В данной статье рассмотрены особенности правовой охраны товарных знаков. Исследована проблема словесных и комбинированных товарных знаков. Проанализированы примеры злоупотребления товарными знаками в современных отечественных реалиях.
Ключевые слова: товарный знак, охраноспособность, средство индивидуализации, исключительные права, злоупотребление.
В соответствии со ст. 1147 Гражданского кодекса Российской Федерации [1] товарный знак — это обозначение, служащее для индивидуализации товаров. На него распространяется исключительное право, которое удостоверяется свидетельством на товарный знак, выдаваемое после прохождении процедуры регистрации в Федеральной службе по интеллектуальной собственности (Роспатент).
На практике зачастую возникает вопрос о том, какой товарный знак выбрать для индивидуализации своей продукции: словесный или же комбинированный. С. А. Павлова отмечает, что «к словесным товарным знакам относятся как существующие слова, так и новообразованное слово либо сочетание» [2, с. 181]. Видом словесного знака будет являться товарный знак, представляющий собой название компании, бренда или слоган, представленные в текстовой форме, без каких-либо дополнительных изображений, графики или дизайнерских элементов. Примером является товарный знак «Google» (№ 603893) [6].
Комбинированный товарный знак представляет собой знак, включающий в себя как словесные, так и графические элементы. Это может быть сочетание слов, букв, цифр, изображений, логотипов или других графических элементов. Например, это может быть логотип, где слово и стилизованное изображение объединены в единый знак, который также может включать различные цвета и формы. Примером такого товарного знака является товарный знак компании Nike (№ 877094) [7], где изображено название компании и «галочка» как элемент изображения под ним.
В контексте юридической безопасности рекомендуется регистрировать либо комбинированный товарный знак, либо отдельно два взятых товарных знака: с словосочетанием и с изображением (логотипом). Однако в данном случае встаёт вопрос затрат. На сегодняшний день только сумма государственной регистрации товарного знака Роспатентом составляет 16 000 рублей, государственная пошлина 2 000 рублей, а также необходимо учесть оплату услуг специалистов. Считаем, что в данном случае разумно проанализировать, что важнее зарегистрировать, само слово или же то, чем оно «украшается».
В данном случае важно успеть зарегистрировать товарный знак. На сегодняшний день отсутствует обязанность таких действий, однако в связи с развитием рыночной экономики и общества в целом, товарный знак может быть зарегистрирован раньше другим заявителем. В данном случае, появляется риск несения убытков в виде выплаты компенсации за нарушение исключительного права (ст. 1515 ГК РФ).
Однако на практике может возникнуть ситуация, когда собственник бизнеса зарегистрирует свой товарный знак, но позднее получит информацию от контрагента, занимающегося схожей деятельностью, о недобросовестности поведения, выражающегося в нарушении чужих исключительных прав. В соответствии с п. 17 Обзора судебной практики по делам, связанным с оценкой действий правообладателей товарных знаков (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 15.11.2023) [4] факт осведомленности заявителя об использовании другим лицом обозначения при подаче заявки на регистрацию товарного знака устанавливается судом с учетом особенностей самого спорного обозначения: чем более широко оно используется и чем более оно оригинально и узнаваемо, тем меньше вероятность того, что два лица могли начать его использование самостоятельно, независимо друг от друга.
В данном случае может возникнуть «случайное совпадение» товарных знаков, однако решение о недобросовестности и наличия факта злоупотребления правом принимает суд, исследовавший все обстоятельства дела. В связи с этим, практические рекомендации в рамках регистрации товарного знака сводятся к тому, что необходимо проверить все свои «зарисовки» товарных знаков и словесные обозначения в реестре Федерального института промышленной собственности (ФИПС) [8]. Кроме этого, можно обратиться к специалистам по регистрации товарных знаков, которые проведут оценку рисков и предоставят правовое заключение по её итогам.
В случае регистрации товарного знака без предварительной проверки о такой возможности может возникнуть риск получения отказа в регистрации. А. В. Хлиманков на этот счёт отмечает, что «Исчерпывающий перечень причин отказа на этапе экспертизы обозначения по существу приведен в статье 1483 ГК РФ. Такие причины условно подразделяются на «абсолютные» и «относительные». Абсолютные причины полностью делают невозможным регистрацию товарного знака без внесения существенных изменений в обозначение, а относительные предполагают его использование, как указано в заявке на регистрацию, но с дополнительными, установленными законодательством, условиями» [3, с.269]. В соответствии со ст. 1483 ГК РФ не допускается государственная регистрация в качестве товарных знаков обозначений, не обладающих различительной способностью или состоящих только из элементов: вошедших во всеобщее употребление для обозначения товаров определенного вида; являющихся общепринятыми символами и терминами; характеризующих товары, в том числе указывающих на их вид, качество, количество, свойство, назначение, ценность, а также на время, место и способ их производства или сбыта; представляющих собой форму товаров, которая определяется исключительно или главным образом свойством либо назначением товаров. Например, СИП РФ, рассматривая дело об оспаривании решения Роспатента о регистрации товарного знака, в словесное обозначение которого входит слово «КАСКО», пришёл к выводу, что «в такой ситуации применительно к иным услугам страхования, не относящимся к страхованию средств транспорта, заявленное обозначение будет вводить потребителей в заблуждение, вызывая у них не соответствующие действительности, но правдоподобные ассоциации о содержании предлагаемой услуги» [5].
Таким образом, такое средство индивидуализации, как товарный знак, становится всё более популярным в рамках ведения бизнеса. Считаем, что для дальнейшей перспективы защиты своих прав необходимо обязательно регистрировать товарный знак в установленном законом порядке для искоренения возможности возникновения правовых рисков.
Литература:
- Гражданский кодекс Российской Федерации. Часть первая / Федеральный закон от 18.12.2006 г. № 230-ФЗ // Собрание законодательства РФ. — 2006. — № 52. — Ст. 5496.
- Павлова, С. А. Товарный знак: отдельные вопросы классификации и защиты / С. А. Павлова. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 1 (291). — С. 180–183. — URL: https://moluch.ru/archive/291/65989/ (дата обращения: 14.12.2023).
- Хлиманков, А. В. Абсолютные основания для отказа в государственной регистрации товарного знака как пассивная защита субъективных прав / А. В. Хлиманков. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 14 (356). — С. 268–272. — URL: https://moluch.ru/archive/356/79625/ (дата обращения: 14.12.2023).
- Обзор судебной практики по делам, связанным с оценкой действий правообладателей товарных знаков (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 15.11.2023) // СПС «КонсультантПлюс».
- Постановление Президиума Суда по интеллектуальным правам от 02.03.2021 № С01–1866/2020 по делу № СИП-441/2020 // СПС «КонсультантПлюс».
- Товарный знак № 603893 Google // URL: https://onlinepatent.ru/trademarks/603893 (дата обращения: 14.12.2023).
- Товарный знак № 877094 Nike // URL: https://onlinepatent.ru/trademarks/877094 (дата обращения: 14.12.2023).
- Федеральный институт промышленной собственности // URL: https://new.fips.ru/elektronnye-servisy/otkrytye-reestry/index.php (дата обращения: 14.12.2023).