Жилищно-коммунальное хозяйство — это одна из базовых отраслей экономики России, которая обеспечивает население жизненно важными услугами, а промышленность — услугами по обслуживанию необходимой инженерной инфраструктуры. Текущие проблемы в этой сфере жизнеобеспечения страны во многом обусловлены кризисным состояние ЖКХ.
Ключевые слова: жилищно-коммунальное хозяйство, энергосбережение, здание, жилой дом.
The housing and utilities sector is one of the basic sectors of the Russian economy, which provides the population with vital services and industry services to the necessary engineering infrastructure. Current problems in the sphere of life support of the country largely due to the crisis in the housing sector.
Keywords: housing and communal services, energy saving, building, apartment house.
Современное состояние сферы ЖКХ в Российской Федерации в общем и целом можно описать как кризисное. Усугубляется сложившаяся в жилищно-коммунальном хозяйстве ситуация достаточно застарелым характером кризиса. Правительством РФ рассматриваются разные меры решения проблем растущего кризиса в сфере ЖКХ, но ни одна из предлагаемых мер обеспечить выход отрасли из кризиса не может. Как показывает практика, жилищно-коммунальному хозяйству в Российской Федерации в его сегодняшнем состоянии необходим целый комплекс мер по оздоровлению и восстановлению.
При этом в сфере жилищно-коммунального хозяйства существует огромный потенциал для повышения эффективности, достигающий по оценкам экспертов 40 процентов, но его использование возможно лишь при условии инвестиционных вливаний и применения самых эффективных технологий. В этой связи, тема исследования данной статьи в современных условиях актуальна и своевременна.
Для того, чтобы провести качественный анализ современного состояния предприятий сферы ЖКХ России следует, в первую очередь, изучить основные показатели работы анализируемой сферы в динамике за ряд последних лет [4, с. 125].
Для этого, оборот предприятий жилищно-коммунального хозяйства в динамике отразим в таблице 1.
Таблица 1
Динамика оборота предприятий ЖКХ России в 2005–2017гг.
Годы |
Оборот предприятий ЖКХ, вфактически действовавших ценах, млрд. руб. |
2005 |
1864,3 |
2011 |
5483,7 |
2013 |
6424,1 |
2014 |
6627,4 |
2015 |
7187,2 |
2016 |
7648 |
2017 |
7789,2 |
Таким образом, оборот предприятий сферы ЖКХ России увеличивается ежегодно, что связано, в первую очередь, с ростом уровня тарифов на услуги ЖКХ. Далее обратим внимание на основные показатели работы предприятий ЖКХ России (таблица 2).
Таблица 2
Основные показатели предприятий ЖКХ России
Показатели |
2005 |
2011 |
2013 |
2014 |
2015 |
2016 |
2017 |
Число действующих организаций |
39076 |
40384 |
40043 |
40163 |
39808 |
40172 |
41589 |
Объём отгруженных товаров собственного производства, выполненных работ и услуг собственными силами, млрд. руб. |
1691 |
3665 |
4219 |
4160 |
4492 |
4712 |
4646 |
Индекс производства, в процентах к текущему году |
100,9 |
102,2 |
100,2 |
101,3 |
97,5 |
99,9 |
98,4 |
Сальдированный финансовый результат (прибыль, минус убыток), млн. руб. |
68826 |
343584 |
99860 |
91713 |
76603 |
24056 |
235667 |
Рентабельность проданных товаров, продукции (работ, услуг), процентов |
5,3 |
7,1 |
6,4 |
3,9 |
4,4 |
3,7 |
5,5 |
Анализ показателей работы предприятий сферы ЖКХ, позволяет сделать ряд выводов:
– число организаций, работающих в сфере ЖКХ относительно постоянно, и на конец 2017 г. увеличилось на 106,43 % по сравнению с 2005 годом;
– объём отгруженных товаров и оказанных услуг возрастает до 2016 г. до уровня 4712 млрд. руб. и в 2017 г. незначительно снижается до 4646 млрд. руб., как итог — рост на 274,46 % по сравнению с 2005 годом;
– динамика индекса производства характеризует снижение объёмов производства услуг ЖКХ в 2015–2017 гг.. суммарно снижается до 97,52 % по сравнению с 2005 годом;
– финансовый результат предприятий ЖКХ увеличивается и в 2017 г. составляет 235667 млн. руб., как итог — рост на 342,41 % по сравнению с 2005 годом;
– рентабельность оказанных услуг также растёт и в 2017 г. составляет 5,5 %, здесь отметим рост на 103 % по сравнению с 2005 годом;
Указанные результаты характеризуют крайне низкую эффективность работы предприятий в сфере ЖКХ России, но, в принципе, вполне стабильную и достаточную в непростых условиях реформ и институциональных изменения, происходящих в отрасли в последние годы.
Значимый аспект анализа работы сферы ЖКХ — это изучение особенностей работы сферы хозяйствования применительно непосредственно к конечному потребителю, то есть — к населению страны [6, с. 243–244].
Для этого проанализируем динамику средних потребительских тарифов на жилищно-коммунальные услуги (таблица 3).
Из приведённых в таблице 3 данных видно, что тарифы на услуги предприятий жилищно-коммунального хозяйства постоянно в течении всего исследуемого периода растут, что приводит к дополнительным расходам на оплату этого типа услуг со стороны потребителей, и в первую очередь — со стороны населения.
Таблица 3
Средние потребительские тарифы на отдельные виды коммунальных услуг, 2005–2017гг.
Виды услуг |
2005 |
2011 |
2013 |
2014 |
2015 |
2016 |
2017 |
Водоснабжение холодное и водоотведение, м3 |
94,11 |
25,87 |
29,22 |
33,66 |
37,11 |
38,44 |
39,87 |
Водоснабжение горячее, и водоотведение, м3 |
110,08 |
71,1 |
77,42 |
92,18 |
103 |
109,85 |
110,58 |
Отопление, за м2 общей площади |
9,77 |
21,03 |
22,61 |
24,86 |
27,98 |
28,74 |
29,85 |
Отопление, за Гкал |
1025,3 |
1102,6 |
1102,9 |
1258,4 |
1398,66 |
1490,71 |
1589,7 |
Газ сетевой, за месяц |
18,08 |
43,81 |
48,32 |
55,36 |
63,63 |
63,89 |
63,98 |
Газ сжиженный, за месяц |
60,46 |
165,79 |
182,05 |
210,85 |
241,51 |
242,74 |
248,71 |
Электроэнергия в квартирах без электроплит по установленной социальной норме потребления, за 100 кВт/ч |
110,62 |
232,03 |
249,69 |
269,02 |
302,64 |
314,95 |
325,69 |
Но, данный рост не опережает роста доходов населения, что становится понятным при анализе удельного веса расходов на оплату услуг предприятий жилищно-коммунального хозяйства в потребительских расходах населения (таблица 4).
Таблица 4
Удельный вес расходов на оплату услуг предприятий ЖКХ впотребительских расходах домашних хозяйств, 2005–2017гг.
Расходы на оплату жилищно-коммунальных услуг |
2005 |
2011 |
2013 |
2014 |
2015 |
2016 |
2017 |
Всего |
8,3 |
9,2 |
9,5 |
8,8 |
8,8 |
8,9 |
8,6 |
В том числе: |
|||||||
воды и иных коммунальных услуг |
3,3 |
3,7 |
3,6 |
3,2 |
3,2 |
3,2 |
3,6 |
центрального отопления |
1,9 |
2,2 |
2,2 |
2 |
2 |
2 |
2,2 |
жилья |
1,4 |
1,2 |
1,5 |
1,5 |
1,4 |
1,5 |
1,5 |
электроэнергии |
1 |
1,2 |
1,3 |
1,2 |
1,3 |
1,3 |
1,3 |
газа |
0,7 |
0,9 |
0,9 |
0,9 |
0,9 |
0,9 |
0,9 |
Большая часть оплаты населением страны жилищно-коммунальных услуг в 2017 году приходится на оплату центрального отопления (34,8 процентов), воды (23,7 процентов) и газоснабжение сетевым газом (14,8 процентов).
Оплата услуг предприятий ЖКХ занимает в бюджете населения весомое место, и рост тарифов на коммунальные услуги приводит к росту неплатежей и недовольству среди населения [5].
Таким образом, изучая динамику показателей функционирования предприятий ЖКХ России, можно сделать вывод о том. что с одной стороны, деятельность предприятий сферы ЖКХ имеет невысокую эффективность, о чём говорят положительная рентабельность и наличие неотрицательного финансового результата; а с другой стороны, ежегодный рост тарифов на услуги предприятий сферы ЖКХ приводит к напряженности среди потребителей услуг, а также к росту неплатежей, а значит свидетельствует о необходимости совершенствования работы услуг ЖКХ с ориентацией на потребителей. В этой связи, возникает необходимость постоянного повышения эффективности работы предприятий жилищно-коммунального хозяйства, разработки путей улучшения их работы в условиях продолжающегося реформирования сферы ЖКХ [1].
Анализа динамики показателей работы предприятий сферы ЖКХ за 2005–2017 гг. можно определить два наиболее приоритетных пути развития этой сферы. Первый путь — совершенствование сферы ЖКХ как производственной единицы в общей экономике страны, а именно — улучшение состояния жилищно-коммунальной инфраструктуры, увеличение производственных мощностей, что потребует дополнительных вложений но, в итоге, позволяет повысить эффективность работы ЖКХ в целом. Второй путь развития — формирование эффективного и рационального механизма установления тарифов на коммунальные услуги для потребителей, и конкретно — для населения страны. Следует также учитывать возможности оплаты тарифов на коммунальные услуги самыми низко платёжеспособными слоями населения, не снижая при этом доходности предприятий жилищно-коммунальной сферы [7].
Такие направления развития позволят улучшить эффективность работы предприятий сферы ЖКХ и уменьшить напряжённость среди населения в вопросах оплаты жилищно-коммунальных услуг, а также повысить качество этих услуг в современных условиях.
Литература:
- Закон Российской Федерации от 23 ноября 2009 года № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности».
- Герасимова А. А., Толстых Ю. О., Савина Е. А., Константинова Ю.Р Особенности переоценки кадастровой стоимости земельных участков в современных условиях. // Современные проблемы науки и образования. 2015. № 2. С. 471.
- Кузин Н. Я. Организация управления многоквартирным домом. Учебное пособие/Н. Я. Кузин. Г. В. Андриянова. Пенза, ПГУАС, 2013.
- Пугачева О. Н. Анализ состояния отрасли ЖКХ в кризисный период // Образование и наука в современном мире. Инновации — 2017 — № 5 (12) — С. 120–128.
- Нелюбина О. М., Толстых Ю. О. Сравнение особенностей организации капитального ремонта и реконструкции зданий в России и за рубежом. // Современные проблемы науки и образования. 2015. № 5. С. 436.
- Смирнова Ю. О., Бибилашвили А. Д. Энергоэффективность в жилищно-коммунальном хозяйстве // Образование и наука в современном мире. Инновации. 2017. № 1. С. 242–250.
- Толстых Ю. О., Учинина Т. В., Люлькина Н. М. Особенности и проблемы формирования региональной системы управления капитальным ремонтом многоквартирных жилых домов в современных условиях. // Современные проблемы науки и образования. 2014. № 6. С. 414.