Аннотация: Данная статья посвящена описанию основных принципов тандем – метода, рассматриваются особенности его использования на разных этапах обучения. Анализируются преимущества виртуального общения по сравнению с «живым».
Ключевые слова: тандем-метод, международная тандем-сеть, виртуальное общение, коммуникативная компетенция, взаимообучение.
В условиях интенсивного развития современного общества, когда глобализация становится неотъемлемой частью всех сфер человеческой жизни, одним из самых главных требований социума к человеку и каждого человека к самому себе является изучение иностранных языков. При этом знание одного иностранного языка уже считается недостаточным условием для успешного карьерного роста и развития.
В сложившейся ситуации все больше взглядов ученых, педагогов, преподавателей иностранного языка и людей, изучающих иностранный язык, обращается к методам, позволяющим быстрее и качественнее овладеть тем или иным иностранным языком. Одним из таких методов является тандем-метод, который подразумевает непосредственное общение с носителем изучаемого языка.
В методической и педагогической литературе тандем-метод относят к интенсивным методам изучения иностранного языка, поскольку он подразумевает непосредственное погружение в язык в процессе общения с его носителем. Тандем-метод определяется как способ самостоятельного изучения иностранного языка двумя партнерами с различными родными языками, работающими в паре [3, с. 28].
Цель тандема – овладение родным языком своего партнера в ситуации реального или виртуального общения, знакомство с его личностью, культурой страны изучаемого языка, а также получение информации по интересующим областям знания.
Важнейшими принципами, раскрывающими сущность тандем – метода, являются принцип обоюдности и принцип автономии. Принцип обоюдности предполагает, что каждый из участников тандема получит одинаковую пользу от общения, что возможно, если обоими партнерами будет затрачено приблизительно одинаковое время и равные усилия на взаимообучение. Принцип личностной автономии основывается на том, что каждый из партнеров самостоятельно несет ответственность в своей части обучения не только за выбор цели, содержания и средств обучения, но и за конечные его результаты.
Тандем-метод появился в конце 60–х. годов XX века в Германии в ходе регулярного проведения немецко-французских встреч молодежи. Позднее выделились две основные формы работы в его рамках – индивидуальная и коллективная, которые при желании могут интегрироваться одна в другую.
Участники индивидуального тандема подбираются Тандем-центрами разных стран на основе специально разработанных опросников, нацеленных на максимальный учет индивидуальных особенностей личности, таких как, возраст, мотивация изучения языка, место работы или учебы, пол, уровень имеющихся знаний, увлечения, предпочтения и т.д. Тандем – центры организуют также первичные личностные контакты между желающими изучать язык таким методом. Партнеры по изучению языка совместно определяют цели, содержание и средства взаимообучения, а также выбирают его стратегию. Одни участники тандема предпочитают овладение языком только в ходе неформального общения при посещении экскурсий, культурных мероприятий, совместного просмотра телепередач и т.д. Другие считают необходимым посещать дополнительно языковые курсы и организовывать занятия регулярного взаимообучения друг друга [4, с. 13–14].
В 1992–1994 годах началась работа по созданию международной тандем – сети в Интернете [3, с. 29]. На данный момент существует множество тандем – центров в различных ВУЗах, а также сайтов в сети Интернет, где организуются все необходимые условия для создания тандем-пар для изучения иностранных языков. Целью тандем – сети является организация виртуального общения, направленного на овладение родным языком тандем – партнера в процессе взаимообучения с помощью Интернета [4, с.14].
Виртуальное общение представляет собой особую разновидность коммуникации, основам которой следует специально учиться. Несомненно, что виртуальное общение имеет ряд преимуществ по сравнению с «живым». К ним можно отнести такие, как: 1) расширение границ и возможностей общения до всемирных, так как тандем – партнера можно найти практически во всех странах мира; 2) оба партнера в процессе общения находятся в своем привычном жизненном пространстве, удобном для пользования аутентичными материалами и необходимыми источниками информации; 3) общение осуществляется преимущественно в письменной форме (E-mail, Chatting), что позволяет совершенствовать навыки и умения письменной речи; 4) помимо совершенствования языковых знаний можно узнать много новой информации о личности партнера, его образе мыслей, его представлениях о жизни, о стране изучаемого языка и т.д.; 5) обучение происходит на основе письменных текстов в форме писем и сообщений, которые выступают в функции образца аутентичного текста, с их помощью происходит постепенное знакомство и овладение моделью речевого поведения партнера; 6) в ходе обмена сообщениями происходит совершенствование умения понимать письменный текст, сопровождаемый при необходимости разъяснениями носителя изучаемого языка; 7) исправление ошибок в письмах партнера помогает формировать умения поиска и анализа чужих и своих собственных ошибок при письме [4, с. 14].
Анализируя опыт работы в Интернете с применением тандем-метода, мы приходим к определенным выводам. Участники тандема отмечают, что общение в Интернете путем регулярного обмена электронными письмами позволяет значительно усовершенствовать навыки и умения письменной речи, в частности, овладеть умением писать электронные письма; способствует обогащению словарного запаса, расширению грамматических знаний изучаемого языка, формированию умения поиска и исправления своих и чужих ошибок в тексте; расширяет кругозор и страноведческие знания; способствует совершенствованию навыков в работе с компьютером и Интернетом [4, с. 17].
В процессе обучения в тандеме достигается цель, очень важная для свободного владения иностранным языком, в особенности для тех, кто намерен в дальнейшем пользоваться полученными знаниями на практике. Такой целью является формирование коммуникативной компетенции, т.е. способности и готовности осуществлять иноязычное межличностное и межкультурное общение с носителем языка.
Отсутствие коммуникативной компетенции подразумевает неспособность общаться на иностранном языке. Коммуникативная компетенция включает в себя не только лингвистические составляющие, но и психологические, и социальные. И именно изучение языка в тандеме наилучшим образом может способствовать формированию всех компонентов коммуникативной компетенции, а именно следующих: лингвистической компетенции (в некоторых источниках – грамматической), социолингвистической компетенции, дискурсивной компетенции и социокультурной компетенции. Кроме перечисленных составляющих, некоторые ученые также включают в понятие коммуникативной компетенции такие компоненты, как стратегическая, социальная и компенсаторная компетенции [2, с. 3].
На начальном этапе изучения языка тандем-метод может сыграть ведущую роль в формировании фонетических навыков обучающихся, в постановке произношения и восприятия иностранного языка на слух, в формировании лингвистической компетенции – систематического знания грамматических правил, словарных единиц и фонологии [1].
На более продвинутом этапе изучения языка тандем-метод помогает скорректировать возможные ошибки в изучении языка, сформировать дискурсивную компетенцию – способность построения целостных, связных и логичных высказываний разных функциональных стилей в устной и письменной речи [1].
В качестве вспомогательного метода при изучении иностранного языка в ВУЗе тандем-метод также оказывает огромное влияние на процесс обучения, поскольку с помощью данного метода восполняются пробелы в составляющих коммуникативной компетенции. Также происходит процесс применения усвоенных знаний на практике.
На любом этапе изучения иностранного языка тандем-метод является эффективным способом формирования социокультурной компетенции – знания культурных особенностей носителя языка, его привычек и традиций, норм поведения и этикета и умения их понимать и использовать в процессе коммуникации, а также социолингвистической компетенции – способности выбирать и использовать подходящие языковые средства в зависимости от ситуации и цели общения [1].
Наличие коммуникативной компетенции у изучающего иностранный язык наиболее полно отражает не только знание иностранного языка, но и способность общаться на иностранном языке, что подразумевает отсутствие затруднений в процессе коммуникации. Именно тандем-метод обладает несомненным преимуществом при необходимости преодоления так называемого «языкового барьера», причем как лингвистической его составляющей, так и социальной, и психологической.
Литература:
1. Измайлова Ю. М. Формирование коммуникативной языковой компетенции и ее компоненты [Электронный ресурс] / Ю. М. Измайлова, Е. М. Пискарева. Саратов: Инс-т развития бизнеса и стратегий. СГТУ, 2010. Режим доступа: http://rgupenza.ru/mni/content/files/10_1_Izmajlova,Piskareva.pdf
2. Кобзева Н. А. Коммуникативная компетенция как базисная категория современной теории и практики обучения иностранному языку // Молодой ученый. 2011. №3. Т.2. С. 118–121.
3. Солонцова Л. П. История методов обучения иностранным языкам. Павлодар: ЭКО, 2009. 104 с.
4. Тамбовкина Т.Ю. Тандем-метод – один из путей реализации личностно- ориентированного подхода в языковом образовании // Иностр. языки в школе. 2003. №5. 125с.