В статье рассмотрены вопросы управления знаниями в компаниях и основные недостатки современных подходов к управлению знаниями.
Ключевые слова: знание, управление знаниями, система управления знаниями, корпоративная культура
В работе современных компаний, особенно наукоемких, все чаще можно наблюдать смещение акцента со значимости материальных на нематериальные активы и человеческий капитал. Это связано с процессом глобализации и фактом, что продукция интеллектуального труда в среднем обладает большей конкурентоспособностью по сравнению с материальной. Обычно за счет нематериальных активов компании добиваются основных конкурентных преимуществ на рынке.
Также изменилось представление компаний о человеческом капитале. В первых компаниях (преимущественно с бюрократической организационной культурой) ценился ручной труд и способность к монотонной работе. Переход к рыночной корпоративной культуре сместил акцент на набор целеустремленных и ответственных людей, стали цениться профессиональные навыки (так называемые hard skills). Со временем стали появляться организации с клановой и адхократической организационной культурой, которые при подборе сотрудников помимо специальных навыков стали обращать внимание и на универсальные компетенции (soft skills) человека.
На рост значимости человеческого капитала в жизни компании сказался и рост числа наукоемких компаний. Под наукоемким предприятием понимается организация, занимающаяся разработкой и созданием новейших технологий, продуктов, услуг на основе объектов интеллектуальной собственности, и использующая имеющийся научно-исследовательский, производственный, материально-технический, финансовый и кадровый потенциал для внедрения и коммерциализации инновационных разработок, как во внутренней, так и во внешней среде [4]. Среди таких организаций сегодня явно выделяются IT-компании, занимающиеся разработкой программного обеспечения.
Вопрос управления знаниями в каждой компании решается по-разному. Во-первых, сфера деятельности компании влияет на значимость информации и знаний. Например, в работе сотрудников компании производственного сектора редко встречается творческая составляющая. Обычно они выполняют работу по прописанным инструкциям и шаблонам, им не нужен постоянный доступ к общей базе знаний, они редко взаимодействуют друг с другом. Наоборот, сотрудники IT-компаний должны постоянно общаться, им требуется общая система для совместной работы и обмена знаниями. Для них регулярное получение новой информации является частью рабочего процесса.
Во-вторых, не существует точных понятий «знание» и «управление знаниями». Каждая компания определяет их для себя сама. В связи с чем можно утверждать, что универсального инструмента или модели, позволяющей оценить уровень знаний компании, не существует и вряд ли появится.
Любая система управления знаниями включает в себя техническое решение и корпоративную культуру компании.
Техническое решение — это программно-аппаратный комплекс, который обеспечивает работу с данными в компании (хранение данных, поиск информации и т. п.). Данная система может включать различные информационные технологии, позволяющие:
— работать с базой данных (или знаний);
— управлять документооборотом компании;
— поддерживать совместную работу с информацией и т. д.
Корпоративная культура компании — это совокупность ценностей и норм поведения, которые обеспечивают обмен информацией внутри компании.
Любая система управления знаниями содержит обе составляющие, но в разных соотношениях. И каждая компания должна подобрать для себя идеальный баланс между работой с техническими решениями и организацией корпоративной культуры.
Довольно часто компании игнорируют работу с корпоративной культурой, смещая акцент на использование технических решений в виде систем управления знаниями. Система управления знаниями — это техническое решение в виде программного продукта, которое обеспечивает работу с информацией и знаниями в компании. Системы управления знаниями бывают разных типов, но основная цель у них одна — это хранение информации и организация доступа к ней.
Системы управления знаниями могут значительно упростить работу с информацией, повысить эффективность сотрудников, обеспечить общий доступ для командной работы. В связи с чем многие компании стараются использовать как можно больше различных инструментов:
— технологии доступа к информации (Autonomy, Айкумена-Аналитика и другие);
— средства совместной работы с информацией (от Google Docs до специализированных BEA AquaLogic);
— специальные инструменты для управления контентом (инструменты от Microsoft, DocsVision);
— для структурирования информации (части CRM-систем, инструменты для моделирования: ARIS, Arena) и т. д.
Однако любая система управления знаниями — это обычный инструмент. Одно наличие технического решения не упрощает работу со знаниями, их нужно грамотно встроить в рабочий процесс. Ни один инструмент, каким бы универсальным он ни был, не принесет пользы, если им не будут регулярно пользоваться в процессе работы.
Основной целью управления знаниями является превращение знаний сотрудников в капитал компании. Для достижения данной цели нужно решить две задачи: соединить людей в компании для обмена знаниями между ними и совместить знания и сотрудников, которым они требуются для работы. Получается, что ключевым элементом управления знаниями в компании является сотрудник, а не инструмент, которым он может воспользоваться.
Следовательно, в первую очередь требуется организовать корпоративную культуру (систему организации работы сотрудников и их взаимодействия между собой), на которую постепенно наслаивать инструменты (технические решения), которые позволят упростить и ускорить работу над проектами.
Литература:
- Погорельская Т. А. Система управления знаниями предприятия: проблемы построения и оценки эффективности // Экономический вестник Ростовского государственного университета. — 2009. — № Том 7, № 3 (часть 3). — С. 163–165.
- Галкин, В. В. Особенности управления предприятиями наукоемкого бизнеса. // Вестник Воронежского государственного технического университета. — 2009. — № 5. — С. 250–252.
- Яковенко, Н. В. Типы организационной культуры и критерии их характеристик // Вестник Ульяновского государственного технического университета. — 2006. — № 4. — С. 74–75.
- Абрамова, Л. Д. Информационные технологии как элемент системы управления знаниями поддержки IT-менеджера // Вестник университета. — 2012. — № 8. — С. 79–85.
- Бутиллиер Ф. и Ширер К. Понимание управления знаниями и управления информацией. Необходимость эмпирической перспективы. Журнал Информационные исследования, изд. 8 (1), 2002. — с. 36–38.