Влияние кризиса на доходы и расходы бюджета Приморского Края | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Туркина, О. В. Влияние кризиса на доходы и расходы бюджета Приморского Края / О. В. Туркина, Т. И. Андреева. — Текст : непосредственный // Проблемы современной экономики : материалы IV Междунар. науч. конф. (г. Челябинск, февраль 2015 г.). — Челябинск : Два комсомольца, 2015. — С. 123-130. — URL: https://moluch.ru/conf/econ/archive/132/7006/ (дата обращения: 17.12.2024).

В условиях экономического кризиса важное значение отводится аналитике статей бюджета субъекта Российской Федерации. В статье проводится анализ доходных и расходных статей бюджета Приморского края, что позволяет выявить основные направления поступлений и расходов бюджетных средств, а также дефицит или профицит бюджета и определить прогнозные значения на ближайший период.

Ключевые слова:бюджет субъекта Федерации, Приморский край, Бюджетная система, доход, расход, кризис, дефицит, профицит, Бюджетный кодекс Российской Федерации.

 

На формирование доходов и расходов бюджета оказывают влияние различные факторы. Так, в 2014 году в связи с введенными санкциями, России пришлось корректировать федеральный бюджет. При этом санкции также оказали влияние на формирование доходных и расходных частей субъектов Российской Федерации.

Прежде чем приступить к рассмотрению доходных и расходных частей бюджета субъекта Российской Федерации — Приморского края в условиях предстоящего кризиса, изучим определение и структуру бюджетной системы Российской Федерации.

Бюджетная система Российской Федерации — это основанная на экономических отношениях и государственном устройстве Российской Федерации, регулируемая нормами права совокупность федерального бюджета, региональных бюджетов субъектов РФ, местных бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов [2].

В соответствии с Бюджетным Кодексом РФ, структура бюджетной системы нашего государства состоит из трех уровней. В таблице 1 представлены структура бюджетной системы Российской Федерации [1, с. 14]; [1, c. 15].

Таблица 1

Структура бюджетной системы Российской Федерации

Наименование

Содержание

Примечание

Первый уровень

Федеральный Бюджет и государственные внебюджетные фонды РФ.

Федеральный бюджет и бюджеты государственных внебюджетных фондов Российской Федерации предназначены для исполнения расходных обязательств Российской Федерации.

Второй уровень

Бюджеты субъектов федерации и государственные территориальные внебюджетные фонды.

 

Каждый субъект Российской Федерации имеет собственный бюджет и бюджет территориального государственного внебюджетного фонда.

Бюджет субъекта Российской Федерации (региональный бюджет) и бюджет территориального государственного внебюджетного фонда предназначены для исполнения расходных обязательств субъекта Российской Федерации.

Третий уровень

Местные бюджеты, в том числе бюджеты муниципальных районов, бюджеты городских округов, бюджеты внутригородских муниципальных образований городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга, бюджеты городских и сельских поселений.

Бюджет муниципального образования (местный бюджет) предназначен для исполнения расходных обязательств муниципального образования. Бюджет муниципального района (районный бюджет) и свод бюджетов городских и сельских поселений, входящих в состав муниципального района (без учета межбюджетных трансфертов между этими бюджетами), образуют консолидированный бюджет муниципального района.

 

Далее рассмотрим формирование доходов и расходов бюджета Приморского Края.

Приморский край является административной единицей Российской Федерации с 20 октября 1938 года. Территория края — 165,9 тыс. км2, что составляет около 1 % (0,97 %) площади Российской Федерации [3].

Краевым центром Приморского края является Владивосток.

Ведущими секторами экономики Приморского края являются транспорт, связь (свыше 20 %) и торговля (свыше 20 %), что объясняется приморским положением региона и близостью динамично развивающихся стран — экономических лидеров Азиатско-Тихоокеанского региона.

Темпы развития Приморского края сопоставимы с показателями ведущих стран Азиатско-Тихоокеанского региона. В 2013 году темп роста ВРП -107,2 % к предыдущему году, в 2012–105,1 %.

В рейтинге регионов России по показателям социально- экономического развития согласно оценке ООО «Центр экономических исследований» занимает 17 место [9].

Стратегией Приморского края на период до 2025 года определено шесть приоритетных направлений развития региона:

1.                  Транспортировка и глубокая переработка углеводородного сырья.

2.                  Развитие транспортной системы.

3.                  Судостроение, машиностроение, развитие малой авиации.

4.                  Модернизация отраслей традиционной специализации.

5.                  Развитие Владивостокской агломерации.

6.                  Развитие и внедрение инноваций, глобальное образование [10].

Бюджет Приморского края является консолидированным и представляет собой совокупность регионального бюджета и свода бюджетов муниципальных образований на территории данного края (без учета межбюджетных трансфертов между этими бюджетами). Консолидированным бюджетом муниципального образования называется совокупность бюджета муниципального района (районного бюджета) и свода бюджетов городских и сельских поселений, входящих в состав муниципального образования (без учета межбюджетных трансфертов между этими бюджетами) [1].

Консолидированные бюджеты Российской Федерации и субъектов Российской Федерации не рассматриваются и не утверждаются законодательными (представительными) органами власти всех уровней. Эти бюджеты являются в первую очередь статистическим сводом бюджетных показателей, характеризующим агрегированные данные по доходам и расходам, источникам поступления средств и направлениям их использования по территории в целом Российской Федерации и отдельных субъектов Российской Федерации и используются в бюджетном планировании [4].

Разработка экономико-математических моделей прогнозирования бюджетов основана на данных консолидированных бюджетов. Для расчета финансовых ресурсов на перспективу исследуются корреляционные связи между объемами доходов консолидированных бюджетов и такими переменными, как ВВП, национальный доход, объем валовой продукции промышленности, сельского хозяйства.

Далее приступим непосредственно к рассмотрению консолидированного бюджета Приморского края. Закон Приморского края № 334-КЗ «О краевом бюджете на 2014 год и плановый период 2015 и 2016 годов» был принят Законодательным Собранием Приморского края 19 декабря 2013 года [5]. Последние изменения в данный закон были внесены 29 октября 2014 года.

Бюджет состоит из доходной и расходной частей. Согласно Бюджетному кодексу Российской Федерации под доходами бюджета понимаются денежные средства, поступающие в безвозмездном и безвозвратном порядке в соответствии с законодательством РФ в распоряжении органов государственной власти и местного самоуправления [1, c. 27]. Структура доходов консолидированного бюджета Приморского края представлена в таблице 2.

Таблица 2

Структура доходов консолидированного бюджета Приморского края

Статья доходов

2014 г. план

2013 г.

2012 г.

Сумма, млн. руб

Доля, %

Сумма, млн. руб

Доля, %

Сумма, млн. руб

Доля, %

Налоговые и неналоговые доходы, в т. ч.:

57402,64

72

52933,64

70,8

51273,6

66,5

Налоги на прибыль, доходы

37759,93

47

33464,66

44,8

34949,38

45,3

Налоги на товары (работы, услуги), реализуемые на территории российской федерации

5780,35

7,3

-

-

-

-

Налоги на совокупный доход

3526,74

4

3496,95

4,7

3365,15

4,4

Налоги на имущество

8614,7

11

7650,48

10,2

5276,13

7

Налоги, сборы и регулярные платежи за пользование природными ресурсами

592,66

0,7

579,35

0,8

580,34

0,7

Штрафы, санкции, возмещение ущерба

665,9

0,8

406,5

0,5

302,78

0,4

Безвозмездные поступления, в т. ч.:

21963,46

27,7

21791,11

29

25796,06

33,4

Безвозмездные поступления от других бюджетов бюджетной системы российской федерации

21106,38

27

21932,92

29,3

23077,55

30

Безвозмездные поступления от государственных (муниципальных) организаций

674,58

0,7

1031,26

1,4

2578,17

3,3

Итого

79366,11

100

74724,75

100

77069,65

100

 

Из таблицы 2 можно увидеть основные группы доходов. Налог на прибыль, доход в общей сумме за рассматриваемые периоды колеблются в пределах 44 % — 47 %. Доля налогов на совокупный доход имеет тенденцию к снижению за 2012–2014 гг. от 4,7 % до 4 %. Налог на имущество в общей сумме доходов 2012 года составил 7 %, за последующий год он вырос до 10.2 %, а в 2014 году до 11 %. Платежи за штрафы, санкции, возмещение ущерба составили 0,5 % в 2013 году и увеличились до 0,8 % в 2014 г. Наблюдается тенденция к снижению статьи «Безвозмездные поступления» в 2014 году-27,7 %, хотя в 2012 году составляла-33,4. Средства федерального фонда финансовой поддержки регионов составляют в структуре доходов бюджета за 3 года около 30 %, что свидетельствует о недостаточной финансовой самостоятельности края.

В 2014 году в бюджете планировался дефицит, но по данным на 01 декабря 2014 года в бюджете просматривается профицит в размере около 5 млрд. руб.

На рисунке 1 представлена доля доходов бюджета Приморского края в % на 01.12.2014 г.

Рис. 1. Доля неналоговых и налоговых доходов, а также безвозмездных поступлений в бюджет Приморского края на 01.12.2014 г.

 

Исходя из данных рисунка 1, можно сделать вывод, что наибольший удельный вес в структуре поступлений имеют налоговые и неналоговые доходы — 72 %, остальное приходится на безвозмездные поступления. Таким образом, основными статьями, формирующими бюджет Приморского края в 2014 году являются налоговые и неналоговые доходы.

Под расходами следует понимать выплачиваемые из бюджета денежные средства, за исключением средств, являющихся в соответствии с Бюджетным кодексом источниками финансирования дефицита бюджета [1,с.49]. Расходы бюджета субъекта РФ формируются таким образом, чтобы обеспечить субъектам выполнение закрепленных за ними полномочий (с учетом установленных нормативов минимальной бюджетной обеспеченности и нормативов затрат на оказание государственных услуг регионального уровня) [7].

Рассмотрим расходы краевого бюджета в ведомственной структуре за 2012,2013 гг. в таблице 3.

Таблица 3

Ведомственная структура расходов консолидированного бюджета Приморского края за 2012,2013 гг.

Статья расходов

2013 г.

2012 г.

Изменение

Сумма, тыс. руб.

Доля, %

Сумма, тыс. руб.

Доля, %

2013–2012 гг.

Темп роста, %

Администрация

404 712,02

0,5

445 664,9

0,5

-40 952,8

91

Департамент финансов

2 637 633,22

3

2 197 658,12

2,7

439 975,1

120

Законодательное Собрание

429 504,5

0,5

407 404,44

0,5

22 100,06

105,4

Департамент дорожного хозяйства

8 852 888,8

10,5

12 311 629,9

15,4

-3 458 741

72

Департамент информатизации и телекоммуникаций

382 437,28

0,4

405 205,1

0,5

-22 767,8

94

Департамент сельского хозяйства и продовольствия

2 568 388,6

3

1 693 655,17

2,1

874 733,4

152

Департамент образования и науки

16 179 112,26

19

12 265 216,2

15,3

3 913 896

132

Департамент труда и социального развития

17 009 315,75

20,1

13 016 694,8

16,3

3 992 620

130

Департамент здравоохранения

14 264 783,11

17

12 717 463,1

16

1 547 320

112

Департамент градостроительства

7 427 454,3

8,7

6 790 891,4

8,5

636 563

109,3

Итого

84 605 119,24

100

79 897 293,7

100

4 707 825

106

 

По данным таблицы 3 расходы бюджета увеличились по сравнению с 2012 годом на 4707825 млн. руб. При этом, сократились расходы на администрацию на — 40 952,8 млн. руб., на департамент дорожного хозяйства -на 3458741 млн. руб. и на департамент информатизации и телекоммуникаций- на 22767,8 млн. руб. Заметно увеличились расходы на департамент здравоохранения — 1 547 320 млн. руб., на департамент сельского хозяйства и продовольствия — 874 733,4 млн. руб.

Для более тщательного изучения доли расходов в ведомственной структуре рассмотрим их на рисунке 2.

Рис. 2. Доля расходов в ведомственная структуре бюджета Приморского края за 2012,2013 гг.

 

Исходя из данных рисунка 2, можно сделать вывод, что наибольшую долю расходов бюджета Приморского края занимает статья «Департамент труда и социального развития», а именно 20,1 % в 2013 году и 16,3 % в 2012 году. Соответственно наименьшую долю занимает в 2013 году-10,5 % статья расходов «Департамент дорожного хозяйства», а в 2012 году-15,3 % статья «Департамент образования и науки».

Так как отчет об исполнении бюджета Приморского края за 2014 год еще не сформирован, то проанализируем основные статьи расходов по финансовому обеспечению государственных программ бюджета в 2014 году в таблице 4.

Таблица 4

Структура расходов по финансовому обеспечению государственных программ консолидированного бюджета Приморского края

Статья расходов

2014 г. план

Сумма, млн. руб.

Доля, %

Государственная программа «Развитие здравоохранения Приморского края» на 2013–2017 годы

17 472,37

19,3

Подпрограмма «Формирование эффективной системы организации медицинской помощи»

13 856,64

15,3

Расходы на обеспечение деятельности (оказание услуг, выполнение работ) краевых государственных учреждений

3 687,41

4

Страховые взносы по обязательному медицинскому страхованию неработающего населения

8 570,6

9,4

Департамент градостроительства Приморского края

1 111,36

1,2

Государственная программа «Развитие образования Приморского края» на 2013–2017 годы

17 596,68

19,4

Государственная программа «Социальная поддержка населения Приморского края на 2013–2017 годы»

19 961,98

22

Департамент труда и социального развития Приморского края

18 721,93

20,6

Государственная программа «Развитие транспортного комплекса Приморского края» на 2013–2021 годы

9 635,47

10,6

Государственная программа «Экономическое развитие и инновационная экономика Приморского края» на 2013–2017 годы

4 533,55

5

Итого

90 651, 37

100

 

Из таблицы 4 видно, что наибольшая сумма в структуре расходов по финансовому обеспечению государственных программ консолидированного бюджета Приморского края занимают: государственная программа «Социальная поддержка населения Приморского края на 2013–2017 годы» — 19961,98 млн. руб., департамент труда и социального развития Приморского края — 18 721,93 млн. руб., государственная программа «Развитие образования Приморского края» на 2013–2017 годы — 17 596,68 млн. руб.

Отразим долю расходов, связанных с финансовым обеспечением государственных программ бюджета Приморского края в 2014 г. на рисунке 3.

Рис. 3. Доля расходов, связанных с финансовым обеспечением государственных программ бюджета Приморского края в 2014 г.

 

Таким образом, наибольший удельный вес приходится на статьи: «Социальная поддержка населения» – 22 %, «Департамент труда и социального развития» – 20,6 %, а также «Развитие образования» – 19,4 % [6].

В таблице 5 представлено исполнение краевого бюджета в 2012–2014 гг. по плану и фактически.

Таблица 5

Исполнение краевого бюджета в 2012–2014 гг.

Наименование показателя

План

Факт

Темп роста, %

2014 год

Доходы бюджета — всего, млн. руб.

79 366,11

72 602,58

91,50

Расходы бюджета — всего, млн. руб.

90 677,89

67 465,96

74,40

Результат исполнения бюджета (дефицит, профицит), млн. руб.

-11 285,26

5 136,61

 

2013 год

Доходы бюджета — всего, млн. руб.

74 184,82

74 724,75

100,7

Расходы бюджета — всего, млн. руб.

89 820,65

84 605,11

94,2

Результат исполнения бюджета (дефицит, профицит), млн. руб.

-15 635,83

-9 880,36

 

2012 год

Доходы бюджета — всего, млн. руб.

71 499,46

77 069,65

107,8

Расходы бюджета — всего, млн. руб.

88 053,84

79 897,29

90,7

Результат исполнения бюджета (дефицит, профицит), млн. руб.

-16 554,38

-2 827,63

 

 

Таким образом, по итогам 2012–2013 гг. в бюджете края величина расходов превышала величину доходов по плану и фактически, то есть просматривался дефицит.

На рисунке 4 представлено исполнение бюджета на 01.12.2014 г.

Рис. 4. Исполнение бюджета Приморского края на 01.12.2014 г.

 

По данным рисунка 4 можно с уверенностью сказать, что в 2014 году доходы бюджета превышают расходы, то есть наблюдается профицит.

Можно также отметить, что исполнение федерального бюджета с профицитом в размере 0,3–0,5 % ВВП [8]. Причем профицит будет исполнен из-за того, что часть расходов не будет осуществляться.

В условиях предстоящего кризиса в большинстве бюджетов субъектов Российской Федерации наблюдается дефицит. В 2012, 2013 годах в бюджете Приморского края просматривался дефицит. Эксперты также предрекали бюджету Приморского края в 2014 году дефицит в размере 11 млрд. руб., но по состоянию на 01.12.2014 наблюдается профицит в размере 5 млрд. руб. Профицит бюджета, в основном, обусловлен ростом неналоговых и налоговых доходов, а также сокращением расходов. Но профицит в 2014 году вовсе не означает, что в 2015 доходы также превысят расходы. По прогнозам, в 2015 году ожидается дефицит в размере 5 млрд. руб., который к 2016 году снизится до 32253 млн. руб.

Таким образом, для поддержания профицита бюджета Приморского края необходимо сократить часть расходов по таким статьям, как: социальная поддержка населения, здравоохранение, образование, дорожное хозяйство, сельское хозяйство и т. д.

 

Литература:

 

1.                  Бюджетный кодекс РФ. — М.: Издательство «Омега-Л», 2013.-231 с. — (Кодексы Российской Федерации).

2.                  В. Н. Гирев, А. И. Землин «Финансовое право. Практикум»// Электронная библиотека-URL: http://www.bibliotekar.ru/finansovoe-pravo-4/50.htm.

3.                  Краткий физико-географический очерк// Приморский край — URL: http://www.fegi.ru/primorye/geogr/ocherk.htm.

4.                  Бурханова Н. «Бюджетная система РФ»//Консолидированный бюджет- URL: http://be5.biz/ekonomika/b001/09.htm

5.                  Официальный сайт администрации Приморского края// Законы Приморского края — URL: http://primorsky.ru/authorities/executive-agencies/departments/finance/laws.php.

6.                  Портал управления общественными финансами, Приморский край//Основные направления бюджетной и налоговой политики-URL: http://ebudget.primorsky.ru/Show/Content/3.

7.                  Центр управления финансами//Расходы бюджета-URL: http://center-yf.ru/data/economy/Rashody-byudzheta.php.

8.                  Газета «Ведомости», статья «Профицит бюджета России в 2014 г. составит 0,3–0,5 % ВВП-Силуанов», 26.11.2014 — URL: http://www.vedomosti.ru/newsline/news/36489951.

9.                  Портал «Мое Приморье»// «Приморский край является лидером экономического роста среди субъектов ДВФО», 18.03.2013 — URL: http://primamedia.ru/news/economics/18.03.2013/263985/primorskiy-kray-yavlyaetsya-liderom-ekonomicheskogo-rosta-sredi-sub-ektov-dvfo.html.

10.              Презентация стратегии социально-экономического развития Приморского края на период до 2025 года — URL: http://www.gosbook.ru/node/27189.

Основные термины (генерируются автоматически): Приморский край, Российская Федерация, бюджет, консолидированный бюджет, бюджетная система, государственная программа, расход бюджета, социальное развитие, федеральный бюджет, финансовое обеспечение.

Похожие статьи

Анализ доходов и расходов федерального бюджета Российской Федерации за 2012–2016 гг.

Обеспечение сбалансированности бюджета является важнейшей задачей государства при осуществлении экономической политики. В статье рассматривается и анализируется формирование доходной и расходной части федерального бюджета за период 2012–2016 гг.

Анализ формирования и исполнения регионального бюджета по расходам в современных условиях (на примере Уральского федерального округа)

В статье рассматриваются основные характеристики расходной части регионального бюджета на примере УрФО. Анализируются данные исполнения регионального бюджета УрФО с 2018–2019 гг. и сравниваются показатели исполнения расходов субъектами УрФО.

Обеспечение сбалансированности регионального бюджета

В статье рассматривается проблема сбалансированности регионального бюджета, а также методы, с помощью которых минимизируется негативное влияние профицита и дефицита бюджета на примере бюджета Курской области.

Анализ исполнения доходной части бюджета Волгограда за 2014–2016 годы

В статье проводится анализ исполнения доходной части бюджета Волгограда на основе бюджетных коэффициентов, дается интерпретация полученным расчетам, также указываются основные причины сложившихся тенденций и дается общая характеристика исполнения дох...

Проблемы обеспечения сбалансированности регионального бюджета в условиях экономической нестабильности

В статье рассматриваются современные проблемы, препятствующие обеспечению сбалансированности региональных бюджетов на примере бюджета Ставропольского края, и предлагаются основные подходы к их решению.

Анализ бюджета города Севастополя

В статье приведена характеристика и проведен анализ бюджета города Севастополя.

Анализ межбюджетных трансфертов Республики Бурятии

В данной статье анализ консолидированного бюджета на примере Республики Бурятия за три последних года. Рассматривается структура, динамика и исполнение бюджета за анализируемый период.

Анализ исполнения доходной части бюджета Волгограда за 7 месяцев 2016 года

В статье проводится анализ исполнения доходной части бюджета Волгограда за 7 месяцев 2016 года, дается характеристика ее динамике и структуре, также указываются основные причины сложившихся тенденций и приводится общая характеристика исполнения доход...

Налоговое планирование и его роль в формировании федерального бюджета Российской Федерации

В статье рассмотрены понятие и сущность налогового планирования в ракурсе определения его роли в формировании федерального бюджета страны. Выявлены особенности осуществления планирования, определена роль планирования и прогнозирования в формировании ...

Исполнение консолидированного бюджета субъекта Российской Федерации (на примере Республики Бурятии)

В статье рассматривается исполнение консолидированного бюджета субъекта РФ.

Похожие статьи

Анализ доходов и расходов федерального бюджета Российской Федерации за 2012–2016 гг.

Обеспечение сбалансированности бюджета является важнейшей задачей государства при осуществлении экономической политики. В статье рассматривается и анализируется формирование доходной и расходной части федерального бюджета за период 2012–2016 гг.

Анализ формирования и исполнения регионального бюджета по расходам в современных условиях (на примере Уральского федерального округа)

В статье рассматриваются основные характеристики расходной части регионального бюджета на примере УрФО. Анализируются данные исполнения регионального бюджета УрФО с 2018–2019 гг. и сравниваются показатели исполнения расходов субъектами УрФО.

Обеспечение сбалансированности регионального бюджета

В статье рассматривается проблема сбалансированности регионального бюджета, а также методы, с помощью которых минимизируется негативное влияние профицита и дефицита бюджета на примере бюджета Курской области.

Анализ исполнения доходной части бюджета Волгограда за 2014–2016 годы

В статье проводится анализ исполнения доходной части бюджета Волгограда на основе бюджетных коэффициентов, дается интерпретация полученным расчетам, также указываются основные причины сложившихся тенденций и дается общая характеристика исполнения дох...

Проблемы обеспечения сбалансированности регионального бюджета в условиях экономической нестабильности

В статье рассматриваются современные проблемы, препятствующие обеспечению сбалансированности региональных бюджетов на примере бюджета Ставропольского края, и предлагаются основные подходы к их решению.

Анализ бюджета города Севастополя

В статье приведена характеристика и проведен анализ бюджета города Севастополя.

Анализ межбюджетных трансфертов Республики Бурятии

В данной статье анализ консолидированного бюджета на примере Республики Бурятия за три последних года. Рассматривается структура, динамика и исполнение бюджета за анализируемый период.

Анализ исполнения доходной части бюджета Волгограда за 7 месяцев 2016 года

В статье проводится анализ исполнения доходной части бюджета Волгограда за 7 месяцев 2016 года, дается характеристика ее динамике и структуре, также указываются основные причины сложившихся тенденций и приводится общая характеристика исполнения доход...

Налоговое планирование и его роль в формировании федерального бюджета Российской Федерации

В статье рассмотрены понятие и сущность налогового планирования в ракурсе определения его роли в формировании федерального бюджета страны. Выявлены особенности осуществления планирования, определена роль планирования и прогнозирования в формировании ...

Исполнение консолидированного бюджета субъекта Российской Федерации (на примере Республики Бурятии)

В статье рассматривается исполнение консолидированного бюджета субъекта РФ.