Сравнительная характеристика программ бухгалтерского учета
Автор: Елисеева Екатерина Александровна
Рубрика: 10. Учет, анализ и аудит
Опубликовано в
Дата публикации: 20.11.2014
Статья просмотрена: 8962 раза
Библиографическое описание:
Елисеева, Е. А. Сравнительная характеристика программ бухгалтерского учета / Е. А. Елисеева. — Текст : непосредственный // Проблемы и перспективы экономики и управления : материалы III Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, декабрь 2014 г.). — Санкт-Петербург : Заневская площадь, 2014. — С. 155-158. — URL: https://moluch.ru/conf/econ/archive/131/6697/ (дата обращения: 17.12.2024).
Бухгалтерский учет — важный элемент финансово-экономических отношений в человеческом обществе, выступающий в сфере действия коммерческого предприятия.
Работа бухгалтерии любой фирмы сводится не только к хранению данных об имуществе и обязательствах предприятия, но и к формированию на основании этих данных бухгалтерских отчетов различного уровня сложности. Естественно, одним из основных требований к бухгалтерскому учету (согласно закону о бухгалтерском учете) является документальное обоснование каждой бухгалтерской операции.
При автоматизации бухгалтерского учёта на предприятии следует выбрать необходимую систему, исходя из задач и имеющихся ресурсов. При автоматизации бухгалтерского учета важно не просто перевести всю бумажную работу на компьютер, необходимо, чтобы это увеличило эффективность работы бухгалтерии и улучшило контроль над финансово-хозяйственной деятельностью предприятия, что в свою очередь увеличит эффективность управления предприятием, и, как следствие, эффективность его работы. Хорошие бухгалтерские системы вне зависимости от их масштаба, программно-аппаратной платформы и стоимости должны обеспечивать качественное ведение учета, быть надежными и удобными в эксплуатации.
В данной статье мы рассмотрим четыре наиболее распространенные программы ведения бухгалтерского учета: 1С Бухгалтерия, ПАРУС-Предприятие 7, Галактика ERP, БОСС.
1C Бухгалтерия
Программа 1С Бухгалтерия, разработчик фирма «1С», является универсальной бухгалтерской программой и предназначена для ведения синтетического и аналитического бухгалтерского учета по различным разделам. Аналитический учет ведется по объектам аналитического учета (субконто) в натуральном и стоимостном выражениях.
Данная система может использоваться для ведения практически любых разделов бухгалтерского учёта:
- учёта операций по кассе и банку;
- учёта валютных операций;
- учёта ОС и НМА;
- учёта материалов, товаров, услуг, производства продукции;
- учёта взаиморасчетов с дебиторами, кредиторами, организациями и подотчётными лицами;
- учёта расчётов по заработной плате.
В программе существует режим формирования произвольных отчетов. С помощью данного режима реализованы отчеты, предоставляемые в налоговые органы, кроме того данный режим используется для создания внутренних отчетов для анализа финансовой деятельности организации в произвольной форме.
Если же оценивать «1С: Бухгалтерию» объективно, то ее нельзя назвать ни плохой, ни хорошей, поскольку неправильно давать оценочную характеристику данной программе без привязки к конкретному предприятию.
К достоинствам данной программы можно отнести следующее:
1. с помощью «1С: Бухгалтерии» можно вести все существующие виды бухгалтерского и налогового учета;
2. на сегодняшний день «1С: Бухгалтерия» является одной из самых универсальных бухгалтерских программ, которая может использоваться в самых разных организациях. Данная программа основана на платформе «1С предприятие», которую можно модифицировать под нужды конкретного бизнеса. Подобная гибкость «1С: Бухгалтерии» позволяет решать с ее помощью множество различных задач;
3. «1С: Бухгалтерия» идеально приспособлена под российское законодательство и позволяет легко подстраиваться под регулярно меняющиеся в нашей стране законы и требования чиновников. Разработчики «1С» следят за всеми изменениями в налоговом законодательстве и оперативно обновляют формы отчетности в программе;
4. программа «1С: Бухгалтерия» обладает высокой производительностью, что дает возможность решать с ее помощью самые сложные задачи;
5. совместно с «1С: Бухгалтерией» можно использовать MS SQL Server.
К сожалению, «1С: Бухгалтерия» обладает и рядом недостатков, к которым можно отнести следующие:
1. в подавляющем большинстве случаев, чтобы «1С: Бухгалтерия» решала все поставленные перед ней задачи, программу приходится дорабатывать. Каждое предприятие уникально, поэтому для эффективной его работы требуются индивидуальные решения по автоматизации бизнес-процессов;
2. при переходе на «1С: Бухгалтерию» с другой бухгалтерской программы могут возникнуть серьезные затруднения при переносе информации из одной базы данных в другую (значительную часть информации нередко приходится переносить вручную);
3. в «1С: Бухгалтерии» затруднен поиск ошибок, сделанных во время обработки документов;
4. программа «1С: Бухгалтерия» достаточно сложна в освоении и требует специального обучения пользователей.
ПАРУС-Предприятие 7
Система «ПАРУС-Предприятие 7» предназначена для малых и средних хозрасчетных предприятий различной отраслевой принадлежности (торговля, сфера услуг, реклама и СМИ, туризм, иностранные компании и др.). Это простая, удобная, но в то же время мощная полнофункциональная система, позволяющая автоматизировать бухгалтерский учет, основные торговые процессы и складской учет, расчет заработной платы и кадровый учет. Может эксплуатироваться как на одном, так и на нескольких (в пределах 15–20) объединенных в локальную сеть компьютерах.
Система построена по модульному принципу, образуя единое информационно-управленческое пространство масштаба предприятия:
1. Бухгалтерия
2. Реализация и склад
3. Комплекс
4. Учет договоров
5. Комплектование
6. Заработная плата
7. Кадры
В основу Системы положены следующие основные принципы:
Комплексность — задача автоматизации решается на основе комплексного подхода, при котором обеспечивается информационное взаимодействие всех основных служб предприятия.
Модульность — в целом система «Парус-Предприятие 7» представляет собой набор модулей, каждый из которых предназначен для автоматизации одного из основных видов деятельности предприятия и может работать как в автономном режиме, так и совместно с другими модулями комплекса, образуя единое информационно-управленческое пространство масштаба предприятия. Подобный подход позволяет начинать с минимальных комплектаций, добавляя отдельные компоненты Системы по мере надобности и оптимально по финансовым возможностям предприятия.
Система «ПАРУС-Предприятие 7» построена по принципу интеграции с широкоиспользуемыми, стандартными программными продуктами, например, Microsoft Excel. Подобная практика эффективна по следующим причинам:
1. Многофункциональность.
2. Сотрудники предприятия, где внедряется Система, часто уже имеют навыки работы со «стандартными» программами.
3. Отсутствие проблем при передаче подготовленных материалов в электронном виде (в виде файлов самых разнообразных форматов).
4. Быстрая разработка шаблонов отчетов благодаря широкому использованию экспертов (проводников).
5. Мощные средства обработки. Обширная библиотека встроенных функций для проведения расчетов, в том числе специализированные функции статистического и финансового анализа.
6. Развитые средства разностороннего представления данных (возможность включения диаграмм разных типов).
Галактика ERP
Контур бухгалтерского учета системы — надежный инструмент для ведения бухгалтерского и налогового учета.
Отличительные особенности контура:
- поддержка нормативных правил и требований законодательства в области бухгалтерского и налогового учета;
- поддержка ведения учета и формирования отчетности в международных стандартах (IAS, US GAAP);
- гибкая настройка аналитического учета;
- бухгалтерская отчетность в электронном формате;
- поддержка параллельного учета в нескольких планах счетов бухгалтерского учета.
В Контуре бухгалтерского учета предусмотрено формирование всего спектра финансовых документов, сопровождающих движение денежных средств (платежные поручения, платежные требования, бухгалтерские справки и т. п.). Эти документы могут быть связаны с документами-основаниями, созданными в других контурах системы Галактика ERP.
Модуль хоз. операции является главным исполнительным инструментом Контура бухгалтерского учета системы Галактика ERP. Он обеспечивает автоматизированное отражение проведенных хозяйственных операций в бухгалтерском и управленческом учете. Эта задача решается с помощью механизмов типовых хозяйственных и финансовых операций (ТХО и ТФО).
Для автоматизированного учета налогов в системе Галактика ERP реализованы гибкие и универсальные механизмы, позволяющие оперативно «подстраиваться» под изменяющееся законодательство. Система дает возможность раздельного ведения бухгалтерского и налогового учета, формирования налоговых регистров и налоговой отчетности в соответствии с требованиями действующего налогового законодательства.
Модуль Бухгалтерская отчетность позволяет проанализировать все счета бухгалтерского учета, произвести процедуру автоматического закрытия временных счетов, сформировать типовые формы для отчетности и расчета налогов.
В системе Галактика ERP предусмотрено два отдельных модуля, которые позволяют вести учет основных средств (ОС) и нематериальных активов (НМА). Большинство функций в этих модулях однотипны, но в силу специфики учета объектов НМА существуют некоторые отличия.
БОСС
Комплексная система автоматизации «БОСС», разработчик фирма «АйТи», предназначена для крупных предприятий, производственных и торговых объединений. Как инструмент управления предприятием система «БОСС» имеет отраслевую ориентацию и включает «БОСС-Бухгалтер», осуществляющую ведение бухгалтерского учета и составление отчетности.
Система «БОСС-Бухгалтер» обеспечивает автоматизацию бухгалтерского учета. Этот продукт условно подразделяется на два блока: модуль финансового учета и программа материального учета, имеющая открытый справочник-классификатор материальных ценностей.
«БОСС-Бухгалтер» может применяться на предприятиях любой формы собственности и функционировать как автономно, так и в составе системы управления «БОСС-Компания» или «БОСС-Корпорация». Версия Система «Интегратор 3.0" состоит из следующих подсистем:
- денежные средства (касса, банк);
- дебиторы и кредиторы; материалы, продукция, товары, МБП;
- поставщики и подрядчики;
- основные средства и нематериальные активы;
- покупатели и заказчики;
- прибыль, налоги, капитал;
- финансовая отчетность.
Особое внимание следует уделить подсистеме «Производственные затраты», обеспечивающей не только учет производственных затрат, но и автоматическое распределение косвенных затрат на объекты калькуляции.
Наличие понятного рядовому бухгалтеру механизма взаимодействия с различными базами данных и алгоритмов распределения позволяет заметно упростить расчет фактической себестоимости произведенной продукции, работ и услуг.
Литература:
1. Федеральный закон от 6 декабря 2011 г. N 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» (с изменениями и дополнениями);
2. Бухгалтерская (финансовая) отчетность: Учебное пособие/ под. ред. В. Д. Новодворского М.: ИНФРА-М, 2008.
3. Бухгалтерский управленческий учет/под. ред. JI. M. Полковского.- М, 2009.
4. Зингер И. С. Информационное обеспечение в организационных системах управления. — М., 2007. — 688 с.
5. Ильина О. П., Смирнов И. А., Юровский А. Б. Служба информационного обеспечения. — М., 2011. — 346 с.