Особенности исторической памяти молодежи о событиях великой отечественной войны | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 января, печатный экземпляр отправим 8 января.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Спецвыпуск

Опубликовано в Молодой учёный №19 (99) октябрь-1 2015 г.

Дата публикации: 21.07.2015

Статья просмотрена: 7699 раз

Библиографическое описание:

Веревкина, О. А. Особенности исторической памяти молодежи о событиях великой отечественной войны / О. А. Веревкина, М. А. Колповская. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2015. — № 19.1 (99.1). — С. 87-90. — URL: https://moluch.ru/archive/99/22411/ (дата обращения: 21.12.2024).

В этом году мы отмечаем 70-летие победы советского народа в Великой Отечественной Войне. Это важное событие для нашей страны для нас стало причиной исследования особенностей исторической памяти студенческой молодежи о событиях Великой Отечественной войны. В феврале-марте 2015 года, в связи с тем, что близится такая знаменательная дата как 70 лет со Дня Победы над немецко-фашистскими войсками, в Институте был проведен опрос студенческой молодежи «Историческая память. Великая Отечественная война» под руководством Березутского Юрия Владимировича. В опросе приняло участие 356 студентов.

Актуальность темы исследования. Социологические исследования исторической памяти о событиях Великой Отечественной войне позволяет получить информацию о социальных представлениях молодежи о прошлом, выявить уровень ее информированности о событиях Великой Отечественной войны, оценить особенности семейных традиций и хранения исторического прошлого, выявить специфику оценок молодежи исторических событий и др.

Объект исследования – студенты очной формы обучения РАНХиГС при Президенте РФ с 1 по 5 курс всех специальностей и направлений подготовки.

Предмет исследования – оценка и мнения студентов, характеризующих их историческую память о событиях Великой Отечественной войны.

Цель исследования: на основе анализа мнений студенческой молодежи выявить особенности ее исторической памяти о событиях Великой Отечественной войны.

Задачи исследования: провести анализ отношения и интереса молодежи к событиям Великой Отечественной войны; выявить уровень знания молодежи важных дат и событий войны; оценить глазами молодежи героизм советских людей на фронтах; выявить знания молодежи о советских военачальниках военных лет; провести анализ уровня патриотизма студенческой молодежи.

Практическая значимость работы. Сделанные авторами выводы на основе результатов проведенного социологического исследования студенческой молодежи могут быть использованы вузами, учреждениями образованиями, органами по делам молодежи, общественными патриотическими организациями по развитию исторической памяти современной молодежи.

Эмпирическая база работы. Социологический опрос «События Великой Отечественной войны в оценках молодежи», ДВИУ – филиал РАНХиГС, февраль-март 2015 г. В рамках данного опроса в качестве объекта исследования выступали студенты Дальневосточного института управления – филиала РАНХиГС очной формы обучения (анкетный опрос, в 2010 г. n=400; n=346; объем генеральной совокупности – 1451 студент; статистическая погрешность не превышает 4,5%). В исследовании была использована квотная выборка в разрезе таких характеристик, как пол, факультет, специальность и курс респондентов. Научный руководитель – к.с.н., доцент Ю.В. Березутский.

Эта тема была выбрана, потому что мы считаем, что молодежь должна знать историю своей страны, ее эпохальные события, значимые для ее народа даты, имена героев, людские потери. Это и послужило проблемой данного исследования. Также молодежь меньше стала интересоваться событиями, происходящими во время ВОВ. Они должны формировать общие знания, также повышать их с помощью походов в музеи, чтение литературы.

Мы можем отметить, что результаты всех исследований (региональных, краевых и т.д) показывают, что победа в Великой Отечественной войне является самым ярким и значимым предметом гордости россиян, среди прочих событий. Результаты свидетельствуют о достаточно высокой степени интереса молодежи о событиях ВОВ. В то же время 18 % не интересуются событиями ВОВ. На протяжении пяти лет наблюдается возрастание интереса молодежи (табл. 1).

Таблица 1

Интерес молодежи к событиям Великой Отечественной войны

(в процентах от числа опрошенных)

Варианты ответа на вопрос

2010 г.

2015 г.

1.         Очень интересуют

38,0

41,9

2.         Скорее интересуют, чем нет

43,5

47,7

3.         Мало интересуют

14,3

9,5

4.         Совсем не интересуют

4,2

0,6

5.         Затрудняюсь ответить

-

0,3

 

Мнение молодежи о героизме разделились и являются противоречивыми. Большая часть опрошенных считают, что героизм является настоящим. Но в то же время половина опрошенных считает, что героев войны гнали на битвы под принуждением.( табл.2) Такое происходит потому, что люди не до конца осознают всю значимость войны, весь страх, который испытали люди и при этом шли вперед за будущее страны. На наш взгляд, такие оценки свидетельствуют о том, что происходит попытка пересмотра результатов войны. В большинстве случаев, современные фильмы формируют сознание молодежи. Героизм не может быть принудительным, само по себе слово героизм - говорит о том, что это военный подвиг, на который человек шел осознанно и самостоятельно, без чьих-то принуждений. Это мы видим на данном слайде. Однако всем нам необходимо помнить, что люди, совершившие великий исторический подвиг – это поколение победителей, плодами которых пользуемся мы.

Таблица 2

Оценка молодежью героизма советских людей на фронтах войны

(в процентах от числа опрошенных)

Варианты ответа на вопрос

2010 г.

2015 г.

1.      Чаще героизм был самоотверженным, настоящим

46,6

55,4

2.      Героизм был и самоотверженным, и вынужденным

48,9

38,3

3.      Чаще героизм был принудительным

1,8

4,6

4.      Затрудняюсь ответить

2,8

1,7

 

В большинстве семей, в которых воевали родственники, в большей степени что-то да сохранилось.( табл.3) Это говорит о том, что люди берегли ту частичку чего-то святого, пытались сберечь память о тех страшных днях, когда люди пытались выжить и унести с собой всю боль. Тем не менее, у каждой третьей семьи ничего не сохранилось.

Таблица 3

Наличие в семьях реликвий военных лет (в процентах от числа опрошенных)

1. Ордена, медали, нагрудные знаки, погоны

47,6

2. Письма с фронта Ваших родственников, фотографии

16,2

3. Личные вещи

15,1

4. Почетные грамоты, благодарности, удостоверения

11,4

5. Похоронки

7,0

6. Одежда

8,1

7. Дневники, рукописи, воспоминания

7,0

8. Ничего не сохранилось

27,0

9. Другое (напишите)

0,5

 

Уровень знаний дат, в сознание студенческой молодежи, не зафиксирован. Наблюдается отрицательная тенденция. (табл.4)

Таблица 4

Знание основных дат ВОВ (в процентах от числа опрошенных)

Вопрос, варианты ответа

2010 г.

2015 г.

 

Укажите, пожалуйста, дату начала Второй мировой войны?

1 сентября 1939 г.

1. Ответ правильный (или назван год)

56,4

36,5

2. Ответ неправильный

43,6

63,5

Укажите, пожалуйста, дату начала битвы под Москвой?

30 сентября 1941 г.

1. Ответ правильный (или назван год)

42,8

31,8

2. Ответ неправильный

57,2

68,2

Укажите, пожалуйста, дату Курской дуги?

5 июля - 23 августа 1943 года

1. Ответ правильный (или назван год)

39,5

48,0

2. Ответ неправильный

60,5

52,0

Укажите, пожалуйста, дату Сталинградской битвы?

17 июля 1942 г. – 2 февраля 1943 г.

1. Ответ правильный (или назван год)

27,8

22,3

2. Ответ неправильный

72,2

77,7

Укажите, пожалуйста, дату прорыва блокады Ленинграда?

18 января 1943 г. (27 января 1944 г. – день полного снятия блокады)

1. Ответ правильный (или назван год)

30,4

39,9

2. Ответ неправильный

69,6

60,1

Укажите, пожалуйста, дату разгрома милитаристской Японии?

2 сентября 1945 г.

1. Ответ правильный (или назван год)

55,0

50,9

2. Ответ неправильный

45,0

49,1

 

Мы решили узнать у студентов, откуда они узнают подробности Великой Отечественной войны. Можно сделать несколько выводов. По-прежнему образование является основным источником знаний о ВОВ. Роль семьи значительно ниже, однако сохранение архивов за пять лет возрастает. Семьи, родственники и знакомые стали в большей степени рассказывать о событиях ВОВ. 2/3 молодежи черпают информацию из фильмов. В то же время, те места, которые в себе сосредотачивали образы войны, места боевой славы, имеют меньшую роль в сознание молодежи. ( табл.5)

Таблица 5

Источники информации о событиях ВОВ

(в процентах от числа опрошенных)

Варианты ответа на вопрос

2010 г.

2015 г.

1.     Изучал(а) в школе, ВУЗе, в других учебных заведениях

87,9

86,4

2.     Из кинофильмов, театральных постановок

62,8

58,1

3.     Из художественной литературы о войне

48,2

39,9

4.     Из рассказов родителей, друзей, знакомых

30,2

42,5

5.     Из средств массовой информации

37,9

41,3

6.     Из посещения музеев, воинских мемориалов

31,4

26,9

7.     Их семейных «архивов»

7,0

14,7

8.     Из походов по местам боевой славы

8,8

9,6

9.     Другое

2,0

0,6

 

Следующая группа вопросов была направлена на изучение патриотизма студенческой молодежи.

На вопрос о том, считают ли себя студенты 2010 и 2015 года патриотами, следовательно, что нравственный принцип, то есть, любовь к своей стране, у студентов разных годов не изменилась. Большинство молодежи (85%) считает себя патриотами. Но в то же время 15% не относят себя к патриотам ( табл.7).

Таблица 7

Самооценки молодежи патриотизма (в процентах от числа опрошенных)

Варианты ответа на вопрос

2010 г.

2015 г.

1.      Да

41,6

41,2

2.      Скорее да, чем нет

41,3

44,3

3.      Скорее нет, чем да

7,8

7,8

4.      Нет

3,0

5,2

5.      Затрудняюсь ответить

6,3

1,4

 

День Победы – праздник победы Советской армии и советского народа над нацистской Германией в Великой Отечественной войне 1941—1945 годов. Праздник - это своего рода душевная боль русского народа. Элементы сопереживания тех событий, традиций, увлечений. Более 80% опрошенных считают День победы праздником, но 17% не разделяют чувства сопричастности и значимости события ( табл.8).

Таблица 8

Является ли День Победы – 9 Мая для Вас праздником?

(в процентах от числа опрошенных)

Варианты ответа на вопрос

2010 г.

2015 г.

1.     Да, безусловно

72,1

82,3

2.     Да, отчасти

23,1

16,2

3.     Не является, это обычный выходной день

4,8

1,4

 

Следующая группа вопросов была направлена на выяснение социальных установок современных студентов.

Данные результаты позволяют в большей степени дать оценку преломления исторического сознания молодежи. Хоть и молодежь считает себя патриотами, интересуются знаниями ВОВ, но каждый пятый не планирует никак отмечать, столь знаменательное событие. Категорию «еще не решил» можно отнести к тем, кто не планирует активно участвовать. Половина не проявляет активного участия, но каждый третий собирается принимать участие в параде, каждый пятый будет участвовать в подготовке праздничных мероприятий.

Таблица 9

Как Вы планируете участвовать в подготовке и празднование 70-летия Победы советского народа в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг?

(в процентах от числа опрошенных)

1.      Буду участвовать в параде (демонстрации) 9 мая

35,5

2.      Еще не решил

24,9

3.      Не планирую никак отмечать

22,3

4.      Участвую, буду участвовать в подготовке праздничных мероприятий

17,9

5.      Участвую, буду участвовать в конкурсе работ, посвященных этой дате

4,6

6.      Другое (напишите)

0,9

 

Таким образом, результаты проведенного исследования, с одной стороны показывает достаточно высокий интерес, патриотизм молодежи, Победа для большинства значимое событие. С другой стороны, опрос выявил низкий уровень знания переломных дат и событий, не высокий уровень посещения мест боевой славы, также не высокий уровень участия в мероприятиях, приуроченных к событиям ВОВ. Эффективность работы по актуализации истории Великой Отечественной войны как фактора патриотического воспитания, формирования общероссийской гражданской идентичности была бы выше, если бы молодежь чаще посещала музеи. В свою очередь мы можем порекомендовать нашим кураторам, выстроить систему для посещения значимых мест с первым курсом. Также наш исторический клуб может проводить разные мероприятия, посвящённые исторической тематики. Можно проводить в ВУЗах встречи с ветеранами, для передачи событий тех лет.

Основные термины (генерируются автоматически): Великая Отечественная война, студенческая молодежь, вариант ответа, историческая память, событие, событие ВОВ, ответ, боевая слава, Интерес молодежи, советский народ.


Похожие статьи

Формирование патриотических чувств дошкольников к родному краю

Особенности психологического здоровья учащейся молодежи

Особенности применения культуроохранных технологий в формировании гражданско-патриотических ориентиров молодых семей

Особенности профессиональной готовности педагогов к работе с одаренными и талантливыми детьми

Развитие творческих способностей детей на уроках социально-бытовой ориентировки

Особенности развития творческих способностей младших школьников на уроках литературного чтения

Развитие творческого мышления дошкольников в режиме проектной деятельности

Формирование учебно-познавательной компетенции у младших школьников

Формирование культуры здорового и безопасного образа жизни у младших школьников

Одаренность детей младшего школьного возраста и ее развитие

Похожие статьи

Формирование патриотических чувств дошкольников к родному краю

Особенности психологического здоровья учащейся молодежи

Особенности применения культуроохранных технологий в формировании гражданско-патриотических ориентиров молодых семей

Особенности профессиональной готовности педагогов к работе с одаренными и талантливыми детьми

Развитие творческих способностей детей на уроках социально-бытовой ориентировки

Особенности развития творческих способностей младших школьников на уроках литературного чтения

Развитие творческого мышления дошкольников в режиме проектной деятельности

Формирование учебно-познавательной компетенции у младших школьников

Формирование культуры здорового и безопасного образа жизни у младших школьников

Одаренность детей младшего школьного возраста и ее развитие

Задать вопрос