Структурирован и описан метод типологической модели мотивации В. И. Герчикова. Приведен практический опыт использования данной модели.
Ключевые слова: мотивация, типологическая модель мотивации В. И. Герчикова, базовая модель трудовой мотивации, типы мотивации.
Главная задача менеджеров — максимально эффективно использовать возможности персонала. Какими бы сильными ни были решения руководителей, эффект от них может быть получен только тогда, когда они удачно воплощены в дела работниками компании. На этом этапе реализации идеи компания сталкивается с важнейшим аспектом управления — мотивацией. На сегодняшний день эффективность действующей системы мотивации является слабым звеном большинства российских предприятий. Проблемы мотивации персонала довольно широко рассматриваются в литературе. Однако попытки приспособить классические теории мотивации к современности во многом не систематизированы, что затрудняет практическое использование технологий и методов мотивации. [2]
На сегодняшний день разработано большое количество методов, способов, принципов, подходов к мотивации персонала, при этом не существует универсальных, применимых к любой отрасли и организации подходов и методов. Сложность практической организации системы мотивации персонала определяется также слабой изученностью особенностей мотивации работников, занятых в отдельных отраслях экономики и видах деятельности.
Модель В. И. Герчикова разработана специально для анализа мотивации российских работников. Она учитывает отечественную специфику и многократно отработана на десятках отечественных предприятий.
Типологическая модель В. И. Герчикова имеет ряд существенных отличий от других структурных моделей мотивации:
- Она основана на сравнительно устойчивых в течение трудовой жизни мотивационных типах человека, а не на меняющихся от обеда к ужину потребностях.
- Модель разработана для решения управленческих, а не психологических задач.
Типологическая модель строится на пересечении двух осей — мотивации и трудового поведения (рис.1).
Рис. 1. Базовая модель трудовой мотивации
На основе данной модели выделяют следующие особенности связи мотивации и трудового поведения:
I квадрант. Рост организационной эффективности трудовой деятельности пропорционален степени удовлетворения мотивационных ожиданий работника и ограничен только «естественными» пределами (максимально возможной эффективностью для данных организационно-технологических условий).
II квадрант. Рост эффективности труда работника с избегательной мотивацией принципиально ограничен: 1) заданием (нормативной величиной), 2) возможностью руководителя доказать вину работника в случае невыполнения задания.
III квадрант. Уровень деструктивных реакций работника обычно ограничен и чаще всего сводится к пассивному трудовому поведению и «работе по правилам» (сплошная линия). Однако, если в группе появляется сильный лидер, вступающий в конфликт с руководством организации (а им может быть только неудовлетворенный работник из IV квадранта), он способен увлечь за собой работников с избегательным типом мотивации и «разжечь» их до крайних форм деструктивного поведения, вплоть до полного разрушения организации (пунктирная линия).
IV квадрант. Если организационные условия работы и система стимулирования идут вразрез с мотивационными ожиданиями работника, велика вероятность получения от него деструктивного трудового поведения, причем в достаточно резких формах. Однако, до разрушения организации дело скорее всего не дойдет. [3]
В модели выделяются четыре базовых типа мотивации достижения и один тип мотивации избегания. [1]
Таблица 1
Типы мотивации
Тип |
Характеристика |
Инструментальный тип. |
Сама работа не является для такого работника значимой ценностью и рассматривается только как источник заработка и других благ, получаемых в качестве вознаграждения за труд. |
Профессиональный тип. |
Работник этого типа ценит в работе ее содержание, возможность проявить себя и доказать (не только окружающим, но и себе), что он может справиться с трудным заданием, которое не каждому посильно. |
Патриотический тип. |
Работников этого типа интересует участие в реализации общего, очень важного для организации дела. |
Хозяйский тип. |
Выражается в добровольном принятии работником на себя полной ответственности за выполняемую работу. |
Избегательный тип. |
Работник этого типа обладает очень слабой мотивацией к эффективной работе. Его основное стремление — минимизировать свои трудовые усилия на уровне, допустимом со стороны непосредственного руководителя. |
Ведущий эксперт компании по типологической модели мотивации Алексей Ребров на сегодняшний день является единственным специалистом, занимающимся развитием идей и методов, разработанных профессором В. И. Герчиковым, а не только их эксплуатацией. По данным Российской государственной библиотеки им. В. И. Ленина, диссертация А. В. Реброва «Влияние структуры мотивации работников современных российских организаций на результативность их труда» в 2011 году вошла в число самых востребованных работ диссертационного зала. Алексей Ребров является автором пяти публикаций по практическому использованию типологической модели В. И. Герчикова, в том числе и монографии «Влияние структуры мотивации работника на результативность труда: новая парадигма в управлении мотивацией».
На основе данной теории было решено провести исследование лояльности персонала к компании ТС «Пятерочка» г. Оренбург. Для этого была разработана анкета в соответствии с данной методикой.
В результате были получены следующие ответы респондентов, представленный в таблице 2.
Таблица 2
Результаты анкетирования трех торговых точек ТС «Пятерочка»
Критерий |
Вариант ответа |
Число респондентов, в % |
Ваш возраст: |
15–23 |
67 |
23–30 |
23 |
|
30–40 |
0 |
|
Образование: |
среднее профессиональное |
0 |
высшее |
23 |
|
получение одного из видов образования |
67 |
|
Должность: |
консультант |
0 |
продавец-консультант |
67 |
|
старший продавец консультант |
23 |
|
Стаж работы: |
< 1 года |
0 |
1–3 года |
100 |
|
3–5 лет |
0 |
|
Желание сменить работу: |
да, часто |
0 |
иногда |
23 |
|
нет |
67 |
|
Неудовлетворяющие Вас условия труда: |
неудовлетворительная заработная плата |
32 |
система наказаний и правил |
0 |
|
отсутствие продвижения |
12 |
|
системы контроля деятельности |
0 |
|
методы управления в общем |
32 |
|
отсутствие обучения |
0 |
|
отсутствие корпоративных мероприятий |
12 |
|
неудобный режим работы |
12 |
|
отсутствие социальных благ |
0 |
|
Ваше отношение к руководству: |
руководство злоупотребляет своим положением |
0 |
уважительное |
100 |
|
руководство оказывает помощь |
0 |
|
несправедливое отношение |
0 |
|
демократичное |
0 |
|
жесткое руководство |
0 |
|
адекватное |
0 |
|
лояльное, предоставляющее много свободы |
0 |
|
Факторы, в наибольшей степени определяющие Вашу мотивацию: |
величина заработной платы |
35 |
творческий характер работы |
11 |
|
вклад в общие достижения |
12 |
|
самостоятельность и ответственность |
12 |
|
наличие стабильности |
30 |
|
низкая ответственность, самостоятельность и активность |
0 |
|
Форма стимулирования, оказывающая на Вас значительное влияние: |
штрафы и наказания |
0 |
повышение заработной платы |
74 |
|
грамоты, почетные знаки |
13 |
|
социальные условия |
0 |
|
условия работы |
13 |
|
Справедливо ли оценивается Ваш труд: |
да |
67 |
нет |
23 |
|
Причины предоставления не удовлетворительного качества услуг |
отсутствие четких инструкций и нормативов |
0 |
невнимательность и рассеянность сотрудников |
23 |
|
несоответствующее качество средств и оборудования |
0 |
|
неправильная система контроля качества |
34 |
|
отсутствие каких-либо условий труда |
43 |
Таким образом, можно отметить, что, в целом, среди опрошенных работников компании наблюдается высокая степень лояльности. Все они работают больше года в компании, и большинство не задумывается о смене места работы, вполне удовлетворены справедливостью оценки их труда. Несмотря на наличие неудовлетворяющих факторов таких, как низкая заработная плата, управление в коллективе, отсутствие корпоративных мероприятий, работники проявляют уважение к руководству. В результате исследования были выявлены основные методы мотивации работников: повышение заработной платы, награждение почетными грамотами, улучшение условий труда. Кроме того, определены причины предоставления неудовлетворительного качества услуг: отсутствие каких-либо условий труда, неправильная система контроля, невнимательность и рассеянность сотрудников. Следовательно, определены основные направления деятельности менеджеров компании, верное движение по которым повысит эффективность организации.
Литература:
- Герчиков, В. И. Мотивация, стимулирование и оплата труда: учеб. пособие. 2-е изд., доп. и перераб. М.: Изд-во ГУ-ВШЭ, 2004.
- Петрова, Т. П. Методические основы исследования мотивационного профиля компании / Т. П. Петрова // Вестник Чувашского университета. 2013. № 1. С. 307–310.
- Типологическая модель мотивации В. И. Герчикова. — Электронный доступ: http://www.econfin.ru/archives/8907.