Правовая культура государственного служащего как один из ведущих факторов построения гражданского общества | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Юриспруденция

Опубликовано в Молодой учёный №47 (181) ноябрь 2017 г.

Дата публикации: 22.11.2017

Статья просмотрена: 3837 раз

Библиографическое описание:

Морозова, И. П. Правовая культура государственного служащего как один из ведущих факторов построения гражданского общества / И. П. Морозова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2017. — № 47 (181). — С. 125-128. — URL: https://moluch.ru/archive/181/46566/ (дата обращения: 17.12.2024).



Построение гражданского общества — это одна из важнейших задач нашего государства, достижение которой в значительной степени зависит от уровня правовой культуры государственных служащих. В настоящее время в Российской Федерации происходит реформирование, совершенствование существующих социально-экономических, политических условий. Данный процесс занимает достаточно длительное время и требует решения большого количества вопросов и устранения пробелов в сфере законодательства и законотворчества.

Гражданское общество — стадия общественного развития, обладающая развитыми политическими, экономическими, правовыми и культурными отношениями между членами общества и государством, позволяющими удовлетворять потребность общества в демократических свободах и безопасности [4, с. 140]. В гражданском обществе любой гражданин обладает широким спектром прав, имеет возможность отстаивать и защищать свои законные интересы, а главное, проявлять активное участие в общественной жизни, где инициатива исходит от самого гражданина, а не под давлением каких-либо внешних факторов.

Государственные служащие — это своеобразный мост между государством и гражданами страны, с помощью которого происходит их взаимодействие. С одной стороны, граждане, защищая свои права, обращаются непосредственно в государственные органы, с другой стороны, государство, обеспечивая права и свободы человека и гражданина, действует также через государственный аппарат.

Государственный служащий — по российскому праву гражданин РФ, исполняющий в порядке, установленном федеральным законом обязанности по государственной должности государственной службы за денежное вознаграждение, выплачиваемое за счет средств федерального бюджета или бюджета соответствующего субъекта РФ [8].

Именно от компетентного отношения к занимаемой должности и возлагаемым обязанностям зависит и эффективность государственного управления в стране, и уровень правовой культуры государственных служащих одним из основополагающих элементов.

Правовая культура государственного служащего — это знание и уважение требований закона, соблюдение норм Конституции Российской Федерации, законодательных и иных нормативных правовых актов в своей профессиональной деятельности в целях обеспечения реализации конституционных прав и свобод человека и гражданина, совершенствования и развития общества и государства на принципах законности, гуманизма, свободы и демократии. В настоящее время необходим новый тип государственного служащего, который способен в рамках закона проявлять самостоятельность, творческий подход и предприимчивость, без колебаний взять на себя ответственность за свои действия и поступки, он должен быть готов дисциплинированным и готовым идти на оправданный риск во благо государственного дела, соблюдать и защищать права и свободы человека и гражданина. Таким образом, необходима основательная теоретическая проработка модели современного государственного служащего как носителя новой правовой культуры.

Правовая культура государственных служащих отражает определённый уровень их правосознания, на нее возложен ряд значимых социально-управленческих функций:

1) познавательно-преобразовательная — заключается в том, что государственные служащие играют большую роль в формировании и непосредственной реализации принципов правового демократического государства и гражданского общества. Познавательная функция заключается в овладении служащим соответствующих юридических знаний в процессе его образовательно-интеллектуальной и служебно-производственной деятельности. При реализации данной функции, государственные служащие объединяют в одно целое общественные, групповые и индивидуальные интересы людей, человек становится в центре общественного развития в рамках принципов законности, социальной справедливости и правопорядка, приоритетности социально-экономических и политических прав и свобод человека, честности и порядочности. Качество реализации этой функции зависит, главным образом, от юридической подготовки служащего, уровня его правовых знаний как того требуют квалификационные требования, соответствующие занимаемой государственной должности [7, с. 352];

2) оценочная — заключается в том, что государственный служащий должен определять значимость и качество имеющихся у него юридических знаний, уметь анализировать и адекватно оценивать каждую конкретную служебную ситуацию с точки зрения права. Оценочная функция дает возможность служащему четко представлять особенности государственного строя и характер политического режима, полноту и обоснованность законодательства, качество правоприменительной практики, свое собственное служебно-правовое положение. Эти оценки бывают разные: обоснованными и необоснованными, грамотными и неграмотными, они могут соответствовать объективной реальности и быть надуманными;

3) праворегулятивная–представляет собой устойчивость и эффективность функционирования аппарата управления на основе действующего законодательства, утвержденных программ, положений, административных и должностных регламентов. Осуществление данной функции происходит через правовые установки и ценностно-правовые ориентации служащего, которые влияют в свою очередь ту или иную его юридическую активность. Итог — правомерное или противоправное поведение. Все зависит от правовой установки;

4) правовоспитательная — реализация данной функции происходит через личное участие государственных служащих в пропаганде правовых знаний, правовоспитательной работе, оказании правовой помощи гражданам [6, с. 75];

5) коммуникативная — способствует грамотному в правовом отношении и уважительному в человеческом плане общению граждан и чиновников между собой.

6) прогнозирования, т. е. функцию предвидения и определения последствий принятых управленческих решений.

Правовая культура формируется в процессе осуществления субъектами властной деятельности своих должностных обязанностей и включает в себя следующие элементы: 1) знание правовых норм, уровень правового мышления; профессиональной подготовки; 2) широкий кругозор политического и экономического видения реальности, определяющий уровень общей правовой культуры; 3) профессионально-этические качества чиновника, профессиональную безупречность, служебную дисциплинированность, добросовестность, честность [1, с. 310].

Правовая культура государственных служащих отображает его поведенческие стереотипы, эффективность работы государственного служащего, ориентацию на активное участие в разрешении управленческих задач с позиции создания в нашей стране правового и социального государства.

В рамках своей повседневной деятельности государственные служащие призваны осуществлять политику государства, выраженную в Конституции Российской Федерации, законах, а также нормативных правовых актах, для чего необходимо систематическое совершенствование правовой культуры.

Правовая культура государственных служащих проявляется в оценке собственных знаний права, в подготовленности служащих к восприятию прогрессивных правовых идей и законов. При этом она выражается в правовых культурных ориентациях, в деятельности по их реализации, а также в результатах осуществления данных ориентаций.

Существуют и особенности правовой культуры служащих, которые обусловливаются непосредственно спецификой власти, различным уровнем и профилем образования, повышенной социальной значимостью их публичной деятельности, а также другими факторами.

Результаты социологических исследований, показывают, что государственные служащие в неполной мере знают основные нормативные правовые акты, устанавливающие их деятельность. В частности, 49 % респондентов из числа служащих высказали то, что не знают Положения о работе с персоналом и 17 % — Положения о государственном органе, в котором работают, 11 % — должностной инструкции, 8 % — Федерального закона «Об основах государственной службы Российской Федерации» [3, с. 81].

Также следует отметить, что важными показателями уровня правовой культуры государственных служащих являются обеспечение прав и свобод человека и гражданина, а также правильное и быстрое реагирование на обращения граждан, на их нужды и запросы.

Таким образом, формирование правовой культуры происходит в процессе осуществления субъектами властной деятельности своих обязанностей, представленных в должностных регламентах.

Данный процесс включает в себя следующие элементы:

‒ профессионально-этические качества чиновника, служебную дисциплинированность, профессиональную безупречность, честность, добросовестность;

‒ уровень правового мышления, профессиональной подготовки, знание правовых норм;

‒ широкий кругозор политического и экономического видения реальности, определяющий уровень общей правовой культуры [1, с. 235].

Деформация правовой культуры государственных служащих является преградой практического воплощения идей Конституции Российской Федерации, не позволяющей на должном уровне реализовать основные права и свободы личности. Причины деформации правовой культуры государственных служащих заключаются в специфике их профессиональной деятельности. Правовая культура представляет собой одним из ведущих компонентов в механизме профессионального поведения, позволяющим должностным лицам принимать конкретные решения. Выделяют следующие разновидности деформации правовой культуры: правовой инфантилизм, юридическая индифферентность, правовой нигилизм [5, с. 318]. Одной из важных проблем следует отметить высокий уровень коррупции среди государственных служащих, борьба с которой ведется веками. В данном случае следует усовершенствовать текущее законодательство относительно коррупционных действий чиновников, ужесточить ответственность и наказание за совершение коррупционных действий.

Приоритетными направлениями в правового воспитания государственных служащих являются: внедрение новых методов планирования, стимулирования и оценки деятельности государственных служащих; повышение конкурентоспособности юридического образования; создание системы непрерывного юридического образования государственных служащих; совершенствование стандартов и программ подготовки и профессионального развития кадров государственной службы.

Литература:

1. Баранов П. П., Окусов А. П. Аксиология юридической деятельности: учебное пособие. — Ростов-на-Дону, РЮИ МВД России, 2003. — С. 235.

2. Бережнов А. Г. Проблемы теории государства и права: учебное пособие. — М., Проспект, 1999. — С. 310–311.

3. Жулин А. Б. Показатели результативности как основа административной реформы / Состояние и механизмы модернизации российского государственного управления. — М., 2004. — С. 81.

4. Орлов А. С., Георгиева Н. Г., Георгиев В. А. Исторический словарь. 2-е изд. М., 2012, с. 140.

5. Потякин A. A. Правовой нигилизм как вариант современного российского правосознания. Общество и политика / под ред. В. Ю. Большакова. Спб, 2008. –С. 312–317.

6. Синюков В. Н. О функциях права // Вопросы теории государства и права. –1991. — № 9. — С. 75.

7. Теория государства и права: учебник / под ред. Бабаева В. К. — М., Юристь, 2005. — С. 351–356.

8. ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» от 27.07.2004 г. № 79-ФЗ.

Основные термины (генерируются автоматически): правовая культура, служащий, Российская Федерация, свобода человека, государственная служба, гражданское общество, знание, активное участие, властная деятельность, общая правовая культура.


Похожие статьи

Правовая грамотность работников как основной механизм реализации охраны труда на производстве

Международно-правовое сотрудничество государств как одна из форм совершенствования национального законодательства

Муниципальная собственность как ключевой компонент экономической основы местного самоуправления

Формирование мировоззренческой культуры специалиста гуманитарного профиля как условие его конкурентоспособности на рынке труда

Социальная мотивация и мотивация внутренних побуждений как фактор эффективного мотивационного механизма предприятия

Нравственная и профессиональная культура будущего учителя как национальная ценность профессионально-педагогического образования

Профессиональное образование как один из основных факторов развития страховой деятельности в РФ

Образовательная среда как фактор формирования социально-профессиональных компетенций воспитателя

Мотивация профессиональной деятельности как основной личностный компонент профессиональной пригодности государственных служащих

Поликультурное образование как неотъемлемая часть педагогической культуры преподавателя иностранного языка

Похожие статьи

Правовая грамотность работников как основной механизм реализации охраны труда на производстве

Международно-правовое сотрудничество государств как одна из форм совершенствования национального законодательства

Муниципальная собственность как ключевой компонент экономической основы местного самоуправления

Формирование мировоззренческой культуры специалиста гуманитарного профиля как условие его конкурентоспособности на рынке труда

Социальная мотивация и мотивация внутренних побуждений как фактор эффективного мотивационного механизма предприятия

Нравственная и профессиональная культура будущего учителя как национальная ценность профессионально-педагогического образования

Профессиональное образование как один из основных факторов развития страховой деятельности в РФ

Образовательная среда как фактор формирования социально-профессиональных компетенций воспитателя

Мотивация профессиональной деятельности как основной личностный компонент профессиональной пригодности государственных служащих

Поликультурное образование как неотъемлемая часть педагогической культуры преподавателя иностранного языка

Задать вопрос