В статье рассматривается проблема сбалансированности регионального бюджета, а также методы, с помощью которых минимизируется негативное влияние профицита и дефицита бюджета на примере бюджета Курской области.
Ключевые слова: бюджет, дефицит, профицит, региональный бюджет, сбалансированность бюджета.
Важнейший принцип функционирования бюджетной системы любой страны — это сбалансированность бюджета. Согласно ст. 10 Бюджетного кодекса Российской Федерации, бюджетная система России имеет три уровня, региональные бюджеты являются вторым уровнем. Обеспечение их сбалансированности позволяет достичь стабильности финансовой системы государства в целом [1]. Достижение сбалансированности бюджета имеет значение, по той причине, что при отсутствии баланса, могут происходить сбои в финансировании региональных программ и различные нарушения в исполнении расходной части бюджета.
В процессе принятия бюджета какого-либо субъекта необходимо предусмотреть источники, за счет которых происходит финансирование дефицита, к ним можно отнести, например:
– разницу доходов от размещения государственных ценных бумаг и расходов от исполнения долговых обязательств;
– изменение остатков в бюджете Российской Федерации или какие-либо другие источники уменьшения бюджетного дефицита в региональном бюджете [2].
Формирование же бюджета с профицитом имеет гораздо меньшие негативные последствия, нежели возникновение бюджетного дефицита, но всё также приводит к нарушению бюджетного баланса. Что касается, исправления профицита, региональные власти также имеют ряд способов:
– использование суммы профицита регионального бюджета на пополнение резервов, которые будут использоваться в следующем периоде;
– использование суммы профицита бюджета для дополнительного погашения кредитных обязательств [3].
Существует множество методов, которые направлены на достижение баланса бюджета субъекта. Их классифицируют в зависимости от критериев:
1) по причине дисбаланса бюджета — меры, применяемые при профиците или применяемые при дефиците;
2) по характеру влияния на бюджет — оказывающие влияние на расходы или на доходы;
3) по времени воздействия на бюджет — текущие и долгосрочные.
Причины, вызывающие несбалансированность региональных бюджетов, можно разделить на две большие группы:
Первая группа — это причины, вызывающие несбалансированность бюджета по вертикали: объем возложенных на региональные власти полномочий в плане расходов бюджета гораздо выше объема бюджетных полномочий; Вторая группа — это причины, вызывающие несбалансированность бюджета по горизонтали: неравномерность социально-экономического развития регионов [4].
Алгоритм применения методов достижения сбалансированности в общих чертах можно представить следующим образом:
1) Выявление предпосылок дисбаланса регионального бюджета;
2) Расчёт бюджетного профицита или дефицита;
3) Определение направлений перераспределения профицита в бюджете или выбор источников финансирования дефицита;
4) Расчёт необходимой суммы для финансирования дефицита;
5) Использование выбранных источников финансирования бюджетного дефицита и последующая оценка проводимых мероприятий.
Рассмотрим порядок обеспечения сбалансированности бюджета Курской области. Основным нормативным правовым актом, регулирующим вопросы обеспечения сбалансированности бюджета Курской области, является Закон Курской области от 07.12.2018 № 86-ЗКО «Об областном бюджете на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов», а также отчёты об исполнении бюджета [5].
На основе исследования статистических данных (см. рис. 1) можно сделать вывод о том, что бюджет Курской области не носит сбалансированный характер на протяжении 2017–2019гг. В этой связи органы региональной власти применили ряд инструментов, которые способствовали росту сбалансированности бюджета Курской области. В 2017г. бюджет региона носил профицитный характер. В соответствии с Законом Курской области «Об исполнении областного бюджета за 2017 год» профицит бюджета был направлен на погашение кредитов.
Исходя из данных рис. 1, можно сказать, что за 2017–2019гг. бюджет Курской области нарастал, в его структуре доходы превышали расходы. Разрыв между расходами и доходами относительно небольшой, несбалансированность бюджета не носит критичный характер.
Рис. 1. Региональный бюджет Курской области, млн. руб. [5]
За 2017–2019гг. бюджет хоть и носил профицитный характер, но плановый бюджет на 2020г. носит дефицитный характер, и его общая сумма меньше, чем тремя годами ранее, что связано с текущей эпидемиологической ситуацией и потерями вследствие пандемии коронавирусной инфекции.
В плановом документе заявлено, что основным источником финансирования бюджетного дефицита регионального бюджета должны стать величина изменений остатков средств на счетах и получение кредитов от кредитных организаций в валюте РФ.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что обеспечение сбалансированности бюджета субъекта РФ является приоритетной задачей уполномоченных органов власти региона. Обеспечение сбалансированности регионального бюджета имеет высокий уровень значимости для поддержания устойчивости функционирования всей бюджетной системы страны.
Литература:
- Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31.07.1998 № 145‑ФЗ (ред. от 15.10.2020).
- Межбюджетные отношения как основной инструмент достижения баланса интересов Федерации, ее субъектов и местного самоуправления: монография / М. А. Асеева, А. А. Баракин, И. В. Вихляева,А. Н. Гриценко, В. И. Флегонтов. М., 2016. 217 с.
- Шапошникова Э. Т. Регулирование государственных финансовых ресурсов в субъекте Российской Федерации // Вестник Самарского государственного экономического университета. 2018. № 8. С. 76–84.
- Кузнецова Е. В. Методологические основы и особенности обеспечения сбалансированности бюджетовсубъектов Российской Федерации // Региональная экономика: теория и практика. 2011. № 12. С. 53–60
- Официальный сайт администрации Курской области. [Электронный ресурс] Режим доступа: http://adm.rkursk.ru.
- https://cyberleninka.ru/article/n/metody-obespecheniya-sbalansirovannosti-byudzhetov-subektov-rossiyskoy-federatsii-ih-pravovoe-zakreplenie???history=48&pfid=1&sample=23&ref=2