Производственные технологии как инструмент формирования профессиональных компетенций будущих специалистов
Автор: Родионова Наталья Владимировна
Рубрика: 8. Педагогика профессиональной школы и среднего профессионального образования
Опубликовано в
V международная научная конференция «Педагогика: традиции и инновации» (Челябинск, июнь 2014)
Дата публикации: 06.06.2014
Статья просмотрена: 2338 раз
Библиографическое описание:
Родионова, Н. В. Производственные технологии как инструмент формирования профессиональных компетенций будущих специалистов / Н. В. Родионова. — Текст : непосредственный // Педагогика: традиции и инновации : материалы V Междунар. науч. конф. (г. Челябинск, июнь 2014 г.). — Т. 0. — Челябинск : Два комсомольца, 2014. — С. 125-128. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/104/5735/ (дата обращения: 16.12.2024).
Образование является одним из важнейших периодов в жизни каждого человека. С раннего детства мы представляли себя в какой-то профессии, кто-то в мечтах был поваром, продавцом, шофёром или врачом, а кто-то бизнесменом или президентом. Будущее рисовалось нам яркими красками. Мы подражали своим родителям, родственникам или соседям, имитируя действия в их профессиональной деятельности, пытались помочь им. Уже тогда в нас зарождались предпосылки нашего профессионального будущего. Большинству удаётся получить нужное профессиональное образование и воплотить свои мечты в жизнь. А некоторая доля людей, следуя своим мечтам, поступая в учебное заведение, натыкается на шаблонность и однообразие в обучении, теряет интерес к выбранной профессии, разочаровывается. Это «беда» большинства государственных образовательных учреждений. Страна теряет будущих специалистов, любящих профессию, желающих работать в своей сфере. На предприятия приходит молодёжь, не заинтересованная в качестве своего труда, которую приходится учить всем приёмам заново, теряя производственное время, а, следовательно, и деньги. Навязывается вывод, что образование — это система, которая настроена на то, чтобы разумно использовать наше воображение и природные таланты, а не убивать их. А для этого педагогам нужно уходить от шаблонности в обучении и применять в своей деятельности новые технологии.
Сегодня на рынке труда отмечается общий дефицит высококвалифицированных специалистов любых профессий. Почему так происходит? Каждый год учебные заведения выпускают большое количество выпускников, готовых работать на предприятиях, но многие факторы не позволяют им этого сделать, вот наиболее важные из них:
- Низкая заработная плата. Конечно хочется, особенно молодым и с амбициями людям, получать высокую заработную плату, а это возможно, как правило, лишь с высоким квалификационным разрядом и стажем работы.
- Уровень подготовки ниже среднего. Большинство учебных заведений имеют устаревшую материальную базу, которая не обновляется в течение десятилетий. Прогресс развивается очень быстро, и учебные заведения или не успевают приобретать новое оборудование, или у них просто нет средств на это. Без государственной поддержки очень тяжело выпускать высококвалифицированных специалистов.
Но несмотря на все трудности, учебные заведения стараются выжить изо всех сил, перестраиваются, ищут способы добычи материальных средств, участвуют в проектах. И в этой борьбе теряется основной смысл заведения — обучать и выпускать высококвалифицированных специалистов с сформированными профессиональными компетенциями, способных конкурировать на рынке труда. Спасибо нашему государству, которое поняло, что без его участия не выжить и повернулось «лицом» к проблемам профессионального образования. Учебные заведения начинают получать помощь, обновлять материальную базу, взаимодействовать с предприятиями.
Профессиональное образование ХХI века — это, прежде всего, инновационные образовательные технологии в сочетании продуктивного сотрудничества с предприятиями заказчиками кадров, новаторская организация учебно-производственного процесса, вовлечения в учебный процесс и активное сотрудничество его участников — педагогов, обучающихся и работодателей. В последнее время, заметным становится интерес к тем образовательным технологиям, моделям и инновациям, которые способны обеспечить высокое качество подготовки квалифицированных рабочих и реализацию федеральных государственных образовательных стандартов и программ.
Организация учебного процесса по новым, продуктивным учебным технологиям должна включать в себя:
- обеспечение учебного процесса информационными источниками;
- внедрение инновационных производственных технологий, имеющих высокий потенциал жизнеспособности;
- создание инновационного климата среди педработников, активное их привлечения к реализации задач инноваций и их высокий профессионально-квалифицированный уровень и творческий потенциал;
- наличие предприятия заказчика кадров, как социального партнера, с высокой организацией производственного процесса, обеспеченного новейшими производственными технологиями и оборудованием и квалифицированными рабочими ресурсами;
- наличие перспективы внедрения передовых образовательных технологий;
- потребность в квалифицированных рабочих определенных профессий и перспектива дальнейшего трудоустройства выпускников училища.
Для качественной подготовки квалифицированных рабочих и специалистов, обладающих профессиональными компетенциями, необходимо успешно реализовать учебно-производственную концепцию, которая охватывает все аспекты подготовки молодежи к самостоятельной работе в условиях производства. В последние годы существенно изменились требования со стороны работодателей к выпускникам учреждений, им нужны специалисты, владеющие всеми видами профессиональной деятельности, способные проводить анализ работы, прогнозировать результаты, обладающие гибкостью и готовностью к изменению характера и содержания труда. Перед учебными заведениями ставится задача в подготовке специалистов с сформированными профессиональными компетенциями, помогающими ориентироваться в условиях современного производства. Профессиональная компетентность определяется как готовность и способность специалистов к реализации полученных в учебном заведении знаний, умений, навыков, опыта в конкретных условиях производственной деятельности.
На современном этапе главная задача профессионального образовательного учреждения в сравнительно короткий срок воспитать и вооружить обучающегося такими знаниями, чтобы он мог занять достойное место в обществе и приносить ему максимальную пользу. Для решения данной проблемы необходимо разрабатывать и внедрять методы, формы организации обучения и учебно-методическое обеспечение, которые обеспечивали бы целенаправленное развитие у обучающихся мыслительных способностей, интереса к учебно-производственным работам, самостоятельность и потребность в творчестве.
Одной из перспективных и одновременно стратегически важных производственных технологий организации учебного процесса является дуальная система обучения, смысл которой заключается в параллельном обучении обучающихся в учебном заведении и на предприятии. Дуальная система обучения, по своему содержанию, означает параллельное обучение в образовательном учреждении и на производстве. Основа этой системы — взаимосвязь теории с практикой, позволяет обучающимся не только ознакомиться со спецификой производства, но и усваивать навыки и приемы работы на будущих рабочих местах предприятий. Эта система отвечает интересам всех участников процесса обучения: государства, учебного заведения, предприятий или организаций и обучающихся. Предприятия подготавливают рабочие кадры, непосредственно, под свое производство, производственные технологии и оборудование, получается экономия времени и средств на поиск и подбор специалистов, их переобучение и адаптацию к условиям конкретного предприятия. К тому же, у предприятия появляется возможность отбора лучших обучающихся, так как за время обучения можно выявить их сильные и слабые стороны. Хорошо обученные молодые кадры быстро приспосабливаются к рабочему ритму производства, тратя минимально время на адаптацию. Эта система положительно сказывается на имидже предприятия и учебного заведения.
Современный этап развития общества характеризуется переходом к всеобщей информатизации, внедрению информационных технологий во все сферы деятельности. В настоящее время требуются специалисты, способные самостоятельно ориентироваться в потоке быстро меняющейся информации и находить лучшие варианты решений сложных производственных задач. Следовательно, современный образовательный процесс должен быть ориентирован на формирование и развитие очень важной компетенции будущего специалиста — способности к самостоятельному приобретению знаний и мотивации к «самообразованию через всю жизнь». И здесь перед преподавателем возникает задача в обучении способам получения знаний, их использованию в своей профессиональной деятельности.
Компьютерные технологии в обучении предоставляют большие возможности в развитии творчества, как преподавателя, так и обучающихся. Они объединяют в себе совокупность средств, методов, приемов для педагогической деятельности на основе компьютерной техники и интерактивного программного обеспечения по сбору, представлению, передаче информации, организации контроля и управления познавательной деятельностью обучающегося.
Компьютер и интерактивное программно-методическое обеспечение требуют изменения формы общения преподавателя и обучающегося, превращая обучение в деловое сотрудничество. Это сотрудничество усиливает интерес к обучению и получению профессии в целом, приводит к необходимости поиска новых моделей уроков (организовать виртуальную экскурсию на предприятие, предложить изучить производимый продукт в трёхмерной проекции, показать технологию производства продукта поэтапно, создать презентацию урока или изделия), способов проведения текущего и итогового контроля (электронные тесты, доклады, кроссворды, проекты, отчеты и т. д.), что повышает индивидуальность и интенсивность обучения.
На занятиях компьютер может использоваться как источник информации, средство обучения, устройство отработки навыков или средство контроля. Возможности компьютера огромны, что и определяет его место в учебном процессе. Его можно подключать на любой стадии занятия, к решению многих дидактических задач, как в коллективном, так и в индивидуальном режиме.
При организации профессионального обучения не стоит отходить от деятельностного подхода: усвоение знаний, умений и навыков обучающегося происходит в процессе его собственной деятельности. Ведущая цель при использовании деятельностного подхода — подготовка специалиста, способного квалифицированно решать профессиональные задачи, что включает в себя анализ производственных ситуаций, решение ситуационных производственных задач, деловые игры имитирующие деятельность в производственных условиях. При разработке уроков с применением деятельностного подхода рекомендуется использовать как коллективные формы работы, коммуникативное взаимодействие, эвристическую беседу, так и индивидуальные формы работы: задание для самостоятельного выполнения. Педагогу необходимо организовать работу на уроках так, чтобы обучающиеся были субъектами собственной деятельности:
- сами осознали и вычленили проблему;
- сформулировали задачи;
- решили их;
- сумели применить полученные знания на практике.
Таким образом, знания обучающихся будут результатом их собственного поиска, и задача преподавателя — методически грамотно организовать этот поиск.
Каждый педагог имеет в своей «копилке» множество способов развития интереса к своему предмету, а также творческого потенциала. Применение элементов игры на уроке (как в теоретическом, так и в производственном обучении) — один из них. Игры-упражненияобычно занимают 10–15 минут и направлены как на развитие творческих способностей, так и на развитие познавательных интересов, осмысления и закрепления учебного материала. Это разнообразные кроссворды, загадки, ребусы. Для достижения наилучшего результата используется технология деловой игры, во время которой обучающиеся не только воспринимают новый материал, но и успешно закрепляют полученные знания. Включение игры в производственное обучение создает объективные предпосылки для концентрации внимания, стимулирования познавательной активности, совершенствования творческих способностей. Правильно организованная игра обеспечивает преобладание проблемных методов, поскольку делает возможным более полный учет индивидуальных особенностей обучающихся, повышает управляемость учебного процесса. На занятиях производственного обучения приемлемо организовывать обстановку, приближенную к производственным условиям предприятия. Приведу пример организации уроков производственного обучения по профессии швея в нашем учебном заведении. Тема уроков, предположим, «Пошив мужской сорочки», время — 12 часов. Так как урок производственного обучения длится 6 часов, следовательно, реализовываться тема будет два урока. Обучающихся делим по группам и ролям, в зависимости от нужного процесса производства (конвейерный или бригадно-групповой):
- Технолог швейного производства. На эту должность назначается обучающаяся, которая хорошо знает теорию технологии изготовления швейных узлов и имеет хорошие навыки их выполнения. Технолог будет следить за процессом изготовления изделий в бригадах, помогать, поправлять, объяснять.
- Бригадир. В обязанности бригадира будут входить выполнение операций по изготовлению швейных узлов вместе с другими членами его бригады, а также следить за качеством выполненных полуфабрикатов.
- Работник влажно-тепловой обработки выполняет работы, связанные с утюжкой полуфабрикатов на утюге, на прессе, на парогенераторе.
- Швея. Оставшиеся девушки разбиваются по бригадам швей.
Технолог между бригадами распределяет крой изделий, например, первая бригада выполняет воротники и манжеты, вторая бригада — соединяет кокетки со спинками и планки с подбортами, третья — стачивает плечевые срезы и втачивает рукава в проймы и т. д. Процесс изготовления изделий происходит параллельно. Все участники вовлечены в работу, от каждого зависит, насколько быстро и качественно их бригада выполнит задание. Если одна из бригад по каким-то причинам будет работать медленно, другие бригады вовремя не будут получать полуфабрикаты, а, следовательно, работа «фабрики» встанет. В эти моменты у обучающихся мгновенно просыпается чувство ответственности, возрастает командная сплоченность. В итоге изделия проверяются на качество технологами и сдаются «директору фабрики» (в его роли — мастер производственного обучения).
Задачи мастера ПО в этой игре:
1) подготовить необходимую материальную базу и учебно-методический комплекс;
2) провести инструктажи по технике безопасности;
3) ознакомить обучающихся с функциональными обязанностями должностных лиц;
4) обеспечить необходимыми инструкциями обучающихся;
5) контролировать процесс ведения игры.
Цель мастера в организации рассматриваемого урока-игры — ознакомление обучающихся со структурой швейного предприятия, процессом организации производственных потоков, процессом изготовления швейных изделий в производственных потоках, развитие профессиональных компетенций.
Использование данных игровых приемов обучения способствует более прочному усвоению знаний, вызывает интерес к изучаемому материалу и к получаемой профессии, одновременно развивая чувство ответственности, самоконтроль, сообразительность, находчивость, а особенно творчество. Даже маленький элемент игры на уроке оживляет учебный процесс, создает атмосферу раскованности, свободы мышления. В работу вовлекаются все обучающиеся, даже самые пассивные. И, как правило, удивляют те обучающиеся, от которых мы этого не ждем.
В советские времена в старших классах школы существовала производственная система обучения, т. е. вместо уроков технологии проводилось производственное обучение в учебно-производственных комбинатах. Один раз в неделю, в течение шести часов, учащиеся городских школ обучались одной из предложенных комбинатом профессии (в моём случае в УПК были профессии: швея, медсестра, продавец, водитель, слесарь). Учащиеся их выбирали, руководствуясь своими интересами и предпочтениями. В сельских школах производственное обучение проводилось в колхозах и совхозах. В данном случае выбора профессии не предоставлялось, девушки были все доярками, юноши – трактористами. Эта система обучения была хорошо отлажена и имела только плюсы:
- во-первых, дети приучались к труду;
- во-вторых, учащиеся самоопределялись в выборе будущей профессии;
- в-третьих, учащиеся обучались в производственной среде, выполняли задания, производили продукцию по условиям и технологиям предприятия;
- в-четвёртых, наставниками в учащихся воспитывались ответственность, производственная дисциплина, самоконтроль, прививалась любовь к профессии;
- в-пятых, после окончания курсов обучения, учащиеся получали свидетельства и присваивались разряды.
Я помню, как мы ждали четверга (в этот день было производственное обучение в УПК), чтобы встретиться со своими добрыми наставниками, заниматься своим любимым делом, чувствовать себя взрослыми. Да, кстати, за выполненную работу мы получали хоть и маленькую, но всё же первую зарплату.
К сожалению, некоторые технологии в обучении из советских времён забыты, но в них было очень много положительных моментов. Приведу ещё один пример из своей жизни. После окончания школы я не смогла поступить в институт и, чтобы не терять год, пошла учиться в училище по профессии Портной. Наша группа, к моему удивлению, была смешанная, т. е. состояла из здоровых обучающихся и из обучающихся с ограниченными возможностями (инвалидами) с различными патологиями: с ДЦП, с какими-то внутренними заболеваниями, без одной или двух нижних конечностей. Им было тяжело приспособиться к условиям обучения и общежития, мы-здоровые помогали их адаптации. Если теоретические уроки проходили как обычно, то на производственном обучении уже возникали трудности. Наша мастер ПО закрепила за каждым здоровым обучающимся одного с ограниченными возможностями. Все работали парами. У меня в паре был юноша с ДЦП. Он хоть и ходил самостоятельно, но движения руками контролировал плохо, одна ладонь была согнутой и обе руки к тому же слабо тряслись. Как же долго мы оба приспосабливались друг к другу, но благодаря моим амбициям, а его усердию и жажде к полноценной жизни у моего напарника стало всё получаться. Тогда я не задумывалась, почему открыли такую группу, спустя годы я начала понимать, что совместное обучение здоровых людей и людей-инвалидов приносит огромную пользу, как тем и другим. Мы существовали в одной среде, общались, дружили, помогали друг другу. Здоровые не могли проявить слабость, глядя на страдания своего одногруппника-инвалида, а тот, в свою очередь, боялся показаться беспомощным и всеми силами старался быть полноценным. Мы как бы воспитывали друг друга трудом, усердием и милосердием. Все дружно учились, жили в общежитии, участвовали в различных мероприятиях, и никому не приходило в голову унизить, посмеяться над особенностями человека. Результатом смешанной системы обучения стало преодоление барьеров инвалидности, стремление к качественному образованию и независимой жизни, что позволило снять клеймо социальной бесперспективности, повысило стартовые возможности вступления в жизнь обучающихся с ограничениями по здоровью.
Современный образовательный процесс немыслим без поиска новых, более эффективных производственных технологий, призванных содействовать развитию профессиональных компетенций обучающихся. Необходимо добиваться, что бы обучающийся стал активным участником учебного процесса, а педагог, забыв о роли информатора, являлся организатором познавательной деятельности ученика.