«Танцы водила, веночек сронила»: традиции празднования Троицы в Нижнем Поволжье (по материалам фольклорных экспедиций в Дубовский район Волгоградской области)
Автор: Шилкин Валерий Анатольевич
Рубрика: 18. Народное искусство
Опубликовано в
II международная научная конференция «Культурология и искусствоведение» (Казань, май 2016)
Дата публикации: 05.03.2016
Статья просмотрена: 258 раз
Библиографическое описание:
Шилкин, В. А. «Танцы водила, веночек сронила»: традиции празднования Троицы в Нижнем Поволжье (по материалам фольклорных экспедиций в Дубовский район Волгоградской области) / В. А. Шилкин. — Текст : непосредственный // Культурология и искусствоведение : материалы II Междунар. науч. конф. (г. Казань, май 2016 г.). — Казань : Бук, 2016. — С. 58-59. — URL: https://moluch.ru/conf/artcult/archive/195/9954/ (дата обращения: 16.11.2024).
В основу данной статьи вошли репортажи, записанные от сельских жителей Дубовского муниципального района Волгоградской области, собранные в фольклорно-этнографических экспедициях. Были обследованы шесть населённых пунктов: ст. Суводская, с. Стрельноширокое, Лозное, Караваинка, Горноводяное, Давыдовка.
На пятидесятый день после Пасхи жители Нижнего Поволжья праздновали Троицу. Она относится к двунадесятым праздникам православной церкви и занимает главное место в цикле весеннее — летних обрядов и находится на границе между весной и летом.
Накануне праздника дети ходили в лес за травами и ветками деревьев. «Я знаю, меня мать посылала на Троицу в балку. Там рос каравчик, называли его. — Иди туда, нарви. Троица завтра будет» [9].
Главная Троицкая обрядность связана с культом растительности. В этот день украшали храмы цветами и зеленью. Сельские жители ходили на кладбище к своим умершим родственникам. Было заведено усыпать полы в доме травами, вешать венки и веточки деревьев на двери, ворота и др. Для этого использовали ветки клёна, дуба и черёмухи. «Ходили венки рвали, и к окнам прилепляли» [6]. «Ветки рвали. Их рвали, ходили и по окнам, ну, и в ворота, куды прилепишь» [7]. «От деревьев побеги. И вот начинають по всем воротам втыкаем, по заборам, чтоб видно было. Люди идуть, чтоб видно, встречают Троицу» [9]. «Мы все дома украшали свои, и в дом заносили, везде ветки. Устилали деревьями в избе, веточки клали. И на дворе, и на дом. Это дело было давно» [8]. «На Троицу вешали на ворота вянки» [10]. «Веточки вешали по заборам. Знали, что вроде Троица» [12]. «Ветки черемухи мы ломали, на заборчик ставили, цветы, если какие-то, все это у нас на заборчике» [4]. «И заборы и дома украшають» [13]. «Срезали и вешали веточки. Обязательно три веточки на заборе. Какие есть, в основном клён. Втыкаем в ворота, калитки» [5].«Вон клен растет, отломим, втыкаем в ворота три штуки» [1]. «Рвали ветки карагач и втыкали в заборы, чабр рвали. На Троицу тоже ходили на кладбище и в ограду по углам втыкали» [15].
Существовал обычай обхода дворов священнослужителем, который поздравлял всех жителей с праздником. «Троица — это батюшка ходил по дворам» [10].
Троица была излюбленным праздником на территории Нижнего Поволжья, её с нетерпением ждали и стар и млад. Местные жители собирались и устраивали общественные гуляния: пели песни, водили хороводы, плясали под гармонь и др. Специально к празднику изготавливали сладкий напиток из корней солодки. «Мы собирались, пели. Такая красивая балка у нас, там цветы всех раньше расцветают. И вот у нас на Троицу все сходятся туда и малые и старые и все на этом гулянье» [4].«Я гляжу у двора бабы песни поють, водку пьють» [11]. «Бабки вот сидят тут и чей-то поют, а че они поют там, мы не вникали в это дело» [9]. «Гуляли, хороводы водили. Домой приносили вянки» [8]. «Разные забавы находили и все» [10]. «Хороводы водили, песни пели»[3]. «Троица, это я помню хорошо. Там идуть народу…» [13]. «Собираемся вся молодежь: “Стой мой хоровод, / Стой не расходись. / В этом хороводе / Играла, плясала. / Играла, плясала, / Танцы водила. / Танцы водила, / Вяночек сронила. / Крикала батюшку. / Батюшка идёть / Вяночек несёть. / Стой мой хоровод, / Стой не расходись. / В этом хороводе / Играла, плясала”. Потом вянки несём на море» [2]. «Копали солодик — в бутылку крошили, настаивали, и получается жёлтый лимонад сладкий» [14].
Молодые девушки в Троицын день собирались группами и шли в балку, сад или поляну, там они готовили из куриных яиц яичницу-глазунью, которая символизирует животворящее начало природы. «Девчонки выходили в сады, вянки пляли и яичницу жарили» [3]. «Яичницу жарили» [2]. «Яичницу жарили» [14].
В Волжском Понизовье, как и в центральной и южной части России был распространён обряд “кумления”. Девушки целовались и обнимались через венки, после чего называли друг друга кумами и клялись в вечной дружбе. «Кумилися, вянки пляли и кумилися, кто с кем хотел. Кумилися обнимемся, поцелуемся» [3]. «Господи, тогда целовались через вянки, чей-то мы говорили» [8].
Неотъемлемым атрибутом праздника являлось плетение венков из веток деревьев, различных трав и цветов. Девушки одевали их на головы, а затем с пением песен шли к водоёму, где устраивались гадания на венках. Их бросали в воду и смотрели, куда он поплывёт. «Делали себе вянки. Вянки сделали и пошли они на Волгу. И бросали они его, и смотрят — куды он поплывет, венок» [11]. «На Троицу, я уже в бабах. Вянки пляли. Вот у нас был пруд серёд сяла. Мы и тут вянки кидали. Может и что загадывали, да я ня помню. Конечно, чей-то было, раз вянки пляли, кидали, плыли они. Я знаю, что вянки мы пляли и кидали. И в пруд ходили, кидали, и на Волгу мы ходили тогда. Ходили мы, вянки пляли, это уж я большая была. Пойдем, цвятов нарвем. Пойдем к пруду, или купаться и с вянками, и песни играли. У нас тут пруд был большой, на пруду бросали вянки. Ну, плывуть они кудай-то, я ня знаю» [8]. «Вянки пляли. Когда пруды были, в прудах кидали. Когда кидали, когда уж и не кидали» [10]. «Венки плели» [4]. «Плели, в воду бросали» [3]. «С вянками пойдуть, наплятуть вянки. Поють и идуть до Волги, там эти вянки бросають в воду и приговаривають, припоють» [13]. «Венки с осины плели. И с песнями ходили на Волгу и бросали. Это положено так. Раньше матеря наши все улицы обходили в вянках. Раньше старые люди дуб, от дубьёв ветки. Из дубьёв пляли венки, положено из дуба» [2]. «Пляли вянки, кидали по воде» [1]. «На Троицу венки плели, хороводы водили. Венки плели и обменивались венками» [15].
Литература:
- Лозовик Л. В. 1939 г. р. Ст. Суводская Дубовского муниципального района Волгоградской области. ПЗ Шилкина В. А. 10 января 2016 г.
- Курышова В. А. 1930 г. р. С. Горноводяное Дубовского муниципального района Волгоградской области. ПЗ Шилкина В. А. 10 января 2016 г.
- Хантурина В. В. 1934 г. р. С. Лозное Дубовского муниципального района Волгоградской области. ПЗ Шилкина В. А. 21 января 2015 г.
- Ключникова А. Е. 1928 г. р. С. Лозное Дубовского муниципального района Волгоградской области. ПЗ Шилкина В. А. 21 января 2015 г.
- Черноморцев А. В. 1937 г. р. Ст. Суводская Дубовского муниципального района Волгоградской области. ПЗ Шилкина В. А. 10 января 2016 г.
- Скворцова В. С. 1939 г. р. С. Караваинка Дубовского муниципального района Волгоградской области. ПЗ Пальгова С. Ю. 21 июня 2014 г.
- КондратьеваА. П. 1928 г. р.С. Караваинка Дубовского муниципального района Волгоградской области. ПЗ Пальгова С. Ю. 21 июня 2014 г.
- Юшкова М. А. 1930 г. р. С. Стрельноширокое Дубовского муниципального района Волгоградской области. ПЗ Шилкина В. А. 21 июня 2014 г.
- Клочков А. А. 1929 г. р. С. Стрельноширокое Дубовского муниципального района Волгоградской области. ПЗ Шилкина В. А. 21 июня 2014 г.
- Клочкова Н. А. 1937 г. р. С. Стрельноширокое Дубовского муниципального района Волгоградской области. ПЗ Шилкина В. А. 1 августа 2014 г.
- Рублёва В. А. 1939 г. р. С. Стрельноширокое Дубовского муниципального района Волгоградской области.ПЗ Шилкина В. А. 21 июня 2014 г.
- Зайцева Л. И. 1942 г. р. С. Стрельноширокое Дубовского муниципального района Волгоградской области. ПЗ Шилкина В. А. 1 августа 2014 г.
- Игольникова Л. С. 1926 г. р. С. Горноводяное Дубовского муниципального района Волгоградской области. ПЗ Шилкина В. А. 10 января 2016 г.
- Доценко М. Н. 1950 г. р. С. Давыдовка Дубовского муниципального района Волгоградской области. ПЗ Пальгова С. Ю. 24 января 2015 г.
- Кушнарева Т. И. 1949 г. р. С. Давыдовка Дубовского муниципального района Волгоградской области. ПЗ Пальгова С. Ю. 24 января 2015 г.