Построение гражданского общества — это одна из важнейших задач нашего государства, достижение которой в значительной степени зависит от уровня правовой культуры государственных служащих. В настоящее время в Российской Федерации происходит реформирование, совершенствование существующих социально-экономических, политических условий. Данный процесс занимает достаточно длительное время и требует решения большого количества вопросов и устранения пробелов в сфере законодательства и законотворчества.
Гражданское общество — стадия общественного развития, обладающая развитыми политическими, экономическими, правовыми и культурными отношениями между членами общества и государством, позволяющими удовлетворять потребность общества в демократических свободах и безопасности [4, с. 140]. В гражданском обществе любой гражданин обладает широким спектром прав, имеет возможность отстаивать и защищать свои законные интересы, а главное, проявлять активное участие в общественной жизни, где инициатива исходит от самого гражданина, а не под давлением каких-либо внешних факторов.
Государственные служащие — это своеобразный мост между государством и гражданами страны, с помощью которого происходит их взаимодействие. С одной стороны, граждане, защищая свои права, обращаются непосредственно в государственные органы, с другой стороны, государство, обеспечивая права и свободы человека и гражданина, действует также через государственный аппарат.
Государственный служащий — по российскому праву гражданин РФ, исполняющий в порядке, установленном федеральным законом обязанности по государственной должности государственной службы за денежное вознаграждение, выплачиваемое за счет средств федерального бюджета или бюджета соответствующего субъекта РФ [8].
Именно от компетентного отношения к занимаемой должности и возлагаемым обязанностям зависит и эффективность государственного управления в стране, и уровень правовой культуры государственных служащих одним из основополагающих элементов.
Правовая культура государственного служащего — это знание и уважение требований закона, соблюдение норм Конституции Российской Федерации, законодательных и иных нормативных правовых актов в своей профессиональной деятельности в целях обеспечения реализации конституционных прав и свобод человека и гражданина, совершенствования и развития общества и государства на принципах законности, гуманизма, свободы и демократии. В настоящее время необходим новый тип государственного служащего, который способен в рамках закона проявлять самостоятельность, творческий подход и предприимчивость, без колебаний взять на себя ответственность за свои действия и поступки, он должен быть готов дисциплинированным и готовым идти на оправданный риск во благо государственного дела, соблюдать и защищать права и свободы человека и гражданина. Таким образом, необходима основательная теоретическая проработка модели современного государственного служащего как носителя новой правовой культуры.
Правовая культура государственных служащих отражает определённый уровень их правосознания, на нее возложен ряд значимых социально-управленческих функций:
1) познавательно-преобразовательная — заключается в том, что государственные служащие играют большую роль в формировании и непосредственной реализации принципов правового демократического государства и гражданского общества. Познавательная функция заключается в овладении служащим соответствующих юридических знаний в процессе его образовательно-интеллектуальной и служебно-производственной деятельности. При реализации данной функции, государственные служащие объединяют в одно целое общественные, групповые и индивидуальные интересы людей, человек становится в центре общественного развития в рамках принципов законности, социальной справедливости и правопорядка, приоритетности социально-экономических и политических прав и свобод человека, честности и порядочности. Качество реализации этой функции зависит, главным образом, от юридической подготовки служащего, уровня его правовых знаний как того требуют квалификационные требования, соответствующие занимаемой государственной должности [7, с. 352];
2) оценочная — заключается в том, что государственный служащий должен определять значимость и качество имеющихся у него юридических знаний, уметь анализировать и адекватно оценивать каждую конкретную служебную ситуацию с точки зрения права. Оценочная функция дает возможность служащему четко представлять особенности государственного строя и характер политического режима, полноту и обоснованность законодательства, качество правоприменительной практики, свое собственное служебно-правовое положение. Эти оценки бывают разные: обоснованными и необоснованными, грамотными и неграмотными, они могут соответствовать объективной реальности и быть надуманными;
3) праворегулятивная–представляет собой устойчивость и эффективность функционирования аппарата управления на основе действующего законодательства, утвержденных программ, положений, административных и должностных регламентов. Осуществление данной функции происходит через правовые установки и ценностно-правовые ориентации служащего, которые влияют в свою очередь ту или иную его юридическую активность. Итог — правомерное или противоправное поведение. Все зависит от правовой установки;
4) правовоспитательная — реализация данной функции происходит через личное участие государственных служащих в пропаганде правовых знаний, правовоспитательной работе, оказании правовой помощи гражданам [6, с. 75];
5) коммуникативная — способствует грамотному в правовом отношении и уважительному в человеческом плане общению граждан и чиновников между собой.
6) прогнозирования, т. е. функцию предвидения и определения последствий принятых управленческих решений.
Правовая культура формируется в процессе осуществления субъектами властной деятельности своих должностных обязанностей и включает в себя следующие элементы: 1) знание правовых норм, уровень правового мышления; профессиональной подготовки; 2) широкий кругозор политического и экономического видения реальности, определяющий уровень общей правовой культуры; 3) профессионально-этические качества чиновника, профессиональную безупречность, служебную дисциплинированность, добросовестность, честность [1, с. 310].
Правовая культура государственных служащих отображает его поведенческие стереотипы, эффективность работы государственного служащего, ориентацию на активное участие в разрешении управленческих задач с позиции создания в нашей стране правового и социального государства.
В рамках своей повседневной деятельности государственные служащие призваны осуществлять политику государства, выраженную в Конституции Российской Федерации, законах, а также нормативных правовых актах, для чего необходимо систематическое совершенствование правовой культуры.
Правовая культура государственных служащих проявляется в оценке собственных знаний права, в подготовленности служащих к восприятию прогрессивных правовых идей и законов. При этом она выражается в правовых культурных ориентациях, в деятельности по их реализации, а также в результатах осуществления данных ориентаций.
Существуют и особенности правовой культуры служащих, которые обусловливаются непосредственно спецификой власти, различным уровнем и профилем образования, повышенной социальной значимостью их публичной деятельности, а также другими факторами.
Результаты социологических исследований, показывают, что государственные служащие в неполной мере знают основные нормативные правовые акты, устанавливающие их деятельность. В частности, 49 % респондентов из числа служащих высказали то, что не знают Положения о работе с персоналом и 17 % — Положения о государственном органе, в котором работают, 11 % — должностной инструкции, 8 % — Федерального закона «Об основах государственной службы Российской Федерации» [3, с. 81].
Также следует отметить, что важными показателями уровня правовой культуры государственных служащих являются обеспечение прав и свобод человека и гражданина, а также правильное и быстрое реагирование на обращения граждан, на их нужды и запросы.
Таким образом, формирование правовой культуры происходит в процессе осуществления субъектами властной деятельности своих обязанностей, представленных в должностных регламентах.
Данный процесс включает в себя следующие элементы:
‒ профессионально-этические качества чиновника, служебную дисциплинированность, профессиональную безупречность, честность, добросовестность;
‒ уровень правового мышления, профессиональной подготовки, знание правовых норм;
‒ широкий кругозор политического и экономического видения реальности, определяющий уровень общей правовой культуры [1, с. 235].
Деформация правовой культуры государственных служащих является преградой практического воплощения идей Конституции Российской Федерации, не позволяющей на должном уровне реализовать основные права и свободы личности. Причины деформации правовой культуры государственных служащих заключаются в специфике их профессиональной деятельности. Правовая культура представляет собой одним из ведущих компонентов в механизме профессионального поведения, позволяющим должностным лицам принимать конкретные решения. Выделяют следующие разновидности деформации правовой культуры: правовой инфантилизм, юридическая индифферентность, правовой нигилизм [5, с. 318]. Одной из важных проблем следует отметить высокий уровень коррупции среди государственных служащих, борьба с которой ведется веками. В данном случае следует усовершенствовать текущее законодательство относительно коррупционных действий чиновников, ужесточить ответственность и наказание за совершение коррупционных действий.
Приоритетными направлениями в правового воспитания государственных служащих являются: внедрение новых методов планирования, стимулирования и оценки деятельности государственных служащих; повышение конкурентоспособности юридического образования; создание системы непрерывного юридического образования государственных служащих; совершенствование стандартов и программ подготовки и профессионального развития кадров государственной службы.
Литература:
1. Баранов П. П., Окусов А. П. Аксиология юридической деятельности: учебное пособие. — Ростов-на-Дону, РЮИ МВД России, 2003. — С. 235.
2. Бережнов А. Г. Проблемы теории государства и права: учебное пособие. — М., Проспект, 1999. — С. 310–311.
3. Жулин А. Б. Показатели результативности как основа административной реформы / Состояние и механизмы модернизации российского государственного управления. — М., 2004. — С. 81.
4. Орлов А. С., Георгиева Н. Г., Георгиев В. А. Исторический словарь. 2-е изд. М., 2012, с. 140.
5. Потякин A. A. Правовой нигилизм как вариант современного российского правосознания. Общество и политика / под ред. В. Ю. Большакова. Спб, 2008. –С. 312–317.
6. Синюков В. Н. О функциях права // Вопросы теории государства и права. –1991. — № 9. — С. 75.
7. Теория государства и права: учебник / под ред. Бабаева В. К. — М., Юристь, 2005. — С. 351–356.
8. ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» от 27.07.2004 г. № 79-ФЗ.