Библиографическое описание:

Пашинина А. А., Владимиров И. А. Развитие внутренней и внешней торговли в РФ [Текст] // Проблемы современной экономики: материалы Междунар. науч. конф. (г. Челябинск, декабрь 2011 г.). — Челябинск: Два комсомольца, 2011. — С. 173-175.

Развитие внешней торговли РФ (в соответствии с правовым регулированием)

Развитие внешней торговли обусловлено тем, что она по­зволяет установить равновесие между излишками и дефицитом в хозяйстве отдельных стран. Ее роль в хозяйственном разви­тии стран, регионов, всего мирового сообщества постоянно возрастает. С одной стороны, внешняя торговля стала мощным фактором экономического роста, а с другой — произошло за­метное повышение зависимости стран от международного то­варообмена.

Торговая деятельность как сложная совокупность связей по реализации товаров нуждается в правовом регулировании и фактически невозможна без него. Такое регулирование призвано осуществлять торговое право.

Обособление торгового права началось с эпохи средних веков. Это было сословное право, право купечества, распространявшееся на торговые отношения, участниками которого были члены купеческого сословия. В этих отношениях использовалось обычное право. Особенно большое значение сборники обычаев имели в морской торговле (например, о правилах перевозки транспортных грузов, погрузки и разгрузки, морских рисков). Затем торговое право стало терять сословный характер. В настоящий момент торговое право является самостоятельной отраслью права и существует отдельно от гражданского права.

Рассмотрим два основных показателя, такие как экспорт и импорт, которые характеризуют внешнюю торговлю России, на примере сотрудничества с США.

За 2010 год Россия экспортировала в США товаров на сумму в 19,8 млрд. долл., что на 29% превышает аналогичные цифры за 2009 год. В целом, объемы годового российского экспорта в США за 4 года увеличились на 187%. Объемы российского импорта из США выросли на 27% и составили в 2010 году 10,1 млрд. долл., то есть по сравнению с 2006 годом увеличились на 97%.

Что касается объемов движения экспортно-импортных потоков между этими двумя странами, то превышение российского импорта над экспортом в Америку в 2010 году составило 15,1 млрд. долл. и увеличилось по сравнению с 2006 годом на 237%. В 2010 году данный параметр увеличился на 32,9%, а в 2005 – на 27%. 

Из общего объема российского экспорта в США в 19,8 млрд. долл. наибольшую долю составили следующие товарные категории:

1. Нефть и нефтепродукты – 10 млрд. долл. (50,5% от общего объема экспорта, рост на 25,2% по сравнению с 2009 годом);

2. Алюминий – 1,8 млрд. долл. (9,3% от общего объема экспорта, рост на 5,9% по сравнению с 2009 годом);

3. Полуфабрикаты из железа и стали – 1,5 млрд. долл. (7,7% от общего объема экспорта, рост на 128,4%);

4. Ядерное топливо – 866,3 млн. долл. (4,4% от общего объема экспорта, понижение на 0,6% по сравнению с 2009 годом);

5. Готовая продукция из металла (за исключением стали) – 852,9% (4,3% от общего объема экспорта, рост на 78,3%);

6. Драгоценные металлы – 697,6 млн. долл. (3,5% от общего объема экспорта, рост на 23,1%);

7. Никель – 645,3 млн. долл. (3,3% от общего объема экспорта, рост на 85,5%);

8. Сырье для сталелитейного производства – 635,6 млн. долл. (3,2% от общего объема экспорта, рост на 56,5%);

9. Удобрения, пестициды, инсектициды – 395 млн. долл. (2,0% от общего объема экспорта, рост на 22,9%);

10. Рыба и моллюски – 375,3 млн. долл. (2,0% от общего объема экспорта, рост на 18,5%).

Из общего объема американского экспорта в Россию в 10,1 млрд. долл. наибольшую долю составили следующие товарные категории:

1. Мясо (в том числе мясо птицы) – 636,7 млн. долл. (13,5% от общего объема американского экспорта в Россию, понижение на 15% по сравнению с 2009 годом)

2. Легковые автомобили – 399,3 млн. долл. (8,5% от общего объема экспорта, рост на 25,1%)

3. Гражданские самолеты – 384,3 млн. долл. (8,1% от общего объема экспорта, рост на 222,6%)

4. Буровое оборудование для нефтяного промысла – 319,6 млн. долл. (6,8% от общего объема экспорта, рост на 2,3%)

5. Землеройные машины – 170,7 млн. долл. (3,6% от общего объема экспорта, понижение на 5,1%)

6. Компьютерные аксессуары – 155,1 млн. долл. (3,3% от общего объема экспорта, рост на 9,9%)

7. Сельскохозяйственное оборудование – 148,1 млн. долл. (3,1% от общего объема экспорта, рост на 1,8%)

8. Оборудование для индустрии обслуживания – 125,2 млн. долл. (2,7% от общего объема экспорта, рост на 48,8%)

9. Грузовики, автобусы и автомобили специального назначения – 117 млн. долл. (2,5% от общего объема экспорта, рост на 48%)

10. Погрузочно-разгрузочное оборудование – 98,6 млн. долл. (2,1% от общего объема экспорта, рост на 96,5%).

Из этих данных можно сделать следующие выводы:

- показатели экспорта из России в США превышают показатели экспорта из США в Россию на 9,7 млрд. долларов.

- взаимное сотрудничество США и России выгодно для обеих сторон, например, США поставляет в РФ буровое оборудование для нефтяного промысла, а Россия в свою очередь экспортирует в США нефть и нефтепродукты. Таким образом, страны могут устанавливать систему скидок или льготы, которые им будут выгодны.

- Россия поставляет США полуфабрикаты из железа и стали, алюминий, а США тем временем продает России гражданские самолеты и легковые автомобили. Правильнее было бы развивать машиностроение и авиастроение на территории РФ, финансировать государством данный отросли, это будет намного выгоднее для нашей страны, так как она обладает и ресурсами, и качественными учеными, и потенциалом.

Развитие внутренней торговли РФ и недостатки законодательства о торговой деятельности

В связи с ростом промышленности и углублением разделения труда развивался внутренний рынок. Основными товарами, обращавшимися на внутреннем рынке, были сельскохозяйственные и изделия крестьянских промыслов. Постепенно все больший удельный вес стала занимать продукция крупной обрабатывающей промышленности, преимущественно текстильной, ориентированной на массовый спрос. Повысилась роль ярмарок, ежегодно собиравшихся в определенное время и продолжавшихся от нескольких дней до нескольких месяцев.

Если перейти к нынешним временам, то анализ российского законодательства о торговой дея­тельности свидетельствует, о его ненормальном состоя­нии. Во многом не закончено формирование самой зако­нодательной основы товарного обращения. Имеющиеся нормативные акты носят разрозненный характер, содер­жат противоречия. Отсутствует единая направленность нормативных установлений, четкая и обоснованная сис­тема регулирования рыночных отношений. Недостаточ­ность законодательной базы влечет массовое издание ве­домственных актов. Настоятельно необходимо разработать унифициро­ванный закон — Торговый кодекс России.

Рассмотрим основные моменты связанные с внешней торговлей РФ:

1. Торговая отрасль на протяжении последних лет - одна из наиболее быстро развивающихся отраслей экономики России, опережающая по темпам роста многие отрасли. По итогам 2010 года оборот розничной торговли составил 16435,8 млрд. рублей, увеличившись в сопоставимых ценах на 4,4% к 2009 году. В оптовом сегменте восстановление продаж в 2010 году происходило достаточно медленными темпами. В 2010 году оборот оптовой торговли составил 31454,3 млрд. рублей, или 101,3% к 2009 году.

Торговля вносит весомый вклад в произведенный валовой внутренний продукт. По итогам 2010 года доля оптовой и розничной торговли в валовой добавленной стоимости составила 18,1% (6968,8 млрд. руб.).

2. По состоянию на 1 января 2010 г. в секторе торговли Российской Федерации действовало более 2,5 млн. хозяйствующих субъектов, 69% из которых - индивидуальные предприниматели. Торговая отрасль - лидер среди всех отраслей российской экономики по количеству созданных рабочих мест: общая численность занятых в 2009 г. составила около 12 млн. человек или 17,8% от всего занятого населения страны.

3. В секторе торговли работает около 42% малых предприятий Российской Федерации, на которых трудятся свыше 3 млн. человек. На торговлю приходится более 60% оборота малых предприятий Российской Федерации.

 Именно малые и средние торговые предприятия часто первыми начинают продажи новых товаров, производители которых еще не достигли необходимого масштаба для создания широкой дистрибуции и выхода в розничные сети. Таким образом, наличие достаточного количества малых и средних торговых предприятий и их высокое качество стимулируют инновационную активность в стране.

При этом следует особо отметить вклад торговли и в общее развитие предпринимательства в стране, так как зачастую именно торговля является "первым шагом" для многих предпринимателей перед переходом в другие сферы экономической деятельности.

4. Торговая отрасль по объему поступивших иностранных инвестиций по итогам 2010 года находится на 4 месте.

Согласно рейтингу компании AT Kearney за 2010 год Россия входит в десятку стран с наиболее инвестиционно привлекательным сектором торговли.

Этим объясняется высокая заинтересованность международных розничных сетей в российском рынке. Часть из них, такие как продовольственные сети Ашан (Auchan), Метро (Metro), сети магазинов для дома Леруа Мерлен (Leroy Merlin), Оби (OBI), Кика (Kika), Икея (Ikea), Касторама (Castorama) и другие, уже вышли на российский рынок и планируют продолжать активное развитие.

Иностранные сети обычно более эффективны, чем местные игроки. Их приход ведет к увеличению конкуренции и распространению современных стандартов работы. Например, выручка с квадратного метра торговой площади российских гипермаркетов Лента составляет 220 тыс. руб., а гипермаркетов французской сети Ашан - 400 тыс. руб., немецких гипермаркетов Метро - 285 тыс. руб. на м кв.

Из анализа текущего состояния сектора торговли в Российской Федерации можно заключить, что существуют значительные возможности для дальнейшего роста и развития торговой отрасли. Эти возможности связаны, в первую очередь, с увеличением общего количества торговых площадей, увеличением доли современных форматов, увеличением консолидации отрасли, увеличением конкуренции между торговыми компаниями, развитием малого и среднего бизнеса, развитием кооперации и дистанционной торговли. Так же чтобы преодолеть многие препятствия, надо наладить устойчивые торгово-хозяйственные связи между отечественными производителями и потребителями. Это невозможно без разработки вслед за Гражданским, которого явно недостаточно, так­же и Торгового кодекса. Опыт передовых держав убеж­дает в этом отставание России коренится в отсутствии развитого товарного рынка, а этот рынок невозможно создать без правовой и иной поддержки государства, без установления четких законодательных правил.

Итак, в заключении можно сказать о том, что у России есть все шансы и возможности для развития своей внешней и внутренней торговли. Существует много предложений по этому поводу, и правительству России важно выбрать правильный путь. Данная проблема определенно связана с законодательством каждой страны (если мы рассматриваем внешнюю торговлю), и правовыми особенностями местного самоуправления (если речь идет о внутренней торговле), на основе которых так же можно выбрать самое оптимальное направление развития.


Литература:

1) www.economics.ru

2) www.expomap.ru

3) http://www.bibliotekar.ru

Основные термины (генерируются автоматически): общего объема экспорта, внешней торговли, объема американского экспорта, общего объема американского, российского экспорта, объема российского экспорта, Развитие внешней торговли, Российской Федерации, показатели экспорта, торговое право, годового российского экспорта, следующие товарные категории, Торговая отрасль, внутренней торговли, предприятий Российской Федерации, увеличением общего количества, малых предприятий Российской, розничной торговли, секторе торговли, регулирования внешней торговли.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle
Задать вопрос