Будущая модель российского центрального депозитария | Статья в сборнике международной научной конференции

Библиографическое описание:

Смирнов А. С. Будущая модель российского центрального депозитария [Текст] // Актуальные вопросы экономических наук: материалы Междунар. науч. конф. (г. Уфа, октябрь 2011 г.). — Уфа: Лето, 2011. — С. 59-61. — URL https://moluch.ru/conf/econ/archive/11/1097/ (дата обращения: 17.10.2018).

К настоящему времени в России осталось всего два расчетных депозитария – национальный расчетный депозитарий (НРД) и депозитарно-клиринговая компания (ДКК), - способных стать главным учетным институтом. После происходящего на наших глазах объединения национальных торговых площадок ММВБ и РТС необходимо будет провести и консолидацию НРД с ДКК. Ассоциация глобальных кастодианов (Association of Global Custodian) уже готова признать НРД, объединенный с ДКК, в качестве национального центрального депозитария (ЦД), подтверждая тем самым способность фондовых институтов России аккумулировать необходимые иностранные инвестиции и обеспечивать их достаточную надёжность.

Логично предположить, что в ближайшей перспективе и Правительство РФ, согласно разрабатываемому закону «О центральном депозитарии», признает НРД-ДКК в качестве ЦД. Таким образом, историческое противостояние, мешавшее созданию в России полноценного международного финансового центра (МФЦ), закончилось справедливой победой ММВБ.

Статус ЦД позволяет соответствовать правилу «17f−7», установленному Комиссией по ценным бумагам (SEC) США, определяющее требования надежности к иностранному депозитарию, который должен иметь достаточный капитал, чтобы отвечать по возникающим рискам и иметь централизованную систему учета. К тому же депозитарию необходимо иметь рейтинг от международного агентства. Некоторыми отечественными специалистами формулировки «17f−7» признаны неоднозначными, тем не менее долгое время выходило, что в российских условиях «дуумвирата» ни ДКК, ни НРД этому правилу не соответствовали. Поэтому прагматичные западные инвесторы не пользовались услугами ни того, ни другого, а предпочитали хранить российские ценные бумаги в «дочках» западных же банков.

На рынке депозитарных услуг за долгие годы междоусобных войн образовался узел, разрубить который долгое время не решались ни ФСФР РФ, ни Банк России. Выход был найден лишь в 2011-м году, когда биржа ММВБ сделала предложение РТС, от которого не отказываются.

К настоящему времени ведущие российские биржи (ММВБ и РТС) за счет сложных комбинаций фактически добились построения единой вертикальной холдинговой структуры, тем самым достигнув огромных результатов. Во-первых, конфликт между ними исчерпан, что в итоге приведет к резкому повышению доверия к единой бирже со стороны инвесторов. Во-вторых, объединенный клиринговый центр будет соответствовать западному законодательству, что становится актуальным с принятием ФСФР РФ порядка о листинге в России иностранных бумаг. В-третьих, вновь созданная структура будет регулироваться прямыми указами ФСФР РФ, Банка России и Федеральной антимонопольной службой РФ. В-четвертых, будет повышено доверие к объединенному российскому ЦД со стороны западных институциональных инвесторов. В-пятых, будет упразднено большое количество ненужных депозитариев, существующих при брокерских компаниях.

Самым главным последствием для профессиональных участников фондового рынка должно стать удешевление услуг ЦД: упрощение и снижение тарифов должно приблизиться к структуре тарифов международных депозитариев. А при дальнейшей оптимизации структура и уровень тарифов подобных депозитариев должна быть взята за основу. При подобной оптимизации компании произойдут и другие улучшения в работе с клиентами: сокращение времени на документооборот облегчит обслуживание, которое станет более быстрым и качественным, т.е. больше внимания будет уделяться запросам клиентов. Повышение качества информационных услуг для клиентов должно выражаться в виде:

  • рассылки информации депонентам, имеющим на счетах соответствующие ценные бумаги, решений собраний акционеров, данных о начисленных, но еще не выплаченных дивидендах и т.п.;

  • предоставления права голосовать на собраниях акционеров;

  • защиты интересов клиентов ЦД в случае, если они владеют ценными бумагами иностранных эмитентов.

Процесс интеграции придаст импульс внедрению новых технологий и услуг, увеличит скорость протекания всех бизнес-процессов и создаст предпосылки для расширения и улучшения всего набора продуктовых линеек.

При реализации подобной модели обязательно возникнут вопросы, кто и как будет владеть и управлять ЦД. В концепции законопроекта «О центральном депозитарии» утверждается, что ни фондовая биржа (ММВБ-РТС), ни участник ЦД, осуществлявший депозитарные операции по результатам торгов на фондовых биржах и иных организаторов торговли на рынке ценных бумаг (НРД-ДКК), не смогут владеть более 10% обыкновенных акций ЦД. Соответственно, государству уже сейчас необходимо разрабатывать вариант перехода к состоянию, когда оно не будет само владеть и управлять фондовой инфраструктурой. Заинтересованность государства в прямом владении инфраструктурными институтами значительно снижается при условии реализации правительством возможности гарантированного получения выгод от инфраструктуры. Эффективный сбор налогов от торговли ценными бумагами возможен и без прямого вмешательства в процесс управления.

Правительство и центральный банк (ЦБ) могут использовать имеющиеся у них рычаги регулирования для недопущения рисков государственной политики, но самое эффективное управление осуществляет сам рынок, располагающий таким количеством экономических сдержек и противовесов, что вмешательство регуляторов требуется лишь в исключительных случаях.

В развитых странах мира центральные банки, в основном, вышли из депозитарного бизнеса, а правительства, владеющие инфраструктурой, проводят ее полную приватизацию. Если ЦБ вовлечен в процесс контроля инфраструктуры рынка, его представительство в органах управления или в капитале инфраструктурных организаций неизбежно приведет к конфликту интересов. Именно по этой причине ЦБ отошли от участия в сфере депозитарной деятельности. Для того, чтобы осуществлять наблюдение, ЦБ РФ, безусловно, необходим доступ к информации, имеющейся в ЦД, но право такого доступа у него есть на основании выполняемой ЦБ роли в инфраструктуре, поэтому для получения подобных сведений ему не обязательно состоять в числе управляющих или владельцев. Таким образом, все, что необходимо создаваемому российскому ЦД, это тесные рабочие взаимоотношения с ЦБ РФ.

Бессмысленно создавать инфраструктуру, которая будет убыточна в долгосрочной перспективе. Существует стандартный цикл развития, предусматривающий значительные финансовые затраты и низкую доходность на начальном этапе деятельности ЦД. После его окончания происходит захват всего бизнеса на рынке (посредством перевода всех акций в безбумажную форму выпуска): система больше не требует капитальных расходов, и, соответственно, ЦД начинает приносить гарантированную прибыль.

Для определения оптимального функционирования ЦД необходимо четко выявить круг заинтересованных в нем сторон. Основными «игроками», которые имеют законный интерес, будут:

  • Владельцы (акционеры);

  • Сотрудники (менеджмент);

  • Биржа (ММВБ-РТС);

  • Центральный контрагент (созданный на основе национального клирингового центра ММВБ и клирингового центра РТС);

  • Государство (в лице регуляторов);

  • Инвесторы (профессиональные участники рынка ценных бумаг).

Главный вопрос для каждой из этих сторон будет заключаться в степени влияния на процесс владения и управления. Участие владельцев априори очевидно и не подлежит обсуждению, но как быть с остальными?

Участие некоторых из заинтересованных сторон просто необходимо для создания эффективной системы сдержек и противовесов через механизмы акционерного соглашения и включения в состав соответствующих комитетов и органов представителей миноритарных акционеров, независимых директоров и пользователей услуг. Стороны, не наделенные соответствующими правами, будут искать альтернативные возможности влиять на процессы, связанные с ЦД. Основной задачей в этом случае становится поиск решений, при которых у соответствующих сторон не будут (через управление) дублироваться функции, а вероятность появления конфликтов интересов (через владение) будет равна нулю.

Главными участниками управления и владения ЦД должны стать инвесторы, потому что только у них есть прямой интерес в качестве потенциальных владельцев. Другого способа выразить свои интересы в качестве пользователей у них просто нет. Соответственно, можно предугадать, что основную группу владельцев составят финансовые посредники – профессиональные участники фондового рынка.

В то же время стать акционерами ЦД могут и международные инвесторы – глобальные фонды, специализирующие на стратегическом инвестировании в инфраструктуру: Macquarie Infrastructure Group (входит в холдинг Австралийского Инвестиционного Банка), Infrastructure Management Group, Spark Infrastructure Group и др. В данном случае это соответствует их инвестиционным стратегиям и критериям так же, как и в ситуациях с другими ключевыми институтами рынков ценных бумаг, долевое участие в которых они принимают.

Иностранные инвесторы, привыкшие к ЦД в своих странах, специфику российского рынка не понимали и не принимали: они рассматривают ЦД как самый эффективный механизм, тем более в отсутствие иной расчетной системы, обеспечивающей правовую определенность сделок с бездокументарными ценными бумагами.

Следует заметить, что создаваемый ЦД не должен претендовать на оказание специфических регистраторских услуг, особенно в отношении эмитентов: он должен продолжать заниматься своими непосредственными функциями — обслуживать депонентов, биржу и взаимодействовать с регистраторами. Изменениям подлежит только статус счета клиентов в ЦД и статус счета ЦД в реестрах.

Введение таких изменений потребует создания единой эффективной системы обмена информацией между депозитарием и регистраторами, так как любые действия по переводу ценных бумаг между этими субъектами должны отражаться в учете ЦД и регистраторов в течение одного операционного дня, иначе возможны расхождения в учете, которые могут привести к серьезным проблемам.

Принятие решения об изменении статуса счетов позволило бы более надежно защитить права инвесторов на ценные бумаги и подтолкнуть вперед технологическое развитие всей инфраструктуры в целом, так как сбор реестра и проведение эффективных сверок между ЦД и регистраторами можно проводить только с применением эффективного электронного документооборота, сопряженного с информационными системами всех участников и позволяющего обмениваться сообщениями в реальном времени, а не его суррогатов.

Применение данных мер при грамотной реализации должно в итоге привести уже в ближайшей перспективе к созданию в России полноценного международного финансового центра, а, значит, к повышению ликвидности национального фондового рынка и активизации первичного размещения ценных бумаг российскими эмитентами внутри страны.

Основные термины (генерируются автоматически): Россия, бумага, РФ, SEC, центральный депозитарий, фондовый рынок, полноценный международный финансовый центр, долгое время, ближайшая перспектива, Банк России.

Похожие статьи

Концепция создания в России международного финансового...

Россия, мировой финансовый центр, Москва, GFCI, финансовый рынок, правительство РФ, создание, Российская Федерация, международный финансовый центр, Центральный банк. Тенденции развития мирового финансового рынка. Ключевые слова: финансовый рынок...

Развитие финансового рынка России, проблемы и перспективы

Финансовый рынок России в настоящее время развивается высокими темпами. Финансовый рынок представляет собой сплав национальных и международных рынков. Несмотря на относительно «юный» возраст...

Развитие учетной инфраструктуры на российском фондовом...

центральный депозитарий, бумага, Россия, учетная система, номинальное держание, российский рынок, депозитарий, учетная инфраструктура, фондовый рынок, рынок.

Проблемы и перспективы создания Мирового финансового...

Россия, мировой финансовый центр, Москва, GFCI, финансовый рынок, правительство РФ, создание, Российская Федерация, международный финансовый центр, Центральный банк.

Трудности регулирования и перспективы развития рынка...

Однако эти соглашения не регулируются Федеральной службой по финансовым рынкам России (далее – ФСФР России)

Банк-депозитарий является собственником депонированных акций, поэтому согласно закону он должен по каждому вопросу голосовать однозначно.

Основные направления по устранению угроз экономической...

бумага, фондовый рынок, банк, рынок, деятельность, Россия, Профессиональный участник рынка, российский рынок, банковская деятельность, государственное регулирование. Развитие рынка ценных бумаг в странах СНГ | Статья в журнале...

Законодательно-правовые основы деятельности коммерческих...

бумага, фондовый рынок, банк, рынок, деятельность, Россия, Профессиональный участник рынка, российский рынок, банковская деятельность, государственное регулирование.

Коммерческий банк как участник рынка ценных бумаг и валютного...

Подходы к определению международного валютного рынка. Организованный валютный рынок в России представляет Московская биржа, на которой

Ключевые слова: банки,банковская деятельность, биржа, биржевое дело, финансовые рынки, рынок ценных бумаг.

Современное состояние и тенденции развития российского...

В которой в качестве перспективы развития рассматривается развитие рынка финансовых услуг. В том числе функционирование огромной системы МФЦ (международный финансовый центр). Данная система служит неотъемлемой частью перехода России к...

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle

Похожие статьи

Концепция создания в России международного финансового...

Россия, мировой финансовый центр, Москва, GFCI, финансовый рынок, правительство РФ, создание, Российская Федерация, международный финансовый центр, Центральный банк. Тенденции развития мирового финансового рынка. Ключевые слова: финансовый рынок...

Развитие финансового рынка России, проблемы и перспективы

Финансовый рынок России в настоящее время развивается высокими темпами. Финансовый рынок представляет собой сплав национальных и международных рынков. Несмотря на относительно «юный» возраст...

Развитие учетной инфраструктуры на российском фондовом...

центральный депозитарий, бумага, Россия, учетная система, номинальное держание, российский рынок, депозитарий, учетная инфраструктура, фондовый рынок, рынок.

Проблемы и перспективы создания Мирового финансового...

Россия, мировой финансовый центр, Москва, GFCI, финансовый рынок, правительство РФ, создание, Российская Федерация, международный финансовый центр, Центральный банк.

Трудности регулирования и перспективы развития рынка...

Однако эти соглашения не регулируются Федеральной службой по финансовым рынкам России (далее – ФСФР России)

Банк-депозитарий является собственником депонированных акций, поэтому согласно закону он должен по каждому вопросу голосовать однозначно.

Основные направления по устранению угроз экономической...

бумага, фондовый рынок, банк, рынок, деятельность, Россия, Профессиональный участник рынка, российский рынок, банковская деятельность, государственное регулирование. Развитие рынка ценных бумаг в странах СНГ | Статья в журнале...

Законодательно-правовые основы деятельности коммерческих...

бумага, фондовый рынок, банк, рынок, деятельность, Россия, Профессиональный участник рынка, российский рынок, банковская деятельность, государственное регулирование.

Коммерческий банк как участник рынка ценных бумаг и валютного...

Подходы к определению международного валютного рынка. Организованный валютный рынок в России представляет Московская биржа, на которой

Ключевые слова: банки,банковская деятельность, биржа, биржевое дело, финансовые рынки, рынок ценных бумаг.

Современное состояние и тенденции развития российского...

В которой в качестве перспективы развития рассматривается развитие рынка финансовых услуг. В том числе функционирование огромной системы МФЦ (международный финансовый центр). Данная система служит неотъемлемой частью перехода России к...

Задать вопрос