В статье анализируется коллективно-групповая жизнедеятельность студентов как основа формирования их профессиональной мотивации. Рассматриваются задачи администрации и преподавателей, а также права и обязанности студентов в аспекте решения обозначенной проблемы. Представлен проект сотрудничества, направленный на формирование профессиональной мотивации обучающихся.
Ключевые слова: коллективно-групповая жизнедеятельность студентов, формирование профессиональной мотивации, проект сотрудничества.
Каждый студенческий коллектив первоначально создается из абитуриентов, отличающихся полом, иногда возрастом, образованием, привычками, интересами и другими признаками.
Задача администрации, руководства, преподавателей, а, главное — самих студентов Ассоциации «Университетский учебный комплекс» Пензенского государственного университета архитектуры и строительства, — сформировать дружный, работоспособный, сплоченный коллектив, задачей членов которого является не только усвоение знаний, умений, навыков, но и формирование профессиональной мотивации. Студенческий коллектив, как никакая другая общность, способен поддержать и развить потребность, интерес студента в получении выбранной профессии, процесс формирования которых был начат еще в школе, гимназии или колледже Ассоциации.
Жизнедеятельность каждого студента Пензенского государственного университета архитектуры и строительства, следовательно — и всего студенческого коллектива, выражена в обязанностях и правах студентов [1, с.12]:
Студенты университета обязаны:
- систематически и глубоко овладевать теоретическими знаниями и практическими навыками по избранной специальности;
- повышать научный и культурный уровень, активно участвовать в общественной жизни коллектива университета;
- приобретать навыки организации воспитательной работы;
- посещать учебные занятия и выполнять в установленные сроки все виды заданий, предусмотренные учебным планом и программами;
- нетерпимо относиться к недостаткам, занимать активную жизненную позицию;
- выполнять правила внутреннего распорядка университета и студенческого общежития;
- участвовать в пропаганде научных знаний, а также в общественных мероприятиях, проводимых университетом среди населения.
Однако, жизнедеятельность любого коллектива во многом определяется характером взаимоотношений между его членами, авторитета руководителя и других факторов. Большое влияние на характер взаимоотношений оказывают неофициальные, неформальные отношения, которые не закреплены в распоряжениях, или должностных инструкциях.
На всех этапах обучения в Ассоциации «Университетский учебный комплекс» школьник и студент находится в непрерывном взаимодействии с преподавателем, человеком, имеющим высокий авторитет, теоретические знания и практические навыки деятельности. Эти двойные связи начинаются с учителя учреждения общего образования УУК и заканчиваются профессором выпускающей кафедры.
Помимо связи преподаватель-студент, директором Института экономики и менеджмента ПГУАС Резником С. Д. разработан проект сотрудничества студент-студент: включение первокурсника в орбиту дипломного исследования, то есть в сферу интересов студентов выпускного курса. Зачастую к работе привлекаются студенты других специальностей, которые способны оказать помощь в более детальной разработке проекта.
Данный проект опирается на учет взаимных интересов:
- первокурсника привлекает проявляемое к нему уважение, внимание, шефство со стороны дипломника, чувство сопричастности, возможность себя проявить на ранней стадии обучения, возможность сразу же включиться в изучение и разработку ключевых проблем своей специальности;
- дипломник получает для своей работы добросовестного помощника, получает дополнительную практику менеджерской работы с подчиненным и отчитывается за нее перед руководителем дипломного проекта [2, с. 10].
В процессе осуществления данного проекта в Пензенском государственном университете архитектуры и строительства происходит формирование, а затем и укрепление, студенческого коллектива не только в горизонтальном плане, но и в вертикальном: происходит общение, осуществляется совместная деятельность не только среди однокурсников, но и среди студентов разных курсов. Подобное сотрудничество делает студенческий коллектив более сплоченным. Взаимная помощь студентов разных специальностей позволяет укрепить связи между студенческими коллективами разных факультетов.
В учебных заведениях Ассоциации «Университетский учебный комплекс» учащийся становится не пассивным наблюдателем процесса образования, а его действенным членом студенческого коллектива. Примером этому является активное участие студентов в структурах студенческого самоуправления. В рамках данной программы действует проект «Институт студенческих лидеров», задачей которого является подготовка активного лидерского звена молодежи к практической деятельности.
Согласно программе функционирования, руководство Института студенческих лидеров ставит перед собой следующие конкретные задачи:
- разработка и создание самоуправляемой системы формирования, подготовки и самореализации студенческих лидеров;
- создание и постоянное поддерживание на высоком уровне благоприятного психологического климата в студенческом звене, укрепление горизонтальных и вертикальных связей между студентами разных курсов, групп и в самих группах, между студентами и преподавателями;
- создание организационных условий для формирования студенческих фирм по интересам, удовлетворяющих те или иные потребности общества;
- создание реальных практических бизнес-полигонов, позволяющих студентам отрабатывать навыки работы в «команде», а также навыки будущей практической менеджерской деятельности.
В данной программе участвуют студенты разных курсов, что обеспечивает преемственность подготовки лидерского звена.
Подготовительным этапом для вступления в состав Института студенческих лидеров можно рассматривать Молодежный экономический лагерь (для детей 12–15 лет) и Академию лидерства и деловой карьеры (для школьников 15–17 лет).
Проект «Молодежный экономический лагерь» осуществляет интенсивную подготовку школьников к условиям современной практической экономической деятельности. Суть данного проекта состоит в том, что на базе оздоровительного лагеря создается миниатюрное государство — «Экономическая республика» со своим правительством, своей валютой, своим банком, с фондовой биржей, налоговой инспекцией и другими субъектами рынка. Помимо сообщения участникам определенных знаний из области экономики, развития качеств, необходимых будущему экономисту, менеджеру, предпринимателю, происходит становление нового коллектива на базе общего интереса к экономике. В 1999 году данный проект был признан лучшим молодежным экономическим лагерем России.
Пензенская академия лидерства и деловой карьеры, созданная в 1990 году, осуществляет обучение около 200 школьников из сорока средних школ города Пензы и районов области. Учащиеся изучают курсы по теории и практике управления, экономической теории и предпринимательству, юридические науки, а также широкий спектр проблем культуры жизнедеятельности: деловое общение, журналистику, политологию, социологию, психологию, историю культуры, иностранные языки, работу на персональных компьютерах, издают газету «Юный менеджер».
Институт студенческих лидеров включает пять основных направлений развития лидерской деятельности студентов. Например, факультет делового администрирования объединяет: совет старост, союз молодежи, профсоюзный актив, совет общежития.
Факультет менеджмента в науке и бизнесе включает такие студенческие объединения: научно-производственный отряд «Менеджер», Студенты в бизнесе. Молодежный экономический лагерь, молодежный компьютерный центр, молодежный социологический центр, группа рейтинговой оценки практической подготовки студентов в течение всего периода обучения в вузе, клуб выпускников Института экономики и менеджмента, фирму «Технология карьеры».
Факультет менеджмента в культуре охватывает: художественный совет, совет КВН, директоров студенческих мероприятий и конкурсов (День Института, День посвящения в студенты, «Студенческая весна», «Алло, мы ищем таланты», выпускной бал и др.), группу художественного оформления и группу имиджа студентов.
Факультет менеджмента в журналистике — это группа по связям с общественностью (пресса, телевидение, радио, студенты других вузов), редколлегия нашей студенческой газеты «Менеджер», литературная группа, группа видео и фотоподдержки.
Факультет экономики и менеджмента в спорте занимается подготовкой команд по футболу, волейболу, легкой атлетике и другим видам спорта, а также спецгруппу по обеспечению порядка и безопасностина культурно-массовых мероприятиях.
Отдельные спортивные группы возглавляют капитаны сборных команд.
Состав участников студенческих фирм подбирают сами студенты-менеджеры этих фирм. Подбирают таким образом, чтобы в фирму входили студенты различных курсов. Тем самым сразу же закладываются условия для будущей ротации и преемственности студенческих менеджеров.
Деятельность студенческих фирм организуется на основе разработанных самими студентами — участниками фирм положений, где сформулированы цели и задачи фирмы, формы ее работы, состав участников и формы контроля качества результатов деятельности. Каждая фирма на основе этих положений разработала и реализует конкретный план своей практической деятельности.
Накапливаемый студентами практический опыт учитывается в течение всего периода обучения студента в вузе рейтинговой оценкой практической подготовки, отражается на экране и в перспективе — в персональной зачетной книжке практической подготовки студента [2, с. 13].
Подобное сотрудничество студентов на основе свободного волеизъявления, на основе интереса, а не требований со стороны руководства, способствует сплоченной жизнедеятельности студенческого коллектива.
Влияние на студента коллективов группы, курса, факультета, коллективов преподавателей и администрации Ассоциации происходит опосредованно, через конкретные формы и методы воздействий на, которые способствуют профессиональной мотивации студента и выражаются в его конкретных действиях (поведении, деятельности).
Таким образом, студенческий коллектив, как никакая другая общность, способен поддержать и развить потребность, интерес студента в получении выбранной профессии, процесс формирования которых был начат еще в школе, гимназии или колледже Ассоциации.
Литература:
1. Путеводитель по институту экономики и менеджмента: Справочник / Сост.: С. Д. Резник, И. А. Игошина, Н. А. Старостина; Под общ. ред. С. Д. Резника. — Пенза: ПГАСА, 2002. — 56 с.
2. Резник С. Д. Опыт непрерывной практической подготовки студентов, управления дипломным проектированием и трудоустройством выпускников в Институте экономики и менеджмента Пензенской ГАСА. — Пенза. — 2002. — 51 с.