Основные понятия и принципы системного управления технико-экономическим развитием предприятия | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: , ,

Рубрика: 14. Экономика и организация предприятия, управление предприятием

Опубликовано в

IV международная научная конференция «Экономика, управление, финансы» (Пермь, апрель 2015)

Дата публикации: 31.03.2015

Статья просмотрена: 2736 раз

Библиографическое описание:

Кабанов, С. С. Основные понятия и принципы системного управления технико-экономическим развитием предприятия / С. С. Кабанов, Д. О. Пыжов, М. П. Макаров. — Текст : непосредственный // Экономика, управление, финансы : материалы IV Междунар. науч. конф. (г. Пермь, апрель 2015 г.). — Пермь : Зебра, 2015. — С. 180-183. — URL: https://moluch.ru/conf/econ/archive/133/7762/ (дата обращения: 26.04.2024).

С управленческой точки зрения система — это группа взаимосвязанных и целенаправленно взаимодействующих элементов, каждый из которых, вносит определённый вклад в характеристики целого.

В отличие от консервативных систем (механических объектов) организация представляет собой более сложную социотехническую систему, которая в общепринятом варианте определяется как рабочая система, состоящая из технической подсистемы, подсистемы персонала, внешней среды, взаимодействующей с организацией, и организационного проектирования [1].

Формирование взглядов о социотехнических системах берёт свои истоки из исследований Е. Триста и К. Бэмфорта из Тавистокского института. Исследователи, проанализировав и обобщив опыт «стихийного» внедрения композиционного метода организации труда, разработали соответствующие рекомендации, использование которых привело к повышению производительности труда и уменьшению количества конфликтов [2].

Основным итогом работы Е. Триста и К. Бэмфорта стало выдвижение двух фундаментальных положений в отношении социотехнических систем [Там же]:

1.                  В любой трудовой ситуации существует общая функционирующая система — социотехническая, объединяющая социальную и техническую системы в их связи с внешней средой.

2.                  Социотехническая система является открытой и, следовательно, должна поддерживать взаимосвязь с внешней средой, чтобы работать и развиваться.

В современной научно-практической литературе можно выделить несколько моделей социотехнических систем.

Первая модель описывает социотехническую систему как систему управления трудовыми процессами. Данный подход опирается на работу Дж. Грейсона и К. О’Делл «Американский менеджмент на пороге 21 века» [3].

В рамках данной концепции главная цель социотехнических систем — найти наилучшее соотношение между используемой технологией, вовлеченными людьми и нуждами организации; создать систему управления для более активного вовлечения работников, повышения производительности, качества и прибыли.

Американская модель социотехнической системы в нашей интерпретации представлена в форме таблицы (табл.1)

Таблица 1

Основные составляющие социотехнической системы (американская модель)

Социотехническая система

 

Техническая подсистема

 

Социальная подсистема

1

Функциональное назначение (что производить?) и концептуальные установки (как производить (объединить) ресурсы?)

1

Выбор и продвижение персонала (в соответствии с квалификацией и опытом)

2

Организационная структура (ориентирована на создание специальных групп специалистов, в которые входят представители всех функциональных служб)

2

Формы и системы оплаты труда (на конкурсной основе)

3

Приёмы и методы работы

3

Горизонтальная внутренняя трудовая мобильность

4

Методы планирования и использования рабочего пространства (рабочих мест и площадей)

4

Групповые методы работы (ликвидация барьеров между категориями персонала)

5

Финансовые средства и инвестиции

5

Трудовой климат

 

Преимуществом модели является установление соответствия технической и социальной системы. С другой стороны, под технической системой авторами модели понимается система управления операциями, которая не имеет прямого отношения ни к технике, ни к технологии. Неслучайно глава ХI книги Дж. Грейсона и К. О ‘Делл [3] носит название «Интегрированные операционные системы» описание которых и приводится в данной работе.

Вторая модель социотехнической системы является интерпретацией американской модели в рамках дисциплины «Организационное развитие». Социотехническая система в данном контексте определяется в аспекте взаимодействия человека и технико-технологических факторов труда и является синтезом следующих подсистем[1]:

1.                  Технологической, которая включает технические средства, инструменты и технологии, преобразующие вход в выход, способом который улучшает экономическую эффективность организации.

2.                  Социальной, которая включает знания, умения, ценностные установки и отношение к выполняемым функциям персонала организации, управленческую структуру, систему поощрений.

3.                  Подсистемы среды, включающей социальные ценности, общественные и государственные институты с которыми взаимодействует организация, а также прочие организации, выступающие конкурентами или являющиеся субъектами иных экономических отношений.

Описание моделей социотехнических систем подобного типа можно встретить в работах Д. Хелриджела [4], а также О. С. Виханского и А. И. Наумова [5]. В указанных моделях социальная подсистема рассматривается с организационной точки зрения, а понятие технической системы заменено понятием технологической системы. При этом технология понимается достаточно широко и включает в себя физические условия труда (освещение, шум, загрязнённость), характер сырья и материалов и фактор времени.

Большое значение в модели имеют так называемые «модераторы», то есть факторы и условия, которые уравновешивают социальную и техническую системы. К ним авторы относят установление целей, распределение ролей, совершенствование умений и способностей работников.

В ряду современных интерпретаций социотехнических систем значительный интерес представляет модель, рассматривающая технологию как связующее звено в отношениях «человек-машина», то есть между социальной и технической системой. Опыт построения подобной модели выполнен в работах Козловой Т. В., Шулаева Д. В. [6,7]

Основу функционирования социотехнической системы, в данном контексте составляет взаимодействие социальной, технической и эргономической подсистемы, результатом которого является «продукт труда». Каждая из подсистем состоит из множества элементов, каждый из которых имеет свои ограниченные цели, но при этом теснейшим образом связан с другими элементами [7]. По мнению авторов, продукт труда формируется в рамках структуры, имеющей техническую, социальную и социотехническую границу.

В рассмотренной модели точно определена роль технологии как связующего звена в социотехнической системе, которую авторы понимают в прямом смысле, как практическое применение знаний и использование определённых методов в производственной деятельности. Однако введение в модель эргономической подсистемы, которая включает в себя, организационную структуру, корпоративную культуру и научно-инновационную среду, на наш взгляд не способствует формированию объективных представлений о социотехнических системах, а лишь осложняет данную задачу. Решение проблем социотехнического проектирования лежит скорее не в плоскости описания управления трудовыми процессами или изучения групповых форм работы, а в рамках общей теории систем.

Для реализации управленческого воздействия в контексте управления технико-экономическим развитием следует выполнить предварительное теоретическое представление организации (предприятия) как сложной саморазвивающейся социотехнической системы. Выполнение данной задачи возможно при выполнении целого ряда требований в процессе социотехнического проектирования (включая проектирование подсистем управления интенсификацией производства), которые с нашей точки зрения должны включать следующее:

1.                  Моделируемая организация должна по характеру своей деятельности являться открытой системой, то есть она должна быть включена в систему связей с другими организациями и внешней средой, осуществляя обмен с ними ресурсами, продукцией (услугами), информацией и другими результатами своей деятельности, технологический трансфер и кооперацию в научно-технической сфере.

2.                  Организации (предприятия) следует рассматривать как саморазвивающиеся системы, движущиеся от одного уровня саморегуляции к новому и более результативному. Как и любые социальные системы предприятия являются негэнтропичными системами и способны к самоорганизации.

3.                  Предприятия промышленного типа оптимально исследовать как сложные системы с прямыми положительными и отрицательными обратными связями, составными элементами которой являются более простые системные функциональные единицы с блоками управления.

4.                  Для описания управленческих процессов в социотехнической системе необходимо конкретное определение связей и взаимодействий блока управления системой с блоками управления подсистем (простых и составных системных функциональных единиц).

5.                  Необходимо выделить основные задачи системы и её подсистем. Задачи позволяют системе согласовывать совокупность своих обменных циклов с внешней средой и выделить основные социальные и технические ресурсы, необходимые для их выполнения. Общепринятым подходом к контролю данного согласования является регуляция действий системы по выполнению задач и достижению нужных эффектов на её выходе.

6.                  Снижение инерционности моделируемых социотехнических систем возможно только за счёт создания централизованной базы знаний и использования стратегического подхода к наблюдению за внешней средой.

7.                  Относительная эффективность функционирования системы определяется путём соотнесения результатов её действия с ожидаемыми значениями заранее определённых параметров.

На наш взгляд структурные и функциональные изменения следует осуществлять совместно, так как изменение отдельных элементов системы зачастую требует существенных изменений связей между ними, а также выбор новых показателей эффективности работы системы, в качестве которых могут быть выбраны макропеременные, характеризующие её макро- и социоконфигурацию. При этом управление процессом внутренней интеграции в системе является наиболее сложной и первоочередной задачей.

 

Литература:

 

1.         Большой психологический словарь. — М.: Прайм-ЕВРОЗНАК. Под ред. Б. Г. Мещерякова, акад. В. П. Зинченко, 2003.

2.         Соснин В. А. Стратегия организационных изменений: социотехнический подход [Электронный ресурс]// Психология маркетинга: электр. учебн. 2011. — Режим доступа: http://imp.rudn.ru/psychology/psychology_of_marketing ch6_4.html (дата обращения: 01.05.2013).

3.         Грейсон Д. (мл.) Американский менеджмент на пороге XXI века: Пер. с англ. / Грейсон, Джексон (мл.), К. О' Делл–М.: Экономика, 1991. –319 с

4.         Hellriegel D. Organizational Behavior, seventh edition West Publishing Company /Don Hellriegel, John W. Slocum, Richard W Woodman –Part III, Minneapolis/st Paul.- New York, Los Angeles, San Francisko, 1995.- p. 551–557.

5.         Менеджмент. Учебник. 5-е издание, стереотипное/ О. С. Виханский, А. И. Наумов. — М.: Инфра-М, 2012,-576 с.

6.         Козлова Т. В., Шулаев Д. В. Механизмы функционирования социотехнических систем//Актуальные проблемы современной науки, техники и образования. — 2010.- № 2.- С. 278–280.

7.         Шулаев Д. В. Эффективные механизмы функционирования социотехнических систем предприятия [Текст] / Д. В. Шулаев // Экономика и управление: рос. науч. журн. — 2011. — № 6. — С. 95–100

8.         Павлов К. В. Самохин А. С. Инерционность социально-экономических и экологических систем: сущность и оценка/ / К. В. Павлов, А. С. Самохин // Вестник Челябинского государственного университета. — 2007. — N 19. — С. 45–53



[1] Согласно материалам, предоставляемым Wikimedia Foundation: http://academic.ru/dic.nsf/ruwiki/1632884

Основные термины (генерируются автоматически): система, внешняя среда, техническая система, американская модель, система управления, организационная структура, связующее звено, социальная подсистема, техническая подсистема, эргономическая подсистема.

Похожие статьи

Социосинергетическое моделирование технологии социального...

система, внешняя среда, техническая система, американская модель, система управления, связующее звено, социальная подсистема, техническая подсистема, организационная структура, эргономическая подсистема.

система, внешняя среда, техническая система, американская...

Основные понятия и принципы системного управления... система, внешняя среда, техническая система, американская модель, система управления, связующее звено, социальная подсистема, техническая подсистема, организационная структура...

система, внешняя среда, техническая система, американская...

Основные понятия и принципы системного управления... система, внешняя среда, техническая система, американская модель, система управления, связующее звено, социальная подсистема, техническая подсистема, организационная структура...

Воинское подразделение — сложная организационная система...

Сложными называются системы, состоящие из различных подсистем и способные вырабатывать

Важнейшей характеристикой системы является ее структура.

Основные термины (генерируются автоматически): группа людей, внешняя среда, система, управление...

интеллектуальное здание, система, искусственный интеллект...

На этапе комплексной автоматизации создаются сложные организационно-технические системы, включающие коллективы людей, комплексы управляющих автоматов и исполняющие устройства, которые имеют иерархическую структуру...

К вопросу выбора модели системы управления организацией...

Ключевые слова: система управления, модель системы управления, стандарты на системы менеджмента.

- функции управления, организационная структура управления, кадры, технические средства управления, информация, методы организации управления...

Оперативно-диспетчерское управление как связующее звено...

Применение систем централизованного управления материальными потоками, во всех стадиях производственно-технологического процесса, повысит

Основным звеном, связующим задачи организационно-экономического управления, реализуемым АСУП, и задачи технологического...

Метасистемный подход в экономике и управлении

процесс управления, система, метасистема, подход, системный подход, искусственная почка, поставленная цель, управление, внешняя среда, сложная система управления. Ключевые слова. модель, метод, экономика, сложная...

Система управления устойчивым развитием градообразующих...

 определить функции, выполняемые системой управления устойчивым развитием предприятий и её подсистемами в современных условиях;  разработать процесс управления устойчивым развитием предприятий с учётом его организационной структуры управления...

Похожие статьи

Социосинергетическое моделирование технологии социального...

система, внешняя среда, техническая система, американская модель, система управления, связующее звено, социальная подсистема, техническая подсистема, организационная структура, эргономическая подсистема.

система, внешняя среда, техническая система, американская...

Основные понятия и принципы системного управления... система, внешняя среда, техническая система, американская модель, система управления, связующее звено, социальная подсистема, техническая подсистема, организационная структура...

система, внешняя среда, техническая система, американская...

Основные понятия и принципы системного управления... система, внешняя среда, техническая система, американская модель, система управления, связующее звено, социальная подсистема, техническая подсистема, организационная структура...

Воинское подразделение — сложная организационная система...

Сложными называются системы, состоящие из различных подсистем и способные вырабатывать

Важнейшей характеристикой системы является ее структура.

Основные термины (генерируются автоматически): группа людей, внешняя среда, система, управление...

интеллектуальное здание, система, искусственный интеллект...

На этапе комплексной автоматизации создаются сложные организационно-технические системы, включающие коллективы людей, комплексы управляющих автоматов и исполняющие устройства, которые имеют иерархическую структуру...

К вопросу выбора модели системы управления организацией...

Ключевые слова: система управления, модель системы управления, стандарты на системы менеджмента.

- функции управления, организационная структура управления, кадры, технические средства управления, информация, методы организации управления...

Оперативно-диспетчерское управление как связующее звено...

Применение систем централизованного управления материальными потоками, во всех стадиях производственно-технологического процесса, повысит

Основным звеном, связующим задачи организационно-экономического управления, реализуемым АСУП, и задачи технологического...

Метасистемный подход в экономике и управлении

процесс управления, система, метасистема, подход, системный подход, искусственная почка, поставленная цель, управление, внешняя среда, сложная система управления. Ключевые слова. модель, метод, экономика, сложная...

Система управления устойчивым развитием градообразующих...

 определить функции, выполняемые системой управления устойчивым развитием предприятий и её подсистемами в современных условиях;  разработать процесс управления устойчивым развитием предприятий с учётом его организационной структуры управления...