышленной собственности (Париж, 20 марта 1883 г.) [4], которая обеспечивает товарным знакам защиту на территории других государств Союза (государств — членов Парижского союза). В 1891 г. в Мадриде было подписано Мадридское соглашение о международной регистрации знаков. Позже был подписан Протокол к Мадридскому соглашению, принятый в 1989 г. [5].

Правовая охрана товарного знака в Российской Федерации предоставляется на основании его государственной регистрации в соответствии с требованиями части IV Гражданского кодекса РФ, в котором дано определение товарного знака. Товарный знак позволяет идентифицировать конкретный товар или группу продукции (услуг) и рассматривается как объект интеллектуальной собственности.

В Российской Федерации можно использовать незарегистрированный товарный знак пока это не нарушает закон и права третьих лиц. Такие действия могут повлечь негативные последствия, если конкурент опередит фактического правообладателя и зарегистрирует товарный знак. Став правообладателем де-юре, конкурент имеет право подать в суд иск для ограничения использования принадлежащего ему товарного знака на территории РФ. Отсутствие своевременной регистрации интеллектуальной собственности может поставить под угрозу как малый, так и крупный международный и национальный бизнес.

Регистрация товарного знака за пределами РФ определяется законодательством той страны, в которой планируется проводить процесс регистрации: по стандартной национальной процедуре или по международной системе, предусмотренной Мадридским соглашением. По данным сайта Всемирной организации интеллектуальной собственности в настоящее время в Мадридском союзе насчитывается 106 членов, которые представляют 122 стран [6].

В большинстве стран Европейского союза, США и других, представители малого бизнеса заботятся о том, чтобы на рынке не появлялись торговые знаки слишком похожие (до степени смешения) на их собственные. Поэтому использование незарегистрированного торгового знака за рубежом крайне рискованно для бизнеса, а высокие расходы на регистрацию вполне оправданы.

В мировой экономике различается и объем правовой охраны, предоставляемой в результате регистрации товарного знака как на территории государства происхождения, так и на территории иностранных государств, а именно: отличается перечень товаров и услуг, в отношении которых предоставляется защита в соответствии с Международной классификацией товаров и услуг (МКТУ), разработанной Объединенным международным бюро по охране интеллектуальной собственности (BIRPI) в 1935 г.

В системе Всемирной торговой организации соглашение о торговых аспектах интеллектуальной собственности (ТРИПС) предоставляет владельцам зарегистрированных торговых знаков исключительное право запрещать третьим лицам без согласия правообладателя использовать в ходе торговли идентичные и подобные знаки для товаров и услуг, даже в случае отсутствия смешения при использовании.

В связи с интенсивностью международного коммерческого оборота и усложнением внешнеэкономических связей целесообразно усовершенствовать и унифицировать международные стандарты по защите исключительных прав на товарный знак и ограничения недобросовестной международной конкуренции. Определение функционального назначения товарного знака и признание его ценности эволюционируют, устанавливаются международно-правовые стандарты регулирования защиты прав правообладателей на результаты интеллектуальной деятельности, создаются условия для привлечения нарушителей к ответственности в рамках международных и региональных интеграционных объединений, например, в Европейском союзе, Евразийском экономическом союзе.

Литература:

  1. http://www.oecd.org/governance/trade-in-counterfeit-and-pirated-goods-9789264252653-en.htm. Дата обращения к сайту: 24.11.2019 г.
  2. Крысанов, А. Б. Охрана товарных знаков и знаков обслуживания в условиях формирования Единого экономического пространства//Патент-Евразия.-2012.-№ 2(3).-С.12.
  3. Устав Организации Объединенных Наций (Принят в г. Сан-Франциско 26.06.1945) // Действующее международное право. Т. 1.- М.: Московский независимый институт международного права, 1996. C.7–33
  4. «Конвенция по охране промышленной собственности» (Заключена в Париже 20.03.1883) (ред. От 02.10.1979). «Закон», № 7, 1999 (извлечение).
  5. Никулина, В. С. Правовая защита товарного знака и борьба с недобросовестной конкуренцией.
  6. https://www.wipo.int/madrid/ru/members/ Дата обращения к сайту: 24.11.2019 г.
Основные термины (генерируются автоматически): товарный знак, интеллектуальная собственность, знак обслуживания, мировая экономика, правовая охрана, Европейский союз, интеллектуальная деятельность, Мадридское соглашение, недобросовестная международная конкуренция, Российская Федерация.


Ключевые слова

деловая репутация, недобросовестная конкуренция, контрафактная продукция, товарный знак (знак обслуживания), брэнд, поддельные товары, правовая охрана товарного знака, регистрация товарного знака

Похожие статьи

Проблемы защиты авторских прав в условиях современного экономического оборота

В статье рассмотрена проблема защиты авторских прав в условиях поступления на рынок значительного количество контрафактной продукции, относящейся к произведениям науки, литературы, искусства, а также вопросы обеспечения соблюдения прав авторов и прав...

Актуальные проблемы международной регламентации товарных знаков

В данной статье раскрывается актуальная на сегодняшний день проблема реализации права на обозначение, особенно направленного на характеристики правового регулирования товарных знаков с учетом их происхождения на международном уровне. Особое внимание ...

Интеллектуальная собственность в сфере рекламы: правовая охрана и использование

В статье описываются наиболее важные вопросы правовой охраны и использования интеллектуальной собственности в сфере рекламы. Описываются проблемы недобросовестной конкуренции на рынке рекламных услуг. А также приводятся примеры нарушений интеллектуал...

Проблемы правового регулирования использования товарных знаков в сфере информационных технологий

С развитием информационных технологий в Российской Федерации возникают новые проблемы в правовой защите товарных знаков. Поскольку бизнес все больше основывается на цифровых платформах и интернет-маркетинговых стратегиях для достижения целевой аудито...

Правовое регулирование охраны (защиты) товарных знаков

Актуальность данной статьи обусловлена необходимостью изучить способы защиты товарных знаков, предусмотренные ГК РФ. Поскольку в современном товарном рынке все чаще и чаще приходится сталкиваться с контрактными продуктами и товарами.

Правовой режим общеизвестных товарных знаков

В статье дается характеристика объема правовой охраны общеизвестных товарных знаков. Проводится анализ специфики зарегистрированных товарных знаков во взаимоотношении с различными правовыми концепциями и судебной практики.

Сравнительная практика регистрации, охраны и защиты объектов интеллектуальной собственности и нематериальных активов на территории РФ и США

Сегодня важнейшим инструментом достижения и расширения российскими предприятиями конкурентных преимуществ можно назвать их активную инновационную деятельность, что наиболее актуально для экспортно-ориентированных компаний. Поэтому одновременно с инно...

Особенности правовой охраны товарных знаков: практический аспект

В данной статье рассмотрены особенности правовой охраны товарных знаков. Исследована проблема словесных и комбинированных товарных знаков. Проанализированы примеры злоупотребления товарными знаками в современных отечественных реалиях.

Современные тенденции в конституционно-правовой политике защиты интеллектуальной собственности за рубежом

В научной работе рассмотрена международная основа защиты интеллектуальной собственности за рубежом. Изучены существующие современные тенденции в конституционно-правовой политике защиты интеллектуальной собственности. Выявлены общие международные тенд...

Особенности защиты деловой репутации

В статье исследованы общие и специальные способы гражданско-правовой защиты права на неприкосновенность деловой репутации. Проанализировано состояние действующего гражданского законодательства относительно защиты неимущественных прав.

Похожие статьи

Проблемы защиты авторских прав в условиях современного экономического оборота

В статье рассмотрена проблема защиты авторских прав в условиях поступления на рынок значительного количество контрафактной продукции, относящейся к произведениям науки, литературы, искусства, а также вопросы обеспечения соблюдения прав авторов и прав...

Актуальные проблемы международной регламентации товарных знаков

В данной статье раскрывается актуальная на сегодняшний день проблема реализации права на обозначение, особенно направленного на характеристики правового регулирования товарных знаков с учетом их происхождения на международном уровне. Особое внимание ...

Интеллектуальная собственность в сфере рекламы: правовая охрана и использование

В статье описываются наиболее важные вопросы правовой охраны и использования интеллектуальной собственности в сфере рекламы. Описываются проблемы недобросовестной конкуренции на рынке рекламных услуг. А также приводятся примеры нарушений интеллектуал...

Проблемы правового регулирования использования товарных знаков в сфере информационных технологий

С развитием информационных технологий в Российской Федерации возникают новые проблемы в правовой защите товарных знаков. Поскольку бизнес все больше основывается на цифровых платформах и интернет-маркетинговых стратегиях для достижения целевой аудито...

Правовое регулирование охраны (защиты) товарных знаков

Актуальность данной статьи обусловлена необходимостью изучить способы защиты товарных знаков, предусмотренные ГК РФ. Поскольку в современном товарном рынке все чаще и чаще приходится сталкиваться с контрактными продуктами и товарами.

Правовой режим общеизвестных товарных знаков

В статье дается характеристика объема правовой охраны общеизвестных товарных знаков. Проводится анализ специфики зарегистрированных товарных знаков во взаимоотношении с различными правовыми концепциями и судебной практики.

Сравнительная практика регистрации, охраны и защиты объектов интеллектуальной собственности и нематериальных активов на территории РФ и США

Сегодня важнейшим инструментом достижения и расширения российскими предприятиями конкурентных преимуществ можно назвать их активную инновационную деятельность, что наиболее актуально для экспортно-ориентированных компаний. Поэтому одновременно с инно...

Особенности правовой охраны товарных знаков: практический аспект

В данной статье рассмотрены особенности правовой охраны товарных знаков. Исследована проблема словесных и комбинированных товарных знаков. Проанализированы примеры злоупотребления товарными знаками в современных отечественных реалиях.

Современные тенденции в конституционно-правовой политике защиты интеллектуальной собственности за рубежом

В научной работе рассмотрена международная основа защиты интеллектуальной собственности за рубежом. Изучены существующие современные тенденции в конституционно-правовой политике защиты интеллектуальной собственности. Выявлены общие международные тенд...

Особенности защиты деловой репутации

В статье исследованы общие и специальные способы гражданско-правовой защиты права на неприкосновенность деловой репутации. Проанализировано состояние действующего гражданского законодательства относительно защиты неимущественных прав.

Задать вопрос