This article analyzes the state of network marketing in recent years, as well as the importance of its development in Russia, by examining the positive and negative aspects of this phenomenon. It also examines the differences between legitimate and fraudulent network marketing companies and develops recommendations for identifying and combating illegal companies in this sector.
Keywords: MLM, business, network marketing, fraud, distributor, market, legal status.
В современном мире сетевой маркетинг (Multi-Level Marketing — далее MLM) является одним из способов реализации товаров и услуг. За 2024 год объём российского рынка в MLM составил около 200 млрд. рублей [1] или 0,36 % от объема розничного рынка в России [2]. В то же время, некоторые компании маскируются под дистрибьюторские сети, но на деле не являются таковыми и ведут свою деятельность незаконно или же с явными нарушениями причиняя вред новым участникам или конечным потребителям таких сетей, что обуславливает актуальность темы исследования, поскольку в эпоху развития мессенджеров и социальных сетей мошенникам стало гораздо легче находить своих жертв. Активнее всего в недобросовестные организации привлекаются студенты и абитуриенты высших учебных заведений или колледжей, поскольку они состоят в массовых группах своих образовательных учреждений в социальных сетях. Там их и находят аферисты из таких организаций и «вербуют» их в качестве новых участников, поскольку студентами очень легко манипулировать на основании их материального положения и зависимости от несобственных источников дохода или работы на «дядю». Это также обуславливает актуальность проблемы недобросовестных практик в сфере сетевого маркетинга.
MLM — это система продвижения и реализации товаров и услуг, при которой продажа товаров осуществляется через дистрибьюторскую сеть. Доход каждого дистрибьютора формируется как от личных продаж, так и от продаж новых дистрибьюторов, которых они привлекли в эту же сеть.
Рис. 1. Модель многоуровневого маркетинга (упрощённая)
Дистрибьютор — это экономический агент, закупающий товары у производителя оптом и далее продающий их другим партнёрам, клиентам или магазинам. Дистрибьютор имеет право на привлечение новых участников в свою дистрибьюторскую сеть.
В сетевом маркетинге продвигаются разнообразные товары и услуги:
На основании данной диаграммы можно сделать вывод, что самыми активнореализуемыми товарами являются товары в сфере здоровья и благополучия (БАДы, спортивное питание, витамины), а также косметика и средства личной гигиены. Наименее активно в сфере MLM реализуются товары в сфере недвижимости в связи с их высокой стоимостью и юридическими сложностями, которые возникают в ходе реализации таких товаров.
Несмотря на достаточно низкую долю в объёме российского розничного рынка, сетевой бизнес в России активно развивается:
Согласно графику, темпы прироста российских участников в сфере MLM за последние годы значительно выше, чем темпы прироста иностранных участников, что свидетельствует о том, что MLM-бизнес становится всё более популярным способом реализации товаров и услуг в России. Количество покупателей на российском MLM-рынке: более 4-х миллионов человек [4].
В России большинство людей скептически относится к сетевому бизнесу. Многим кажется, что это финансовая пирамида и обман, но на деле это далеко не всегда так, поскольку у легальных МЛМ-компаний есть свои отличительные признаки.
Таблица 1
Признаки мошеннической и легальной компании
|
Критерии |
Мошенническая компания |
Легальная компания |
|
Источники дохода |
Основной доход от привлечения новых участников. Доход от активных продаж посредственный |
Основной доход от продажи товара конечным потребителям |
|
Продукт или услуга |
Отсутствует/ минимальная ценность товара или услуги при необоснованно завышенной стоимости |
Товар или услуга имеют рыночную ценность |
|
Юридический статус |
Нет официальной информации о компании/ компания постоянно меняет название |
Компания юридически зарегистрирована, все официальные данные в открытом доступе |
|
Отношение к новым участникам |
Манипуляции (использование техники НЛП), обещание высокого дохода при минимальных вложениях |
Обучение работе с клиентами, помощь в развитии бизнеса |
Проанализировав данную таблицу, можно сделать вывод о том, что у мошеннических MLM-компаний есть ряд отличительных признаков, по которым их можно распознать. Стоит отметить, что у нелегальных сетевых компаний могут совпадать не все признаки одновременно, поэтому при выборе MLM-компании для сотрудничества необходимо проверить её по каждому из этих признаков и принять взвешенное решение. Такие компании стараются привлечь как можно больше новых дистрибьюторов, чтобы получить с них процент от продаж, а далее уже новым дистрибьюторам приходится искать новых для реализации купленной продукции. Нелегальные компании привлекают новых участников разнообразными манипуляциями, главной из которых является обещание высокого дохода при низких вложениях. Также такие компании продают товары или услуги сомнительного качества по крайне высокой цене или же не продаёт ничего вовсе. Однако самый главный признак, с которого следует начать изучение той или иной компании — это её юридический статус. Все юридические лица должны быть зарегистрированы в ЕГРЮЛ (Единый Государственный реестр юридических лиц), а информация о их деятельности должна быть в открытом доступе. Для финансовых организаций также необходима лицензия Банка России [5]. Если же компания официально не зарегистрирована или же часто меняет название, то это прежде всего должно насторожить человека и заставить задуматься о легальности её деятельности.
Если Вы стали жертвой финансовой пирамиды, которая выдаёт себя за MLM-компанию, то можно выполнить следующие действия для восстановления правосудия:
- Собрать все доказательства (договоры, выписки по банковским счетам, приходные кассовые ордеры и т.д.) и обратиться в правоохранительные органы.
- Обратиться с жалобой на мошенническую организацию в Банк России. Он рассматривает жалобы на подозрительные финансовые операции.
- Обратиться в организации, которые помогают жертвам финансовых пирамид. Это такие организации, как: проект «За права заёмщиков», союз защиты прав потребителей финансовых услуг (ФинПотребСоюз), конфедерация обществ потребителей (КонфОП) [5].
Вступление в сетевой бизнес действительно сопряжено с определёнными рисками, однако у MLM есть множество позитивных аспектов. Стоит подчеркнуть важность развития MLM-бизнеса в России, рассмотрев его положительные и отрицательные черты.
К основным преимуществам МЛМ-бизнеса можно отнести [6, с 109–110]:
- Приобретение продукции компании по низкой цене. Обычно дистрибьюторы закупают товары по оптовой цене. Также скидка может увеличиваться в зависимости от уровня дистрибьютора.
- Низкий стартовый капитал. Для входа в сетевой бизнес нужны очень небольшие финансовые вложения. Как правило, для начала предпринимательской деятельности в МЛМ-бизнесе нужно купить набор товаров на небольшую сумму.
- Возможность совмещения с основной работой. МЛМ-бизнес можно рассматривать как дополнительный заработок, занимаясь основной работой. Позже это может стать основным источником заработка, но для этого нужно время.
- Возможность действовать самостоятельно. В сетевом бизнесе человек работает на себя, а не на кого-либо. Так возникает свобода действий в темпе работы и развития своего бизнеса.
- Пассивный доход. Помимо активных продаж, в сетевом маркетинге есть возможность пассивного заработка за счёт развития собственной дистрибьюторской сети. Таким образом, со временем можно перестать заниматься активными продажами, получая лишь пассивный доход, когда активные продажи будут приносить незначительный доход по сравнению с пассивным.
- Неограниченный заработок. В МЛМ-бизнесе нет фиксированного оклада, как на обычной работе. Доход зависит лишь от действий самого предпринимателя.
- Бесплатное обучение. Перед входом в дистрибьюторскую сеть человек обязательно проходит обучение от компании на бесплатной основе. Сетевая компания предоставляет обучающие материалы, а также проводит семинары и лекции. Даже если человек не захочет заниматься МЛМ-бизнесом в дальнейшем, у него останутся знания и опыт о структуре и механизмах сетевого маркетинга.
- Постоянная поддержка. В сетевом бизнесе у дистрибьютора есть наставник, который помогает ему находить клиентов и развивать собственную сеть. Начинающий дистрибьютор всегда может обратиться за помощью к наставнику, если у него что-то не получается.
К недостаткам МЛМ-бизнеса можно отнести [6, с. 109–110]:
- Вероятность попасть в мошенническую схему. При принятии решения сотрудничать с MLM-компанией или нет, необходимо детально рассмотреть её юридический статус и экономическую деятельность, чтобы этого не произошло.
- Высокая моральная нагрузка. Часто начинающим дистрибьюторам сложно находить клиентов и взаимодействовать с ними, поскольку многие люди негативно относятся к сетевым продажам, и чтобы убедить их приобрести какой-либо товар, нужно очень постараться.
- Нестабильный доход. Поскольку в сетевом маркетинге отсутствует фиксированный доход, заработок дистрибьютора формируется из активных продаж и пассивного дохода его сети. Возможна ситуация, при которой сразу несколько человек захотят выйти из сети одного дистрибьютора или же продажи у всех участников сети будут очень низкими вследствие определённых событий на рынке. Тогда доход дистрибьютора будет очень низким и ему понадобятся новые источники заработка.
- Высокая стоимость товаров компании. Зачастую продукция сетевых компаний имеет более высокую стоимость по сравнению с аналоговыми товарами в обычных магазинах, что объясняется более высоким качеством и улучшенным составом продукции сетевых компаний. Из-за этого очень сложно убедить людей приобрести более качественный, но дорогой товар, поскольку они привыкли покупать дешёвые аналоги.
- Ответственность за других. Когда дистрибьютор формирует свою сеть, он начинает нести ответственность за своих учеников и их действия, поскольку его доход напрямую зависит от эффективности работы сети.
- Необходимость приобретения товаров компании. Часто сетевые компании обязывают дистрибьюторов приобретать свои товары для личного пользования. В некоторых компаниях есть минимальная ежемесячная сумма, на которую дистрибьютор должен приобретать продукцию. В самом начале предпринимательской деятельности это может обнулить заработок дистрибьютора.
В заключение стоит отметить, что MLM является достаточно интересным, современным, выгодным и удобным способом реализации продукции, но финансовые пирамиды и иные недобросовестные организации омрачают его репутацию и заставляют людей относиться к нему более скептично, однако если человек разберётся в этой теме и поймёт, как отличать добросовестную сетевую компанию от нелегальной, то это поможет ему принять правильное решение и стать одним из партнёров такой компании или же отказаться от сотрудничества с ней, взвесив все за и против.
Литература:
- Исследование рынка MLM в России: 2024 [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://tenchat.ru/media/2847700-issledovaniye-rynka-mlm-v-rossii-2024 (дата обращения: 08.11.2025).
- Розничная торговля в России [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://www.tadviser.ru/index.php/ %D0 %A1 %D1 %82 %D0 %B0 %D1 %82 %D1 %8C %D1 %8F: %D0 %A0 %D0 %BE %D0 %B7 %D0 %BD %D0 %B8 %D1 %87 %D0 %BD %D0 %B0 %D1 %8F_ %D1 %82 %D0 %BE %D1 %80 %D0 %B3 %D0 %BE %D0 %B2 %D0 %BB %D1 %8F_ %D0 %B2_ %D0 %A0 %D0 %BE %D1 %81 %D1 %81 %D0 %B8 %D0 %B8 (дата обращения: 08.11.2025).
- Глобальная статистика сетевого маркетинга 2024 [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://flawlessmlm.com/blog/view/index/post/248 (дата обращения: 08.11.2025).
- Исследование рынка MLM в России: 2024 [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://tenchat.ru/media/2847700-issledovaniye-rynka-mlm-v-rossii-2024 (дата обращения: 08.11.2025).
- Мошеннические организации [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://nbdbank.ru/dlya-chastnykh-lits/vazhnaya-informatsiya-tsentralnogo-banka-rossiyskoy-federatsii/doc/Finansovye_piramidy.pdf (дата обращения: 08.11.2025).
- Потапова, Е. В. Особенности современного сетевого маркетинга / Е. В. Потапова, Е. Е. Семёнова // Научные записки ОрелГИЭТ. — 2015. — № 2 (12). — С. 107–110.

