В данной статье рассмотрены ключевые вопросы взаимоотношения учителя с учащимися с соблюдением педагогического такта. А также раскрыты различные формы его проявления.
Современные исследования ученых и публикации педагогов свидетельствуют о том, что в настоящее время в школах имеют место случаи, когда во взаимоотношениях учителя и учащихся проявляется бестактность, а именно, грубость, необъективность в оценке знаний и поведения, оскорбления. На сегодняшний день, в связи с изменениями, произошедшими в сфере образования преподаватель как никогда должен обратить серьезное внимание на взаимоотношения с учащимися.
Успех педагогического воздействия в большей мере зависит от владения педагогическим тактом. Педагогический такт предполагает умение установить с учащимися конструктивные отношения. Он является одним из проявлений педагогического мастерства преподавателя. Чем лучше преподаватель знаком с возрастными и индивидуальными особенностями учащихся, чем более творчески он подходит к учебному процессу, чем большей квалификацией он обладает, тем легче ему осуществлять педагогический такт.
Изучением данной проблемы занимались многие отечественные и зарубежные авторы. Технологии по совершенствованию педагогического такта представлены в работах А. С. Макаренко, В. А. Сухомлинского; изучением структуры педагогического такта занимались И. И. Рыданова, И. Е. Синица; сущность и основные черты педагогического такта нашли свое отражение в трудах А. С. Макаренко, К. Д. Ушинского, Ш. А. Амонашвили и некоторых других педагогов.
Педагогический такт чаще всего определяется как соблюдение разумной меры во всем учебном процессе с учениками. Если чувство меры отсутствует — теряется и педагогический такт.
Очень образно определил педагогический такт К. Д. Ушинский: «В школе должна царствовать серьезность, допускающая шутку, но, не превращая всего дела в шутку, ласковость без приторности, справедливость без придирчивости, доброта без слабости, порядок без педантизма и, главное, постоянная разумная деятельность» [3, c. 259].
Этими словами К. Д. Ушинский действительно определил «меру». Его определение можно считать наиболее полным.
По своему содержанию педагогический такт представляет собой сложное качество личности преподавателя. Во внутренней структуре педагогического такта можно выделить следующие основные стороны [1, c. 272]:
- уважение к личности ученика и требовательность по отношению к нему;
- чуткость, внимательность к психологическому состоянию ученика;
- доверие к детям и систематический контроль над их работой;
- ровность в обращении с учащимися;
- умение правильно использовать педагогические методы и приемы воспитательного воздействия в соответствии с педагогической ситуацией и учетом возрастных и индивидуальных особенностей учащихся.
Педагогическим тактом владеет тот педагог, который умеет проникнуть в сущность наблюдаемых им фактов, правильно оценить конкретные обстоятельства и мотивы поступков отдельных учеников [5].
Вот один из многих примеров. В 6 класс приходит М. И. — новая учительница по литературе. Классный руководитель, характеризуя учеников, останавливается на «трудном» ученике Диме. Характеризуя его как ленивого, несобранного ученика, часто нарушающего дисциплину на уроках. М. И. решает присмотреться к Диме. Выяснилось, что Дима живет с отцом и больной бабушкой. Мама умерла, когда Дима был еще совсем маленьким. Для М. И. становится ясно, что отрицательные стороны Димы, обусловлены отсутствием материнской ласки, тем, что школа не привлекла его к работе, не пробудила интерес к знаниям. М. И. начала с того, что попросила Диму стать помощником в кабинете по литературе, поручив ему уход за книгами и портретами поэтов и писателей. Это поручение заметно преобразило мальчика. Со временем он стал интересоваться и другими предметами. Его положение в классе изменилось, улучшилась дисциплина, а затем и успеваемость.
У такого преподавателя хорошие ученики будут стремиться стать отличниками, озорные — дисциплинированными, пассивные — активными, не собранные — организованными и т. п.
Обнаружив у учащихся те или иные недостатки, преподаватель должен найти к ним правильный подход, оказать своевременную помощь. Вместе с тем он должен быть к ним всегда требовательным. Потворство недостаткам учащихся явно противоречит требованиям педагогического такта. Требовательность предполагает постоянный контроль над поведением детей. Если в поведении ученика обнаружены отклонения от общепринятых правил, преподаватель должен найти к нему правильный подход, но ни в коем случае нельзя оскорблять ученика, угрожать ему наказанием.
Сущность педагогического такта требует от преподавателя умения при воздействии на учащегося не ущемлять его самолюбия и не ронять человеческого достоинства. Нередко сейчас можно услышать приказной тон в обращении к подросткам, нежелание считаться с их стремлением стать взрослее. Используются такие высказывания как: «Чтобы все было выполнено! Мал еще рассуждать!». В противоположность этому психологически правильным будет другой тон обращения к ученику: «Ты уже не маленький! Ты же все понимаешь, я надеюсь на тебя». Приказной и раздражительный тон никогда не дает положительных результатов. Наоборот, доверие к детям, чуткость и уважение всегда будут замечены ими. Чем больше в преподавателе искренности, справедливости, уважения к ребенку, тем сильнее поддаются его воздействию учащиеся, в особенности подростки.
По мнению А. С. Макаренко — педагогический такт это, прежде всего, нравственное поведение учителя, которое основывается на гуманизме, на способности предвидеть последствия предполагаемых действий и включает наиболее оптимальный, целесообразный путь воспитания, а также ответственность за принимаемые действия. Также он отмечал, что немаловажное воспитательное значение имеет форма выражения отношения к ученику в мимике, пантомимике, голосе. Надо уметь сказать одни и те же слова с разными смысловыми оттенками [1, c. 269].
Педагогический такт особенно обнаруживается в работе преподавателя по организации самовоспитания учащихся. Также он должен руководить процессом самовоспитания и правильно его организовать. Соблюдение педагогического такта при этом является совершенно необходимым.
Так что же способствует овладению педагогическим тактом? Прежде всего, педагогический такт тем выше, чем более воспитан преподаватель в идейном отношении, чем выше его общая и педагогическая культура. Эти качества личности дают возможность преподавателю правильно разобраться в самой сложной обстановке, принять нужное решение и умело осуществить индивидуальный подход к учащимся.
Огромное значение для овладения педагогическим тактом имеет опыт преподавателя. Глубокое изучение педагогической теории и практики, умелое их претворение в жизнь дают возможность преподавателю творчески подходить к воспитательной работе, искать новые пути, рисковать и добиваться цели. Без творческого подхода, умело организованного “педагогического риска” и эксперимента не может быть выработан педагогический такт.
Немаловажное значение с этой точки зрения имеют, например, качества ума, такие как его гибкость, глубина и т. п. То есть учитель должен учитывать особенности мышления детей и излагать материал ясно и доступно, превращая сложное в простое. Это дает ему возможность живо и увлекательно вести урок.
Для успешного формирования педагогического такта имеют значение и такие волевые качества, как решительность, настойчивость и самообладание [2, c. 23]. Учитель, не имеющий самообладания, некогда не сможет управлять классом. Выдержка и терпение дают возможность преподавателю управлять своими чувствами, позволяют принимать правильные решения, контролировать свое поведение, держать себя в руках.
Особое значение для учителя должна иметь работа над собой, самовоспитание. Оно помогает ему не только изживать свои недостатки, но и формировать качества, необходимые для преподавателя.
Учитель должен понимать, что в процессе самовоспитания можно достигнуть намеченной цели, развить организаторские способности, творческий подход к делу и т. д. Вместе с тем надо помнить, что процесс самовоспитания сложен и длителен.
Из всего сказанного становится очевидным, что педагогический такт формируется в самой педагогической деятельности и воспитывается в течение жизни.
Надо знать свои особенности и в соответствии с этим над собой работать, работать по определенному плану. Учитель должен знать, что, какие бы особенности характера он ни имел, каким бы типом нервной системы ни обладал, при желании и наличии известных способностей он сможет воспитать в себе нужные качества, преодолеть недостатки.
Некоторые педагоги склонны считать, что педагогический такт есть нечто врожденное, наследственно обусловленное.
Как известно, И. П. Павлов считал, что организм человека имеет врожденной тип нервной системы, что одним группам присущ один тип, другим — другой. Он также считал, что принадлежность к типу налагает известный отпечаток на поведение, на весь облик. Очевидно, что овладение педагогическим тактом дается с большим трудом холерику, чем флегматику, так как холерик склонен к срывам, эмоциональным вспышкам. Вместе с тем холерику легче, чем тому же флегматику, овладеть какими-то сторонами педагогического такта, требующими быстроты реакций и энергичных действий.
Это и дает основание утверждать, что любое свойство личности человека, в том числе и педагогический такт, некоторым образом связаны с врожденными свойствами нервной деятельности.
Принимая во внимание это положение, следует твердо помнить о том, что особенности темперамента обусловлены не только природными свойствами нервной системы. Они зависят от воздействий, которым человек подвергается в течение своей жизни, а также зависят от воспитания и обучения. Отсюда наличный тип нервной системы всегда является сплавом врожденных и приобретенных свойств, где, как правило, решающее значение принадлежит приобретенным свойствам, сложившимся качествам личности, системам временных связей, динамическим стереотипам.
Необходимо помнить, что при любом типе высшей нервной деятельности, при любом темпераменте можно овладеть педагогическим тактом. Совершенно очевидно, что установить нужные отношения с детьми, воспитать в себе педагогический такт могут как преподаватели подвижные, так и малоподвижные, как с устойчивым настроением, так и с менее устойчивым и т. п.
Поведение человека, а значит, и педагогический такт, в конечном счете, зависят от того, в каких общественных условиях живет и действует человек. Чем более развито у человека чувство долга, чем более он морально устойчив, чем выше его идейная направленность, тем легче ему овладеть педагогическим тактом, тем легче ему использовать в нужном направлении особенности своего темперамента и тем легче преобразовывать эти особенности с учетом тех целей, которые он ставит перед собой.
Литература:
1. Макаренко А. С. Сочинения: В 7-и т. Т. 5: Общие вопросы теории педагогики. Воспитание в Советской школе. — М.: Акад. пед. наук РСФСР, 1957. — 398 с.
2. Синица И. Е. Педагогический такт и мастерство учителя. — М.: Просвещение, 1983. — 58 с.
3. Ушинский К. Д. Собрание сочинений: В 11-и т. Т. 6: Родное слово. Книга для детей. Год первый и второй. — Москва; Ленинград: Акад. пед. наук РСФСР, 1949.– 447 с.
4. Родительский авторитет и педагогический такт [Электронный ресурс]. — Режим доступа: www.http://deti.jofo.ru
5. Проблема педагогического такта в отечественной педагогике 1861–1991 годов [Электронный ресурс]. — Режим доступа: www//http://nauka-pedagogika.com