Эффективность управления предприятием, являющаяся одним из важнейших факторов конкурентоспособности, во многом определяется состоянием системы коммуникаций организации. В современных социально-экономических условиях особое значение для достижения конкурентных преимуществ и обеспечения непрерывного устойчивого развития компании, помимо осуществления одобряемых обществом видов деятельности, приобретают открытость организации, прозрачность ее деятельности. А это достигается формированием рациональной системы коммуникаций, информационного обеспечения предприятия. Особое значение это приобретает для организаций, выходящих на новые, особенно внешние рынки.
Система коммуникаций организации во многом определяется информационным обеспечением.
В подсистеме информационного обеспечения предприятия главное место занимает информация, являющаяся исходным пунктом для принятия тех или иных управленческих решений. Как известно, информация, используемая для принятия управленческих решений, должна обладать свойствами достоверности, ценности, своевременности, полноты, точности, понятности, всесторонности, адекватности.
Ценность или качество информации — это мера расширения, развития тезауруса воспринимаемой стороной при приеме и интерпретации сообщения, степень снижения неопределенности экономического субъекта, степень продвижения к цели [6, с.15].
Особенностями экономической информации в эпоху глобализации и информатизации являются сложность, неопределенность, многообразие данных, их непрерывно увеличивающийся объем, а также высокая скорость потоков информации.
Для снижения многообразных рисков предпринимательской деятельности следует, на наш взгляд, пользоваться услугами аудиторов, которые владеют инструментами анализа и оценки достоверности экономической и финансовой информации, являющейся базисом для принятия наиболее важных управленческих.
Аудиторская деятельность регламентируется Законом 307-ФЗ [2], а также стандартами аудиторской деятельности, соответствующими международным стандартам ISA и МСФО (GAAP).
Среди разработанных с учетом международных стандартов аудита стандартов аудиторской деятельности особое внимание с точки зрения формирования информационной подсистемы системы коммуникаций выделяется Федеральный стандарт ФСАД 7/2011. В данном стандарте указаны требования к доказательствам, которые нужно получить в ходе аудиторской проверки. Как указано в данном стандарте, основой аудиторских доказательств является информация, полученная аудитором при проведении проверки, протестированная или проанализированная аудитором [3]. Эта информация формирует в дальнейшем подсистему информационного обеспечения организации как часть системы управления коммуникациями.
Стандарт ФСАД 7/2011 следующим образом оценивает надежность аудиторских доказательств: «Аудиторские доказательства подлежат рассмотрению аудитором в совокупности, а не по отдельности. При этом большая уверенность обеспечивается, как правило, при рассмотрении непротиворечивых аудиторских доказательств из разных источников или разных по характеру аудиторских доказательств. Например, подтверждающая информация, полученная из независимого по отношению к аудируемому лицу источника, может увеличить уверенность аудитора, обеспеченную аудиторскими доказательствами, полученными на основе информации, подготовленной самим аудируемым лицом» [3].
При наличии серьезных сомнений относительно достоверности предоставляемой от аудируемой организации информации, аудитору следует выявить надлежащие аудиторские доказательства, чтобы устранить эти сомнения. Если аудитор не может получить достаточно надежные доказательства в требуемом объеме, он отражает это в формулировке своего мнения о достоверности отчетности.
В соответствии с ФСАД 1/2010 существуют следующие виды мнения аудитора в аудиторском заключении:
- немодифицированное мнение, когда есть достаточная уверенность в достоверности отчетности организации;
- модифицированное мнение, «когда на основании полученных аудиторских доказательств установлено, что бухгалтерская отчетность, рассматриваемая в целом, содержит существенные искажения; … он не может получить достаточные надлежащие аудиторские доказательства, чтобы установить, что бухгалтерская отчетность, рассматриваемая в целом, не содержит существенные искажения» [4].
Если нет возможности получения достаточно надежных аудиторских доказательств, аудитор обязан отказаться от выражения своего мнения.
Отчетность, мнение о достоверности которой высказывает аудитор, как корпоративная, так и консолидированная, является основой информационного обеспечения системы коммуникаций, необходимой для формирования мнения заинтересованных сторон о данной компании (группе компаний). Информация, содержащаяся в аудиторском заключении и в отчете аудитора руководству аудируемого объекта дополняет и формирует подсистему информационного обеспечения организации как часть системы управления коммуникациями.
Независимый внешний аудит устанавливает степень надежности и достоверности экономической информации предприятия, оценку законности и эффективности совершенных предприятием хозяйственных операций, прогноз возможных проблем предприятия и т. д. При этом обеспечивается достижение интересов различных категорий стейкхолдеров: собственников, персонала, партнеров, государства в виде представляющих его органов, потенциальных инвесторов, клиентов, кредитных учреждений и др. Государство получает возможность обеспечить надлежащий контроль за достоверностью финансовой отчетности предприятий, регулируя аудиторскую деятельность: аудиторские организации и их руководители, индивидуальные аудиторы несут административную, гражданско-правовую ответственность и уголовную ответственность в соответствии с законодательством [13, с.109].
Привлекая внешнего аудитора, компания привлекает наиболее образованного и квалифицированного специалиста, сдавшего непростой экзамен для получения квалификационного аттестата аудитора, ежегодно повышающего квалификацию. Качество услуг аттестованных аудиторов и аудиторских организаций поддерживается саморегулируемыми организациями аудиторов (СРО) — Аудиторскими Палатами, членами которой, в соответствии с законом 307-ФЗ, являются аудиторы и аудиторские компании. Внешняя проверка качества услуг аудиторской организации осуществляется силами находящихся в государственном реестре саморегулируемых организаций аудиторов, а также уполномоченного государством органом Федеральной службой Финансово-бюджетного контроля РФ — Росфиннадзором [1]).
Таким образом, аудитор, используя аудиторские доказательства, выражает мнение о степени достоверности подсистемы экономической и финансовой информации, действующей на проверяемом объекте. Аудиторские доказательства становятся важной частью информационной подсистемы, позволяя осуществлять более эффективное управление предприятием.
Как было указано выше, внешний аудитор более независим и квалифицирован. Но внутренний аудитор — сотрудник компании более вовлечен в деятельность компании и обладает большим объемом информации относительно внутренней среды организации, поскольку владеет сведениями, составляющими коммерческую тайну и недоступными для внешних аудиторов. Полагаем, что следует использовать услуги внутренних и внешних аудиторов в сочетании.
Кроме того, помимо ставшего уже традиционным финансового аудита рекомендуется более широко использовать управленческий аудит, владеющий более широким спектром информации. Управленческий аудит, который можно рассматривать как эффективный инструмент управления, охватывает различные структуры, сферы, функции и процессы организации, требующие наиболее пристального внимания аудитора.
Поскольку информационное обеспечение организации является частью подсистемы коммуникаций, вклад аудиторов в формирование информационного обеспечения системы управления предприятием позволит построить более совершенную систему организационных коммуникаций.
Это приведет к более конструктивной организации процесса коммуникаций, повышению результативности обратной связи, минимизации действия барьеров коммуникации, укреплению организационных ценностей, формированию, поддержке и развитию корпоративной культуры [12, с.434].
Что, в свою очередь, положительным образом повлияет на результаты деятельности организации, позволит заложить основы ее устойчивого развития, сформировать более позитивный имидж организации для различных категорий стейкхолдеров за счет большей открытости компании и прозрачности ее деятельности.
Литература:
1. Приказ Минфина России от 11.01.2013 № 3н «Об утверждении Административного регламента исполнения Федеральной службой финансово-бюджетного надзора государственной функции по внешнему контролю качества работы аудиторских организаций, определенных Федеральным законом «Об аудиторской деятельности» // Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_147835/ (Дата обращения 04.07.2015)
2. Федеральный закон от 30.12.2008 N 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности» (с изм. и доп.). // Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_83311/ (Дата обращения 04.07.2015)
3. Федеральный стандарт аудиторской деятельности: Аудиторские доказательства (ФСАД 7/2011) // Режим доступа: http://minfin.ru/common/img/uploaded/library/2012/01/fsad7–2011.pdf (Дата обращения 04.07.2015)
4. Федеральный стандарт аудиторской деятельности: Аудиторское заключение о бухгалтерской (финансовой) отчетности и формирование мнения о ее достоверности. (ФСАД 1/2010) // Режим доступа: www.minfin.ru/common/img/uploaded/library/2010/08/FSAD1.doc (Дата обращения 04.07.2015)
5. Федеральный стандарт аудиторской деятельности: Принципы осуществления внешнего контроля качества работы аудиторских организаций, индивидуальных аудиторов и требования к организации указанного контроля (ФСАД 4/2010). // Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_101286/ (Дата обращения 04.07.2015)
6. Годин В. В., Корнеев И. К. Управление информационными ресурсами: 17-модульная программа для менеджеров. Модуль 17. — М.,: ИНФРА-М, 2000, 352 с.
7. Гнатюк О. Л. Основы теории коммуникации: учебное пособие / О. Л. Гнатюк. — М.:КНОРУС, 2010. -256 с.
8. Лэйхифф Дж. М., Пенроуз Дж.М. Бизнес-коммуникации. — СПб.: Питер, 2001. — 688 с.
9. Мескон М., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента. / Пер. с англ. — М.: Дело, 1998. — 800 с.
10. Пешкова О. А. Изучение и совершенствование организационных коммуникаций./ О. А. Пешкова // Молодой ученый.- 2012.- № 7.- С.115–116.
11. Пешкова О. А. Приемы управления формальными и неформальными коммуникациями в организациях./ О. А. Пешкова // Молодой ученый.- 2012.- № 7.- С.116–118.
12. Пешкова О. А. Система коммуникаций организации./ О. А. Пешкова // Молодой ученый. — 2013. — № 11. — С. 432–434.
13. Пешкова О. А. Управление риском предпринимательской деятельности на грузовом автомобильном транспорте: дис. на соискание ученой степени канд. эк. наук: 08.00.05./ Пешкова Ольга Анатольевна — М., 1997–225 с.