Исследование сущности и определений бизнес-моделей, а также общих конструкций и элементов их построений позволило выявить преимущества, которые получают предприниматели и высший менеджмент при использовании бизнес-модели. Применение такой концептуальной конструкции для оценки бизнеса позволяет предпринимателям обозначить его функции, определить сильные и слабые стороны и возможности, сравнивая атрибуты других предприятий, использующих аналогичную структурную модель.
Согласно исследованиям А. Остервальдера, бизнес-модель служит для описания и обоснования принципов создания, развития и успешной работы организации [3, c. 20]. Сама концепция бизнес-модели великолепна, однако ее практическая ценность для многих менеджеров по продукту, как правило нуждающихся в более компактных и удобных в использовании инструментах, сомнительна. Существует постоянно пополняемая библиотека популярных моделей (например, «Бритва и лезвие», «Подписка»), успешно используемых другими компаниями, но знания эти нередко разрозненны, не содержат информацию о функционировании организации.
Для менеджеров по продукту важно четко сформулировать функции и сферу контактов своего бизнеса на рынке. Именно с учетом этой проблемы был разработан другой подход, называемый архетипами бизнес-модели.
Целью данной работы является изучение альтернативного подхода к построению бизнес-модели и возможности создания инновационного бизнеса. Объектом исследования выступают архетипы, предметом изучения является создание архетипов.
Архетип (от греч. arche — начало, принцип и typos — тип, форма, образ) — это универсальные врожденные психические структуры человека, составляющие содержание общечеловеческого «коллективного бессознательного» и спонтанно определяющие человеческое мышление и поведение [2].
Концепция архетипов бизнес-моделей заимствована из работы Карла Юнга, психиатра XX века, предположившего, что существуют фундаментальные свойства личности, свойственные всем людям, которые наследуются ими и становятся атрибутами при формировании их собственных личностей. Данная теория получила название «Архетипы личности».
Концепция Юнга также имеет отношение к фундаментальным личностям бизнеса и обеспечивает отличную структурную базу для определения спектра возможных шаблонов бизнес-моделей [4, с. 12]. В изучение архетипов бизнес-моделей свой вклад внесли предприниматель Нил Кэбедж [4] и ученые из Массачусетского технологического института (Томас Мэлони с соавторами) [5].
Ученые из Массачусетского университета выявили, что для классификации любого бизнеса необходимо ответить на два фундаментальных вопроса:
- Какие активы вовлечены в бизнес?
- Какие права на активы продаются?
Ответы на эти вопросы представляют 2 измерения бизнеса, на стыке которых образуются 16 архетипов бизнес-моделей. Первое измерение составляют вовлеченные в бизнес активы, среди которых были выделены 4 основных типа:
– физические;
– финансовые;
– нематериальные;
– человеческие.
Второе измерение составляют права на продаваемые активы. Одним из фундаментальных аспектов бизнеса является то, какие законные права присуждаются покупателю после завершения сделки, в связи с этим можно выделить следующие 3 права:
– право собственности на владение активом;
– право использования актива;
– право передачи актива.
Каждое из этих прав, как показано в Табл. 1, соответствует различным моделям, имеющим права на актив.
Таблица 1
Модели прав на активы
Какие права продаются |
Влияние бизнеса на преобразование актива |
|
существенное |
ограниченное |
|
владение активом |
создатель |
дистрибьютор |
использование актива |
владелец |
|
передача актива |
брокер |
|
Выбранные в качестве критерия отбора измерения (какие активы вовлечены в бизнес и какие права на активы продаются) образуют 16 архетипов бизнес-моделей (представлены в Табл.2), которые позволяют понять идеологию и методику селекции более детальных и систематизированных бизнес-моделей.
Таблица 2
Архетипы бизнес-моделей, представленные учеными Массачусетского технологического института
типы активов какие права продаются |
финансовые |
физические |
нематериальные |
человеческие |
создатель, владение активом на его существенное преобразование |
предприниматель |
производитель |
изобретатель |
создатель человеческих активов |
дистрибьютор, владение активом с правом на его ограниченное преобразование |
финансовый трейдер |
оптовый или розничный продавец |
продавец интеллектуальной собственности |
дистрибьютор человеческих активов |
владелец, право на использование актива |
владелец финансовых активов |
владелец физических активов |
владелец интеллектуальной собственности |
подрядчик |
брокер, посредник по передаче прав на активы |
брокер по финансовым активам |
брокер по физическим активам |
брокер по интеллектуальной собственности |
брокер по человеческим активам |
Для рассмотренных измерений, по мнению авторов работы [5], данных 16 архетипов бизнес-моделей вполне достаточно, чтобы понять идеологию и методику селекции.
Далее будет рассмотрена вторая концепция создания архетипов, представленная Нилом Кэбеджем [4]. Нил Кэбедж перенес концепцию Юнга в область функционирования предприятий и выявил следующие три элемента, которые описывают основные интересы и деятельность каждого бизнеса:
– торговля;
– продукт;
– услуга.
По аналогии с аддитивным цветовым колесом три вторичных архетипа получаются путем объединения атрибутов трех первичных архетипов (см. рисунок 1).
Рис. 1. Архетипы бизнес-моделей, разработанные предпринимателем Нилом Кэбеджем
Кэбедж выделяет первичный и вторичный уровни архетипов. Первичный составляют три значимых лица, описывающих основные интересы и деятельность каждого бизнеса — это торговля, продукт, услуга, а вторичный уровень архетипов образуется в результате объединения первичных:
– брокеридж — объединение торговли и услуги;
– подписка — объединение продукта и услуги;
– торговая площадка — объединение торговли и продукта;
– экосистема — объединение всех первичных архетипов.
Нил Кэбедж представляет архетипы бизнес-модели как семь фундаментальных бизнес-личностей, на основе которых может быть разработана любая бизнес-модель.
Представление контекста всех доступных моделей позволяет увидеть, как предприятия связаны, и обозначить направления, в которых они могут развиваться.
Данные семь архетипов являются абстракциями высокого уровня, описывающими основные истины о категориях бизнеса. Это может быть полезно для определения обобщенного контекста, исходя из которого можно определить, где именно в спектре возможностей следует сконцентрировать усилия, однако он недостаточно конкретен, чтобы быть действенным. Для повышения его эффективности к каждому из модельных архетипов были добавлены два прототипа. Прототип — это более конкретная и функциональная демонстрация того, что возможно в модельном архетипе [4, с. 85].
Установление спектра структурных вариантов — это отличная возможность для продумывания стратегии бизнеса. Как правило, команды обнаруживают, что они более тесно связаны с одним из архетипов, нежели с другими, в то же время, оценив свои варианты более детально, они могут обратиться к соседним архетипам, что откроет для их бизнеса дополнительные возможности и, возможно, даже позволит выработать более инновационный и эффективный подход.
Основная ценность, заложенная в структуре архетипов бизнес-модели, — предоставление концептуальной основы для обдумывания возможностей, которые, возможно, предприниматель и не рассматривал.
Рассмотренные архетипы бизнес-моделей и два альтернативных подхода к их созданию позволяют сделать вывод, что с помощью архетипов каждый менеджер по продукту сможет четко сформулировать основополагающую стратегию своего бизнеса и понять свой контекст, а также определить варианты расширения и разворота — данная структура как раз и предоставляет упрощенный метод для достижения этих целей.
В то же время при использовании данного метода возникает другая проблема: чтобы менеджер по продукту повторно не изобретал велосипед, стоит обратиться к уже успешно существующим бизнес-моделям предприятий, но, как отмечалось ранее, сведения о них разрозненные и несистематизированные.
В связи с данной проблемой необходимо упомянуть работу ученых Университета Санкт-Галлена (Оливера Гассмана с соавторами), которые в 2014 году проанализировали наиболее революционные инновации в области бизнес-моделей за последние 50 лет и выявили предсказуемые и систематические шаблоны, лежащие в их основе. Они пришли к выводу, что более 90 % всех инновационных бизнес-моделей лишь комбинируют существующие идеи и концепции из других областей [1].
Полученный вывод они обратили в преимущество (как инженеры, которые используют методы дизайна, включающие определенные технические правила и эвристические процедуры) и создали метод, построенный на основе 55 шаблонов успешных бизнес-моделей, которые могут послужить образцом для собственных инновационных бизнес-моделей.
Метод базируется на создании «Навигатора по бизнес-моделям», главной целью применения которого является глубокое осмысление 55 шаблонов (представлены в таблице 2). Все шаблоны подробно описаны в упомянутой работе.
Таблица 3
55 шаблонов бизнес-моделей согласно исследованию Оливера Гассмана
№ |
Название |
№ |
Название |
№ |
Название |
№ |
Название |
1 |
«Айкидо» |
16 |
«Дополнительные возможности» |
31 |
«От проталкивания к привлечению» |
46 |
«Скрытый доход» |
2 |
«Аренда вместо покупки» |
17 |
«Игрок одного уровня» |
32 |
«Открытый бизнес» |
47 |
«Создание аналога» |
3 |
«Аукцион» |
18 |
«Интегратор» |
33 |
«Оцифровывание» |
48 |
«Супермаркет» |
4 |
«Аффилирование» |
19 |
«Использование по максимуму» |
34 |
«Перекрестные продажи» |
49 |
«Ты — мне, я — тебе» |
5 |
«Банкомат» |
20 |
«Контракты, основанные на показателях» |
35 |
«Платите по желанию» |
50 |
«Управление данными о клиентах» |
6 |
«Бартер» |
21 |
«Краудсорсинг» |
36 |
«Подписка» |
51 |
«Фиксированная стоимость» |
7 |
«Без излишеств» |
22 |
«Краудфандинг» |
37 |
«Пользовательский проект» |
52 |
«Франчайзинг» |
8 |
«Белая этикетка» |
23 |
«Лицензирование» |
38 |
«Привязывание клиентов» |
53 |
«Электронная коммерция» |
9 |
«Брендинг ингредиентов» |
24 |
«Лояльность клиентов» |
39 |
«Провайдер решений» |
54 |
«Freemium» |
10 |
«Бритва и лезвие» |
25 |
«Магазин в магазине» |
40 |
«Продажа впечатлений» |
55 |
«Open Source» |
11 |
«Гарантийная работоспособность и наличие» |
26 |
«Массовая кастомизация» |
41 |
«Прямые продажи» |
||
12 |
«Двусторонний рынок» |
27 |
«Мусор — в наличные» |
42 |
«Разделение доходов» |
||
13 |
«Дирижер» |
28 |
«Обратная инновация» |
43 |
«Робин Гуд» |
||
14 |
«Длинный хвост» |
29 |
«Оплата по факту использования» |
44 |
«Роскошь и эксклюзив» |
||
15 |
«Долевая собственность» |
30 |
«Ориентация на бедных» |
45 |
«Самообслуживание» |
Авторы исследования предлагают воспринимать 55 шаблонов как отправную точку для переосмысления собственной бизнес-модели и создания совершенно новой бизнес-модели.
Изучение различных методов создания архетипов бизнес-моделей позволяет смело заявить о практической ценности данного метода для предпринимателей и высшего менеджмента. Если базироваться на концепции Карла Юнга, то и в бизнесе есть свои прообразы или шаблоны, на основе которых могут возникнуть инновационные подходы или даже новые виды бизнесов.
Актуальность работы заключается в исследовании двух подходов к созданию архетипов бизнес-моделей. В рамках первого подхода критериями отбора стали такие измерения, как привлекаемые в бизнес активы и имеющиеся на эти активы права. В конечном итоге данный подход представляет 16 архетипов бизнес-моделей.
Второй же подход базируется на рассмотрении трех элементов, описывающих основные интересы и деятельность каждого бизнеса: торговли, продукта, услуги и их объединений. В итоге были выделены семь архетипов, являющихся абстракциями высокого уровня, которые описывают основные истины о категориях бизнеса.
Дополнительно была рассмотрена работа ученых Санкт-Галленского университета, итогом которой стало выделение 55 шаблонов бизнес-моделей из всех успешных проектов за последние 50 лет.
Шаблон бизнес-модели, безусловно, не ограничивается одной конкретной областью, он может найти применение в самых разных отраслях. Секрет инновационного бизнес-моделирования как раз и состоит в том, чтобы вписать бизнес-модель в контекст, в котором она никогда ранее не использовалась.
Разный подход авторов к созданию архетипов позволяет рассмотреть собственный бизнес с нескольких сторон, что в дальнейшем, возможно, даст грандиозные результаты в плане улучшения своей модели.
Для инновационного преобразования бизнес-модели компании не нужно изобретать велосипед — большинство успешных инноваций прошлого можно свести как минимум к одному из 55 шаблонов.
Литература:
- Гассман О. Бизнес-модели: 55 лучших шаблонов / О. Гассман, К. Франкебергер, М. Шик. — М.: Альпина Паблишер, 2016. — 500 с.
- Юнг К. Архетип и символ / К. Юнг. — М., 1991 // Электронная публикация: Центр гуманитарных технологий. — 11.12.2011. URL: https://gtmarket.ru/laboratory/basis/4229.
- Остервальдер А. Построение бизнес-моделей. Настольная книга стратега и новатора / А. Остервальдер, И. Пинье. — М.: Альпина Паблишер, 2019. — 288 с.
- The Smarter Startup: A Better Approach to Online Business for Entrepreneurs, 2013 / Cabage N., Zhang S. — San Francisco: New Riders (1 edition), 2013. — 183 р.
- Do Some Business Models Perform Better than Others? / Thomas W. Malone, Peter Weill, Richard K. Lai, Victoria T. D’Urso, George Herman, Thomas G. Apel, and Stephanie L. Woerner. — SSRN Electronic Journal, 2006. — 38 р.