Социальный статус подростка в коллективе сверстников | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 января, печатный экземпляр отправим 8 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Психология

Опубликовано в Молодой учёный №10 (114) май-2 2016 г.

Дата публикации: 06.05.2016

Статья просмотрена: 19001 раз

Библиографическое описание:

Зимина, М. А. Социальный статус подростка в коллективе сверстников / М. А. Зимина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 10 (114). — С. 1354-1357. — URL: https://moluch.ru/archive/114/29551/ (дата обращения: 23.12.2024).



В данной статье раскрывается проблема межличностных взаимоотношений среди подростков старшего школьного возраста. Аргументируется необходимость создания комфортной обстановки в коллективе подростков. Опытным путем выявлены социометрические статусы каждого члена коллектива, предложены рекомендации по установлению комфортной обстановки в коллективе подростков.

Ключевые слова: социометрическийстатус, статус, подросток, коллектив сверстников, межличностные взаимоотношения, общение, социальный статус.

Зависимость людей друг от друга ставит проблему человеческих взаимоотношений в самый центр жизни человека. Люди нуждаются в общении на каждом возрастном этапе, но именно в подростковом возрасте общение со сверстниками выходит на первый план и становится источником развития. Начиная с раннего возраста, ребенок нуждается в общении со сверстниками и, чем старше он становится, тем больше эта потребность возрастает. В подростковом возрасте осуществляется переориентация с родителей на сверстников в большей степени равных себе по положению. Так называемая переориентация обязательно происходит, как бы она не протекала, хоть медленно или плавно, хоть скачкообразно.

Реализация личности подростка происходит в процессе межличностного общения. Для этого необходимыми условиями являются личная свобода и ответственность [2]. Подросток отстаивает свою свободу и ответственность как право стать взрослым. Часто принимает негативную позицию в отношении родителей.

В. Н. Мясищев дает определение понятию «отношения», как системе избирательных, сознательных, а так же индивидуальных связей личности с внешним миром. Отношения включают в себя:

− оценка и познание людьми друг друга;

− аттрактивность (симпатия);

− взаимодействие и поведение (в частности, ролевое).

Проблема взаимоотношений в малой группе анализируется в трудах отечественных и зарубежных исследователей таких как, В. Н. Мясищев, В. М. Бехтерев, Н. И. Обозов, Б. Г. Ананьев, Дж. Морено, У. Самнер и т. д.

Отношения со сверстниками строятся как равноправные, с родителями же неравноправные. Общение в кругу сверстников приносит пользу подростку в удовлетворении его потребностей, интересов [1]. Он отдаляется от семьи, больше находится со сверстниками. Условия психологического климата в коллективе подростков обуславливает приемлемый уровень межличностных отношений.

Целью нашего исследования было изучение социального статуса подростка в коллективе сверстников. Базой нашего исследования послужила МБОУ Мурзицкая школа, Кулебакского района Нижегородской области. Респондентами выступили учащиеся 9 класса (14–16 лет) в количестве 15 человек, из них 5 мальчиков и 10 девочек.

Для оценки межличностных взаимоотношений среди подростков в коллективе нами была проведена методика «Социометрия», которая разработана Дж. Морено [3]. Целью методики является выявление так называемых «социометрических статусов» учащихся.

Статус в психологии рассматривается, как положение человека в коллективе, определяющий его обязанности, права и преимущества в глазах отдельных членов группы [2]. Он обусловлен различными факторами, например: мнения группы о личности, успешность в наиболее важных видах деятельности, так же важны и сами качества личности и особенности поведения. По полученным данным можно построить социограмму — схематическое изображение реакции испытуемых друг на друга, на которой будет наглядно изображено занимаемое положение каждого ребенка в классе.

Результаты нашего исследования показали:

Рис. 1. Результаты исследования социометрического статуса на личностные отношения по методике «Социометрия» Дж. Морено

Нами так же был выявлен социометрический статус учащихся в деловых отношениях, то есть учебных. По результатам исследования, количество взаимных выборов составило 0, что свидетельствует о том, что между учащимися совсем не налажены деловые отношения, и они не могут полагаться на помощь одноклассников в учебной деятельности.

Социограмма позволяет произвести сравнительный анализ структуры взаимоотношений в группе в пространстве на некоторой плоскости («щите») с помощью специальных знаков:

– мальчики;

– девочки;

– тот, кого выбирают;

– тот, кто выбирает;

– взаимный положительный выбор;

– взаимный отрицательный выбор.

Рис. 2. Социограмма «мишень» по методике «Социометрия» Дж. Морено

Количество взаимных выборов составило 10, что свидетельствует о нормальных взаимоотношениях в коллективе. Среднее число полученных выборов одним испытуемым: 3.

Исходя из полученных данных, можно сделать вывод о том, что в коллективе имеются следующие роли:

− «Звезда» — Артем (3) и Даниил (6). Они притягивают к себе других людей, «ведут» за собой других учащихся, т. е. являются лидерами; они жизнерадостные, дружелюбные, с другими не конфликтуют, отзывчивые.

− «Предпочитаемые» – Алена (1), Варя (4), Катя (7), Люба (8), Оля (11), Паша (12), Сережа (14). Данный социометрический статус является самым благоприятным. С этими людьми хотят общаться, к ним тянутся другие, им комфортно в коллективе.

− «Пренебрегаемые» – Аня (2), Глеб (5), Настя (9), Олеся (10), Полина (13). Данный социометрический статус является менее благоприятным. В коллективе сверстников у них немного друзей, чаще всего 1 близкий друг.

− «Изолированные» – данный социометрический статус не присутствует в коллективе.

− «Отверженные» – Эля (15). Подростки, попавшие в группу «отверженных», часто являются не заметными в коллективе. Основываясь на наших наблюдениях и данных диагностики, можно сказать, что Эля замкнутая, неуверенная в себе, малообщительная.

Вероятнее всего подростки, попавшие в группу «Пренебрегаемые» малообщительны, если у них и есть друзья, то их крайне мало. Эля, попала в группы «отверженных» не просто так. Она не общительная, зажатая в себе, с ней практически никто не общается, она сама по себе. Возможно самой главной причиной является то, что она имеет физический недостаток (полнота). Другие ее отвергают только потому, что она не такая как все.

Таким образом, мы диагностировали, что у подростков в коллективе сверстников имеется различный социальный статус, в связи с этим следует дать рекомендации учителю для создания комфортной обстановки в коллективе подростков, которые помогут учащимся с низким социометрическим статусом наладить отношения с другими учащимися:

  1. Педагог должен создать комфортную обстановку в коллективе подростков, предоставив им некоторую свободу и самостоятельность.
  2. Также необходимо создать традиции и ценности коллектива, например, в конце каждой четверти дети пишут записки, где могут задавать любой вопрос, рассказать о наболевшем. Это может стать основой воспитательной работы с подростками.
  3. С обучающимися, попавшими в группу «отвергнутых», нужно вести специальную работу: постараться привлекать их к коллективной работе в классе, обязательно хвалить и поощрять в присутствии всех, давать им поручения, для того чтобы они проявляли себя.
  4. Педагог так же должен замечать не только большие успехи коллектива, но и маленькие, пусть даже незначительные.

Литература:

  1. Мухина В. С. Возрастная психология. Учебное пособие. — Ростов-на-Дону: «Феникс», 2010. — 295 с.
  2. Обозов Н. Н. Межличностные отношения. — Ленинград, 1979. — 172 с.
  3. Практическая психология образования; Учебное пособие 4-е изд. / Под редакцией И. В. Дубровиной — СПб.: Питер, 2004. — 592 с.
Основные термины (генерируются автоматически): коллектив подростков, коллектив сверстников, комфортная обстановка, подросток, статус, взаимоотношение, группа, друг, подростковый возраст, статус учащихся.


Похожие статьи

Проблема формирования межличностных отношений со сверстниками и взрослыми в старшем подростковом и юношеском возрасте (14–17 лет)

В статье представлен анализ проблемы формирования межличностных отношений старших подростков и юношества со сверстниками и взрослыми. Описана значимость межличностных отношений со сверстниками и взрослых для подростка и охарактеризовано их влияние на...

Формирование межличностных отношений детей с задержкой психического развития в процессе психолого-педагогического сопровождения

Данная статья раскрывает основные понятия, связанные с межличностными отношениями подростков, и рассказывает о путях их формирования. Представленный материл, представляет возможность в сжатой форме ознакомиться с основными способами формирования отно...

Проблема мотивации учебной деятельности у детей младшего подросткового возраста с девиантным поведением

В статье описывается теоретические аспекты влияния мотивации на учебную деятельность у детей с девиантным поведением обучающихся в среднем звене. Излагаются результаты исследования, направленные на выявление содержательных и структурных особенностей ...

Влияние феномена лидерства на формирование межличностных отношений в классном коллективе младших подростков

В статье затронуты проблемы организации работы педагога по развитию учени-ческого коллектива, исследуется феномен лидерства и его влияние на формирование межличностных отношений в школьном классе, изучаются социально-психологические аспекты развития ...

Особенности взаимоотношений в семьях с подростками, склонными к деструктивному поведению

В статье представлен анализ специальной литературы по проблеме взаимоотношений родителей и детей с деструктивным поведением. Обсуждаются вопросы распространенности деструктивного поведения в подростковом возрасте, роль взаимоотношений родителя и ребё...

Использование полифункциональной среды сенсорной комнаты в работе педагога-психолога с детьми раннего и младшего дошкольного возраста

В статье представлено обобщение практического опыта педагогов-психологов дошкольного образовательного учреждения. Материал посвящен организации развивающей и психокоррекционной работы с детьми раннего и младшего дошкольного возраста в условиях полифу...

Методика формирования познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста в опытно-экспериментальной деятельности

В данной статье раскрыта методика формирования познавательного интереса детей старшего дошкольного возраста в опытно-экспериментальной деятельности. Методика разработана на основе результатов изучения уровней познавательного интереса у старших дошкол...

Взаимодействие родителей и детей в подростковом возрасте

В статье рассматриваются вопросы взаимодействия родителей и детей в подростковом возрасте. Рассматриваются различные проблемы их взаимодействия. Важной задачей для развития подросткового и юношеского возраста является процесс перестройки детско-родит...

Понятие и типология детско-родительских отношений

В статье представлен анализ понятия «детско-родительские отношения». Представлена типология детско-родительских отношений. Проанализированы научные подходы к данному понятию. Охарактеризованы учебная мотивация, адаптация, учебная деятельность младшег...

Психолого-педагогические условия оптимизации межличностных отношений подростков со сверстниками

В статье исследуется проблема оптимизации межличностных отношений подростков со сверстниками в условиях современной школы. В данном исследовании нами предпри-нята попытка выделитьпсихолого-педагогические условия оптимизации межличностных отношений по...

Похожие статьи

Проблема формирования межличностных отношений со сверстниками и взрослыми в старшем подростковом и юношеском возрасте (14–17 лет)

В статье представлен анализ проблемы формирования межличностных отношений старших подростков и юношества со сверстниками и взрослыми. Описана значимость межличностных отношений со сверстниками и взрослых для подростка и охарактеризовано их влияние на...

Формирование межличностных отношений детей с задержкой психического развития в процессе психолого-педагогического сопровождения

Данная статья раскрывает основные понятия, связанные с межличностными отношениями подростков, и рассказывает о путях их формирования. Представленный материл, представляет возможность в сжатой форме ознакомиться с основными способами формирования отно...

Проблема мотивации учебной деятельности у детей младшего подросткового возраста с девиантным поведением

В статье описывается теоретические аспекты влияния мотивации на учебную деятельность у детей с девиантным поведением обучающихся в среднем звене. Излагаются результаты исследования, направленные на выявление содержательных и структурных особенностей ...

Влияние феномена лидерства на формирование межличностных отношений в классном коллективе младших подростков

В статье затронуты проблемы организации работы педагога по развитию учени-ческого коллектива, исследуется феномен лидерства и его влияние на формирование межличностных отношений в школьном классе, изучаются социально-психологические аспекты развития ...

Особенности взаимоотношений в семьях с подростками, склонными к деструктивному поведению

В статье представлен анализ специальной литературы по проблеме взаимоотношений родителей и детей с деструктивным поведением. Обсуждаются вопросы распространенности деструктивного поведения в подростковом возрасте, роль взаимоотношений родителя и ребё...

Использование полифункциональной среды сенсорной комнаты в работе педагога-психолога с детьми раннего и младшего дошкольного возраста

В статье представлено обобщение практического опыта педагогов-психологов дошкольного образовательного учреждения. Материал посвящен организации развивающей и психокоррекционной работы с детьми раннего и младшего дошкольного возраста в условиях полифу...

Методика формирования познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста в опытно-экспериментальной деятельности

В данной статье раскрыта методика формирования познавательного интереса детей старшего дошкольного возраста в опытно-экспериментальной деятельности. Методика разработана на основе результатов изучения уровней познавательного интереса у старших дошкол...

Взаимодействие родителей и детей в подростковом возрасте

В статье рассматриваются вопросы взаимодействия родителей и детей в подростковом возрасте. Рассматриваются различные проблемы их взаимодействия. Важной задачей для развития подросткового и юношеского возраста является процесс перестройки детско-родит...

Понятие и типология детско-родительских отношений

В статье представлен анализ понятия «детско-родительские отношения». Представлена типология детско-родительских отношений. Проанализированы научные подходы к данному понятию. Охарактеризованы учебная мотивация, адаптация, учебная деятельность младшег...

Психолого-педагогические условия оптимизации межличностных отношений подростков со сверстниками

В статье исследуется проблема оптимизации межличностных отношений подростков со сверстниками в условиях современной школы. В данном исследовании нами предпри-нята попытка выделитьпсихолого-педагогические условия оптимизации межличностных отношений по...

Задать вопрос