The article reviews a brief overview of the life path of the famous fighter pilots Lydia Litvyak and Alexei Solomatin. The authors of the article consider their participation in the Battle for Stalingrad and deeds of arms. Litvyak and Solomatin presented an example of great courage and boundless service to their Motherland. The relevance of the topic is conditioned by celebrating the 70 th Anniversary of the Victory in the Great Patriotic War.
Key words: the Great Patriotic War, fighter aviation regiment, fighter pilots, the Soviet Air Force, the Battle for Stalingrad.
Сталинградская Битва (1942‒1943 гг.) была ключевым сражением между советскими и немецкими войсками за выход к реке Волге. Командование Вермахта планировало, что наступательная операция на Восточном фронте станет переломным моментом, который даст возможность изменить баланс сил и взять стратегическую инициативу в свои руки. В сложившейся ситуации важную роль в сдерживании немецко-фашистских дивизий выполняли Советские ВВС (Военно-воздушные силы).
В обороне Сталинграда участвовало большое количество молодых летчиков, которые после ускоренной подготовки в летных училищах отправлялись в действующую армию и сразу же, прибыв в часть, начинали боевые вылеты. Ценой своих жизней они принесли победу и остановили продвижение врага. В битве принимали участие Лидия Литвяк и ее муж Алексей Соломатин ‒ одни из самых известных и результативных летчиков-истребителей времен Великой Отечественной войны.
Лидия Владимировна Литвяк родилась 18 августа 1921 года в Москве в семье железнодорожника. С самого раннего детства она увлекалась авиацией и мечтала о полетах. После окончания Херсонской авиационной школы летчиков-инструкторов Л. Литвяк работала в Калининском аэроклубе. К началу Великой Отечественной войны ею было подготовлено 45 летчиков. Литвяк упорно стремилась на фронт, для этого она даже приписала себе дополнительные часы налета, чтобы попасть в боевую часть. В январе 1942 года ее мечта сбылась благодаря тому, что Мариной Расковой был сформирован 586-й истребительный авиационный полк (ИАП) в составе 144-й истребительной авиационной дивизии. Командиром полка была назначена Тамара Казаринова. Л. Литвяк освоила Як-1 и сражалась в небе над Саратовом, где в составе группы сбила немецкий бомбардировщик Junkers Ju-88.
Будучи человеком решительным и деятельным, Литвяк через полгода службы в Саратовской области стала добиваться, чтобы ее отправили на передовую. В августе она была переведена в 437-ой истребительный авиационный полк (287-я истребительная авиационная дивизия, Юго-Восточный фронт) для прохождения службы на истребителях Ла-5. «Свой первый бой, вошедший в историю 8-й воздушной армии, Лиля Литвяк провела 27 сентября 1942» [2, с. 235], ‒ пишет Л. Виноградова. В небе Сталинграда она сбила Junkers Ju-88 и Messerschmitt Bf. 109, управляемые ассами Люфтваффе. Ее боевые вылеты осенью этого года были результативными: с каждым разом увеличивалось количество воздушных побед. Литвяк была смелым и решительным человеком, обладала всеми качествами необходимыми для летной профессии. После первых успехов она попросила нарисовать на фюзеляже своего самолета белую лилию, за это ее стали называть «Белая лилия Сталинграда», а «Лилия» стала ее новым радиопозывным.
Вскоре Л. Литвяк была переведена в 9-ый гвардейский Одесский истребительный авиационный полк, который считался полком ассов, где она довела до совершенства свои летные навыки. Имена Лидии Литвяк, Инны Паспортниковой и Екатерины Будановой золотыми буквами навсегда вписаны в летопись полка. Боевая школа Героя Советского Союза Льва Шестакова закалила ее характер. У него были свои профессиональные «заповеди летчика-истребителя», которые являлись правилами, сформулированными за годы службы, им он следовал всю жизнь. Командир полка Шестаков с большим уважением отзывался о мастерстве Литвяк.
Известен случай, когда во время боя самолет Л. Литвяк был подбит, и ей пришлось приземлиться на территории, оккупированной немецкими войсками. Гитлеровцы попытались взять ее в плен, но она отчаянно отстреливалась из личного оружия. В это время пролетавший в том же направлений летчик-штурмовик открыл огонь, заставив немцев отступить, затем он приземлился и взял ее на борт. После этого происшествия Шестаков, тревожась за летчиц, которым при выполнении заданий приходилось углубляться в тыл врага, решил отправить их в женский полк. Но отважные девушки уговорили командира дивизии генерал-майора Бориса Сиднева оставить их, ограничившись лишь переводом на другое место службы. Так они попали в соседний 296-й полк, где командиром был майор Николай Баранов. К этому моменту ими было одержано 6 воздушных побед. 11 февраля 1943 года в составе боевой четверки истребителей, ведомой Н. Барановым, Литвяк сбила Focke-Wulf FW-190 и два самолета Junkers Ju-88. За боевые заслуги 23 февраля 1943 года она получила свою первую награду — орден Красной Звезды. 4 января Лидия Литвяк познакомилась со своим будущим мужем, командиром эскадрильи старшим лейтенантом Алексеем Соломатиным.
Алексей Фролович Соломатин родился 12 февраля 1921 года в деревне Бунаково‒2 Калужской области в крестьянской семье. После окончания школы он поступил в Калужский гидромелиоративный техникум, но вскоре решил, что хочет связать свою жизнь с авиацией и стал заниматься в местном аэроклубе. Соломатин полюбил небо и мужественную профессию летчика, которая полна риска и неожиданностей. В 1939 году его призвали в ряды Красной Армии, а в 1940 году он окончил ускоренный курс обучения в Качинской военной авиационной школе летчиков.
С первых дней Великой Отечественной войны Соломатин принимал участие во всех решающих воздушных сражениях на Юго-Восточном фронте. 9 марта 1942 года в составе боевой семерки он с однополчанами атаковали 25 вражеских самолетов, уничтожив 7 из них. В этом же бою им лично был сбит Messerschmitt Bf. 109. К началу 1943 года Алексей Соломатин совершил 266 боевых вылетов, принял участие в 108 воздушных боях, в которых лично сбил 12 самолетов и 15 в группе. 1 мая он был удостоен звания Героя Советского Союза, ему были вручены орден Ленина и медаль «Золотая Звезда».
В марте А. Соломатин и Л. Литвяк поженились. Однако их семейная жизнь состояла из встреч между боевыми вылетами. Лидия мужественно сражалась на Юго-Восточном фронте. 22 марта 1943 года в бою под Ростовом-на-Дону она сбила немецкий самолет, а далее, заметив еще шесть вражеских машин Messerschmitt Bf. 109, вступила с ними в бой. Сражение было неравным, Литвяк получила тяжелое ранение, но проявила высокое мужество и стойкость, так как все же смогла довести до аэродрома и посадить самолет, получивший многочисленные повреждения. Отказавшись от длительного лечения, она снова вернулась в строй и уже 5 мая сбила вражеский истребитель Bf. 109.
В конце мая 1943 года немцы запустили аэростат с целью корректировки артиллерийского огня, при этом они обеспечили ему сильное прикрытие, поэтому сбить его под прицелом зенитных орудий врага не представлялось возможным. Однако Л. Литвяк после ряда попыток удалось это сделать: точно рассчитав траекторию своего полета, она зашла против Солнца из глубокого тыла и уничтожила аэростат-корректировщик. За это задание она получила свою вторую награду — орден Красного Знамени.
Но триумф был омрачен внезапно случившейся трагедией ‒ на глазах Лидии Литвяк погиб ее муж. 21 мая гвардии капитан Алексей Соломатин был тяжело ранен в бою, превозмогая боль, он дотянул до аэродрома, но посадить поврежденный самолет летчик уже не смог ‒ машина врезалась в землю и загорелась. Это случилось вблизи хутора Павловка в Ростовской области. Его похоронили на центральной площади со всеми боевыми почестями. Позже он был перезахоронен в селе Киселево Красносулинского района.В родной Калуге на здании гидромелиоративного техникума установлена мемориальная доска в память о знаменитом земляке.9 мая 1975 года в честь 30-летия Победы в Центральной усадьбе колхоза им. Мичурина (село Киселево Красносулинского района, Ростовской области) был открыт мемориальный комплекс, куда перенесли останки Алексея Фроловича Соломатина.
После этого случая Литвяк рвалась в бой, чтобы отомстить врагу за любимого человека. 15 июня 1943 года в ходе воздушного сражения погибла ее подруга Е. Буданова, самой Л. Литвяк удалось выпрыгнуть с парашютом. В ходе тяжелых и кровопролитных боев в районе реки Миус,на подступах к Донбассу, она совершила четыре боевых вылета в течение одного дня. Литвяк сбила 2 вражеских самолета Bf. 109 лично и один в группе, но ее Як-1 не вернулся на аэродром. Как отмечает М. А. Жирохов: «Последней жертвой трудного лета 1943-го стала гвардии лейтенант Лилия Литвяк. 1 августа, после двух последовательных атак четверки «Мессершмиттов» со стороны солнца, ее истребитель был сбит и упал за линией фронта, в 2 км северо-восточнее села Мариновка» [3, с. 169].
Командование дивизии уже готовилось представить Л. Литвяк к званию Героя Советского Союза, но пошли слухи о том, что она могла попасть в плен, которые заставили отложить это решение. Долгое время Литвяк считалась пропавшей без вести. После войны однополчане продолжили поиски, но успехом они увенчались только в 1988 году. Нашли ее совершенно случайно в братской могиле села Дмитровка Донецкой области. В ноябре 1988 года приказом заместителя Министра Обороны СССР была отменена формулировка «Пропала без вести 1 августа 1943 года» на «Погибла при выполнении боевого задания 1 августа 1943 года». 5 мая 1990 года 1-ый Президент СССР М. С. Горбачев подписал указ о присвоении Лидии Владимировне Литвяк звания Героя Советского Союза посмертно, ее родственникам были вручены орден Ленина и медаль «Золотая Звезда».
Память о Л. Литвяк была увековечена в разных местах, которые связаны с ее именем. В центральном сквере города Красный Луч ей установлен памятник, рядом расположена гимназия № 1, которая носит имя Лидии Литвяк. Подвиг знаменитой летчицы широко известен за рубежом. История ее жизни привлекла внимание иностранных авторов, написавших о ней книги«Lidya Litvyak» [4], и «The White Rose of Stalingrad» [5]. В Москве на доме по ул. Новослободской, где она жила установлена мемориальная доска. В 2014 году режиссером Александром Капковым был снят документальный сериал «Прекрасный полк». Первая серия «Лиля» посвящена Лидии Литвяк [1].Как самая результативная летчица, одержавшая множество побед, она занесена в Книгу рекордов Гиннесса.
Литература:
- Альперина С. В эфире ‒ Победа // Российская газета ‒ Неделя. 2015. 9 апреля. № 75 (№ 6646) [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://m.rg.ru/2015/04/09/premiery.html.
- Виноградова Л. Защищая Родину. Летчицы Великой Отечественной. М.: КоЛибри, Азбука-Аттикус, 2015. ‒ 448 с.
- Жирохов М. А. Истребители ‒ на взлет! М.: Вече, 2013. ‒ 288 с.
- Russel J., Cohn R. Lidya Litvyak. М.: Изд-во: Книга по Требованию, 2013. ‒ 141 с.
- Yenni B. The White Rose of Stalingrad: The Real-Life Adventure of Lidiya Vladimirovna Litvyak, the Highest Scoring Female Air Ace of All Time. UK. Oxford: Osprey Publishing, 2013. ‒ 336 p.