Статья посвящена обсуждению условий, способствующих эффективной организации межличностного взаимодействия студентов группы. Так же в статье рассматривается влияние куратора и старосты на межличностное общение студентов группы. В статье описаны проблемы межличностного взаимодействия, с которыми может столкнуться группа.
Ключевые слова: социально-педагогические условия, студенческая группа, общение, межличностное взаимодействие, социальные роли, куратор.
В «Толковом словаре русского языка» С. И. Ожегова и Н. Ю. Шведовой понятие социально-педагогические условия определяется следующим образом: «Условие, обстоятельство от которого что-либо зависит, обстановка, в которой происходит что-либо». Термин «условие» выражает отношение предмета к окружающим его явлениям, без которых он существовать не может. Сам предмет выступает как нечто обусловленное, а условия — как относительно внешнее предмету многообразие объективного мира. В отличие от причины, непосредственно порождающей то или иное явление или процесс, условие составляет ту среду, обстановку, в которой последние возникают, существуют и развиваются. Люди могут создать благоприятные и устранять неблагоприятные условия своей деятельности [5, с.345].
Социально-педагогические условия в современной науке в обобщенном виде определяются как «внешние обстоятельства, факторы, оказывающие существенное влияние на протекание педагогического процесса, в той или иной мере сознательно сконструированные педагогом, интенционально предполагающие, но не гарантирующие определенный результат процесса» (Н. М. Борытко) [1, с.132].; «сопутствующие фактору педагогические обстоятельства, которые способствуют (или противодействуют) проявлению педагогических закономерностей, обусловленных действием факторов» (М. И. Ерецкий) [3, с.78].
На эффективность межличностного взаимодействия в студенческой группе влияют разные условия: социально-педагогические условия разных уровней: общие социально-педагогические условия (социальные, культурные, этнические) и специфические социально-педагогические условия (моральный климат в студенческой группе; состояние коммуникативной сферы в целом на факультете, состояние ценностно-мотивационной сферы, направленность информационной и культурной среды; организационно-педагогические условия и др.).
К общим социально-педагогическим условиям обеспечения оптимизации межличностного взаимодействия в группе относятся:
- гуманизация воспитательной среды;
- наличие культурных ценностей у студентов,
- организация толерантного отношения друг к другу.
К специфическим социально-педагогическим условиям относятся:
- надежное управление компонентами системы межличностных взаимодействий;
- организация положительного общения с учетом этнических ценностей воспитуемых и социального происхождения.
Среди множества факторов — экономических, политических, культурных и т. д. — высоко значимой для построения и развития межличностных отношений студентов выступает среда, формируемая в рамках вуза [2, с.71].
Образовательная среда включает в себя ряд структурных единиц, оказывающих влияние на личность. В интерпретации Г. А. Ковалева она состоит:
1. физическое окружение (архитектура здания вуза, размеры, находящихся в нем учебных помещений и т. д.);
2. человеческие факторы (личностные, статусно-ролевые, возрастные, национальные и иные особенности обучающихся);
3. программы обучения (стиль преподавания, особенности контроля и оценки и т. д.) [4, с.53].
Именно в студенческой академической группе происходит интенсивное формирование личности будущего специалиста. Поэтому сильное социализирующее воздействие на личность студента оказывает сама студенческая среда в которой он находится длительное время (бакалавры- 4 года, студенты, обучающиеся на специалитете — 5 лет), и в частности, межличностное взаимодействие между всеми членами группы, куратором, преподавательским составом и деканатскими сотрудниками.
В студенческой группе (очной формы обучения), существует однородность возрастного состава (разница в возрасте обычно не превышает четырех лет), сходство интересов, возрастные особенности, все это способствует сплочению группы. Но у всех студентов имеются различные цели и мотивы обучения. К тому же к концу I семестра 1 курса обучения студенты делятся на неформальные группы по интересам и предпочтениям на микрогруппы (по 2–4 человека), где им комфортно общаться и взаимодействовать.
Межличностное взаимодействие студентов формальной группы может иметь положительную динамику при регулярном проведении в группе неформальных мероприятий (проведение Дня именинника, чаепитие по праздничным датам, участие в волонтерской деятельности…). Основоположником такого неформального общения должен быть куратор, который к концу 1 курса постепенно готовит для осуществления этой деятельности старосту группы.
Куратор — преподаватель факультета, назначенный деканатом для исполнения административных функций, координации учебно-воспитательной работы.
Куратор группы должен быть заинтересован в том, что бы группа была сплоченной и могла продуктивно взаимодействовать как внутри себя так и с другими группами. Отношение куратора к группе проявляется в эмоциональной заинтересованности делами группы и жизнью каждого отдельного члена, общительности, позитивном эмоциональном принятии группы.
Для куратора и студентов группы положительным может являться тот момент, что куратор, как преподаватель может вести в своей группе занятия. Это дат возможность куратору узнать нюансы взаимодействия и общения в группе на занятиях и переменах. К тому же он лучше узнает способности и черты личности своих студентов.
Молодые кураторы, не имеющие опыта кураторства, часто сталкиваются с проблемой, где они не имеют авторитета у своих студентов. Что бы положительно расположить к себе студентов группы, он начинает неосознанно воспроизводить панибратские отношения с группой. Что в дальнейшем приводит к нежелательным последствиям (на старосту ложится еще и роль куратора, куратор полностью теряет авторитет, студенты начинают так же относится к другим преподавателям и сотрудникам деканата…).
Некоторые кураторы достаточно формально могут относиться к своей должности и не проявляют должный интерес к положению дел в группе и членам группы. В этом случае межличностное взаимодействие в группе опять будет зависеть во многом от старосты группы.
Особое значение в развитии межличностного общения в группе отводится старосте.
Староста академической группы — студент из числа обучаемых в группе, выбранный группой для исполнения общественных и административных функций и наделенный в этих целях правами и обязанностями. Староста — формальная глава группы, выполняющая большое количество обязанностей (контролировать соблюдение в группе учебной дисциплины, правил внутреннего распорядка; взаимодействовать с деканатом, куратором учебной группы, представителями студенческих общественных организаций в целях улучшения учебной, научной и общественной жизни студентов группы….). Одной из обязанностей старосты является приложение всех усилий для формирования здорового межличностного климата в студенческом коллективе.
Староста должна иметь положительные черты, чтобы иметь авторитет у всех членов группы (быть исполнительной, добросовестной, инициативной, активной…). А так же своим примером она должна показывать доброжелательное отношение ко всем членам группы.
Однако бывает, что староста не справляется со своими обязанностями (не полностью доносит важную информацию до группы, не может организовать группу, не имеет авторитета группы, не обладает лидерскими способностями…), тогда возможно переизбрание на эту должность другого члена группы. Это решение должно быть коллективным и объективным. Поэтому одним из важных условий межличностного общения членов группы будет наличие тщательно подобранной старосты, которая бы исполняла свои обязанности на протяжении всего времени обучения.
Межличностное взаимодействие и общение в группе зависит так же, от общего социального микроклимата в группе. Уже в первый месяц обучения на первом курсе студенты начинают брать на себя какие-либо социальные роли: «звезд», «отличников», «ботаников», «агрессоров», «критиков», «серых мышек» и т. д. А уже к концу первого курса социометрия группы носит достаточно устойчивый характер. Если все студенты заняли те роли, на которые претендовали, если нет переизбытка студентов занимающих роли «агрессоров», «критиков», «отверженных»…, то в группе могут быть достаточно благоприятные межличностные отношения.
По данным Е. Е. Сапоговой: «общение со сверстниками в студенческом возрасте продолжает выступать средством усвоения молодыми людьми статусов и ролей, отработки коммуникативных навыков и стилей общения в новой социальной среде. Важно также и то, что данное общение выступает разновидностью эмоционального контакта, способствующей осознанию группой своей принадлежности, автономия, эмоционального благополучия и устойчивости» [2, с.70]. Поэтому характер и качество межличностного взаимодействия и общения студентов во многом определяется уровнем развития студенческой группы. Конечно, при взрослении студентов, смене их увлечений, вступлении в брак, трудоустройстве, будет меняться взаимоотношение в группе. Например, при трудоустройстве или рождении ребенка, студенты могут «выпасть» из жизнедеятельности группы и утратить свою социальную роль. Поэтому к концу обучения в институте группа делится на тех, кто ходит регулярно учится и получает качественные профессиональные знания, и на тех, кто по каким-либо причинам ходят учиться эпизодически и обучение уже для них уходит «на второй план», к ним относятся работающие студенты, студенты имеющие собственные семьи и детей, студенты, получающие еще одно образование. Это может привести к раздроблению группы.
Таким образом, становление личности студента происходит в академической группе, которая имеет свои особенности взаимодействия и общения. Характер и уровень развития межличностного взаимодействия зависит от личностных качеств и заинтересованности группой куратора и старосты. А так же зависит от того, как и какие социальные роли в группе заняли первокурсники. В академических группах, которые достигли в своем развитии уровня коллектива, существуют благоприятные условия для формирования у студентов положительных качеств личности, необходимых современному специалисту.
Литература:
1. Борытко Н. М. В пространстве воспитательной деятельности: монография. — Волгоград: Перемена, 2001. — 181 с.
2. Данилова Е. Л. Особенности межличностных отношений в студенческой группе / Е. Л. Данилова // Актуальные вопросы современной психологии: материалы II междунар. науч. конф. (г. Челябинск, февраль 2013 г.). Челябинск: Два комсомольца, 2013. — С. 70–72.
3. Ерецкий М. И. Совершенствование обучению в техникуме: учебно-методическое пособие. — М.: Высшая школа, 1987. — 98 с.
4. Ковалев А. Г. Коллектив и социально-психологические проблемы руководства. — М., Просвещение, 2001. — с. 152
5. Ожегов С. И.; Шведова Н. Ю.: Толковый словарь русского языка. — издание 4-е, доп.– М.: ИТИ Технологии, 2006. — с 944 с.