Экономическая основа местного самоуправления вступает важным компонентом обеспечения деятельности местного сообщества по решению вопросов местного значения и реализации полномочий в сферах местной жизни. Местное самоуправление является реальным только тогда, когда оно обеспечено экономическими и финансовыми ресурсами за счет собственных налоговых источников, эффективного управления и распоряжения объектами муниципальной собственности и имуществом.
При этом в широком смысле слова, экономическая основа представляет собой систему правовых норм, установленных федеральными, региональными и местными правовыми актами, определяющими и регулирующими правоотношения, возникающие в муниципальных образованиях по поводу муниципальной собственности, в том числе имущественных прав и норм, регулирующих бюджетные правоотношения. [1]
В узком смысле слова, экономическая основа представляет собой материальную базу функционирования муниципалитета, включающая совокупность правовых норм, регулирующих только отношения муниципальной собственности и имущественных прав муниципальных образований. [2] Стоит отметить, что статья 49 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» относит к ней муниципальную собственность, средства местных бюджетов и имущественные права муниципальных образований. [3]
Анализируя муниципальную собственность как экономическую основу муниципального образования, стоит отметить, что ее понятие утверждено в Конституции РФ. Согласно положений Конституции РФ она является особой формой собственности, не является разновидностью государственной собственности, признается и подлежит правовой защите наряду с другими формами собственности.
С юридической точки зрения муниципальная собственность представляет собой вещное право, включающее право владения, пользования и распоряжения им, управление которой органы местного самоуправления самостоятельно осуществляют в соответствии с Федеральным законом от 06.10.2003 № 131-Ф «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».
При этом в Гражданском кодексе РФ для всех форм собственности, включая и муниципальную, установлены следующие права и обязанности:
- владения, определяющее разнообразие развития объекта собственности;
- распоряжения, позволяющее изменять правовой статус объектов собственности (купля-продажа, приватизация и принудительный выкуп, разграничение форм и передача собственности по вертикали государственного управления и др.) и их рыночную оборотоспособность;
- пользования, определяющее возможности эффективного извлечения пользы из объекта собственности;
- бремя содержания и ограничения, содержащие обязанность и ответственность собственника по архитектурно-строительному, эстетическому, экологически и физически безопасному содержанию объекта в соответствии с установленными нормативами.
Анализируя гражданско-правовой режим имущества можно выделить следующие виды:
- недвижимое имущество (земельные участки, объекты, неразрывно связанные с землей, здания, сооружения, отдельные помещения в нежилом секторе и др.
- движимое имущество, составляющее основные и оборотные производственные фонды, материальные запасы, денежные средства и ценные бумаги.
- имущественные права (доли (паи) в уставных капиталах хозяйственных товариществ и обществ).
Причем стоит отметить, что согласно ст. 215 Гражданского Кодекса РФ муниципальная собственность делится на две части:
- имущество муниципальной казны (средства местного бюджета), имеющее социальный характер для обеспечения в пределах компетенции образования, медицины, культуры и развития производственной сферы;
- иное муниципальное имущество, не закрепленное за муниципальными предприятиями и учреждениями, направленное на удовлетворение потребностей населения и органов местного самоуправления. [4]
Следовательно, в экономическом смысле собственность представляет собой обозначение совокупности экономических отношений, связанных с определенным имущественным комплексом и субъектом хозяйственной деятельности. При этом муниципальная собственность служит для удовлетворения потребностей местного сообщества и имеет первичный характер.
Анализируя муниципальную собственность с социальной направленности, стоит отметить, что она выступает основой обеспечения деятельности органов местного самоуправления и выполнения управленческих, социально-культурных функций и удовлетворения основных потребностей мастного населения. В данном случае, она не имеет государственной природы и является продуктом общественного самоуправления, принося пользу населению и обеспечивая его социальную основу. [5] Для удовлетворения общественных потребностей муниципалитета создаются специальные учреждения и организации, на муниципальный уровень передано 80 % всего жилищного фонда, 76 % дошкольных учреждений, 82 % объектов здравоохранения, 84 % спортивных сооружений и т. д.
Указанные подходы, позволяют определить особенности управления муниципальной собственностью для обеспечения гарантии сбалансированных взаимоотношений управленческих структур и населения, управляемой и управляющей системы. При этом они позволяют утверждать о комплексности понятии «муниципальная собственность» в каждом из названных смыслов, а также представляет собой единую систему элементов, логически последовательно расположенных, взаимосвязанных и взаимозависимых. Управление собственностью имеет свои характерные особенности, связанные с природой объектов вещей и права.
Учитывая, что именно муниципальная собственность деятельности органов местного самоуправления, то можно констатировать, что ее количество явно недостаточно в территориальных границах страны. Ведь наличие собственности является главным признаком самостоятельности власти и управления. В данном случае, существует тесная зависимость между уровнем развития муниципального образования и объемом муниципальной собственности, которое будет достаточно для:
- решения вопросов местного значения, установленных законодательством Российской Федерации;
- осуществления органами местного самоуправления своих полномочий и отдельных государственных полномочий по поручению органов государственной власти;
- удовлетворение потребностей местного сообщества в первоочередных товарах и услугах жизнедеятельности.
При этом функционирование и развитие имущественных объектов муниципальной собственности осложнено проблемами в сфере создания среды обитания, обеспечения населения жильем, жилищно-коммунального обслуживания, благоустройства территории, работы пассажирского транспорта и др.
К сожалению, большинство объектов социальной инфраструктуры (образовательные учреждения дошкольного и основного образования, жилищный фонд, объекты коммунальной инфраструктуры), переданные на муниципальный уровень, требуют значительных объемов капитальных вложений дл содержания и обслуживания. При этом объекты коммерческой направленности имеют незначительный объем в общей совокупности передаваемого имущества с вышестоящих уровней. В данных условиях возникает дисгармония сочетания интересов субъектов собственности — государства, регионов, муниципальных образований, социальных групп, организаций и отдельных граждан. Ведь большинство имущественных объектов находится в государственной собственности региональных и федеральных структур.
Соответственно, региональное управление, имея в своей основе разнообразные имущественные объекты собственности и объединяя территориальные границы муниципальных образований, является взаимозависимой структурой, объединенной по территориальному признаку из множеств муниципальных образований. При этом структуры собственности региона и муниципального образования имеют разные корни: муниципальное образование включает муниципальный жилищный фонд и предприятия муниципальной формы собственности, а региональная экономика базируется на государственной форме собственности.
Для улучшения качества жизнедеятельности граждан органы местного самоуправления управляют имуществом, тем самым оказывая влияние на региональное развитие и мезоуровень экономики. [6]
Следовательно, основным принципом экономического управления муниципальным образованием является организационный принцип корпоративности мезоэкономического уровня на территории муниципального образования. [7] Управление муниципальной собственностью должно сочетать интересы местного сообщества, частных собственников и государственных структур.
В рамках данного подхода, необходимо акцентировать внимание на том, что формирование муниципальной собственности осуществляется в тесном взаимодействии муниципальных, региональных, федеральных уровней и частных собственников путем:
- взимания налогов и иных обязательных платежей, подлежащих зачислению в местный бюджет, внебюджетные фонды и валютный фонд;
- приобретения имущества на основании договора купли — продажи, мены, дарения или иной сделки, предусмотренной действующим законодательством РФ;
- возникновения права муниципальной собственности на имущество при разграничении государственной собственности на федеральную собственность, государственную собственность субъектов РФ и муниципальную собственность в порядке, установленном законодательством РФ;
- передачи объектов федеральной или государственной собственности субъекта РФ в муниципальную собственность в порядке, устанавливаемом федеральным законом;
- получения имущества при изменении границ муниципальных образований в результате разграничения муниципальной собственности между поселениями и районами, объединения, преобразования или упразднения муниципалитетов;
- — возникновения права собственности на продукцию, плоды, доходы, полученные в результате использования муниципальной собственности;
При этом следует учитывать, что для социально-экономического развития муниципального образования, на его территории должны функционировать не только бюджетные учреждения, но прибыльный частный сектор. Деятельность бюджетных учреждений направлена на решение социальных вопросов. Однако поступления в местный бюджет, с помощью которых осуществляется удовлетворение потребностей жителей муниципального образования, осуществляется за счет развитой инфраструктуры коммерческих организаций.
Таким образом, анализируя современный этап, следует отметить, что экономическая основа местного самоуправления неразрывно связана с муниципальной собственностью. При этом муниципальное образование является конституционной структурой, которая руководствуется принципами самоуправления и владеет соответствующей собственностью на территории данного муниципального образования. Однако именно муниципальные образования выступают интегральным понятием, объединяющим муниципальную и частично государственную собственность, создающим условия для развития экономической основы, решения местных вопросов и удовлетворения потребной местного сообщества.
Литература:
1. Тюхтенев А.С. Экономическая (материальная) основа местного самоуправления в Российской Федерации: теоретико-правовой аспект: монография - М., 2012. С. 155.
2. Климанова А.Ю. Проблемы определения правового содержания понятия "экономическая основа местного самоуправления" // Административное и муниципальное право. - 2012. - N 1. - С. 57.
3. Пешин Н.Л. Государственная власть и местное самоуправление в России: проблемы развития конституционно-правовой модели. М., 2014. С. 8.
4. Матанцев И.В., Камалов О.А. Конституционные принципы реализации гражданской правоспособности муниципальных образований // Конституционные основы организации и функционирования институтов публичной власти в РФ. - Екатеринбург, 2011. С. 208.
5. Игнатова Т.В., Чередниченко С.И. Приватизация в системе государственного регулирования экономики (историко-экономический аспект). Ростов -на – Дону. Издательство СКАГС. 2012 – с. 156
6. Постовой, Н.В. Местное самоуправление: история, теория, практика / Н.В. Постовой. - М., 2010. С. 9.
7. Соловьев С.Г. Муниципальное право России: Учебник. М.: НИЦ Инфра-М, 2013. ЭБС "Знаниум".