Основные направления работы куратора по оптимизации социального статуса первокурсников в группе | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №14 (94) июль-2 2015 г.

Дата публикации: 18.07.2015

Статья просмотрена: 905 раз

Библиографическое описание:

Огородник, С. И. Основные направления работы куратора по оптимизации социального статуса первокурсников в группе / С. И. Огородник, С. В. Орлов. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2015. — № 14 (94). — С. 505-508. — URL: https://moluch.ru/archive/94/21258/ (дата обращения: 16.12.2024).

Статья посвящена адаптации студентов к условиям ВУЗа и становлению неблагоприятного социального статуса первокурсника в группе. Целью статьи является анализ направлений работы куратора по оптимизации социального статуса первокурсников в группе. Так же в статье рассматриваются профилактическая и коррекционная работа куратора и работа с родителями по данному направлению.

Ключевые слова: социализация, адаптация, первокурсник, студенческая группа, неблагоприятный социальный статус, студент, взаимодействие, куратор.

 

В любом возрасте взаимодействие человека и группы имеет большее значение, но особую значимость оно приобретает в юношеском возрасте, когда продолжается становление личности и родительский авторитет замещается авторитетом сверстников, особенно при переходе из школьного коллектива в студенческую группу.

Опыт социального взаимодействия первокурсников приобретает в группе большое значение, которое влияет в последующем на обучение. Этот процесс может протекать с разной степенью успешности.

Социализация первокурсника в группе является процессом освоения и реализации социальных норм и отношений. Первокурсник не просто адаптируется к группе сверстников, к вырабатываемым в ее среде социальным нормам поведения, духовным ценностям, но и помогает вырабатать индивидуальный путь реализации собственных социальных ценностей. Социализация представляется фактором личностного становления студентов, определяющим уровень и динамику становления индивида как личности с определенным социометрическим статусом [4, с.115].

Для организации помощи студентам, начиная с первого курса, и существует система кураторства в ВУЗе.

Куратор группы должен помочь первокурснику адаптироваться к условиям в ВУЗе, требованиям обучения, группе сверстников, преподавательскому составу. Необходимо, в первые дни обучения, провести кураторский час, целью которого будет ознакомление с условиями и формами обучения, расписанием, преподавательским составом, деканатскими работниками…, а так же необходимо познакомится всем первокурсникам группы и куратору. Каждый студент может дать краткую информацию о себе: фамилию, имя, возраст, место жительства, какую школу окончили, есть ли братья или сестры, кем работают родители, почему поступил на эту специальность. Это даст возможность получить первоначальную информацию о всех членах группы и сократить сроки адаптации студентов к коллективу.

Куратор не только отслеживает успешность обучения студентов группы, но и в конечном счете вся его деятельность должна способствовать созданию обстановки психологического комфорта и безопасности личности студентов, обеспечению охраны их жизни и здоровья, установлению гуманных, нравственно здоровых отношений в социальной среде.

Через 2–3 месяца обучения куратор уже выявляет нуждающихся в психологической помощи первокурсников. Это неуспевающие, отвергнутые или игнорированные студенты, которые в силу своих особенностей не могут успешно взаимодействовать в группе, а возможно, имеют еще и проблемы в обучении. Это могут быть и студенты, которые переживают стрессы в коллективе сверстников, в группе или в семье. Это могут быть и ограниченные в здоровье студенты, с теми или иными недостатками.

Куратор узнает информацию об обучении студентов группы по отдельным предметам, их поведении на занятиях и посещаемости у преподавательского состава. Он периодически информирует деканат факультета ВУЗа о психологическом климате в группе, о каждом трудном первокурснике и об формах оказания ему помощи.

Особое внимание требуется от куратора к первокурсникам, у которых нет мотивации к обучению. Зачастую такие студенты занимают статус «отшельников» или «прогульщиков». Куратор помогает выявить проблемы студента, привлечь к взаимодействию родителей и декана, помогает освоиться в новом коллективе, привлечь к помощи одногруппников.

Иногда помощь этим студентам может состоять только в том, чтобы помочь им разобраться в их отношениях с окружающими, в другом случае — научить контролировать свои поступки, быть в себе уверенным.

Так же, в ВУЗе может быть создана психологическая служба, работающая по адаптации первокурсников, работе с неуспевающими студентами, профориентационной деятельности с выпускниками… «Психолог организует воспитательную работу в группе, общежитии, на курсе, потоке образовательных учреждений, направленную на формирование общей культуры личности, адаптацию личности к жизни в обществе, уважение к окружающей природе. Изучает психолого-педагогические особенности личности и её микросреды, условия жизни, выявляет интересы и потребности, трудности и проблемы, конфликтные ситуации, отклонения в поведении и своевременно оказывает социальную помощь и поддержку обучающимся, выступает посредником между личностью и образовательным учреждением, семьёй, средой, органами власти. Способствует реализации прав и свобод обучающихся, созданию комфортной и безопасной обстановки, обеспечению охраны их жизни и здоровья. Создаёт условия для развития талантов, умственных и физических способностей студентов» [4, 134].

Взаимоотношения ВУЗа и семьи в изменении социального статуса первокурсника в группе должны быть отношениями сотрудничества. Работа с семьей может быть коллективной и индивидуальной, опережающей работу со студентами и параллельно ей, регулироваться предложением ВУЗа или спросом семьи.

Опережающая коллективная работа направляется предложением ВУЗа. Это, прежде всего родительское собрание. Основные его цели — ознакомление семьи с проблемами студента в коллективе, разъяснение необходимости по изменению неблагоприятного социального статуса первокурсника в группе, выяснение отношения к нему родителей, предложение сотрудничества.

Родительские собрания нужно проводить дважды в течение первого учебного года. При дополнительной, исходящей от семьи инициативе возможна организация дополнительных встреч с куратором, и сотрудниками деканата и т. д.

Индивидуальная (опережающая или параллельная) работа с семьей может исходить от куратора.

Профилактическая работа по оптимизации социального статуса первокурсника может включать в себя консультативную работу: индивидуальную по запросу студента, с родителями по решению проблем.

Куратор в работе с родителями использует наиболее распространенные приемы консультирования: эмоциональное заражение, внушение, убеждение, художественные аналогии и т. д. Конечной целью консультационной работы является — актуализировать внутренние ресурсы семьи, откорректировать отношение к ребенку [5, с.98].

Взаимодействие куратора и родителя по формированию его педагогической культуры является успешным, если между ними установлен диалог. Важные требования в связи с этим предъявляются к личностным качествам куратора (эмпатия, гибкость, общительность, рефлексия, сотрудничество) и профессиональным (направленность на успех родителя неполной семьи, склонность замечать в людях доброе и хорошее) [5, с. 101].

Для изменения неблагоприятного статуса первокурсников в группе, куратор осуществляет работу по следующим видам деятельности:

Организационная работа — работа с первокурсниками (формулирование целей и задач работы с точки зрения администрации); встреча с преподавателями, работающими с группой, где обучаются студенты, с целью получения информации о данной категории студентов и получения общих сведений о группе.

Информационная работа — встреча с родителями с целью получения информации об особенностях личности первокурсников и передачи информации об успеваемости в обучении; встреча куратора с первокурсниками для формирования мотивации на совместную работу; анализ полученной информации.

Диагностическая деятельность. Исследование особенностей социального статуса с помощью разнообразных методов диагностики; выделение проблемных студентов. В процессе изучения неблагоприятного социального статуса юношей в группе выявляются интересы и потребности, трудности и проблемы, конфликтные ситуации, отклонения в поведении. Поэтому в методическом багаже куратора значительное место занимают диагностические методики: тесты, опросники, анкеты и др. К ним относятся: методика исследования самооценки (Дембо-Рубинштейн), тест на социометрию (Дж. Морено), методика изучения мотивации обучения в вузе Т. И. Ильиной, методика «Изучение мотивов учебной деятельности студентов» А. А. Реан, В. А. Якунин и. т.д.

Основная задача психодиагностики — дать информацию об индивидуально-психических особенностях студентов, которая была бы полезна им самим и тем, кто с ними работает, — преподавателям, родителям, деканатским сотрудникам [1, с.134]. Т. е. ответить на конкретный вопрос, выявить причину становление неблагоприятного социального статуса первокурсника, но при этом, диагностика причин — не самоцель для куратора, она всегда подчинена главной целью — разработке рекомендаций по преодолению трудностей. Д. Б. Эльконин подчеркивал. «Необходима специальная диагностика, направленная не на отбор участников, а на контроль за ходом их психологического развития с целью коррекции обнаруживаемых отклонений… Контроль за процессом развития должен быть особенно тщательным, чтобы исправление возможных отклонений в развитии начиналось возможно раньше» [2, с. 276]. Психодиагностика в образовательном учреждении должна быть тесно связана с педагогической проблематикой, в этом ее основной смысл.

По итогам наблюдения за студентами, бесед с преподавателями — предметниками, результатов диагностики, можно спланировать коррекционную работу со студентами имеющими низкий социальный статус. Коррекционное направление работы куратора — одно из наиболее сложных, оно требует специальной психологической подготовки специалиста-практика.

При коррекционной работе с группой по оптимизации социального статуса первокурсников идеального подходит тренинговая работа.

Содержание работы куратора в соответствии с квалификационной характеристикой определяется ее педагогической направленностью. Это означает, что вся его профессиональная деятельность, по сути, представляет собой комплекс мероприятий по воспитанию, образованию, развитию и социальной защите личности студентов в высших общеобразовательных учреждениях.

Таким образом, в условиях ВУЗа куратор осуществляет работу по изменению неблагоприятного социального статуса первокурсника в группе в русле диагностической, тренинговой, просветительской, профилактической и консультативной работы. Данная работа предполагает изучение психолого-педагогические особенностей личности студентов и её микросреды, условий жизни, выявлении интересов и потребностей, трудностей и проблем; оказание социальной помощи и поддержки первокурсникам; реализации прав и свобод студентов; создании комфортной и безопасной обстановки, обеспечении охраны их жизни и здоровья. При этом работа с первокурсниками с неблагоприятным социальным статусом должна вестись в рамках вузовской системы социально-педагогической помощи студентам и родителям, потому что куратор в одиночку не сможет сделать того, что можно сделать в союзе с родителями, психологом, деканатом и всем преподавательским коллективом.

 

Литература:

 

1.                  Бурлачук Л. Ф. Психодиагностика: Учебник для вузов. — СПб. Питер, 2006. — 351 с.

2.                  Калягин В. А. Логопсихология: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / В. А. Калягин, Т. С. Овчинникова. — М.: Академия, 2006. — 320 с.

3.                  Педагогика и психология высшей школы: учебное пособие / ответственный редактор М. В. Буланова-Топорков. — Ростов н/д:Феникс, 2002. — 544 с.

4.                  Социология молодежи: Учебник / Под ред. д-ра социол. наук, проф., чл. -корр. РАН В. Н. Кузнецова. — М.: Гардарики, 2005. — 335 с.

5.                  Шептенко П. А., Воронина Г. А. Методика и технология работы социального педагога: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Под ред. В. А. Сластенина. — М.: Издательский центр «Академия», 2001. — 208с.

Основные термины (генерируются автоматически): неблагоприятный социальный статус, группа, куратор, студент, первокурсник, работа, обеспечение охраны, преподавательский состав, родитель, безопасная обстановка.


Ключевые слова

адаптация, взаимодействие, социализация, студент, куратор, первокурсник, студенческая группа, неблагоприятный социальный статус

Похожие статьи

Формирование социально-психологической компетентности младшего школьника

В статье рассматривается понятие социально-психологическая компетентность как важнейший психологический компонент культуры и коммуникации младшего школьника, который изучался отечественными психологами. А также раскрывается проблема социализации в ко...

Оценка эффективности мотивации персонала организации

Статья посвящена оценке эффективности способов мотивации персонала в организации. Рассматривается возможность оценки результатов рабочей деятельности персонала, полученных организацией с использованием имеющихся трудовых ресурсов, с помощью которых м...

Взаимосвязь временных перспектив студентов с профессиональной мотивацией

Данная статья посвящена исследованию связи между отношением студентов к временному континууму с учетом собственных представлений об их «прошлом», «настоящем» и «будущем» и профессиональной мотивацией к дальнейшей деятельности по выбранному в учебном ...

Особенности мотивации студентов технического вуза к получению знаний в области физики

В данной работе нами рассмотрены направленность и уровень учебной мотивации студентов при изучении одной из важных дисциплин в технических университетах — физики, которая является универсальным языком для моделирования, описания и изучения предметног...

Психолого-педагогические условия адаптации студентов-первокурсников юридической академии к учебному процессу средствами кинезиологии

В статье исследуются особенности адаптации студентов к учебному процессу в вузе на начальных этапах обучения, возможности психотерапевтической и образовательной кинезиологии в создании условий эффективной адаптации студентов-первокурсников к учебному...

Исследование психологических проблем у студентов-педагогов в условиях пандемии

В данной статье описываются результаты исследования, связанного с выявлением психологических проблем у студентов педагогического вуза в связи с самоизоляцией и переходом на дистанционную форму обучения из-за пандемии. В статье представлены позитивные...

Особенности и трудности адаптации первокурсников в учреждениях среднего профессионального обучения

Статья посвящена обсуждению особенностям и трудностям адаптации студентов первокурсников к условиям обучения в учреждениях среднего профессионального образования. В ней отдельно рассматривается проблема приспособления студентов-первокурсников к среде...

Дистанционное обучение: плюсы и минусы

В статье показаны отличия дистанционного обучения от традиционного. Выделены проблемы, решаемые обучающимися и преподавателями в дистанционном обучении. Показано, что эффективность дистанционного обучения определяется использованием педагогических те...

Социальная работа в сфере организации досуговой деятельности детей

Досуг традиционно представляет собой одну из важнейших сфер жизнедеятельности детей. Свободное время является одним из важных компонентов формирования индивидуальности молодого человека. В данной статье рассматривается теоретический анализ досуговой ...

Интеграция детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) в общеобразовательных учреждениях

Статья несёт в себе информацию о том, что такое «интеграция», особенности обучения детей с ограниченными возможностями здоровья в общеобразовательных учреждениях, как будут использоваться игры и методы, помогающие развивать детям коммуникативные навы...

Похожие статьи

Формирование социально-психологической компетентности младшего школьника

В статье рассматривается понятие социально-психологическая компетентность как важнейший психологический компонент культуры и коммуникации младшего школьника, который изучался отечественными психологами. А также раскрывается проблема социализации в ко...

Оценка эффективности мотивации персонала организации

Статья посвящена оценке эффективности способов мотивации персонала в организации. Рассматривается возможность оценки результатов рабочей деятельности персонала, полученных организацией с использованием имеющихся трудовых ресурсов, с помощью которых м...

Взаимосвязь временных перспектив студентов с профессиональной мотивацией

Данная статья посвящена исследованию связи между отношением студентов к временному континууму с учетом собственных представлений об их «прошлом», «настоящем» и «будущем» и профессиональной мотивацией к дальнейшей деятельности по выбранному в учебном ...

Особенности мотивации студентов технического вуза к получению знаний в области физики

В данной работе нами рассмотрены направленность и уровень учебной мотивации студентов при изучении одной из важных дисциплин в технических университетах — физики, которая является универсальным языком для моделирования, описания и изучения предметног...

Психолого-педагогические условия адаптации студентов-первокурсников юридической академии к учебному процессу средствами кинезиологии

В статье исследуются особенности адаптации студентов к учебному процессу в вузе на начальных этапах обучения, возможности психотерапевтической и образовательной кинезиологии в создании условий эффективной адаптации студентов-первокурсников к учебному...

Исследование психологических проблем у студентов-педагогов в условиях пандемии

В данной статье описываются результаты исследования, связанного с выявлением психологических проблем у студентов педагогического вуза в связи с самоизоляцией и переходом на дистанционную форму обучения из-за пандемии. В статье представлены позитивные...

Особенности и трудности адаптации первокурсников в учреждениях среднего профессионального обучения

Статья посвящена обсуждению особенностям и трудностям адаптации студентов первокурсников к условиям обучения в учреждениях среднего профессионального образования. В ней отдельно рассматривается проблема приспособления студентов-первокурсников к среде...

Дистанционное обучение: плюсы и минусы

В статье показаны отличия дистанционного обучения от традиционного. Выделены проблемы, решаемые обучающимися и преподавателями в дистанционном обучении. Показано, что эффективность дистанционного обучения определяется использованием педагогических те...

Социальная работа в сфере организации досуговой деятельности детей

Досуг традиционно представляет собой одну из важнейших сфер жизнедеятельности детей. Свободное время является одним из важных компонентов формирования индивидуальности молодого человека. В данной статье рассматривается теоретический анализ досуговой ...

Интеграция детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) в общеобразовательных учреждениях

Статья несёт в себе информацию о том, что такое «интеграция», особенности обучения детей с ограниченными возможностями здоровья в общеобразовательных учреждениях, как будут использоваться игры и методы, помогающие развивать детям коммуникативные навы...

Задать вопрос