Статья посвящена актуальной на сегодняшний день проблеме контрафакта и поддельных товаров. Особое внимание уделено роли товарного знака (знака обслуживания), а также брэнда в международных экономических отношениях.
В статье выяснены особенности обеспечения правовой охраны товарного знака в Российской Федерации и за пределами РФ. Обосновывается мысль о целесообразности усовершенствования и унифицирования международных стандартов по защите исключительных прав на товарный знак и ограничения недобросовестной международной конкуренции.
Ключевые слова: товарный знак (знак обслуживания), брэнд, контрафактная продукция, поддельные товары, недобросовестная конкуренция, деловая репутация, правовая охрана товарного знака, регистрация товарного знака.
The article is devoted to the actual problem of counterfeit and fake goods. Special attention is paid to the role of a trademark (service mark), as well as a brand in international economic relations. The idea of expediency of improvement and unification of the international standards on protection of exclusive rights to a trademark and restriction of unfair international competition is proved.
Keyword: trademark (service mark), brand, counterfeit goods, fake goods, unfair competition, business reputation (goodwill), legal protection of a trademark, trademark registration.
В современных условиях развития постиндустриального (информационного) общества, в которой главными продуктами производства являются информация и знания, крайне важны эффективные механизмы защиты прав на результаты интеллектуальной собственности.
В последние годы роль интеллектуальной собственности в мировой экономике значительно возросла.
Бурный рост информационных и цифровых технологий, «цифровизация» производства и общественных процессов, научно-технический прогресс, привели к появлению цифровой революции, которая неумолимо требует адаптации традиционных правовых механизмов, всестороннего развития института интеллектуальной собственности не только в России, во всем мире.
Темп развития современной мировой экономики требуют от международного бизнеса постоянного ускорения, обновления товарного ассортимента. Поэтому в современной глобальной мировой экономике особенно велика роль товарного знака (знака обслуживания), а также брэнда в международных экономических отношениях.
В условиях ожесточенной конкурентной борьбы товарных знаков на мировом рынке, актуальным вопросом является совершенствование правовой базы взаимодействия государств в области авторского права и смежных прав, исключительного права на результаты интеллектуальной деятельности и/или на средства индивидуализации.
Обеспечение правовой защиты как национальных, так и иностранных хозяйствующих субъектов на товарные знаки и знаки обслуживания является одной из главных задач для международного противодействия и пресечения их незаконного использования в мировой экономике, ограничения роста контрафактной продукции, выявления недобросовестной международной конкуренции.
Согласно данным Организации экономического сотрудничества и развития, около 2,5 % мирового импорта составляют контрафактные и поддельные товары. На рынке стран Европейского союза контрафакт занимает около 5 % от общего объема торговли [1]. Основными производителями поддельной и контрафактной продукции являются развивающиеся страны, лидером выступает Китай.
Важно отметить, что поддельные товары негативно влияют на все мировое сообщество, представляют реальную угрозу для правообладателей и для здоровья потребителей. Эта проблема носит глобальный характер.
Различают две формы контрафакта: незаконное использование товарного знака (знака обслуживания), которое подразумевает «заимствование» чужих брендов и нарушение авторских прав в виде незаконного тиражирования авторских произведений.
Рынок контрафактной продукции развивается динамично и на него оказывают влияния экономические события, произошедшие за последние десять лет в мировой экономике. К ним относятся: рост экономической значимости прав на интеллектуальную собственность (особенно товарные знаки), посткризисное оживление международной торговли, глобализация и трансформация ценности продукта, быстрый рост электронной коммерции в мировой торговле [2].
От контрафактной продукции большой ущерб имеют национальные экономики развивающихся стран, национальные правовые системы которых не обеспечивают эффективной защиты от импорта контрафактных товаров.
В случае нарушения прав правообладателя на товарный знак при его незаконном использовании, причиняется вред деловой репутации (goodwill) участника международного рынка.
Для реализации государствами своих национальных интересов, совершенствования правовой базы международного взаимодействия государств в области авторского права и смежных прав, исключительного права на результаты интеллектуальной деятельности и/или на средства индивидуализации, гармонизации авторского законодательства стран, государства сотрудничают между собой на международном уровне.
Международное сотрудничество существует во всех сферах международных отношений. Принцип сотрудничества государств — один из основоположных принципов международного права и содержится в Уставе Организации Объединенных Наций [3].
Защита, предоставляемая интеллектуальным правам, являлась причиной для международных дискуссий и критики в том числе.
Средства индивидуализации (товарные знаки) пользуются правовой защитой, которую обеспечивает как национальное законодательство, так и законодательство иностранных государств.
Интернационализации международной торговли и развитию охраны объектов интеллектуальных прав за пределами страны происхождения способствуют международные и региональные конвенции. Основополагающим документом в области гармонизации регулирования интеллектуальных прав на объекты промышленной собственности является Конвенция по охране промышленной собственности (Париж, 20 марта 1883 г.) [4], которая обеспечивает товарным знакам защиту на территории других государств Союза (государств — членов Парижского союза). В 1891 г. в Мадриде было подписано Мадридское соглашение о международной регистрации знаков. Позже был подписан Протокол к Мадридскому соглашению, принятый в 1989 г. [5].
Правовая охрана товарного знака в Российской Федерации предоставляется на основании его государственной регистрации в соответствии с требованиями части IV Гражданского кодекса РФ, в котором дано определение товарного знака. Товарный знак позволяет идентифицировать конкретный товар или группу продукции (услуг) и рассматривается как объект интеллектуальной собственности.
В Российской Федерации можно использовать незарегистрированный товарный знак пока это не нарушает закон и права третьих лиц. Такие действия могут повлечь негативные последствия, если конкурент опередит фактического правообладателя и зарегистрирует товарный знак. Став правообладателем де-юре, конкурент имеет право подать в суд иск для ограничения использования принадлежащего ему товарного знака на территории РФ. Отсутствие своевременной регистрации интеллектуальной собственности может поставить под угрозу как малый, так и крупный международный и национальный бизнес.
Регистрация товарного знака за пределами РФ определяется законодательством той страны, в которой планируется проводить процесс регистрации: по стандартной национальной процедуре или по международной системе, предусмотренной Мадридским соглашением. По данным сайта Всемирной организации интеллектуальной собственности в настоящее время в Мадридском союзе насчитывается 106 членов, которые представляют 122 стран [6].
В большинстве стран Европейского союза, США и других, представители малого бизнеса заботятся о том, чтобы на рынке не появлялись торговые знаки слишком похожие (до степени смешения) на их собственные. Поэтому использование незарегистрированного торгового знака за рубежом крайне рискованно для бизнеса, а высокие расходы на регистрацию вполне оправданы.
В мировой экономике различается и объем правовой охраны, предоставляемой в результате регистрации товарного знака как на территории государства происхождения, так и на территории иностранных государств, а именно: отличается перечень товаров и услуг, в отношении которых предоставляется защита в соответствии с Международной классификацией товаров и услуг (МКТУ), разработанной Объединенным международным бюро по охране интеллектуальной собственности (BIRPI) в 1935 г.
В системе Всемирной торговой организации соглашение о торговых аспектах интеллектуальной собственности (ТРИПС) предоставляет владельцам зарегистрированных торговых знаков исключительное право запрещать третьим лицам без согласия правообладателя использовать в ходе торговли идентичные и подобные знаки для товаров и услуг, даже в случае отсутствия смешения при использовании.
В связи с интенсивностью международного коммерческого оборота и усложнением внешнеэкономических связей целесообразно усовершенствовать и унифицировать международные стандарты по защите исключительных прав на товарный знак и ограничения недобросовестной международной конкуренции. Определение функционального назначения товарного знака и признание его ценности эволюционируют, устанавливаются международно-правовые стандарты регулирования защиты прав правообладателей на результаты интеллектуальной деятельности, создаются условия для привлечения нарушителей к ответственности в рамках международных и региональных интеграционных объединений, например, в Европейском союзе, Евразийском экономическом союзе.
Литература:
- http://www.oecd.org/governance/trade-in-counterfeit-and-pirated-goods-9789264252653-en.htm. Дата обращения к сайту: 24.11.2019 г.
- Крысанов, А. Б. Охрана товарных знаков и знаков обслуживания в условиях формирования Единого экономического пространства//Патент-Евразия.-2012.-№ 2(3).-С.12.
- Устав Организации Объединенных Наций (Принят в г. Сан-Франциско 26.06.1945) // Действующее международное право. Т. 1.- М.: Московский независимый институт международного права, 1996. C.7–33
- «Конвенция по охране промышленной собственности» (Заключена в Париже 20.03.1883) (ред. От 02.10.1979). «Закон», № 7, 1999 (извлечение).
- Никулина, В. С. Правовая защита товарного знака и борьба с недобросовестной конкуренцией.
- https://www.wipo.int/madrid/ru/members/ Дата обращения к сайту: 24.11.2019 г.