Влияние нетипичной занятости на удовлетворенность трудом на примере сетевого маркетинга
Автор: Дикусарова Марина Юрьевна
Рубрика: 13. Экономика труда
Опубликовано в
Дата публикации: 25.11.2015
Статья просмотрена: 220 раз
Библиографическое описание:
Дикусарова, М. Ю. Влияние нетипичной занятости на удовлетворенность трудом на примере сетевого маркетинга / М. Ю. Дикусарова. — Текст : непосредственный // Проблемы и перспективы экономики и управления : материалы IV Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, декабрь 2015 г.). — Санкт-Петербург : Свое издательство, 2015. — С. 122-125. — URL: https://moluch.ru/conf/econ/archive/171/9211/ (дата обращения: 22.12.2024).
Современное российское общество характеризуется появлением новых форм социальных отношений, в том числе и трудовых. Одним из проявлений этого процесса выступает возникновение новых форм занятости, к которым можно отнести нетипичную занятость. К основным формам нетипичной занятости исследователи относят работу на определенный срок, на условиях неполного рабочего времени, заемный труд, работу на условиях подряда, дистанционную занятость и другие формы. Исходя из определения занятости как деятельности граждан, связанной с удовлетворением личных и общественных потребностей, не противоречащей законодательству Российской Федерации и приносящей им заработок, трудовой доход, к этим формам можно отнести и занятость в сфере сетевого маркетинга.
Под сетевым маркетингом обычно понимают систему распространения товаров и услуг с помощью сети дистрибьюторов, работающих по определенным принципам и в соответствии с маркетинг-планом компании. В России первое практическое применение концепции сетевого маркетинга относится к началу 1990-х гг. Массовому привлечению людей в сетевые компании способствовала резко ухудшившаяся социально-экономическая обстановка. В первой половине 1990-х гг. сетевой маркетинг был представлен не более чем десятком иностранных компаний с ассортиментом, включающим биологически активные добавки к пище и косметику. Во второй половине 1990-х гг. стали появляться российские сетевые компании, занимающиеся выпуском своей собственной продукции или распространением продукции российских производителей. В настоящее время на российском рынке самыми известными компаниями сетевого маркетинга, использующими метод прямых продаж, являются: косметика — «Avon Products», «Mary Kay», «Oriflame Cosmetics», «Faberlic»; хозяйственные товары — «Amway», «Белый кот»; посуда — «Zepter International», «Tapperware»; белье: «Florange», «Дайна»; постельное белье — «Venera.Beauty.Home», «Saway» [1].
Персонал сетевой организации можно разделить на две категории. Первая — это официально устроенные сотрудники компании. Вторая, которая исходя из классического определения персонала, таковым не является, но выступает официально в качестве партнера компании. Занятость осуществляется по дистрибьюторскому соглашению, предполагая взаимоотношения частного лица и компании. Дистрибьютор занимается распространением продукции в форме прямых продаж. На практике следует, что сторону в договоре могут так же обозначать торговым агентом, распространителем, подрядчиком, представителем, консультантом и т. п.А сам контракт — договором подряда, поручения, возмездного оказания услуг или соглашениями о сотрудничестве.Обращаясь к типичным договорам, закрепленным в ГК РФ, все содержания конкретных норм и соглашений близки по правовой природе, что не позволяет прийти к определенному выводу, какой титулованный гражданско-правовой договор здесь имеет место. На практике, в одном случае, данные отношения квалифицируются как разновидность агентского договора. Агент заключает сделки с клиентом на продажу товаров по поручению руководителя маркетинговой сети. В другом случае, относят к разновидности договора купли — продажи. Один из видов деятельности дистрибьюторов представляет собой работу по созданию, управлению, развитию и обучению спонсорского ряда (сети дистрибьюторов).
По сути, сетевой маркетинг — это коммерческий отдел компании, вынесенный за её приделы. Коммерческий отдел занимается продажами в сетевом маркетинге или МLM (multilevel marketing). MLM представляет собой систему маркетинга и доставки продукции или услуг напрямую к пользователю. В то же время, между обычным коммерческим отделом и внешним — сетевым существуют различия. В коммерческий отдел обычной компании, при соответствующем опыте и квалификации, человек может устроиться на любую должность: менеджера по продажам, начальника отдела, и даже директора. В сетевом же варианте вы сами становитесь сначала клиентом, чтобы понять, что продвигать. А чтобы стать директором с соответствующимфинансовым обеспечением, вам нужно создать свой коммерческий отдел.В обычной компании менеджеры являются, как правило, наемными работниками, привлеченными по контракту или трудовому договору. Компании же в сетевом маркетинге работают чаще всего в виде холдингов, в которой одна из компаний занимается только вопросами управления, что позволяет создать эффективные, мощные школы обучения дистрибьюторов, занимающихся торгово-закупочной, рекламной и маркетинговой деятельностью.
В российском обществе сложилось неоднозначное отношение к занятости в сфере сетевого маркетинга. Значительная часть трудоспособного населения считает подобную работу нестабильной, рассматривают ее лишь как вариант вторичной занятости, позволяющей получить дополнительный доход. В то же время, немногочисленные исследования в этой области показывают, что занятость в сфере сетевого маркетинга — это способ адаптации в существующем социально-экономическом пространстве, возможность самореализации, развития качеств, необходимых для ведения самостоятельного бизнеса, таких как активность, коммуникабельность, лидерские качества, организаторские способности, гибкость в общении с людьми [3].
Исследования, посвященные анализу удовлетворенности трудом и мотивации работников в сетевом маркетинге, представлены незначительно. Среди них можно отметить работу, авторы которой отмечают следующие механизмы стимулирования сотрудников: использование простых и понятных базовых ценностных установок организации, вызывающих всеобщее согласие, а значит изначальную лояльность; культивирование предпринимательской философии, согласно которой главное благо, которое может сделать для человека организация — предоставить ему широкое поле деятельности и возможности заработка; использование в качестве главного мотива деятельности удовлетворение амбиций, определенный социальный статус, признание группы, и только во вторую очередь финансовых мотивов [4].
С целью определения степени удовлетворенности трудом нами было проведено разведывательное социологическое исследования работников в системе сетевого маркетинга. Под удовлетворенностью трудом мы понимаем эмоционально окрашенное оценочное представление субъекта деятельности о результате своей трудовой активности, о самом процессе работы и внешних условиях, в которых она осуществляется.
Объектом исследования выступают занятые в системе сетевого маркетинга компании «ООО Oriflame cosmetics» (консультанты). Метод исследования — анкетирование.
Результаты опроса позволили обозначить следующие моменты. Средний возраст опрашиваемых — 30 лет. Данные опроса показали, что из общего числа опрошенных консультантов подавляющее большинство — женщины (80 % респондентов). Большинство респондентов имеют высшее образование — 66 человек. Это может свидетельствовать о нескольких факторах. Во-первых, о невостребованности на формальном рынке труда профессиональных и образовательных компетенций, во-вторых, о стремлении работников к самореализации в условиях более гибкой занятости.
На вопрос о продолжительности работы в сфере сетевого маркетинга большинство (66,7) указали период от 6 месяцев до года, 26,7 — более года. Данные говорят о некоторой стабильности работы консультантов, в то же время большинство из них еще не достигли психологической усталости при работе на одном месте более 1 года.
На вопрос о продуктивности работы все 100 % респондентов оценили продуктивность своей работы как высокую. Таким же образом, как высокую, (100 %) респонденты оценили продуктивность работ своих коллег. Единогласная оценка всех консультантов о высокой продуктивности работы может свидетельствовать о следующем: либо создана эффективная система мотивации, создана команда, ведется грамотное управление организацией, либо консультанты субъективно оценивают результаты своей работы и выдают желаемое за действительное.
Ответы на вопрос о том, как клиенты оценивают качество работы консультантов, ответы распределились следующим образом: 53,5 % — высокое качество, 46,7 — среднее. Данный результат подтверждает веру консультантов в силу бренда компании «ООО Oriflame сosmetics» и в значимость своей деятельности, что свидетельствует о достаточно высокой степени удовлетворенности трудом.
На вопрос, хватает ли консультантам рабочего дня, чтобы качественно выполнять то, что им поручают, 100 % респондентов предпочли ответ «Не всегда». Следует отметить отсутствие ответов «Да» и «Нет», что говорит об отсутствии хронически перегруженных или недогруженных консультантов. Малая загрузка рабочими задачами часто является более сильным демотиватором, чем перегрузка. Это вызвано быстрой потерей квалификации, а также появлением неудовлетворенности работой и поиском дополнительной работы.
Ответы на вопрос о факторах, влияющих на то, чтобы работа стала более привлекательной, представлены в таблице 1.
Таблица 1. Факторы, влияющие на большую привлекательность работы
Вариант ответа |
Количество ответов |
% ответа |
Больше обучения |
9 |
60,0 |
Лучшие условия труда |
2 |
13,3 |
Большая зарплата |
9 |
60,0 |
Больше объединения и сплочения коллектива |
5 |
33,3 |
Больше помощи от руководителя |
1 |
6,7 |
Лучшее оснащение и оборудование |
4 |
26,7 |
Больше помощи от коллег |
- |
- |
Другое |
- |
- |
Большинство консультантов указали на необходимость увеличения зарплаты и увеличение количества и качества обучения персонала. Данный факт может свидетельствовать о желании расти профессионально, работать эффективно и применять в работе современные технологии и методы.
Вопрос о мотивации работы в сфере сетевого маркетинга (шкала значений от 10 до 0) представлен следующими ответами — таблица 2.Основными мотиваторами были выбраны денежные показатели: высокая заработная плата, высокая ежемесячная премия, квартальная премия и возможность карьерного роста.
Таблица 2. Мотивы качественной работы
Вариант ответа |
Количество ответов |
% ответа |
Высокая заработная плата |
6 |
40,0 |
Высокая ежемесячная премия |
6 |
40,0 |
Квартальная премия |
5 |
33,3 |
Корпоративные мероприятия |
4 |
26,7 |
Благодарности от высшего руководства |
2 |
13,3 |
Производственные соревнования |
1 |
6,7 |
Предоставление служебного автомобиля |
- |
- |
Возможность карьерного роста |
5 |
33,3 |
Таким образом, результаты исследования позволяют сделать вывод о том, что, несмотря на неоднозначное отношение к нетипичной занятости в сфере сетевого маркетинга, занятые в этом секторе демонстрируют достаточно высокий уровень удовлетворенности трудом, это экономически активные члены общества, демонстрирующие высокий уровень мотивации, серьезное отношение к своей деятельности и желание совершенствоваться.
Литература:
- Сетевой маркетинг [Электронный ресурс] // Центр управления финансами. — Режим доступа: http://center-yf.ru/data/Marketologu/Setevoi-marketing.php
- Сетевой маркетинг [Электронный ресурс] // Свободная энциклопедия. — Режим доступа: https://ru.wikipedia.org/wiki/Сетевой_маркетинг
- Камушкина Л. В. Об адаптационных возможностях населения в системе сетевого маркетинга // Л. В. Камушкина [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://ecsocman.hse.ru/data/743/832/1219/018.KAMUSHKINA.pdf
- Рыжик Н. А. Система мотивации персонала сетевых организаций // Н. А. Рыжик, О. В. Молотова [Электронный ресурс] // Современные исследования социальных проблем. — Режим доступа: http://sisp.nkras.ru/e-ru/issues/2012/12/ryzhik.pdf