Развитие внутренней и внешней торговли в РФ
Авторы: Пашинина Анна Александровна, Владимиров Игорь Александрович
Рубрика: 17. Внутренняя и внешняя торговля
Опубликовано в
международная научная конференция «Проблемы современной экономики» (Челябинск, декабрь 2011)
Статья просмотрена: 8149 раз
Библиографическое описание:
Пашинина, А. А. Развитие внутренней и внешней торговли в РФ / А. А. Пашинина, И. А. Владимиров. — Текст : непосредственный // Проблемы современной экономики : материалы I Междунар. науч. конф. (г. Челябинск, декабрь 2011 г.). — Челябинск : Два комсомольца, 2011. — С. 173-175. — URL: https://moluch.ru/conf/econ/archive/12/1386/ (дата обращения: 09.12.2024).
Развитие внешней торговли РФ (в соответствии с правовым регулированием)
Развитие внешней торговли обусловлено тем, что она позволяет установить равновесие между излишками и дефицитом в хозяйстве отдельных стран. Ее роль в хозяйственном развитии стран, регионов, всего мирового сообщества постоянно возрастает. С одной стороны, внешняя торговля стала мощным фактором экономического роста, а с другой — произошло заметное повышение зависимости стран от международного товарообмена.
Торговая деятельность как сложная совокупность связей по реализации товаров нуждается в правовом регулировании и фактически невозможна без него. Такое регулирование призвано осуществлять торговое право.
Обособление торгового права началось с эпохи средних веков. Это было сословное право, право купечества, распространявшееся на торговые отношения, участниками которого были члены купеческого сословия. В этих отношениях использовалось обычное право. Особенно большое значение сборники обычаев имели в морской торговле (например, о правилах перевозки транспортных грузов, погрузки и разгрузки, морских рисков). Затем торговое право стало терять сословный характер. В настоящий момент торговое право является самостоятельной отраслью права и существует отдельно от гражданского права.
Рассмотрим два основных показателя, такие как экспорт и импорт, которые характеризуют внешнюю торговлю России, на примере сотрудничества с США.
За 2010 год Россия экспортировала в США товаров на сумму в 19,8 млрд. долл., что на 29% превышает аналогичные цифры за 2009 год. В целом, объемы годового российского экспорта в США за 4 года увеличились на 187%. Объемы российского импорта из США выросли на 27% и составили в 2010 году 10,1 млрд. долл., то есть по сравнению с 2006 годом увеличились на 97%.
Что касается объемов движения экспортно-импортных потоков между этими двумя странами, то превышение российского импорта над экспортом в Америку в 2010 году составило 15,1 млрд. долл. и увеличилось по сравнению с 2006 годом на 237%. В 2010 году данный параметр увеличился на 32,9%, а в 2005 – на 27%.
Из общего объема российского экспорта в США в 19,8 млрд. долл. наибольшую долю составили следующие товарные категории:
1. Нефть и нефтепродукты – 10 млрд. долл. (50,5% от общего объема экспорта, рост на 25,2% по сравнению с 2009 годом);
2. Алюминий – 1,8 млрд. долл. (9,3% от общего объема экспорта, рост на 5,9% по сравнению с 2009 годом);
3. Полуфабрикаты из железа и стали – 1,5 млрд. долл. (7,7% от общего объема экспорта, рост на 128,4%);
4. Ядерное топливо – 866,3 млн. долл. (4,4% от общего объема экспорта, понижение на 0,6% по сравнению с 2009 годом);
5. Готовая продукция из металла (за исключением стали) – 852,9% (4,3% от общего объема экспорта, рост на 78,3%);
6. Драгоценные металлы – 697,6 млн. долл. (3,5% от общего объема экспорта, рост на 23,1%);
7. Никель – 645,3 млн. долл. (3,3% от общего объема экспорта, рост на 85,5%);
8. Сырье для сталелитейного производства – 635,6 млн. долл. (3,2% от общего объема экспорта, рост на 56,5%);
9. Удобрения, пестициды, инсектициды – 395 млн. долл. (2,0% от общего объема экспорта, рост на 22,9%);
10. Рыба и моллюски – 375,3 млн. долл. (2,0% от общего объема экспорта, рост на 18,5%).
Из общего объема американского экспорта в Россию в 10,1 млрд. долл. наибольшую долю составили следующие товарные категории:
1. Мясо (в том числе мясо птицы) – 636,7 млн. долл. (13,5% от общего объема американского экспорта в Россию, понижение на 15% по сравнению с 2009 годом)
2. Легковые автомобили – 399,3 млн. долл. (8,5% от общего объема экспорта, рост на 25,1%)
3. Гражданские самолеты – 384,3 млн. долл. (8,1% от общего объема экспорта, рост на 222,6%)
4. Буровое оборудование для нефтяного промысла – 319,6 млн. долл. (6,8% от общего объема экспорта, рост на 2,3%)
5. Землеройные машины – 170,7 млн. долл. (3,6% от общего объема экспорта, понижение на 5,1%)
6. Компьютерные аксессуары – 155,1 млн. долл. (3,3% от общего объема экспорта, рост на 9,9%)
7. Сельскохозяйственное оборудование – 148,1 млн. долл. (3,1% от общего объема экспорта, рост на 1,8%)
8. Оборудование для индустрии обслуживания – 125,2 млн. долл. (2,7% от общего объема экспорта, рост на 48,8%)
9. Грузовики, автобусы и автомобили специального назначения – 117 млн. долл. (2,5% от общего объема экспорта, рост на 48%)
10. Погрузочно-разгрузочное оборудование – 98,6 млн. долл. (2,1% от общего объема экспорта, рост на 96,5%).
Из этих данных можно сделать следующие выводы:
- показатели экспорта из России в США превышают показатели экспорта из США в Россию на 9,7 млрд. долларов.
- взаимное сотрудничество США и России выгодно для обеих сторон, например, США поставляет в РФ буровое оборудование для нефтяного промысла, а Россия в свою очередь экспортирует в США нефть и нефтепродукты. Таким образом, страны могут устанавливать систему скидок или льготы, которые им будут выгодны.
- Россия поставляет США полуфабрикаты из железа и стали, алюминий, а США тем временем продает России гражданские самолеты и легковые автомобили. Правильнее было бы развивать машиностроение и авиастроение на территории РФ, финансировать государством данный отросли, это будет намного выгоднее для нашей страны, так как она обладает и ресурсами, и качественными учеными, и потенциалом.
Развитие внутренней торговли РФ и недостатки законодательства о торговой деятельности
В связи с ростом промышленности и углублением разделения труда развивался внутренний рынок. Основными товарами, обращавшимися на внутреннем рынке, были сельскохозяйственные и изделия крестьянских промыслов. Постепенно все больший удельный вес стала занимать продукция крупной обрабатывающей промышленности, преимущественно текстильной, ориентированной на массовый спрос. Повысилась роль ярмарок, ежегодно собиравшихся в определенное время и продолжавшихся от нескольких дней до нескольких месяцев.
Если перейти к нынешним временам, то анализ российского законодательства о торговой деятельности свидетельствует, о его ненормальном состоянии. Во многом не закончено формирование самой законодательной основы товарного обращения. Имеющиеся нормативные акты носят разрозненный характер, содержат противоречия. Отсутствует единая направленность нормативных установлений, четкая и обоснованная система регулирования рыночных отношений. Недостаточность законодательной базы влечет массовое издание ведомственных актов. Настоятельно необходимо разработать унифицированный закон — Торговый кодекс России.
Рассмотрим основные моменты связанные с внешней торговлей РФ:
1. Торговая отрасль на протяжении последних лет - одна из наиболее быстро развивающихся отраслей экономики России, опережающая по темпам роста многие отрасли. По итогам 2010 года оборот розничной торговли составил 16435,8 млрд. рублей, увеличившись в сопоставимых ценах на 4,4% к 2009 году. В оптовом сегменте восстановление продаж в 2010 году происходило достаточно медленными темпами. В 2010 году оборот оптовой торговли составил 31454,3 млрд. рублей, или 101,3% к 2009 году.
Торговля вносит весомый вклад в произведенный валовой внутренний продукт. По итогам 2010 года доля оптовой и розничной торговли в валовой добавленной стоимости составила 18,1% (6968,8 млрд. руб.).
2. По состоянию на 1 января 2010 г. в секторе торговли Российской Федерации действовало более 2,5 млн. хозяйствующих субъектов, 69% из которых - индивидуальные предприниматели. Торговая отрасль - лидер среди всех отраслей российской экономики по количеству созданных рабочих мест: общая численность занятых в 2009 г. составила около 12 млн. человек или 17,8% от всего занятого населения страны.
3. В секторе торговли работает около 42% малых предприятий Российской Федерации, на которых трудятся свыше 3 млн. человек. На торговлю приходится более 60% оборота малых предприятий Российской Федерации.
Именно малые и средние торговые предприятия часто первыми начинают продажи новых товаров, производители которых еще не достигли необходимого масштаба для создания широкой дистрибуции и выхода в розничные сети. Таким образом, наличие достаточного количества малых и средних торговых предприятий и их высокое качество стимулируют инновационную активность в стране.
При этом следует особо отметить вклад торговли и в общее развитие предпринимательства в стране, так как зачастую именно торговля является "первым шагом" для многих предпринимателей перед переходом в другие сферы экономической деятельности.
4. Торговая отрасль по объему поступивших иностранных инвестиций по итогам 2010 года находится на 4 месте.
Согласно рейтингу компании AT Kearney за 2010 год Россия входит в десятку стран с наиболее инвестиционно привлекательным сектором торговли.
Этим объясняется высокая заинтересованность международных розничных сетей в российском рынке. Часть из них, такие как продовольственные сети Ашан (Auchan), Метро (Metro), сети магазинов для дома Леруа Мерлен (Leroy Merlin), Оби (OBI), Кика (Kika), Икея (Ikea), Касторама (Castorama) и другие, уже вышли на российский рынок и планируют продолжать активное развитие.
Иностранные сети обычно более эффективны, чем местные игроки. Их приход ведет к увеличению конкуренции и распространению современных стандартов работы. Например, выручка с квадратного метра торговой площади российских гипермаркетов Лента составляет 220 тыс. руб., а гипермаркетов французской сети Ашан - 400 тыс. руб., немецких гипермаркетов Метро - 285 тыс. руб. на м кв.
Из анализа текущего состояния сектора торговли в Российской Федерации можно заключить, что существуют значительные возможности для дальнейшего роста и развития торговой отрасли. Эти возможности связаны, в первую очередь, с увеличением общего количества торговых площадей, увеличением доли современных форматов, увеличением консолидации отрасли, увеличением конкуренции между торговыми компаниями, развитием малого и среднего бизнеса, развитием кооперации и дистанционной торговли. Так же чтобы преодолеть многие препятствия, надо наладить устойчивые торгово-хозяйственные связи между отечественными производителями и потребителями. Это невозможно без разработки вслед за Гражданским, которого явно недостаточно, также и Торгового кодекса. Опыт передовых держав убеждает в этом отставание России коренится в отсутствии развитого товарного рынка, а этот рынок невозможно создать без правовой и иной поддержки государства, без установления четких законодательных правил.
Итак, в заключении можно сказать о том, что у России есть все шансы и возможности для развития своей внешней и внутренней торговли. Существует много предложений по этому поводу, и правительству России важно выбрать правильный путь. Данная проблема определенно связана с законодательством каждой страны (если мы рассматриваем внешнюю торговлю), и правовыми особенностями местного самоуправления (если речь идет о внутренней торговле), на основе которых так же можно выбрать самое оптимальное направление развития.
Литература:
3) http://www.bibliotekar.ru