Жилищно-коммунальное хозяйство в России
Авторы: Абдуллина Адель Рустемовна, Владимиров Игорь Александрович
Рубрика: 20. Жилищно-коммунальное хозяйство
Опубликовано в
международная научная конференция «Проблемы современной экономики» (Челябинск, декабрь 2011)
Статья просмотрена: 11875 раз
Библиографическое описание:
Абдуллина, А. Р. Жилищно-коммунальное хозяйство в России / А. Р. Абдуллина, И. А. Владимиров. — Текст : непосредственный // Проблемы современной экономики : материалы I Междунар. науч. конф. (г. Челябинск, декабрь 2011 г.). — Челябинск : Два комсомольца, 2011. — С. 183-185. — URL: https://moluch.ru/conf/econ/archive/12/1433/ (дата обращения: 17.12.2024).
На протяжении длительного времени в жилищно-коммунальной сфере господствовали административные методы хозяйствования. Материальная база отрасли находилась в неудовлетворительном состоянии и заметно деградирует в последние годы. Хотя расходы местных бюджетов на жилищно-коммунальное хозяйство составляют около 25%.
До сих пор не отрегулированы ставки и тарифы на услуги, предоставляемые жилищно-коммунальным хозяйством. В основном за счет бюджетных дотация, которые растут из года в год, осуществляются эксплуатация и дальнейшее развитие жилищно-коммунального хозяйства. Размеры дотаций зависят не от качества обслуживания потребителей, а от высоких текущих затрат на производство услуг жилищно-коммунального хозяйства.
Сложившийся хозяйственный механизм в жилищно-коммунальном хозяйстве не способствует эффективному развитию предприятий и организаций, не направляет их на улучшение качества услуг (автоматизация деятельности на базе новых технологий). Все это снизило надежность и устойчивость работы всех подотраслей жилищно-коммунального хозяйства, привело к усилению социальной напряженности в целом ряде регионов, особенно в период холодов.
Отдельные организации и предприятия жилищно-коммунального хозяйства выступают в роли естественных монополий, тем не менее, эффективный механизм контроля за их деятельностью до сих пор не создан. За какие услуги жилищно-коммунального хозяйства платит население и почему именно в таких размерах четко не обосновано. При отсутствии контроля и учета объемов, фактически предоставляемых услуг, то есть вода, газ, тепло и пр., и их качества, расчет осуществляется по усредненным показателям, что не признается рыночными принципами.[2]
Вследствие аварий, недоброкачественного ремонта и т.д., зачастую возникшие не по вине потребителей издержки перекладываются на плечи населения. Взаимоотношения между производителями данных услуг, их потребителями и посредниками до сих пор не налажены.
Государство должно поставить перед собой главной задачей преодоление затянувшегося кризиса в сфере жилищно-коммунального хозяйства, обеспечение его стабильного развития, так же необходимо пересмотреть систему организации и управления в жилищно-коммунальном хозяйстве.
Жилищно-коммунальное хозяйство — это комплекс подотраслей, обеспечивающий функционирование инженерной инфраструктуры различных зданий населенных пунктов, создающий удобства и комфортность проживания и нахождения в них граждан путем предоставления им широкого спектра жилищно-коммунальных услуг.
ЖКХ подразумевает выполнение следующих функций:
- водопровод, куда входят прокладка и ремонт водопроводных труб, водозабор очистка и доставка воды в многоквартирные дома и на промышленные объекты, в т.ч. для последующего подогрева для нужд горячего водоснабжения и отопления;
- электроснабжение;
- теплоснабжение, т.е. обеспечение поставки жителям горячей воды и тепла, обеспечение работы котельных и ТЭЦ;
- канализация (отведение сточных вод);
- капитальный ремонт зданий;
- текущий ремонт внутренних общедомовых инженерных коммуникаций и систем (здания);
- сбор, вывоз и утилизация мусора;
- уборка мест общего пользования;
- содержание придомовых территорий (благоустройство, озеленение).
Для того чтобы повысить уровень жизни людей, улучшить их жилищные условия а также развивать культуру у населения необходимо повысить требования предъявляемые к ЖКХ.
Ниже приведена классификация отраслей жилищно-коммунального хозяйства:
- санитарно-технические службы (водопровод, канализация, предприятия по санитарной очистке);
- внутригородской пассажирский транспорт общего пользования (трамвай, троллейбус, автобус, метрополитен);
- коммунальную энергетику (тепловые, электрические, газовые сети, коммунальные котельные, электростанции и газовые заводы, не входящие в общие электрические системы);
- коммунальное обслуживание (бани, прачечные, парикмахерские, гостиницы);
- внешнее городское благоустройство (дорожно-мостовое хозяйство, озеленение, уличное освещение);
- подсобные предприятия ЖКХ (ремонтные заводы, мастерские).
Особенности ЖКХ как отрасли народного хозяйства:
- сочетание производственных и непроизводственных функций, связанных с изготовлением материальных продуктов и оказанием услуг;
- особую социальную значимость, усиливающую необходимость государственного регулирования и контроля со стороны потребителей;
- сочетание коммерческих (ориентированных на достижение прибыли) и некоммерческих организаций;
- сочетание крупного (производство энергии, водоканал, трубопроводные сети и т.д.) и малого бизнеса;
- особая значимость экологического и санитарно-эпидемиологического контроля;
- необходимость гарантированного обеспечения минимума услуг независимо от платежеспособности населения.[4]
ЖКХ имеет многоотраслевую структуру. Несмотря на это, жилищно-коммунальное хозяйство это целостная система, обеспечивающая нормальную жизнедеятельность населения.
На сегодняшний день существует дефицит финансирования ЖКХ. Вследствие того, что уровень жизни снижается, а плата за коммунальные услуги постоянно растет, уменьшается и спрос на многие платные виды услуг. Например, по среднедушевому потреблению бытовых и жилищно-коммунальных услуг Россия отстает от США более чем в 5-6 раз.
Средний уровень обеспеченности населения общей жилой площадью, в расчете на одного жителя России, в 1,5-2 раза ниже рационального норматива и в 3-5 раз ниже, чем в странах с развитой рыночной экономикой, причем 9,8 млн. семей проживает в общежитиях и коммунальных квартирах. Лишь в Москве и некоторых других городах обеспеченность жильем благодаря новому жилищному строительству увеличилась.
По статистике на одного человека приходится 17,7 кв. общей жилой площади. Свыше 5 млн. чел. проживает в аварийных и ветхих домах.
Более 120 млн. кв. м. жилья в России нуждается в неотложном капитальном ремонте, 170 млн. кв. м. - в переоборудовании коммунальных квартир и свыше 250 млн. кв. м. - в реконструкции. Подлежащий сносу аварийный жилой фонд, имеющий износ свыше 70%, составляет 34 млн. кв. м. (1, 3% всего жилищного фонда). В среднем за год в России выбывает не менее 4 млн. кв. м. жилья, а в неотложном ремонте нуждается более 11% государственного и ведомственного жилищного фонда.
Основываясь на этих данных, можно сделать вывод: в России остается на низком уровне благоустройство жилищного фонда, по большинству своих качественных характеристиках, а так же по объему, он не соответствует существующим нормативам.
Статистика говорит о том, что большинство респондентов (три четверти) не удовлетворены уровнем жилищно-коммунального обслуживания. Вследствие этого возрастает социальную напряженность в обществе, ухудшается качество жизни населения.
Тревожное состояние ведущих подотраслей коммунальной сферы России. Рассмотрим подробнее некоторые подотрасли:
Водоснабжение. Главный источник питьевого водоснабжения в России - это поверхностные водоемы (около 70%) и лишь 30% приходится на подземные воды. В последние годы резко обострились проблемы качества воды. Водные источники повсеместно загрязнены, так как многие предприятия не заботятся об окружающей среде и сбрасывают свои промышленные отходы в сточные воды, так же в водоемы примыкают канализационные стоки - хозяйственно-бытовые и промышленные.
Степень очистки сточных вод постоянно снижается. За последние годы этот показатель сократился до 60 – 65%. В некоторых регионах России питьевая вода не удовлетворяет требованиям санитарно-технических показателей, потому что существует дефицит химических реагентов и дезинфекторов, которые применяются для очистки питьевой воды. Примерно 24% сточных вод сбрасывается в водоемы неочищенными.
В среднем за сутки потребителям отпускается 60 млн. кубометров воды, в том числе населению на коммунально-бытовые нужды 45 млн. кубометров. В развитых странах норма суточного потребления воды на человека составляет 150-200 литров. В России же по средним показателям на каждого жителя расходуется на коммунально-бытовые нужды 306 литров воды в сутки. Я считаю, такой высокий показатель обусловлен нерациональным использованием воды, а также низким техническим уровнем водопроводных систем.
Электро-, теплоснабжение. Почти пятая часть всех энергоресурсов страны расходуется на отопление жилья. При этом больше всего среди отопительных котельных мелкие, малоэффективных котельных, мощностью до 3 Гкал/час. Их удельный вес составляет 68%, а тепла они вырабатывают лишь 10% от всего объема. Процесс ликвидации и реконструкции таких котельных идет медленно.
Более 83% тепловой мощности котельных принадлежит различным ведомствам, предприятиям и их объединениям и только 17% находится в ведении муниципалитетов.
Благоустройство. Стоимость основных фондов внешнего благоустройства составляет 150 млрд. рублей, их износ превышает 42%. Но все так же самой большой проблемой в России остаются дороги. Из 195 тыс. км. улиц и проездов лишь 48% имеют усовершенствованные покрытия проезжей части, 80% не имеют подземных водостоков. Из эксплуатируемых 20 тыс. мостов и путепроводов более 35% требуют капитального ремонта и реконструкции. Однако сейчас государство, наконец - то обратило внимание на эту проблему, и каждый год выделят большие средства на реконструкцию или постройку новых дорог. [3]
Уровень обеспечения населения зелеными насаждениями в 2,2 раза ниже установленных нормативов. Многие жители домой сами на собственные средства облагораживают дворы своих домов.
С моей точки зрения сейчас перед правительством РФ, населением и местными (региональными) властями стоит наиболее остро проблема реформирования жилищно-коммунального хозяйства.
В 2007 году Федеральным законом от 21 июля 2007 года № 185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» был дан старт современной реформе ЖКХ.[1]
Цель создания Фонда содействия реформированию ЖКХ: создание безопасных и благоприятных условий проживания граждан, повышение качества реформирования ЖКХ, формирование эффективных механизмов управления жилищным фондом, внедрение ресурсосберегающих технологий, финансовая поддержка субъектам РФ и муниципальным образованиям на проведение капитального ремонта домов, а так же переселение граждан из аварийных домов.
Таким образом, можно сделать вывод, что реформа ЖКХ это реформа системы управления ЖКХ, нежели реформа системы оплаты услуг ЖКХ. Целью такой реформы является переход к самоуправлению. То есть, сами граждане должны следить за состоянием своих жилищных хозяйств, благоустраивать прилегающие к ним территории и нести за это ответственность. Механизмом для осуществления такого управления являются созданные ими же товарищества (ТСЖ). Они могут как лично вести управление домом, так и через договорные отношения с управляющими хозяйствами ЖКХ.[5]
В итоге государство не будет нести никакой ответственности по содержанию и управлению домом. Им же делаются шаги в сторону привлекательных отраслей для инвестирования, что исключает монополию в этой сфере.
Литература:
1. Федеральныq закон № 185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства»
2. Додатко Т., Пчелкин В., Арцишевский Л. - Реформа жилищно- коммунального комплекса/Экономист. 2005. - № 8 - 59 с.
3. Дронов А.А. О состоянии ЖКХ России и перспективах его формирования // Журнал руководителя и главного бухгалтера ЖКХ - №6-7 -2005
5. http://www.zhkh.su/