Муниципальная собственность как ключевой компонент экономической основы местного самоуправления | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Экономика и управление

Опубликовано в Молодой учёный №15 (95) август-1 2015 г.

Дата публикации: 22.07.2015

Статья просмотрена: 3353 раза

Библиографическое описание:

Зубков, А. А. Муниципальная собственность как ключевой компонент экономической основы местного самоуправления / А. А. Зубков. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2015. — № 15 (95). — С. 375-378. — URL: https://moluch.ru/archive/95/21210/ (дата обращения: 17.12.2024).

Экономическая основа местного самоуправления вступает важным компонентом обеспечения деятельности местного сообщества по решению вопросов местного значения и реализации полномочий в сферах местной жизни. Местное самоуправление является реальным только тогда, когда оно обеспечено экономическими и финансовыми ресурсами за счет собственных налоговых источников, эффективного управления и распоряжения объектами муниципальной собственности и имуществом.

При этом в широком смысле слова, экономическая основа представляет собой систему правовых норм, установленных федеральными, региональными и местными правовыми актами, определяющими и регулирующими правоотношения, возникающие в муниципальных образованиях по поводу муниципальной собственности, в том числе имущественных прав и норм, регулирующих бюджетные правоотношения. [1]

В узком смысле слова, экономическая основа представляет собой материальную базу функционирования муниципалитета, включающая совокупность правовых норм, регулирующих только отношения муниципальной собственности и имущественных прав муниципальных образований. [2] Стоит отметить, что статья 49 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» относит к ней муниципальную собственность, средства местных бюджетов и имущественные права муниципальных образований. [3]

Анализируя муниципальную собственность как экономическую основу муниципального образования, стоит отметить, что ее понятие утверждено в Конституции РФ. Согласно положений Конституции РФ она является особой формой собственности, не является разновидностью государственной собственности, признается и подлежит правовой защите наряду с другими формами собственности.

С юридической точки зрения муниципальная собственность представляет собой вещное право, включающее право владения, пользования и распоряжения им, управление которой органы местного самоуправления самостоятельно осуществляют в соответствии с Федеральным законом от 06.10.2003 № 131-Ф «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

При этом в Гражданском кодексе РФ для всех форм собственности, включая и муниципальную, установлены следующие права и обязанности:

-        владения, определяющее разнообразие развития объекта собственности;

-        распоряжения, позволяющее изменять правовой статус объектов собственности (купля-продажа, приватизация и принудительный выкуп, разграничение форм и передача собственности по вертикали государственного управления и др.) и их рыночную оборотоспособность;

-        пользования, определяющее возможности эффективного извлечения пользы из объекта собственности;

-        бремя содержания и ограничения, содержащие обязанность и ответственность собственника по архитектурно-строительному, эстетическому, экологически и физически безопасному содержанию объекта в соответствии с установленными нормативами.

Анализируя гражданско-правовой режим имущества можно выделить следующие виды:

-        недвижимое имущество (земельные участки, объекты, неразрывно связанные с землей, здания, сооружения, отдельные помещения в нежилом секторе и др.

-        движимое имущество, составляющее основные и оборотные производственные фонды, материальные запасы, денежные средства и ценные бумаги.

-        имущественные права (доли (паи) в уставных капиталах хозяйственных товариществ и обществ).

Причем стоит отметить, что согласно ст. 215 Гражданского Кодекса РФ муниципальная собственность делится на две части:

-        имущество муниципальной казны (средства местного бюджета), имеющее социальный характер для обеспечения в пределах компетенции образования, медицины, культуры и развития производственной сферы;

-        иное муниципальное имущество, не закрепленное за муниципальными предприятиями и учреждениями, направленное на удовлетворение потребностей населения и органов местного самоуправления. [4]

Следовательно, в экономическом смысле собственность представляет собой обозначение совокупности экономических отношений, связанных с определенным имущественным комплексом и субъектом хозяйственной деятельности. При этом муниципальная собственность служит для удовлетворения потребностей местного сообщества и имеет первичный характер.

Анализируя муниципальную собственность с социальной направленности, стоит отметить, что она выступает основой обеспечения деятельности органов местного самоуправления и выполнения управленческих, социально-культурных функций и удовлетворения основных потребностей мастного населения. В данном случае, она не имеет государственной природы и является продуктом общественного самоуправления, принося пользу населению и обеспечивая его социальную основу. [5] Для удовлетворения общественных потребностей муниципалитета создаются специальные учреждения и организации, на муниципальный уровень передано 80 % всего жилищного фонда, 76 % дошкольных учреждений, 82 % объектов здравоохранения, 84 % спортивных сооружений и т. д.

Указанные подходы, позволяют определить особенности управления муниципальной собственностью для обеспечения гарантии сбалансированных взаимоотношений управленческих структур и населения, управляемой и управляющей системы. При этом они позволяют утверждать о комплексности понятии «муниципальная собственность» в каждом из названных смыслов, а также представляет собой единую систему элементов, логически последовательно расположенных, взаимосвязанных и взаимозависимых. Управление собственностью имеет свои характерные особенности, связанные с природой объектов вещей и права.

Учитывая, что именно муниципальная собственность деятельности органов местного самоуправления, то можно констатировать, что ее количество явно недостаточно в территориальных границах страны. Ведь наличие собственности является главным признаком самостоятельности власти и управления. В данном случае, существует тесная зависимость между уровнем развития муниципального образования и объемом муниципальной собственности, которое будет достаточно для:

-        решения вопросов местного значения, установленных законодательством Российской Федерации;

-        осуществления органами местного самоуправления своих полномочий и отдельных государственных полномочий по поручению органов государственной власти;

-        удовлетворение потребностей местного сообщества в первоочередных товарах и услугах жизнедеятельности.

При этом функционирование и развитие имущественных объектов муниципальной собственности осложнено проблемами в сфере создания среды обитания, обеспечения населения жильем, жилищно-коммунального обслуживания, благоустройства территории, работы пассажирского транспорта и др.

К сожалению, большинство объектов социальной инфраструктуры (образовательные учреждения дошкольного и основного образования, жилищный фонд, объекты коммунальной инфраструктуры), переданные на муниципальный уровень, требуют значительных объемов капитальных вложений дл содержания и обслуживания. При этом объекты коммерческой направленности имеют незначительный объем в общей совокупности передаваемого имущества с вышестоящих уровней. В данных условиях возникает дисгармония сочетания интересов субъектов собственности — государства, регионов, муниципальных образований, социальных групп, организаций и отдельных граждан. Ведь большинство имущественных объектов находится в государственной собственности региональных и федеральных структур.

Соответственно, региональное управление, имея в своей основе разнообразные имущественные объекты собственности и объединяя территориальные границы муниципальных образований, является взаимозависимой структурой, объединенной по территориальному признаку из множеств муниципальных образований. При этом структуры собственности региона и муниципального образования имеют разные корни: муниципальное образование включает муниципальный жилищный фонд и предприятия муниципальной формы собственности, а региональная экономика базируется на государственной форме собственности.

Для улучшения качества жизнедеятельности граждан органы местного самоуправления управляют имуществом, тем самым оказывая влияние на региональное развитие и мезоуровень экономики. [6]

Следовательно, основным принципом экономического управления муниципальным образованием является организационный принцип корпоративности мезоэкономического уровня на территории муниципального образования. [7] Управление муниципальной собственностью должно сочетать интересы местного сообщества, частных собственников и государственных структур.

В рамках данного подхода, необходимо акцентировать внимание на том, что формирование муниципальной собственности осуществляется в тесном взаимодействии муниципальных, региональных, федеральных уровней и частных собственников путем:

-        взимания налогов и иных обязательных платежей, подлежащих зачислению в местный бюджет, внебюджетные фонды и валютный фонд;

-        приобретения имущества на основании договора купли — продажи, мены, дарения или иной сделки, предусмотренной действующим законодательством РФ;

-        возникновения права муниципальной собственности на имущество при разграничении государственной собственности на федеральную собственность, государственную собственность субъектов РФ и муниципальную собственность в порядке, установленном законодательством РФ;

-        передачи объектов федеральной или государственной собственности субъекта РФ в муниципальную собственность в порядке, устанавливаемом федеральным законом;

-        получения имущества при изменении границ муниципальных образований в результате разграничения муниципальной собственности между поселениями и районами, объединения, преобразования или упразднения муниципалитетов;

-        — возникновения права собственности на продукцию, плоды, доходы, полученные в результате использования муниципальной собственности;

При этом следует учитывать, что для социально-экономического развития муниципального образования, на его территории должны функционировать не только бюджетные учреждения, но прибыльный частный сектор. Деятельность бюджетных учреждений направлена на решение социальных вопросов. Однако поступления в местный бюджет, с помощью которых осуществляется удовлетворение потребностей жителей муниципального образования, осуществляется за счет развитой инфраструктуры коммерческих организаций.

Таким образом, анализируя современный этап, следует отметить, что экономическая основа местного самоуправления неразрывно связана с муниципальной собственностью. При этом муниципальное образование является конституционной структурой, которая руководствуется принципами самоуправления и владеет соответствующей собственностью на территории данного муниципального образования. Однако именно муниципальные образования выступают интегральным понятием, объединяющим муниципальную и частично государственную собственность, создающим условия для развития экономической основы, решения местных вопросов и удовлетворения потребной местного сообщества.

 

Литература:

 

1.      Тюхтенев А.С. Экономическая (материальная) основа местного самоуправления в Российской Федерации: теоретико-правовой аспект: монография -  М., 2012. С. 155.

2.      Климанова А.Ю. Проблемы определения правового содержания понятия "экономическая основа местного самоуправления" // Административное и муниципальное право. - 2012. - N 1. - С. 57.

3.      Пешин Н.Л. Государственная власть и местное самоуправление в России: проблемы развития конституционно-правовой модели. М., 2014. С. 8.

4.      Матанцев И.В., Камалов О.А. Конституционные принципы реализации гражданской правоспособности муниципальных образований // Конституционные основы организации и функционирования институтов публичной власти в РФ. -  Екатеринбург, 2011. С. 208.

5.      Игнатова Т.В., Чередниченко С.И. Приватизация в системе государственного регулирования экономики (историко-экономический аспект). Ростов -на – Дону. Издательство СКАГС. 2012 – с. 156

6.      Постовой, Н.В. Местное самоуправление: история, теория, практика / Н.В. Постовой. - М., 2010. С. 9.

7.      Соловьев С.Г. Муниципальное право России: Учебник. М.: НИЦ Инфра-М, 2013. ЭБС "Знаниум".

Основные термины (генерируются автоматически): муниципальная собственность, местное самоуправление, муниципальное образование, экономическая основа, местное сообщество, государственная собственность, местный бюджет, образование, Российская Федерация, жилищный фонд.


Похожие статьи

Правовая культура государственного служащего как один из ведущих факторов построения гражданского общества

Международно-правовое сотрудничество государств как одна из форм совершенствования национального законодательства

Правовое воспитание как неотъемлемая часть образовательного процесса

Экологическое воспитание как неотъемлемая часть системы общего образования

Защита прав и интересов собственника — необходимое условие осуществления права собственности

Правовая грамотность работников как основной механизм реализации охраны труда на производстве

Развитие налогового федерализма как основа развития налогового потенциала территорий

Правовая социализация как составляющая правовой жизни населения

Аграрный протекционизм как принцип государственного регулирования сельскохозяйственного производства

Сущность и содержание понятия культура предпринимательства

Похожие статьи

Правовая культура государственного служащего как один из ведущих факторов построения гражданского общества

Международно-правовое сотрудничество государств как одна из форм совершенствования национального законодательства

Правовое воспитание как неотъемлемая часть образовательного процесса

Экологическое воспитание как неотъемлемая часть системы общего образования

Защита прав и интересов собственника — необходимое условие осуществления права собственности

Правовая грамотность работников как основной механизм реализации охраны труда на производстве

Развитие налогового федерализма как основа развития налогового потенциала территорий

Правовая социализация как составляющая правовой жизни населения

Аграрный протекционизм как принцип государственного регулирования сельскохозяйственного производства

Сущность и содержание понятия культура предпринимательства

Задать вопрос