Система управления знаниями внутри компании
Автор: Зубарев Максим Геннадьевич
Рубрика: 6. Организация и управление хозяйством страны
Опубликовано в
VI международная научная конференция «Экономика, управление, финансы» (Краснодар, февраль 2016)
Дата публикации: 29.01.2016
Статья просмотрена: 82 раза
Библиографическое описание:
Зубарев, М. Г. Система управления знаниями внутри компании / М. Г. Зубарев. — Текст : непосредственный // Экономика, управление, финансы : материалы VI Междунар. науч. конф. (г. Краснодар, февраль 2016 г.). — Краснодар : Новация, 2016. — С. 21-23. — URL: https://moluch.ru/conf/econ/archive/172/9646/ (дата обращения: 16.12.2024).
Необходимость повышения конкурентоспособности и инновационности малого и среднего бизнеса — одна из главных задач для экономики России. В таких странах как США, Канада, Япония, Финляндия и Швеция активно использует систему управления знаний в своих компаниях. Создаются департаменты, которые в свою очередь занимаются оценкой, накоплением, хранением и поиском информации. Данная область хорошо зарекомендовала себя как инструмент, позволяющий увеличить продуктивность и конкурентоспособность компании. Целью опроса является понять отношение сотрудников Российских фирм к сфере управления знаниями.
В опросе участвовали 56 респондентов. Сотрудники компаний являются специалисты в области продаж, маркетинга, IT-технологий и менеджмента.
Список вопросов.
Более 60 % респондентов сталкивались с таким понятием, как «Управление знаниями».
Опрос показал, что в 64 % случаях у компании существуют сотрудники, в обязанности которых входит сбор, обработка, классификация и распространения информации.
Более половины опрошенных выделили корпоративное обучение — как лучший способ повысить эффективность конкретного подразделения и организации в целом. У 48 % в компаниях тренинги не проводятся вовсе.
В ряде случаев, когда сотрудникам компании требуется помощь в получении конкретной информации им известно к кому обратиться. Так ответило 62 % опрошенных.
На вопрос «При возникновении трудностей в рабочем процессе, к какому источнику вы обращаетесь за помощью в первую очередь?» ответы распределились следующим образом:
Сотрудники 55 %
Интернет 25 %
Вышестоящее руководство 20 %
В роли электронных инструментов в области обмена и накопления знаний в компании являются:
Корпоративный портал 21,4 %
Система электронного документооборота 46,4 %
Корпоративная база знаний 10,7 %
В 21,4 % случаев такой инструмент отсутствует.
Сотрудникам компаний приходится обращаться к внешним источникам получения информации, в ходе рабочего процесса (например Internet) достаточно часто, а именно:
Редко 16,1 %
Часто 46,6 %
Каждый день 28,6 %
Обращаются только в редких исключениях 10,7 %
В качестве авторитетности источников знаний ответы распределились следующим образом:
Форумы 26,8 %
Блоги 17,9 %
Wiki 23,2 %
Соц. Сети 10,7 %
Другое 21,4 %
Формат опроса предусматривает комментарии к ответу «Другое». Собственные ответы респондентов:
Официальные сайты. Сайты, специализирующиеся на конкретной тематике (интересующей меня в конкретный момент). Около половины ответов указали «Консультант плюс», как наиболее авторитетный источник.
На вопрос о необходимости создания портала внутри компании для хранения и обмена знаний 60,7 % считают необходимым, в 30,4 % случаев такой портал уже существует, остальные 8,9 % не считают это необходимостью.
Часто ли сотрудники компании обращаются за помощью именно к Вам?
Часто 32,1 %
Иногда 60,7 %
Практически никогда 7,1 %
Исследования Майкла Полани[1] показывают то, что большинство знаний сотрудников существуют в неявной форме и являются интеллектуальным капиталом компании. На вопрос «Считаете ли Вы, что основная часть знаний скрыты и представлены опытностью сотрудников?» ответы показали следующие результаты:
Да, я часто что-то делаю машинально 51,8 %
Нет, я иногда обращаюсь за помощью 23,2 %
Затрудняюсь ответить 21,4 %
Более половины опрошенных, а именно 64 % считают перспективными создание новых процессов в области управления знаниями компании.
35 % уверены, что при увольнении сотрудников знания не теряются, т. к. они передаются новому человеку, пришедшему на его место. 60 % считают что знания все-таки теряются, и 5 % в качестве своего ответа предполагают, что удостовериться в передаче знаний можно лишь, в тот момент когда новый сотрудник уже приступит к должностным обязанностям.
При возникновении новой бизнес-идеи в 62,5 % случаем этот вопрос обсуждается с коллегами, в 26,8 % — с руководством, 7,1 % — никак не обсуждается. Всего один опрошенный (что соответствует 1,8 %) ответил, что в компании существует отдел, отвечающий за новизну решений.
Как показал вопрос, связанный с новаторством идей, далеко не все компании согласны поощрять своих сотрудников за предложения, оптимизации процессов.
В 19,6 % сотрудники поощряются денежной премией.
1,8 % опрошенных показывает, что эффективным также являются разные способы нематериальной мотивации
Остальная доля 78,6 % считает подобную мотивацию бесполезной.
82,1 % опрошенных ответили, что положительное настроение коллектива благоприятно сказывается на отношение между сотрудниками, и на рабочий процесс в целом. 17,9 % считают, что каждый должен выполнять свою работу, независимо от настроения других.
На вопрос «Случалось ли, что Вы не делились знаниями с другими сотрудниками, для поддержания своего «статуса эксперта»» ответы распределились следующим образом:
Я всегда делюсь тем, что знаю 82,1 %
Пусть сотрудники сами находят ответы, это поможет им в дальнейшем 7,1 %
Ко мне редко обращаются за советом 7,1 %
Опрос показывает, что наиболее распространенными инструментами управления знаниями являются специализированные сайты, форумы, Википедия. Что касается консультантов компании, обучающего персонала — их компании используют очень редко.
Технологии в области накопления и обмена знаниями пока не получили широкого распространения в Российских компаниях.
Руководители зачастую не знают о существующих техниках и приемах, применяемой в данной области, однако более существенным и труднопреодолимым барьером является «характерная для российских организаций недооценка значимости совместного опыта, привычка обращаться к его анализу лишь после серьезного провала, чрезвычайной ситуации или при наличии внешней угрозы [1]». Именно поэтому управление знаниями еще не стало общепринятым направлением деятельности в российских компаниях
Литература:
- Нестик Тимофей Александрович, ВШМБ РАНХиГС, Институт психологии РАН. «Модели управления знаниями в российских организациях: социально психологический анализ».
[1]Майкл Полани. Автор понятия «Личностное знание»