«Танцы водила, веночек сронила»: традиции празднования Троицы в Нижнем Поволжье (по материалам фольклорных экспедиций в Дубовский район Волгоградской области) | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: 18. Народное искусство

Опубликовано в

II международная научная конференция «Культурология и искусствоведение» (Казань, май 2016)

Дата публикации: 05.03.2016

Статья просмотрена: 258 раз

Библиографическое описание:

Шилкин, В. А. «Танцы водила, веночек сронила»: традиции празднования Троицы в Нижнем Поволжье (по материалам фольклорных экспедиций в Дубовский район Волгоградской области) / В. А. Шилкин. — Текст : непосредственный // Культурология и искусствоведение : материалы II Междунар. науч. конф. (г. Казань, май 2016 г.). — Казань : Бук, 2016. — С. 58-59. — URL: https://moluch.ru/conf/artcult/archive/195/9954/ (дата обращения: 16.11.2024).



В основу данной статьи вошли репортажи, записанные от сельских жителей Дубовского муниципального района Волгоградской области, собранные в фольклорно-этнографических экспедициях. Были обследованы шесть населённых пунктов: ст. Суводская, с. Стрельноширокое, Лозное, Караваинка, Горноводяное, Давыдовка.

На пятидесятый день после Пасхи жители Нижнего Поволжья праздновали Троицу. Она относится к двунадесятым праздникам православной церкви и занимает главное место в цикле весеннее — летних обрядов и находится на границе между весной и летом.

Накануне праздника дети ходили в лес за травами и ветками деревьев. «Я знаю, меня мать посылала на Троицу в балку. Там рос каравчик, называли его. — Иди туда, нарви. Троица завтра будет» [9].

Главная Троицкая обрядность связана с культом растительности. В этот день украшали храмы цветами и зеленью. Сельские жители ходили на кладбище к своим умершим родственникам. Было заведено усыпать полы в доме травами, вешать венки и веточки деревьев на двери, ворота и др. Для этого использовали ветки клёна, дуба и черёмухи. «Ходили венки рвали, и к окнам прилепляли» [6]. «Ветки рвали. Их рвали, ходили и по окнам, ну, и в ворота, куды прилепишь» [7]. «От деревьев побеги. И вот начинають по всем воротам втыкаем, по заборам, чтоб видно было. Люди идуть, чтоб видно, встречают Троицу» [9]. «Мы все дома украшали свои, и в дом заносили, везде ветки. Устилали деревьями в избе, веточки клали. И на дворе, и на дом. Это дело было давно» [8]. «На Троицу вешали на ворота вянки» [10]. «Веточки вешали по заборам. Знали, что вроде Троица» [12]. «Ветки черемухи мы ломали, на заборчик ставили, цветы, если какие-то, все это у нас на заборчике» [4]. «И заборы и дома украшають» [13]. «Срезали и вешали веточки. Обязательно три веточки на заборе. Какие есть, в основном клён. Втыкаем в ворота, калитки» [5].«Вон клен растет, отломим, втыкаем в ворота три штуки» [1]. «Рвали ветки карагач и втыкали в заборы, чабр рвали. На Троицу тоже ходили на кладбище и в ограду по углам втыкали» [15].

Существовал обычай обхода дворов священнослужителем, который поздравлял всех жителей с праздником. «Троица — это батюшка ходил по дворам» [10].

Троица была излюбленным праздником на территории Нижнего Поволжья, её с нетерпением ждали и стар и млад. Местные жители собирались и устраивали общественные гуляния: пели песни, водили хороводы, плясали под гармонь и др. Специально к празднику изготавливали сладкий напиток из корней солодки. «Мы собирались, пели. Такая красивая балка у нас, там цветы всех раньше расцветают. И вот у нас на Троицу все сходятся туда и малые и старые и все на этом гулянье» [4].«Я гляжу у двора бабы песни поють, водку пьють» [11]. «Бабки вот сидят тут и чей-то поют, а че они поют там, мы не вникали в это дело» [9]. «Гуляли, хороводы водили. Домой приносили вянки» [8]. «Разные забавы находили и все» [10]. «Хороводы водили, песни пели»[3]. «Троица, это я помню хорошо. Там идуть народу…» [13]. «Собираемся вся молодежь: “Стой мой хоровод, / Стой не расходись. / В этом хороводе / Играла, плясала. / Играла, плясала, / Танцы водила. / Танцы водила, / Вяночек сронила. / Крикала батюшку. / Батюшка идёть / Вяночек несёть. / Стой мой хоровод, / Стой не расходись. / В этом хороводе / Играла, плясала”. Потом вянки несём на море» [2]. «Копали солодик — в бутылку крошили, настаивали, и получается жёлтый лимонад сладкий» [14].

Молодые девушки в Троицын день собирались группами и шли в балку, сад или поляну, там они готовили из куриных яиц яичницу-глазунью, которая символизирует животворящее начало природы. «Девчонки выходили в сады, вянки пляли и яичницу жарили» [3]. «Яичницу жарили» [2]. «Яичницу жарили» [14].

В Волжском Понизовье, как и в центральной и южной части России был распространён обряд “кумления”. Девушки целовались и обнимались через венки, после чего называли друг друга кумами и клялись в вечной дружбе. «Кумилися, вянки пляли и кумилися, кто с кем хотел. Кумилися обнимемся, поцелуемся» [3]. «Господи, тогда целовались через вянки, чей-то мы говорили» [8].

Неотъемлемым атрибутом праздника являлось плетение венков из веток деревьев, различных трав и цветов. Девушки одевали их на головы, а затем с пением песен шли к водоёму, где устраивались гадания на венках. Их бросали в воду и смотрели, куда он поплывёт. «Делали себе вянки. Вянки сделали и пошли они на Волгу. И бросали они его, и смотрят — куды он поплывет, венок» [11]. «На Троицу, я уже в бабах. Вянки пляли. Вот у нас был пруд серёд сяла. Мы и тут вянки кидали. Может и что загадывали, да я ня помню. Конечно, чей-то было, раз вянки пляли, кидали, плыли они. Я знаю, что вянки мы пляли и кидали. И в пруд ходили, кидали, и на Волгу мы ходили тогда. Ходили мы, вянки пляли, это уж я большая была. Пойдем, цвятов нарвем. Пойдем к пруду, или купаться и с вянками, и песни играли. У нас тут пруд был большой, на пруду бросали вянки. Ну, плывуть они кудай-то, я ня знаю» [8]. «Вянки пляли. Когда пруды были, в прудах кидали. Когда кидали, когда уж и не кидали» [10]. «Венки плели» [4]. «Плели, в воду бросали» [3]. «С вянками пойдуть, наплятуть вянки. Поють и идуть до Волги, там эти вянки бросають в воду и приговаривають, припоють» [13]. «Венки с осины плели. И с песнями ходили на Волгу и бросали. Это положено так. Раньше матеря наши все улицы обходили в вянках. Раньше старые люди дуб, от дубьёв ветки. Из дубьёв пляли венки, положено из дуба» [2]. «Пляли вянки, кидали по воде» [1]. «На Троицу венки плели, хороводы водили. Венки плели и обменивались венками» [15].

Литература:

  1. Лозовик Л. В. 1939 г. р. Ст. Суводская Дубовского муниципального района Волгоградской области. ПЗ Шилкина В. А. 10 января 2016 г.
  2. Курышова В. А. 1930 г. р. С. Горноводяное Дубовского муниципального района Волгоградской области. ПЗ Шилкина В. А. 10 января 2016 г.
  3. Хантурина В. В. 1934 г. р. С. Лозное Дубовского муниципального района Волгоградской области. ПЗ Шилкина В. А. 21 января 2015 г.
  4. Ключникова А. Е. 1928 г. р. С. Лозное Дубовского муниципального района Волгоградской области. ПЗ Шилкина В. А. 21 января 2015 г.
  5. Черноморцев А. В. 1937 г. р. Ст. Суводская Дубовского муниципального района Волгоградской области. ПЗ Шилкина В. А. 10 января 2016 г.
  6. Скворцова В. С. 1939 г. р. С. Караваинка Дубовского муниципального района Волгоградской области. ПЗ Пальгова С. Ю. 21 июня 2014 г.
  7. КондратьеваА. П. 1928 г. р.С. Караваинка Дубовского муниципального района Волгоградской области. ПЗ Пальгова С. Ю. 21 июня 2014 г.
  8. Юшкова М. А. 1930 г. р. С. Стрельноширокое Дубовского муниципального района Волгоградской области. ПЗ Шилкина В. А. 21 июня 2014 г.
  9. Клочков А. А. 1929 г. р. С. Стрельноширокое Дубовского муниципального района Волгоградской области. ПЗ Шилкина В. А. 21 июня 2014 г.
  10. Клочкова Н. А. 1937 г. р. С. Стрельноширокое Дубовского муниципального района Волгоградской области. ПЗ Шилкина В. А. 1 августа 2014 г.
  11. Рублёва В. А. 1939 г. р. С. Стрельноширокое Дубовского муниципального района Волгоградской области.ПЗ Шилкина В. А. 21 июня 2014 г.
  12. Зайцева Л. И. 1942 г. р. С. Стрельноширокое Дубовского муниципального района Волгоградской области. ПЗ Шилкина В. А. 1 августа 2014 г.
  13. Игольникова Л. С. 1926 г. р. С. Горноводяное Дубовского муниципального района Волгоградской области. ПЗ Шилкина В. А. 10 января 2016 г.
  14. Доценко М. Н. 1950 г. р. С. Давыдовка Дубовского муниципального района Волгоградской области. ПЗ Пальгова С. Ю. 24 января 2015 г.
  15. Кушнарева Т. И. 1949 г. р. С. Давыдовка Дубовского муниципального района Волгоградской области. ПЗ Пальгова С. Ю. 24 января 2015 г.
Основные термины (генерируются автоматически): Троица, венок, ветка деревьев, ворот, забор, мой хоровод, Нижнее Поволжье, пруд, хоровод.

Похожие статьи

Туристический маршрут «Исторические вехи города» (прогулка с дошкольниками по г. Шебекино Белгородской области)

Хороводы в традиции чувашей-анатри Верхнеуслонского, Апастовского и Кайбицкого районов Республики Татарстан (по материалам фольклорных экспедиций Казанской консерватории 2013–2014 гг.)

«Славные страницы истории моей малой Родины» (конспект ООД по краеведению в рамках проекта «Белгородведение»)

Возрождение православной жизни в провинциальной России (по материалам г. Алатыря)

«Кладовая солнца». Нравственная суть взаимоотношений Насти и Митраши. Образ природы в сказке-были. Внеклассное мероприятие, посвящённое 145-летию со дня рождения М. М. Пришвина

Театрализованная игра-путешествие в подготовительной группе «В поисках Царицы Воды» (по мотивам сказки Е. Пермяка «Четыре брата»)

Результаты изучения этномофауны Вилюйского региона по данным комплексной экспедиции школьников «По следам Ричарда Маака в Вилюйском регионе»

Особенности функционирования этнокультурных номинаций одежды в цикле повестей Н. В. Гоголя «Вечера на хуторе близ Диканьки»

Мастер-класс для педагогов «В страну музыкально-дидактических игр» (изготовление дидактического материала для игры «Тучка-плакучка»)

Конкурс чтецов «Краски Севера» как форма ознакомления детей старшего дошкольного возраста с особенностями декоративно-прикладного искусства саамов — бисероплетением

Похожие статьи

Туристический маршрут «Исторические вехи города» (прогулка с дошкольниками по г. Шебекино Белгородской области)

Хороводы в традиции чувашей-анатри Верхнеуслонского, Апастовского и Кайбицкого районов Республики Татарстан (по материалам фольклорных экспедиций Казанской консерватории 2013–2014 гг.)

«Славные страницы истории моей малой Родины» (конспект ООД по краеведению в рамках проекта «Белгородведение»)

Возрождение православной жизни в провинциальной России (по материалам г. Алатыря)

«Кладовая солнца». Нравственная суть взаимоотношений Насти и Митраши. Образ природы в сказке-были. Внеклассное мероприятие, посвящённое 145-летию со дня рождения М. М. Пришвина

Театрализованная игра-путешествие в подготовительной группе «В поисках Царицы Воды» (по мотивам сказки Е. Пермяка «Четыре брата»)

Результаты изучения этномофауны Вилюйского региона по данным комплексной экспедиции школьников «По следам Ричарда Маака в Вилюйском регионе»

Особенности функционирования этнокультурных номинаций одежды в цикле повестей Н. В. Гоголя «Вечера на хуторе близ Диканьки»

Мастер-класс для педагогов «В страну музыкально-дидактических игр» (изготовление дидактического материала для игры «Тучка-плакучка»)

Конкурс чтецов «Краски Севера» как форма ознакомления детей старшего дошкольного возраста с особенностями декоративно-прикладного искусства саамов — бисероплетением