Исследование вопросов мотивов компаний для получения и реализации патентов на изобретения и полезные модели | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Экономика и управление

Опубликовано в Молодой учёный №18 (98) сентябрь-2 2015 г.

Дата публикации: 07.09.2015

Статья просмотрена: 373 раза

Библиографическое описание:

Бычков, А. А. Исследование вопросов мотивов компаний для получения и реализации патентов на изобретения и полезные модели / А. А. Бычков. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2015. — № 18 (98). — С. 253-255. — URL: https://moluch.ru/archive/98/21925/ (дата обращения: 17.12.2024).

Большинство фирм, представленных на потребительском рынке товаров и услуг, сталкиваются со многими трудностями: увеличение налогов, конкуренция. Для того чтобы не просто «выжить» в таких непростых условиях, а элементарно оставаться в «экономической игре» приходится прикладывать колоссальные усилия. Зачастую десятки компаний меняют свой ассортимент и перепрофилируются. Ничего не поделаешь, таковы условия рынка.

Другие компании, а именно те, кто не желает уступать в данной борьбе «место под солнцем», активно принимают меры по устранению проблем и продвижению имиджа своей фирмы. Здесь, как правило, ключевыми факторами такого «карьерного роста», выступает реклама, различные промо-акции, розыгрыши и многое другое. Более опытные фирмы, для улучшения экономической атмосферы своей компании применяют наиболее рациональный, взвешенный и грамотный подход для решения данной проблемы. Речь идет о разработке и реализации патентов на изобретение качественно новой продукции и полезной модели. Именно данные подходы приносят наиболее быстрый и самое главное неожиданный успех. [1, c.67]

Как уже говорилось ранее, на сегодняшний день увеличивается количество компаний, предлагающих на рынке идентичные товары. Результатом такой «конкурентной борьбы» является снижение прибыли фирмы, уменьшение спроса на товары. В конечном счете, конкуренция может привести к самым печальным последствиям для фирмы, а именно — банкротству. Многие организации задумываются о том, чтобы создать и разработать инновационные способы производства своей продукции, которые будут выгодно отличаться от конкурентов и иметь успех у потребителей.

При создании таких способов компании зачастую стремятся не усовершенствовать что-то имеющееся уже на рынке, а создать новый, еще никем не применяемый на рынке товар и запантентовать его. Иными словами, быть автором своего изобретения и получать впоследствии прибыль за использование своей «изобретенной» модели. Что же из себя представляет патентование изобретений?

Патентование изобретений — это один из наиболее эффективных методов регистрации своей интеллектуальной собственности для последующей реализации при производстве продукции или продажи прав на патент. Но чтобы получить патент необходимо, чтобы изобретение соответствовало многим параметрам. Характеристика данных параметров следующая — это новизна, изобретательский уровень, промышленная применимость и многие другие. Патент на изобретения можно получить, оформив заявку лично, либо через патентного поверенного. Патент предназначен для охраны авторских прав. В случае его успешной реализации, он дает возможность получения прибыли несколько десятков лет. Безусловно, данный факт является основным и самым большим плюсом в патентовании не только как изобретения, но и получения патента на полезную модель. Патент на изобретение действует в среднем около двадцати лет. Существует возможность продления данного права на пять лет.

Однако, в области патентования, есть ряд особенностей: если изобретатель является независимым физическим лицом, который сам проводит разработку изобретения, его исследование и патентование, то все авторские права принадлежат исключительно ему. Возможен и иной вариант: если же изобретатель выполнял работу на каком-то предприятии или был привлечён в качестве специалиста, и изобретение стало результатом выполнения заказа, то правообладателем будет предприятие или другое лицо, осуществлявшее заказ на выполнение данных разработок.

Патентные изобретения компании имеют свои плюсы и минусы. Рассмотрим их подробнее. В случае регистрации изобретения так называемым «минусом» можно признать долгую процедуру проведения экспертизы. Если автор нашёл инвестора на свое изобретение, то передать права возможно только после вынесения решения о регистрации. Так же к минусам можно отнести и стоимость подготовки заявки на подачу. К сожалению, стоимость пошлин в Патентное ведомство будет немного дороже. Однако все эти «минусы» перекрывает один огромный весомый аргумент — в случае получения патента на изобретение, его продажная стоимость может перекрыть все затраты, учитывая срок на который выдаётся этот патент. [2, с.6]

Патент на полезную модель — это один из видов современных документов, подтверждающий и охраняющий права на уникально разработанное устройство, которое может быть применимо в любой отрасли деятельности компании, будь то медицина, или промышленность. Этот документ, имеет статус «государственного», и выдаётся Патентным ведомством. Действие патента имеет территориальную принадлежность, и поэтому охраняется только в той стране, где он получен.

Сегодня у любой организации, имеющей патент на полезную модель, есть возможность получения охраны. Данная «помощь» может осуществляться как частному лицу, так и коммерческому или государственному предприятию. Помимо этого, возможно совместное владение. В этом случае, если компанией была оформлена заявка на регистрацию, то у физического лица, согласно международным правилам, существует возможность получения льгот на оплату патентных пошлин и ряд преимуществ, при дальнейшем международном патентованием.

Возможность компанией получить патент на полезную модель осуществляется в максимально короткие сроки: через пару месяцев, с минимальной стоимостью и меньшими критериями патентоспособности. Данный вид «охранной грамоты» делает патентную модель одной из самых популярных. Компания, получившая данный документ, имеет возможность использовать новое устройство в своих личных целях и запрещать производство или продажу без полученного на то разрешения в виде лицензионного договора или соглашения. Согласитесь, отличное «подспорье» для конкурентов!

В нашей стране, данный вид «инноваций» стал применяться относительно недавно. Вплоть до 1991 года не существовало понятия «патентное изобретение», патентная модель. Так называемым «прообразом» выступали предложения и высказывания, именуемые в народе как, «рационализаторского предложения». Лишь в начале 1992 года впервые было применено название «патент»

Все отношения связанные с приобретением и осуществлением прав на изобретения и полезные модели регулируются Гражданским Кодексом. Эти два объекта интеллектуальной собственности имеют как сходства, так и существенные различия, основные из них:

1.          В качестве изобретения охраняется техническое решение в любой области, относящееся к продукту. В качестве полезной модели охраняется техническое решение, относящееся только к устройству. В качестве изобретения, в отличии от полезной модели, может быть защищена система, комплект или набор устройств.

2.          Критерии патентоспособности. Для изобретения — это новизна, промышленная применимость, изобретательский уровень; для полезной модели — новизна, промышленная применимость.

3.          Срок получения патента на изобретение — от года, на полезную модель — от нескольких месяцев.

4.          Срок действия патента на изобретение — два десятка лет, с возможностью продления на пять лет, на полезную модель — десять лет, с аналогичной возможностью продления на три года.

Однако, несмотря на значительные различия, объем правовой охраны, предоставляемой и патентом на изобретение, и патентом на полезную модель, определяется их формулой.

Завершая сравнения между патентной моделью и патентом, рассмотрим их сильные и слабые стороны. Получив патент на полезную модель, патентнообладатель так же может продавать права на него частично или полностью или самому, производить продукцию на каком-либо привлечённом или собственном предприятии. Патентование полезной модели, процедура гораздо проще, чем регистрация изобретения. Однако побочным эффектом простоты процедуры становится уменьшения срока действия патента в два раза. [3, с.17]

Но при этом срок патентования сводится до шести месяцев, и количество затрат на патентование уменьшается. Упрощение в процедуре патентования заключается только в проверке патентной модели на новизну и промышленной применимости. Нет необходимости проверки на изобретательский уровень, что значительно экономит время. Полезная модель, по сути, это новое очевидное техническое решение.

Несомненным минусом патентования полезной модели является то, что при проведение экспертизы специалисты Патентного ведомства не имеют права проверять на новизну среди выданных патентов. Поэтому есть возможность нарушения чьих либо прав на устройство. Это может повлечь за собой долгое судебное разбирательство или аннулирование патента.

В любом случае как при получении патента на изобретение, так и получение патента на полезную модель, есть возможные минусы и несомненные плюсы. Для подробной консультации лучше обратиться в Патентное агентство. Грамотные специалисты, имея за плечами огромный опыт в этой области, смогут подсказать, что в конкретном случае будет для вас более подходящим. [4, с.40]

В работе, было много сказано о патентах и патентной модели, рассмотрены плюсы и минусы, проведена сравнительная характеристика. Проанализировав нынешнюю рыночную ситуацию в экономике, хочется сказать о том, что безусловно все организации должны стремиться к исследованию вопросов мотивов компаний для получения и реализации патентов на изобретения и полезные модели. Изучив причину изнутри, проще будет принимать меры по устранению проблем. Никто не будет говорить о том, что новые изобретения, входящие в нашу жизнь, пагубно влияют на нее. Да, есть и негативные моменты, которые обнаруживаются по мере внедрения новизны в нашу жизнь. Так или иначе, хотим мы этого или нет, но нам приходится привыкать к новым тенденциям, которые диктует жизнь. Если разобраться, то все изобретения рано или поздно кто-то придумал.

Все стали забывать, о том, что раньше не было телефонов, телевизоров и прочих средств коммуникации. А ведь они плавно вошли в нашу жизнь и сейчас просто невозможно представить себе своей жизни без них. Говоря о компаниях, можно также вспомнить десятки примеров. Хотелось бы рассмотреть одну из наиболее выдающихся, на мой взгляд, фирм. Речь о компании Apple.

Еще не так давно, на российском рынке не было продукции данной компании. А сейчас. Оглянитесь вокруг. У каждого третьего есть гаджеты данной фирмы. Данный факт говорит лишь об одном — нужно придумывать, разрабатывать, мыслить глобально, создавать что-то качественно-новое. Сегодняшние компании — несовершенны. Они нуждаются в «доработках», инновациях.

Поэтому, подводя итог всей работе, хочется сказать о том, что получения и реализации патентов на изобретения и полезные модели играют важнейшую роль не только для конкретного лица, но и организации. Внедряя новое, компания будет увеличивать прибыль, устранять конкурентов, приобретать новых клиентов и расширять свой потенциал. За инновациями — будущее компаний!

 

Литература:

 

1.                  Антимонов Б. С. Изобретательское право // Кадровик. — 2010. — № 7. — С. 67–70

2.                  Дозорцев В. А. Законодательство и научно-технический прогресс // Кадровик. — 2010. — № 1. — С. 6–10

3.                  Зенин И. А. Материальное стимулирование авторов изобретений — М., 2014. — С. 17–20

4.                  Мамиофа И. Э. Охрана изобретений и технический прогресс // Компетентность. -2012.- № 3. — С. 40–45.

5.                  Недозорова А. П. Принципы и практика управления персоналом // Социология власти. — 2011.- № 2. — С. 202–209.

6.                  Свядосц Ю. И. Правовая охрана научно-технических достижений и советский экспорт. // Социология власти. — 2011.- № 2. — С. 202–209.

7.                  Сергеев А. П. Патентное право. // Компетентность. -2012.- № 2. — С. 42–45.

8.                  Шаталова Н. Что делает лидера эффективным? // Кадровик. — 2011. — № 7. — С. 60–65.

Основные термины (генерируются автоматически): полезная модель, изобретение, патент, патентная модель, компания, промышленная применимость, возможность продления, изобретательский уровень, Патентное ведомство, получение патента.


Похожие статьи

Инновации в области маркетинга и перспективы их развития

Архетипы бизнес-моделей как альтернативный способ создания инновационного бизнеса

Маркетинговые исследования потребительского спроса для проектирования изделий из каракуля

Современные механизмы корпоративного управления и подходы к созданию перспективной авиационной техники

Обзор научных подходов по вопросам разработки и внедрения информационно-технологического бизнес-проекта в организации

Способы оценки эффективности управления проектами в маркетинговой сфере

Использование зарубежных программ для автоматизации учетных работ на отечественных предприятиях

Системный подход при прогнозировании и стратегическом планировании научных исследований и инновационных разработок

Производственные технологии как инструмент формирования профессиональных компетенций будущих специалистов

Современные методы продвижения инновационных продуктов в области офтальмологии

Похожие статьи

Инновации в области маркетинга и перспективы их развития

Архетипы бизнес-моделей как альтернативный способ создания инновационного бизнеса

Маркетинговые исследования потребительского спроса для проектирования изделий из каракуля

Современные механизмы корпоративного управления и подходы к созданию перспективной авиационной техники

Обзор научных подходов по вопросам разработки и внедрения информационно-технологического бизнес-проекта в организации

Способы оценки эффективности управления проектами в маркетинговой сфере

Использование зарубежных программ для автоматизации учетных работ на отечественных предприятиях

Системный подход при прогнозировании и стратегическом планировании научных исследований и инновационных разработок

Производственные технологии как инструмент формирования профессиональных компетенций будущих специалистов

Современные методы продвижения инновационных продуктов в области офтальмологии

Задать вопрос