Во время Великой Отечественной войны все заводы и предприятия Дальнего Востока выпускали продукцию для фронта и для Победы! Самолёты ИЛ-4, изготавливаемые на Комсомольском-на-Амуре заводе, обрушили на голову врага сотни тонн смертоносного металла, бомбили важные промышленные объекты фашистской Германии. В работе кратко рассмотрена хроника военных лет на предприятии, трудовой подвиг рабочих–авиастроителей в военные годы.
Ключевые слова: бомбардировщик Ил-4, авиастроительный завод, воспоминания, война
В жарких сражениях павшим,
Крылья Победы ковавшим,
Павшим и ныне живущим,
Мир на земле берегущим
Вечная Память и Слава!
В.Н. Авраменко
Вся история Комсомольска-на-Амуре веха за вехой – сплошные рекорды. 12 июня 1933 года комсомольчане заложили Амурский судостроительный завод, годом позже – первый корпус авиационного завода. И уже в мае 1935-го заработала первая верфь, в мае 1936-го был собран первый серийный самолет. Ничего подобного никогда в мире не было. «Планов громадье» осуществлялось в нашей стране, поражая всех своими темпами. Оборонным гигантам было предначертано сделать Комсомольск-на-Амуре нашим форпостом на Дальневосточных рубежах.
В чрезвычайно сложных военных условиях в крае не приостанавливалось строительство, сооружались новые заводы и рудники, прокладывались дороги. Ведущее место среди заводов, несомненно, принадлежало заводу № 126. Накануне войны его коллектив освоил производство первоклассной машины – бомбардировщик ИЛ-4, завод стал основным поставщиком этих самолетов фронту. За образцовое выполнение заданий по производству боевых самолетов завод, первым в крае среди промышленных предприятий, в июле 1942 г. был награжден орденом Ленина.
Каждый советский человек в те суровые годы хорошо понимали, что фронту нужны огромные людские и материальные ресурсы. Поэтому каждый стремился работать за двоих, невзирая ни на какие трудности. Инициатива и творчество рабочих и инженерно-технических работников были направлены на совершенствование производственных и технологических процессов, увеличение выпуска продукции при минимальных затратах труда, материалов и денежных средств.
На Дальнем Востоке, как и по всей стране в период войны, были приняты жесткие меры для решения кадровой проблемы. На железнодорожном, морском и речном транспорте было введено военное положение. Рабочий день увеличился до 11-12 часов, обязательными были сверхурочные работы, отменялись отпуска. Население, не занятое общественно-полезным трудом, было мобилизовано для различных видов работ. Однако людей все равно не хватало, и тогда ушедших на фронт мужчин заменили женщины, подростки и пенсионеры. Сотни тысяч женщин встали к станкам, спустились в угольные шахты, сели за трактора. Массовый характер, приняло возвращение в строй пенсионеров.
С первых дней Великой Отечественной войны на заводе № 126[1] была осуществлена коренная перестройка всей работы под руководством директора завода Д.А. Тимофеева, главного инженера П.П. Ковалевского, секретаря парткома В.Т. Романова. Создавались на заводе «фронтовые бригады». Их задачей было решение различных технических и организационных проблем, а также принятие экстренных мер для ликвидации «узких мест» производства. Наш завод получил задание Государственного комитета по обороне увеличить выпуск самолетов ДБ-3 (ДБ –Дальний бомбардировщик) в три раза, и надо было выходить из этого труднейшего положения. Постановлением Совета Народных комиссаров от 31 мая 1939 года заводу № 126 было поручено производство модернизированного самолета ДБ-ЗФ с двумя двигателями М-88. Первые ДБ-ЗФ стали поступать в войска в начале 1940 года. До конца войны они действовали на всех фронтах в качестве бомбардировщиков дальнего действия и торпедоносцев.
Для выполнения увеличенного плана не хватало металлорежущего оборудования. Коллектив завода собственными силами разработал чертежи и изготовил необходимое количество станков. Большой вклад в разработку, выпуск и освоение станков внесли инженерно-конструкторский персонал, механики завода. За время войны заводом были увеличены производственные мощности, строго соблюдался режим экономии топлива, электроэнергии и материалов.
За период с 1 января 1941 года по 1 января 1945 года мощности завода по производственным площадям возросли в 2,6 раза, по станочному оборудованию – в 1,9 раза. Объем производства за этот период увеличился в 2,6 раза, причем численность производственных рабочих в 1945 году осталась на уровне 1941 года. Учитывая нужды фронта и народного хозяйства края необходимо было обеспечить комплексное развитие авиационной промышленности на базе трех действующих и одного недействующего авиационных заводов Дальнего Востока [7, с. 35]. Перевод дальневосточных заводов на производство новых типов самолетов обеспечил пополнение штата боевого состава ВВС Дальневосточного фронта по штурмовой и истребительной авиации и послужил базой для развития гражданского самолетостроения.
В целях создания на Дальнем Востоке законченного цикла авиационной промышленности необходимо было перевести завод № 126 в г. Комсомольске-на-Амуре на серийное производство самолетов типа ИЛ-4 до 3–3,5 самолета в сутки. Проведение этих мероприятий укрепило оборону Дальнего Востока как форпост Советского союза на Востоке, разгрузило железнодорожный транспорт, сократило нерациональные и дальние перевозки и послужило базой развития квалифицированного машиностроения на Дальнем Востоке. Действительно основой советской авиации военных лет стал бомбардировщик дальнего действия ИЛ-4 (ДБ-ЗФ) – модификация самолета ДБ-3. В 1941 году комсомольские авиастроители дали фронту несколько сотен высококлассных самолетов типа ИЛ-4 в двух основных вариантах: сухопутного многоцелевого бомбардировщика дальнего действия и морского торпедоносца, с первых сражений зарекомендовавших себя как грозное и надежное оружие.
В первом полугодии 1941 года завод дал фронту 82 самолета и 303 самолета во втором полугодии. Всего в 1941 году завод выпустил 385 самолетов. В 1942 году - 695 самолетов, в 1943 – 604, в 1944 – 616 и в 1945 – 457. Всего за годы войны завод дал фронту 2757 боевых машин. [7, с. 21]
На заводе работали 2490 стахановцев и ударников – это 40% к общему числу рабочих. 1754 рабочих выполняли нормы по 200%, а число молодежных фронтовых бригад возросло с 87 до 285. Родина требовала укрепить тыл Красной Армии, подчинить интересам фронта всю свою деятельность. Задача была не из легких. Завод трудился по-фронтовому. Выпуск продукции был увеличен в 2,6 раза, а себестоимость продукции снижена на 45%. Во всесоюзном социалистическом соревновании заводу 22 раза присуждались вторые и третьи места.
Страна высоко оценила самоотверженный труд заводчан. 18 июля 1942 года Указом Президиума Верховного Совета СССР за образцовое выполнение заданий правительства по выпуску боевых самолетов коллектив завода был удостоен высшей награды страны – ордена Ленина. 113 лучших работников были награждены орденами и медалями.
Но война продолжалась, и ценой неимоверных усилий необходимо было давать фронту все больше и больше боевых машин. Напряженный темп работы обеспечивал выпуск двух-трех самолетов в сутки. Люди по нескольку дней не отходили от станков и конвейера. Как отмечают специалисты и историки, решающим фактором обеспечения суточного графика сдачи готовой продукции стало внедрение поточно-стендовой сборки в агрегатно-сборочных цехах и в цехе окончательной сборки. Это задавало тон ритмичной работе всего завода. Но на заводе не забывали и о нуждах людей. Даже в самые тяжелые времена, в 1941-1942 гг., на заводе ежегодно сдавалось 400-600 кв. м. жилья, а в 1943 г. было сдано более 3000 кв. м. В 1944 году были построены поликлиника, баня и детский сад. С 1942 года всем работникам были выделены земельные участки, и семьи заводчан принялись за работу на индивидуальных огородах. Создавались рыболовецкие бригады, велась закупка рыбы на Сахалине и на Камчатке. В 1942, голодном году, производство запасных частей к тракторам дало возможность дополнительно закупить овощи в Еврейской автономной области.
На наших знаменитых «илах» многие лётчики поднимались в небо на выполнение заданий по уничтожению противника. Звания Героя Советского союзы были удостоены боевые летчики, связавшие свою жизнь с нашим городом: П.С. Шемендюк, А.П. Маресьев. С ненавистным врагом сражались заводчане-ветераны войны, шаг за шагом приближали Победу: В.С. Затулин, Н.П. Митин, И.П. Образцов, Н.Н. Рябуша, Х.Н. Мухаремов, Е.П. Любимцев и многие другие. Наши самые добрые слова и поклон всем ветеранам, всем участникам Великой Отечественной войны, всем, кто ковал Победу не только на фронтах, но и в тылу.
«Фронт и тыл – едины!» – еще один лозунг, который сопутствовал поколению военных лет.
«И когда 22 июня 1941 года грянул гром самой ожесточенной воины в истории человечества – боевой самолет высшего класса, столь необходимый фронту, застрял за плотным забором нерешенных проблем. У большинства заводчан настроение было шоковое». [5,c. 27] Листая страницы истории завода трагического периода военного времени, даже непосредственному участнику этих событий, не верится, что можно было достойно выйти из сложившегося положения.
Но то, что случилось в дальнейшем, убеждает – какой огромный потенциал возможностей создается у людей, если их объединяет благородная идея и чувство высокого патриотизма. В память о подвиге героев-заводчан, павших на полях сражений и работавших в военном режиме в тылу в 1985 году к 40-летию Великой Победы на территории завода был установлен Мемориал Памяти. Один из боевых самолетов ИЛ-4 стоит ныне на пьедестале почета, на заводском дворе, как памятник талантливым конструкторам, отважным экипажам и самоотверженным самолетостроителям.
Разнообразие видов документов, тщательный их отбор по принципу выразительности, полноты, типичности в сочетании с оригинальностью придали на наш взгляд нашей работе объективность и завершенность, позволило воссоздать панорамную, объемную картину жизни авиационного завода № 126 в военные годы. Очень хочется верить, что военная слава нашего завода не померкнет. На сегодняшний день объединение не только останется одним из лучших в российском авиастроении, но и является градообразующим, флагманом промышленного производства не только в Комсомольске - Амуре, но и во всем Хабаровском крае. Пусть в сердце каждого комсомольчанина отзовется чувство удовлетворения и гордости что в решающих боях с фашизмом основной ударной силой советской авиации были самолеты, построенные на далеких берегах Амура и вошедшие в историю Великой Отечественной воины с почетным, титулом – «легендарный бомбардировщик».
Литература:
1. Комсомольск-на-Амуре: город мужества, труда и героизма./ Отв. ред. М.О. Шмакова - Хабаровск : Кн. изд-во, 1982. – С. 67-114.
2. Могучие крылья России: Комсомольскому на Амуре авиационному предприятию им. Ю. А. Гагарина 70 лет. Хабаровск: «Приамурские ведомости» 2004. – 165 с.
3. Воспоминания участников трудового фронта.
4. Амурский характер. / Под ред. Чековитого Н.И. Хабаровск, 1986.- С. 127-132.
5. Авиастроители Приамурья: 50-летию Комсомольского-на-Амуре авиационного завода им. Ю. А. Гагарина посвящается. - Хабаровск : [б. и.], 1986. – 186 с.
6. Жуков Ю.А., Начало города. Хабаровск, 1989 г. С. 81-92.
7. Трудный путь к Победе: Сборник документов Государственного архива Хабаровского края о Великой Отечественной войне (22 июня 1941 г. — 9 мая 1945 г.) и войне СССР с Японией (9 августа — 3 сентября 1945 г.). — Хабаровск: Частная коллекция, 2005. — 544 с.
8. Документы выставочного центра филиала ОАО «Компания “Сухой”» «КнААЗ имени Ю.А. Гагарина».
[1] Авиационный завод № 126 основан в 1934 г. С 1966 г. – Дальневосточный машиностроительный завод. Позже переименован в Комсомольск-на-Амуре авиационный завод им. Ю.А. Гагарина. Преобразован в ФГУП «Комсомольское-на-Амуре авиационное производственное объединение им. Ю.А. Гагарина» (КнААПО), с 2001 г. – ОАО «КнААПО». Входит в состав ОАО «Компания «Сухой». Сегодня это филиал ОАО Компания «Сухой» КнААЗ им Ю. А. Гагарина.