XXI век — это век всемирной компьютеризации, информатизации и универсализации, на сегодняшний день, невозможно себе представить успешного управленца, рядового работника, студента, не владеющего хотя бы в удовлетворительной мере иностранным языком и не умеющего пользоваться инновационными техническими средствами связи.
В сложившейся ситуации становится понятным, почему соискатели, способные продолжать свое личностное и профессиональное развитие после окончания обучения в вузе, умеющие на родном и иностранном языке свободно находить нужную информацию, анализировать ее, а также общаться и работать в глобальной сети Интернет имеют огромное преимущество перед претендентами, слабо владеющими компьютерными технологиями и европейскими языками [7].
В последние десятилетия идет процесс переоценки результатов высшего образования, и такие термины, как «знания», «образованность», подменяются терминами «компетенция», «компетентность». По мнению А. М. Витт, термин «компетентность» обозначает сочетание в себе социальных функций, которыми наделен индивид при осуществлении социально значимых прав и обязанностей члена общества [2, с.5].
На сегодняшний день, в соответствии с ФГОС ВО, в результате освоения дисциплины, выпускник вуза должен обладать следующими компетенциями:
– способностью к к коммуникации в устной и письменной формах на русском и иностранном языках для решения задач межличностного и межкультурного взаимодействия (ОК — 5);
– способностью владеть навыками профессионального общения на иностранном языке (ОПК — 7) [8].
Таким образом, выпускнику вуза уже недостаточно лишь владеть знаниями, полученными в процессе учебы, он также должен уметь применять эти знания, умения и навыки на практике, для достижения социальных и профессиональных целей.
Для успешного формирования вышеобозначенных компетенций, обучающимся необходимо:
– быть заинтересованными в изучении иностранного языка в целях профессионального саморазвития;
– владеть навыками профессионального иноязычного общения;
– владеть базовыми знаниями коммуникативной культуры представителей других профессий [5, с.4].
С технической стороны, для того чтобы повысить мотивацию профессионального саморазвития обучающихся, необходимо создать условия для ее осуществления и обеспечить доступ к информационной образовательной среде. На сегодняшний день, качественное техническое оборудование с доступом к электронным библиотекам, учебным материалам и глобальной сети Интернет позволяет обучающимся окунуться в практически неограниченный поток информации на русском и иностранном языках, что плодотворно влияет на развитие не только иноязычной и профессиональной компетентностей, но также и на формирование информационной компетенции и на развитие навыков и умений работать, анализировать, применять полученную информацию в своей профессиональной деятельности и повседневной жизни [4, с.5–7].
Исходя из вышесказанного, становится понятным, почему невозможно формирование иноязычной компетенции, в наши дни, без сформированной информационной компетенции. По мнению А. М. Витт, в процессе формирования иноязычной коммуникативной компетентности у студентов, целью преподавателя также является обучить их жизнедеятельности в информационном обществе, научить их использовать информацию в различных ее видах, обучить общению посредством новейших информационных технологий. Информационная компетенция складывается из трех компонентов: знать, уметь пользоваться и уметь применять в учебной и профессиональной деятельности полученный материал [2, с.12].
На сегодняшний день немаловажную роль играет также непрерывность обучения, другими словами, процесс самообразования не должен останавливаться на окончании вуза, а должен продолжаться, для успешной профессиональной деятельности. Формирование информационной компетенции осуществляется по следующим этапам: компьютерная грамотность; компьютерная образованность; информационная компетентность; информационная культура.
Обучение иностранному языку в вузах начинается с 1-го курса, уровень сформированности информационной компетентности у первокурсников, как правило, сводится лишь 1 этапу формирования информационной компетенции — компьютерной грамотности. Исходя из этого, преподаватель, помимо формирования иноязычной коммуникативной компетентности студента, в процессе образования, также вынужден заниматься и формированием информационных навыков и информационной компетенции.
Уровень развития информационной компетенции можно определить по следующим критериям:
1) постановка задачи;
2) владение приемами поиска информации с использованием информационно-компьютерных технологий;
3) сформированная система оценки качества и достоверности найденной информации;
4) умение анализировать полученную информацию [1].
По мнению Л. Р. Вотяковой, формирование информационной компетентности у обучающихся происходит в 3 этапа (см. рис. 1).
Рис. 1
Адаптивный этап сформированности информационной компетенции предполагает владение базовыми знаниями в работе с информацией и информационными технологиями, для перехода на следующий, продуктивный этап, важно научить обучающихся автономной работе в информационной образовательной среде вуза, чему способствуют специальные задания, направленные на самостоятельную работу студентов. Творческий этап характеризуется тем, что обучающиеся используют различные источники информации, в том числе на иностранном языке, умеют ее интерпретировать, сравнивать, анализировать, использовать в своих целях в учебной или профессиональной деятельности [3, с.4].
Также, в целях дальнейшего саморазвития обучающихся, необходимо научить студентов различать достоверные источники информации от желтой прессы, обучить пользоваться, как минимум, электронными словарями, обучающими, информационными и профессионально-ориентированными сайтами на родном и иностранном языке, где они могут познакомиться и общаться с носителями языка, и, тем самым, попасть в естественную языковую среду и получить доступ к аутентичной иноязычной информации и материалам.
Несмотря на все попытки современной системы образования получить при окончании вуза компетентного специалиста, все же еще существуют проблемы, препятствующие этому. Во-первых, недостаточное финансирование вузов не позволяет оборудовать учебные аудитории инновационными техническими средствами связи, во-вторых, как правило, отсутствует также и методическая база с соответствующими учебными и мультимедийными материалами. Более того, не все преподаватели способны использовать инновационные методы в процессе обучения, что означает появление еще одной проблемы — отсутствие информационной грамотности преподавателя, так как для формирования информационной компетенции у студентов при обучении иностранному языку преподаватель сам должен обладать информационной компетентностью — это значит, что он должен уметь оперировать различного рода информацией и продуктивно использовать ее в своей педагогической деятельности [6, с.128].
Таким образом, главной задачей преподавателя при формировании иноязычной коммуникативной компетентности студента является, также, и формирование информационной компетентности, что позволит обучающимся не только свободно пользоваться информационной образовательной средой в процессе обучения в вузе, но также и продолжить свое самостоятельное обучение вне стенах учебного заведения, для достижения своих личных и профессиональных целей в будущем.
Литература:
- Березина О. С. Формирование информационной компетенции у студентов в процессе обучения иностранным языкам // Молодой ученый. — 2015. — № 11. — С. 1277–1280. — URL https://moluch.ru/archive/91/19620/ (дата обращения: 11.05.2019).
- Витт А. М. Развитие информационной компетентности у студентов технического вуза: автореф. дис. канд.пед. наук/А. М. Витт. Челябинск, 2005.– 32 с
- Вотякова Л. Р. Автореферат диссертации Развитие профессионально-информационной компетенции студентов — будущих педагогов: автореф. дис. канд.пед. наук/Л. Р. Вотякова. Казань, 2010.– 22 с.
- Роганина Е. А. Развитие информационной компетенции студентов в профессиональной подготовке будущего лингвиста-преподавателя: автореф. дис. канд.пед. наук/ Е. А. Роганина. Самара, 2012. — 26 с.
- Рудометова Л. Т. Формирование иноязычной компетенции будущих специалистов в процессе профессиональной подготовки в неязыковом вузе: автореф. дис. канд.пед. наук/Л. Т. Рудометова. Кемерово, 2014. — 25 с.
- Темербекова А. А. Концептуальная модель формирования информационной компетентности учителя/А. А. Темербекова «Мир науки, культуры и образования»– № 2. — 2009
- Узденова Х. Х. Информационная образовательная среда как средство повышения уровня образования в вузе)// «Интернаука»: научный журнал — № 18(100). — М., Изд. «Интернаука», 2019.
- Федеральный государствнный образовательный стандарт высшего образования. Электронный ресурс: http://fgosvo.ru/fgosvo/92/91/4