Сетевые педагогические сообщества как форма повышения профессиональной компетентности учителя | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 января, печатный экземпляр отправим 8 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №18 (98) сентябрь-2 2015 г.

Дата публикации: 12.09.2015

Статья просмотрена: 11225 раз

Библиографическое описание:

Воронцова, И. В. Сетевые педагогические сообщества как форма повышения профессиональной компетентности учителя / И. В. Воронцова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2015. — № 18 (98). — С. 444-449. — URL: https://moluch.ru/archive/98/21994/ (дата обращения: 26.12.2024).

Данная статья посвящена информатизации образования в современных социально-экономических условиях. Автор рассматривает вопрос о формировании и существовании сетевых профессиональных сообществ, выделяет основные факторы, создающие фундамент сетевого профессионального сообщества; охватывается вопрос о проникновении информационных технологий в профессиональную деятельность педагогов, о создании сетевых педагогических сообществ.

Ключевые слова:Интернет-сообщество; образовательное сообщество; сетевое сообщество; сетевое профессиональное сообщество; сетевое педагогическое сообщество.

 

Одной из важнейших отличительных особенностей современного этапа развития общества является его информатизация, которая понимается как «процесс, направленный на реализацию замысла повышения качества содержания образования, проведение исследований и разработок, внедрение, сопровождение и развитие, замену традиционных информационных технологий на более эффективные во всех видах деятельности в системе образования России» [3]. Почти в каждом новом документе Правительства РФ, посвященном перспективам развития образования и страны, фигурирует вопрос информатизации образования. Так, например, в «Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года» одной из важнейших задач определено «расширение использования информационных и телекоммуникационных технологий для развития новых форм и методов обучения, в том числе дистанционного образования и медиаобразования, создание системы непрерывной профессиональной подготовки в области информационно-коммуникационных технологий» [2].

Развитие телекоммуникационных и информационных технологий приводит к тому, что благодаря сетевому взаимодействию самопроизвольно формируются новые социальные объединения — сетевые профессиональные сообщества. Рассмотрение сетевых педагогических сообществ необходимо начать с определения сущности понятий «сообщество», «Интернет-сообщество», «образовательное сообщество», «сетевое сообщество», «сетевое профессиональное сообщество».

Единого определения, что такое сообщество, не существует. Различные научные дисциплины формируют различные определения и подходы к изучению данного понятия. Так, Дж. Дьюи, пишет, что: «Сообщество — это множество людей, общающихся между собой» [1, с. 63]. В словаре русского языка С. И. Ожегова дается следующее определение: «Сообщество — это объединение людей, народов или государств, имеющих общие интересы, цели» [4, с. 686]. Интернет-сообщество — это множество людей, общающихся между собой при помощи сети Интернет. Образовательное сообщество — группа людей, обменивающаяся идеями. Сетевое сообщество — это группа людей, поддерживающих общение и ведущих совместную деятельность при помощи компьютерных сетевых средств. (http://primwiki.ru/index.php/Сетевые сообщества педагогов)

Рис. 1. Сетевое сообщество, определение Е. Д. Патаракина

(Патаракин Е. Д. Вклад сетевых сообществ в образование. Режим доступа: http://www.evarussia.ru/eva2001/russian/sod_116.htm)

 

Сетевое профессиональное сообщество — это новая форма организации профессиональной деятельности в сети, позволяющая учителям общаться друг с другом, комментировать и задавать вопросы, не взирая на расстояния, решать профессиональные задачи, обмениваться опытом друг с другом на виртуальных мастер-классах, реализовывать себя и повышать свой профессиональный уровень и ИК-компетентности в принципиально новом информационном пространстве; группа профессионалов, работающих в одной предметной или проблемной профессиональной деятельности в сети.

Е. В. Алексеева выделяет три основных фактора, создающих фундамент сетевого профессионального сообщества:

1.         Идея. Именно идея «обрастает» предложениями, рассуждениями на тему, совместными исследованиями и проектами. Во многом именно идея пользуется той или иной степенью доверия и притягивает к себе людей определенного мировоззрения, воспитания, культуры.

2.         Возможность общения. Высказывание своего мнения, диалоги с людьми, занимающимися одной и той же проблемой, обсуждение. Джон Дьюи в книге «Демократия и образование» показал, что общение имеет определяющее значение для формирования сообщества, любые виды человеческих сообществ содержат функцию обучения, существуют критерии, позволяющие определить меру педагогической ценности любого вида социализации, того или иного сообщества. «Люди живут в сообществе благодаря тому общему, что есть между ними, а общение — тот способ, благодаря которому они обретают это общее».

3.         Условия для развития идеи (Алексеева Е. В. Интернет-поддержка развития педагогов. Режим доступа: http://iso.pippkro.ru/akadem/9.doc)

Е. Д. Патаракин в своей работе «Устройство сетевых сообществ» пишет: «В сети вырастают новые организации торговли, науки, искусства, здравоохранения. Каждая из таких организаций борется, прежде всего, за доверие посетителей. Одним из главных факторов, влияющих на доверие посетителей, оказывается сообщество людей, участвующих в жизни и развитии организации. Новым посетителям и новым членам сообщества важна возможность принять личное участие в деятельности сообщества, интересна информация, которую пишут другие люди не за деньги, не выполняя чей-то заказ». (Патаракин Е. Д. Вклад сетевых сообществ в образование. Режим доступа: http://www.evarussia.ru/eva2001/russian/sod_116.htm).

Распространение и развитие информационных технологий на все сферы человеческой деятельности привело к их проникновению и в профессиональную деятельность педагогов. Впервые о необходимости сетевой интеграции педагогов на государственном уровне заговорили в 2010 году. Тогда, в ходе проведения заседания Организационного комитета по проведению в Российской Федерации «Года учителя» Председатель Правительства Российской Федерации В. В. Путин заявил о том, что следует поддержать развитие сетевых педагогических сообществ, интерактивных методических кабинетов — словом, всего того, что формирует профессиональную среду.

Сетевое педагогическое сообщество — это группа субъектов педагогического процесса, поддерживающих общение и ведущих совместную деятельность средствами информационно-коммуникационных технологий. (http://primwiki.ru/)

Цели сетевого педагогического сообщества могут быть разными, но можно назвать главные — объединение учителей по их профессиональным интересам; создание базы данных по программным продуктам учебного назначения и опыту их применения на уроках и во внеклассной деятельности; организация формального и неформального общения на профессиональные темы; организация профессионального сетевого общения и повышения квалификации; организация информационно-методической поддержки и профессиональной взаимопомощи; распространение успешных педагогических практик и др.

Условиями взаимодействия сетевых педагогических сообществ являются:

-          содержательный интерес участников: возможность проявления собственной инициативы, возможность коллективной поддержки своей инициативы, возможность участия в поддержке и оценке других инициатив, возможность участия в общей деятельности;

-          наличие организационной структуры, обеспечивающей коммуникацию между участниками сетевого взаимодействия;

-          мотивы деятельности участников сетевых педагогических сообществ, которые представлены на схеме 2:

 

Рис. 2. Мотивы деятельности интернет-пользователя (http://primwiki.ru/)

 

Е. Д. Патаракин отмечает, что современный человек (примечание, и современный учитель) должен быть способен: использовать богатство информации, хранимой в подключенных к Сети компьютерах; использовать для поиска и обработки информации сетевые программные агенты — информационные и сетевые социальные сервисы; использовать для своего развития других людей, которые ищут информацию, представляют в сети свои знания, демонстрируют свои навыки и умения; думать и действовать в меняющихся условиях (Патаракин Е. Д. Вклад сетевых сообществ в образование. Режим доступа: http://www.evarussia.ru/eva2001/russian/sod_116.htm).

Проанализировав существующие сетевые профессиональные сообщества, мы пришли к выводу, что все их можно дифференцировать следующим образом:

По уровню охвата:

-          Международные:

·                    Международное сообщество педагогов «Я-Учитель!» (http://www.a-uchitel.ru) — это сайт для учителей, направленный на общение педагогов-единомышленников между собой, обмен опытом и разработками.

·                    Международное сетевое профессиональное сообщество «Партнерство в образовании» (www.pil-network.com) — это сообщество для учителей, созданное учителями и поддерживаемое практикующими учителями. Цель портала — создание условий для успешного накопления и распространения инновационного педагогического опыта практикующих педагогов и руководителей образовательных учреждений — опыта «из первых рук».

-          Общероссийские:

·                    Общероссийское педагогическое экспертное Интернет-сообщество (http://www.schoolexpert.ru/main). Главная цель деятельности Интернет-сообщества состоит в ответственной общественной экспертизе проектов важнейших нормативно-правовых документов системы общего образования. К документам данного рода относятся проекты законов и подзаконных актов федерального уровня, регулирующие вопросы общего образования в общероссийском масштабе.

·                    Сеть творческих учителей (http://www.it-n.ru/) — крупнейший учительский Интернет-проект России, защищенный веб-сайт для сообществ учителей, работающих в среднем образовании и использующих или планирующих использовать ИКТ в учебном процессе. Преимущества участия в Сети творческих учителей заключаются в приобретении навыков и открытии новых возможностей использования ИКТ, во взаимодействии с коллегами-единомышленниками, в возможности получить признание и помощь коллег, в доступе к библиотеке материалов, упрощающих подготовку к уроку, в открытии для себя новых идей, вдохновения для дальнейшего поиска и экспериментов.

-          Федеральные:

·                    Открытый класс. Проект «Открытый класс. Сетевые образовательные сообщества» (http://www.openclass.ru/) создан Национальным фондом подготовки кадров в рамках государственного контракта «Создание и развитие социально-педагогических сообществ в сети Интернет (учителей, социальных педагогов, психологов, социальных работников, методистов, преподавателей системы дополнительного образования и родителей), ориентированных на обучение и воспитание учащихся на старшей ступени общего образования». Реализуемый проект направлен на обеспечение нового качества образования в России за счет создания социально-педагогических сообществ в сети Интернет, деятельность которых направлена на решение комплексных задач: поддержка процессов информатизации школ; профессиональное развитие педагогов в сфере ИКТ; широкое распространение электронных образовательных ресурсов и внедрение методик использования; модернизация системы методической поддержки информатизации образования.

-          Региональные

На сегодняшний день в Интернет существует уже около 10 региональных учебных ВикиВики. Вот некоторые из них:

·                    СарВики (Саратов) (http://wiki.saratov.fio.ru/index.php/). СарВики используется на курсах учителей информатики как среда для знакомства с идеологией Веб2.0.;

·                    АстроВики Нижегородского педагогического университета –(http://www.nnspu.ru:8080/wiki/index.php). Используется для знакомства студентов с современными информационными технологиями и представлением материалов по курсу Технические и Аудиовизуальные средства обучения;

·                    ТолВики (Тольятти) (http://itc.tgl.ru/wiki/). Виртуальная народная летопись «Тольятти от А до Я»;

·                    WIKI-VLADIMIR (Владимир) (http://wiki.vladimir.rcde.ru/) поддерживается Владимирским институтом повышения квалификации работников образования и др.

-          Муниципальные:

·                    Сообщество учителей информатики Балтасинского района РТ. Цель сообщества — объединить учителей информатики района, оказать методическую и моральную поддержку коллегам;

·                    Сообщество учителей Гатчинского муниципального района. Сообщество учителей Гатчинского муниципального района создано и активно функционирует как результат образовательной деятельности МБОУ дополнительного образования «Гатчинский центр непрерывного образования «Центр информационных технологий». Целями и задачами сообщества являются: трансляция опыта работы; создание учительской копилки; проведение очно-дистанционных курсов по программе поддерживающего обучения учителей и др.

-          Школьные:

·                    Школа им. Л. Н. Толстого п. Лев Толстой. (http://shkola42levtols.ucoz.ru/). Школа работает над темой «Современные подходы к организации образовательного и воспитательного процесса в условиях переход на ФГОС второго поколения». Цель методической работы — повышение уровня профессионального мастерства педагогических работников.

По предметным взаимосвязям:

-          Монопредметныесообщества предназначены для удовлетворения потребностей педагогов в обмене информацией, общении и самореализации, оказания методической поддержки по определенному предмету на современном этапе развития образования. На сайтах сообществ представлены презентации, программы, разработки уроков, видеоматериалы к урокам и др. (Сообщество учителей информатики, Сообщество учителей русского языка и литературы, Сообщество учителей иностранного языка и др.).

-          Надпредметные сообщества представляют собой совместную деятельность учащихся и учителя:

·                    Intel Education Galaxy (https://edugalaxy.intel.ru/ index.php?) Галактика — это общение педагогов-единомышленников между собой и внешними экспертами, которое организовано посредством блогов и форумов. Образовательная галактика Intel — это: блоги и посты экспертов и педагогов, рассказывающих об опыте использования и применении ИКТ в педагогической практике; конкурсы педагогического мастерства; онлайн конференции, на которых участники сообщества могут повысить свой профессиональный уровень; проекты и методики внедрения ИКТ в учебный процесс и многое другое.

·                    Портал МИНОБР.ОРГ (http://minobr.org/) — это множество разнообразных Конкурсов для школьников от начальных классов до старшеклассников, всероссийские дистанционные Олимпиады по предметам для школьников, всероссийские Марафоны для детей, открытые всероссийские Фестивали для учащихся.

-          Мультипредметные:

·                    ПроШколу.ru (http://www.proshkolu.ru/) — это бесплатный школьный портал. Каждый учитель и каждый ученик, каждая школа и каждый класс имеет возможность представить себя в сети Интернет. Можно посетить предметные клубы учителей, посмотреть на свою школу из космоса, пообщаться с тысячами школ, учителей и учеников, разместить видео, документы и презентации, опубликовать краеведческую информацию, создать фото-видео галереи, блоги и чаты школ.

Таким образом, сетевая активность педагогов — одна из самых актуальных тем, связанных с процессами информатизации в системе образования. Участвуя в деятельности профессионального сетевого сообщества, учитель расширяет свои знания в педагогике, методике, повышает тем самым уровень своей профессиональной компетентности. Кадровый анализ педагогов — участников профессиональных сообществ «Сеть творческих учителей», «Открытый класс», «Я-Учитель!» и др. убедительно показывает, что открытое сетевое взаимодействие — это взаимодействие учителей-профессионалов. Свыше 80 % активной аудитории порталов — учителя первой и высшей квалификационной категории, победители разных конкурсов, учителя-методисты. Это позволяет выстроить особую систему тьюторства в сети, включающую в себя многочисленные мастер-классы, консультативные линии, презентации опыта, экспертизу материалов коллег, авторские курсы повышения квалификации. Размещая свои материалы, учитель получает квалифицированную помощь и оценку коллег. Однако на сегодняшний день еще существуют проблемы, которые стоят на пути развития сетевого педагогического сообщества. Это, в первую очередь, виртуальная пассивность, нежелание публиковать свою информацию, инертность, недостаток времени, занятость. В связи с этим необходимо разработать механизмы вовлечения педагогов-предметников в сетевые профессиональные сообщества.

Примерами механизмов вовлечения педагогов в сетевые профессиональные сообщества могут служить:

-          создание нормативно-правового регулирования механизмов вовлечения педагогов в сетевые профессиональные сообщества;

-          организация библиотеки нормативных документов;

-          возможность получения юридической консультации по профессиональной деятельности;

-          создание образовательных стандартов, стимулирующих вовлечение педагогов в сетевые профессиональные сообщества;

-          совместное участие учащихся и учителей в выполнении проектов по разным предметам;

-          организация и проведение конкурсов, проектов, олимпиад для учащихся и педагогов;

-          организация профессионального взаимодействия педагогов в формате мастер-классов, виртуальных педагогических конференций, обсуждений, творческих мастерских и др.;

-          оказание методической и консультативной помощи и поддержки педагогам;

-          создание условий для общения педагогов с целью повышения их профессиональной компетентности;

-          создание банка данных педагогов, накопление методических и практических разработок и др.

Таким образом, механизмы вовлечения педагогов в сетевые профессиональные сообщества должны разрабатываться на государственном уровне — через нормативно-правовое регулирование, создание образовательных стандартов, организацию библиотеки нормативных документов и др. В то время как образовательные учреждения должны стремиться к тому, чтобы сделать сетевые профессиональные сообщества стали неотъемлемой частью учебного процесса.

Для того чтобы привлечь педагогов в профессиональное сообщество, необходимо соблюдение следующих условий:

-          наличие актуальной и четкой информации, легкость поиска информации в профессиональном сообществе;

-          наличие комфортной среды профессионального общения педагогов, снятие коммуникативных барьеров, создание эмоционально положительного тона общения;

-          создание и поддержка активной «жизни» внутри сообщества, привлечение к деятельности сообщества новых участников, помощь новым участникам;

-          создание и развитие творческих механизмов профессионального взаимодействия вне традиционного для учителя социума;

-          организация учебной деятельности внутри сообщества;

-          повышение квалификации как по тематике или проблематике сообщества, так и в области повышения ИКТ-компетентности;

-          проведение конкурсов, олимпиад, конференций, сетевых обучающих игр, организация консультаций, круглых столов с ведущими учеными, педагогами, методистами;

-          создание базы данных с методическими разработками уроков, внеклассных мероприятий, проектов, презентаций;

-          привлечение сторонних специалистов для расширенных консультаций и др.

Если эти условия будут соблюдаться организаторами сообществ, то учителя будут видеть свою роль в нем, пути профессионального роста и возможность получить подтверждение своей активной сетевой деятельности.

В сетевых педагогических сообществах возможно поддерживать активность, используя следующие такие формы деятельности как обучающий семинар, виртуальная конференция, конкурс, проект, акция, «мастерская» или мастер-класс, обсуждение в чате, фестиваль проектов, телеконференция и др., а также средства — инструмент для создания дочернего сообщества внутри основного, инструмент создания Вики страницы, блог, форум, форма обратной связи между членами сообщества (внутренняя переписка), фотогалерея и др.

К критериям эффективного сетевого профессионального сообщества педагогов можно отнести:

-          число активных участников;

-          продолжительность деятельности сообщества (жизненный цикл);

-          динамизм сообщества (рост числа активных участников, количество обсуждаемых тем и их сменяемость, плотность обсуждения);

-          аксиологическую направленность (концептуальность, цель, задачи);

-          социокультурную направленность взаимодействия (наличие дискуссий по вопросам речевых норм, наличие в сообществе «кодекса сетевого поведения», правил моделирования и других норм или их обсуждение);

-          направленность на расширение сферы сотрудничества (привлечение к обсуждению педагогов из школ, где работают члены сетевого сообщества, преподавателей системы повышения квалификации, педагогов «смежных» специальностей);

-          методическую направленность взаимодействия: публикация методических разработок, взаимодействие педагогов в целях разработки образовательных ресурсов, библиотека цифровых образовательных ресурсов (ЦОР), структурированность базы знаний сообщества и др.;

-          информационно-коммуникативную деятельность сообщества (обсуждение педагогической информации: форум, чат, сервисы для организации групповых тренингов): организация регулярной информационной деятельности посредством форума; использование различных форм информационной деятельности (интернет-семинары, конференции, сетевые встречи и др.); информирование о деятельности сообщества; информационное консультирование и др. (http://festival.1september.ru/articles/633962/)

Таким образом, благодаря сетевому взаимодействию, сетевые профессиональные педагогические сообщества актуальны, имеют практическую направленность. Участие педагогов в сетевых профессиональных сообществах ведет к повышению их профессиональной компетентности.

 

Литература:

 

1.                  Дьюи, Дж. Общество и его проблемы [Текст] / Дж. Дьюи: пер. с анг. И. И. Мюрберг, А. Б. Толстого, Е. Н. Косиловой. — Москва: Идея — Пресс, 2002. –160 с.

2.                  Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года. — М., 2008.

3.                  Концепция информатизации сферы образования РФ, 1998 г.

4.                  Ожегов, С. И. Толковый словарь русского языка: 80000 слов и фразеологических выражений [Текст] / С. И. Ожегов, Н. Ю. Шведова. — 2-е изд., испр. и доп. — М.: АЗЪ, 1994. — 928 с.

Основные термины (генерируются автоматически): сообщество, учитель, Сообщество учителей, сетевое педагогическое сообщество, сетевое профессиональное сообщество, сетевое сообщество, сеть, общее образование, профессиональная компетентность, Российская Федерация.


Ключевые слова

, сетевое сообщество, Интернет-сообщество, образовательное сообщество, сетевое профессиональное сообщество, сетевое педагогическое сообщество

Похожие статьи

Дистанционное образование в условиях становления информационного общества

Статья посвящена рассмотрению дистанционного образования в контексте формирующегося сегодня информационного общества. В этой связи анализируются специфика и характерные особенности сегодняшнего общества и образования. Автор обосновывает положение о т...

Неформальное образование: сущность и перспективы детских и молодежных неформальных объединений

В статье рассматриваются особенности возникновения и деятельности детских и молодежных неформальных объединений и их роль в формировании активной жизненной позиции детей и молодежи.

Профессиональное саморазвитие как важнейшее условие эффективной деятельности юриста

В статье рассматривается роль профессионального саморазвития для успешной профессиональной деятельности юриста, определяются основные особенности постдипломного образования юриста. Автор рассматривает профессиональное саморазвитие как цель постдиплом...

Современное положение и перспективы развития профессионально ориентированного обучения иностранным языкам

В статье рассматривается процесс внедрения электронных образовательных технологий в образовательную среду вуза, на примере языковых программ для бакалавров и магистров дистанционной формы обучения. Авторы анализируют виды электронных образовательных ...

Формирование творческой активности бакалавра педагогического образования

В статье освещаются взгляды и исследования отечественных и зарубежных психологов и педагогов на проблему формирование творческой активности бакалавров педагогического образования. Раскрываются сущность понятия активность, творческая активность, обосн...

Анализ концепций образования и развития организационной культуры в коллективе

В статье проанализированы теории возникновения организационной культуры в педагогическом и ученическом коллективе. Рассмотрены теории формирования коллектива и содержание понятия «организационная культура».

Сетевой ресурсный центр: стратегия научно-методического сопровождения дополнительного образования детей

В статье рассмотрена специфика создания сетевого ресурсного центра дополнительного образования детей, определены целесообразность, принципы, функции и содержание его деятельности. Проанализированы и обобщены основные понятия. Освещены прикладные проб...

Организация сетевого социально-психологического взаимодействия в современной школе

В статье рассматривается проблема организации дистанционного социально-психологического взаимодействия в современной школе. Приводятся Интернет-ресурсы, посредством которых возможно наладить слаженное сотрудничество между субъектами образовательного ...

Неоязыческие религиозные сообщества как объект социальной идентификации

В статье поднят вопрос о процессе вхождения индивида в неоязыческое сообщество, конструировании впоследствии этого идентификации с сообществом, ценностных ориентациях, представлений о сакральном и допустимых поведенческих стратегиях.

Интеллектуалы в сетевых сообществах: социально-философский анализ

В статье представлена оценка причин и форм участия интеллектуалов в современных сетевых сообществах, а также анализ потенциала вовлеченности про-фессиональных производителей идей в коммуникативные практики пользователей соци-альных сетей.

Похожие статьи

Дистанционное образование в условиях становления информационного общества

Статья посвящена рассмотрению дистанционного образования в контексте формирующегося сегодня информационного общества. В этой связи анализируются специфика и характерные особенности сегодняшнего общества и образования. Автор обосновывает положение о т...

Неформальное образование: сущность и перспективы детских и молодежных неформальных объединений

В статье рассматриваются особенности возникновения и деятельности детских и молодежных неформальных объединений и их роль в формировании активной жизненной позиции детей и молодежи.

Профессиональное саморазвитие как важнейшее условие эффективной деятельности юриста

В статье рассматривается роль профессионального саморазвития для успешной профессиональной деятельности юриста, определяются основные особенности постдипломного образования юриста. Автор рассматривает профессиональное саморазвитие как цель постдиплом...

Современное положение и перспективы развития профессионально ориентированного обучения иностранным языкам

В статье рассматривается процесс внедрения электронных образовательных технологий в образовательную среду вуза, на примере языковых программ для бакалавров и магистров дистанционной формы обучения. Авторы анализируют виды электронных образовательных ...

Формирование творческой активности бакалавра педагогического образования

В статье освещаются взгляды и исследования отечественных и зарубежных психологов и педагогов на проблему формирование творческой активности бакалавров педагогического образования. Раскрываются сущность понятия активность, творческая активность, обосн...

Анализ концепций образования и развития организационной культуры в коллективе

В статье проанализированы теории возникновения организационной культуры в педагогическом и ученическом коллективе. Рассмотрены теории формирования коллектива и содержание понятия «организационная культура».

Сетевой ресурсный центр: стратегия научно-методического сопровождения дополнительного образования детей

В статье рассмотрена специфика создания сетевого ресурсного центра дополнительного образования детей, определены целесообразность, принципы, функции и содержание его деятельности. Проанализированы и обобщены основные понятия. Освещены прикладные проб...

Организация сетевого социально-психологического взаимодействия в современной школе

В статье рассматривается проблема организации дистанционного социально-психологического взаимодействия в современной школе. Приводятся Интернет-ресурсы, посредством которых возможно наладить слаженное сотрудничество между субъектами образовательного ...

Неоязыческие религиозные сообщества как объект социальной идентификации

В статье поднят вопрос о процессе вхождения индивида в неоязыческое сообщество, конструировании впоследствии этого идентификации с сообществом, ценностных ориентациях, представлений о сакральном и допустимых поведенческих стратегиях.

Интеллектуалы в сетевых сообществах: социально-философский анализ

В статье представлена оценка причин и форм участия интеллектуалов в современных сетевых сообществах, а также анализ потенциала вовлеченности про-фессиональных производителей идей в коммуникативные практики пользователей соци-альных сетей.

Задать вопрос