Особенности межличностных отношений подростков | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Психология

Опубликовано в Молодой учёный №20 (519) май 2024 г.

Дата публикации: 20.05.2024

Статья просмотрена: 69 раз

Библиографическое описание:

Патрахина, М. Г. Особенности межличностных отношений подростков / М. Г. Патрахина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2024. — № 20 (519). — С. 591-594. — URL: https://moluch.ru/archive/519/114355/ (дата обращения: 16.12.2024).



В отечественной социальной психологии понятие «коллектив» трактуется как высшая стадия развития организованной общности людей, которая обязательно направленна на достижение социально-значимых целей. Подчеркивается, что коллектив возникает и развивается в процессе совместной деятельности.

Так, Д. И. Фельдштейн дает следующее понятие коллективных отношений: коллективные отношения — это взаимная готовность субъектов к определенному типу взаимодействия. Готовность к взаимодействию сопровождается эмоциональными переживаниями: положительными, индифферентными, отрицательными [7].

Наиболее ярким и динамичным коллективов является подростковый. Это можно объяснить тем, что подростки находятся на границе между детской и взрослой жизнью. Душевный мир подростка Н. К. Крупская характеризовала психологией полуребенка-полувзрослого: в своем развитии он уже ушел от детей, но еще не пристал ко взрослым [5].

Подростковый коллектив — это особая социальная группа, объединяющая людей схожего возраста и социального статуса, связанных общими интересами, деятельностью и ценностями. Он играет важную роль в развитии личности подростка, становясь своеобразным мостом между детством и взрослостью. Коллектив оказывает влияние на такие аспекты развития подростка, как:

формирование социальной компетентности .

В коллективах происходит развитие коммуникативных навыков. Подростки учатся эффективно общаться, выражать свои мысли и чувства, слушать и понимать других. Также происходит усваивание различных социальных ролей, и развиваются навыки сотрудничества и конкуренции. Молодые люди учатся договариваться, разрешать конфликты, а также соревноваться и добиваться успеха, то есть учатся работать в команде.

формирование самосознания и идентичности.

В подростковых коллективах происходит формирование самоопределения, самоактуализация, самоутверждения и саморазвития. У молодых людей формируется свой взгляд на жизнь. В таких объединениях подросток пробует себя, пытается понять, в чем он уже силен, а в чем еще нет.

развитие нравственных ценностей.

Коллектив передает подросткам определенные нравственные ценности и нормы поведения, которые могут как соответствовать, так и противоречить ценностям семьи и общества.

эмоциональное развитие.

Коллектив может стать источником эмоциональной поддержки и помощи для подростка, особенно в трудных ситуациях. Также взаимодействие со сверстниками помогает подросткам лучше понимать чувства и эмоции других людей.

Важно отметить, что влияние подросткового коллектива может быть как позитивным, так и негативным. Позитивное влияние способствует развитию социальной компетентности, самосознания, нравственных ценностей и лидерских качеств. Однако, негативное влияние может привести к конформизму, групповому давлению, вовлечению в деструктивное поведение.

Как уже было сказано, подростковый коллектив, находясь на пересечении детства и взрослой жизни, обладает уникальными характеристиками, отличающими его от детских и взрослых групп. Детский коллектив, чаще всего складывающийся в рамках игровой деятельности, отличается большей спонтанностью и непосредственностью. Дети легко объединяются вокруг общих игр и забав, а их лидеры выделяются обычно физическими качествами или умением придумывать интересные занятия.

Взрослый коллектив, напротив, строится на основе общих целей, профессиональных интересов и социальных ролей. В нем преобладают формальные отношения, определенные должностными инструкциями и правилами поведения.

Подростковый же коллектив характеризуется поиском идентичности и самоутверждения. Ведущим мотивом поведения подростка является стремление найти свое место среди сверстников, отсутствие такой возможности очень часто приводит к социальной неадаптированности и правонарушениям [1]. Принадлежность к определенной компании дает возможность подростку определить свои ценности и взгляды. В подростковом коллективе большое значение имеют неформальные лидеры, которые обладают авторитетом благодаря личным качествам, умению общаться и влиять на других. Отношения в подростковом коллективе более эмоционально насыщенные и нестабильные, чем в детском или взрослом. Л. С. Выготской пишет, что коллективные отношения становятся для подростков основной потребностью и увлекает их до такой степени, что подростки не контролируют время и забывают об уроках и домашних обязанностях. В этот этап развития личности товарищи и друзья для подростка выступают не только для удовлетворения потребности общения, но и как поддерживающая сила и безопасное окружение [2].

В подростковом возрасте родители и учителя отодвигаются на второй план. И. С. Кон тоже говорит о том, что одна из главных тенденций подросткового возраста — переориентация общения с родителей, учителей и вообще старших на ровесников. По его мнению, такая переориентация может происходить медленно и постепенно или скачкообразно и бурно, она по-разному выражена в разных сферах деятельности, в которых престиж старших и сверстников неодинаков, но происходит она обязательно [3].

Данный период характеризуется высокой конфликтностью между подростком и взрослыми. Родители не понимают своего ребенка, ребенок не понимает родителей. Для подростка характерна позиция «Я-взрослый», гипертрофированная потребность в самостоятельности. Он ждет, чтобы родители, родственники, да и вообще взрослые начали относиться к нему как к равному человеку, чтобы все уважали его мысли, чувства, потребности, интересы, выбор и обязательно, чтобы взрослые считались с его мнением. После относительно спокойного младшего школьного возраста подростковый возраст кажется бурным и сложным. В подростковом возрасте стремление к самостоятельности и независимости выходит на первый план, проявляясь в желании освободиться от родительской опеки и контроля. Подростки начинают ставить под сомнение авторитет взрослых, а полное доверие, которое раньше существовало между ребенком и родителями, заменяется на более критическое отношение. Секреты и переживания теперь доверяются не родителям, а друзьям и сверстникам, которые становятся основным источником поддержки и понимания. Попытки родителей ограничить общение подростка с друзьями или негативные высказывания в их адрес встречают сопротивление и воспринимаются как покушение на свободу выбора и самостоятельность. Именно в кругу сверстников подросток получает возможность раскрыть свой потенциал, экспериментировать с различными социальными ролями и формировать свою идентичность. Стремление к свободе становится движущей силой, позволяющей подростку ощутить себя взрослым и самостоятельным [6].

Дружба в подростковом возрасте приобретает особую ценность, становясь источником эмоциональной поддержки и самоутверждения. Разрыв дружеских отношений или конфликты с друзьями переживаются подростками очень остро, вызывая чувство одиночества, растерянности и тревоги. Стремясь завоевать признание и симпатию сверстников, подростки готовы прилагать значительные усилия, работая над собой и развивая свои социальные навыки.

Этот период характеризуется повышенной чувствительностью к оценкам и мнениям окружающих, а отсутствие друзей или сложности в общении могут привести к снижению самооценки и развитию комплексов.

В подростковом возрасте, как уже было сказано, отношения усложняются. Ученые выделяют следующие виды отношений между сверстниками в подростковом возрасте:

  1. Интимные отношения. Подростки начинают формировать близкие дружеские отношения, основанные на взаимном понимании, поддержке и доверии. Важным аспектом таких отношений является способность к эмпатии и умение слушать друг друга.
  2. Конфликтные отношения . Подростки могут сталкиваться с конфликтами и противоречиями в отношениях со сверстниками. Это может быть вызвано различиями во взглядах, интересах, ценностях или личностных характеристиках.
  3. Идентификационные отношения . В процессе формирования личности подростки могут искать поддержку и одобрение у своих сверстников. Они стремятся найти свою группу, с которой им будет комфортно и легко себя идентифицировать.
  4. Конформистские отношения. Некоторые подростки могут стараться следовать общепринятым нормам и стандартам поведения в своей группе сверстников, чтобы быть принятыми и не выделяться из общей массы.
  5. Сопернические отношения . В подростковом возрасте могут возникать соревновательные отношения между сверстниками, связанные с желанием превзойти друг друга в различных аспектах, таких как успехи в учебе, спорте, искусстве и т. д.

С переходом от детства к подростковому возрасту, понятие дружбы претерпевает значительную трансформацию, приобретая более глубокий смысл и важность. Если для младших школьников дружба часто ассоциируется с совместными играми и развлечениями, то для подростков она становится источником эмоциональной поддержки, доверия и взаимопонимания. Друг превращается в верного товарища, готового выслушать, поддержать и помочь в трудной ситуации.

В этот период подростки начинают активно использовать невербальные средства коммуникации для выражения своих чувств и укрепления дружеских связей. Объятия, похлопывания по плечу, рукопожатия становятся важными ритуалами, символизирующими близость и доверие.

Подростковый возраст также характеризуется пробуждением романтического интереса к противоположному полу. Если в младшем школьном возрасте дети склонны дружить с представителями своего пола, то в подростковом возрасте компании становятся разнополыми, а первая влюбленность и романтические отношения становятся важной частью жизни многих подростков.

Однако вместе с углублением и усложнением отношений возникают и новые трудности. Различия во взглядах, интересах и ценностях могут приводить к конфликтам и недопониманию. Важно, чтобы подростки учились конструктивно разрешать конфликты, уважая мнение другого человека и стремясь к компромиссу. В противном случае, неразрешенные конфликты могут привести к агрессии, травле и социальной изоляции.

В зависимости от того, как долго существует подростковый коллектив со своими требованиями, нормами, правилами и чем глубже «включен» подросток в его деятельность и заинтересован в данной группе людей, тем больше зависит его эмоциональное благополучие от одобрения сверстников. И именно потребность в одобрении сверстников выступает ведущей силой, которая побуждает подростка придерживаться норм и правил коллектива. Подросток получает навыки сотрудничества и взаимодействия с другими субъектами общества, которые имеют свои особенности. Подростки дорожат своим коллективом, поэтому при нарушении норм и правил, санкции со стороны коллектива становятся действенными. Отмечается, что опыт сверстников также анализируется подростком и ведет его вперед. Чем больше у него будет чужого опыта, тем более социально адаптированным человеком он будет.

В каждом коллективе происходит распределение социальных ролей. Исследователь А. В. Мудрик выделил социальные роли, характер и способы общения, которые характеры для коллектива подростков [4].

Роль «лидеров» — это подростки, которые обладают авторитетом, умеют влиять на остальных, принимают решения и часто задают тон жизни коллектива. Лидерство может быть формальным (например, староста класса) или неформальным (подросток, которого уважают и к чьему мнению прислушиваются). Вокруг лидеров формируются подгруппы, объединяющие подростков с общими интересами, ценностями или социальным статусом. Это могут быть компании друзей, спортивные команды, музыкальные группы, группы по интересам (например, фанаты определенного сериала). Внутри подгрупп складываются свои микрокультуры со своими правилами, сленгом и ритуалами. Стоит отметить, что в 12–13 лет лидером среди сверстников в школе является тот, кто хорошо учиться и имеет положительный образ. А уже в 14–15 лет доминирует проявление собственной индивидуальности в коллективе и стремление признания в глазах сверстников.

Роль «отверженных» «аутсайдеров» это подростки, испытывающих трудности в общении и принятии группой. Подростки с такой социальной ролью отвергаются сверстниками и не воспринимаются всерьез, но с течением времени они могут интегрироваться в коллектив. Следует отметить, что при отсутствии «отверженного» в группе, быстро происходил распад коллектив [4].

Роль «шутов» — это подростки, разряжающих обстановку юмором.

Роль «интеллектуалов» , ценящихся за знания и эрудицию.

Ведя речь о подростковых коллективах, стоит отметить, что в таких объединениях часто используются жаргоны. К подростковым жаргонам относятся различные выражения, сленговые слова и фразы, которые часто используются подростками в повседневной речи. Эти жаргоны могут быть временными и изменчивыми, так как модные выражения и фразы быстро меняются среди подростков. Молодые люди используют эти выражения, чтобы подчеркнуть свою принадлежность к своей социальной группе, а также для установления контакта и общения с другими подростка

Жаргон — одна из форм самоутверждения, один из способов преодоления чувства социальной неполноценности.

Влияние сверстников на подростка — это сложный и многогранный процесс, который может иметь как позитивные, так и негативные последствия. Как было уже сказано, подростковый возраст — это период активного поиска себя и своего места в мире, и сверстники играют важную роль в этом процессе, помогая формировать ценности, убеждения и поведенческие модели.

Однако, не все подростковые коллективы оказывают положительное влияние. Подростки из неблагополучных семей или те, кто испытывает дефицит внимания и поддержки со стороны родителей, более склонны попадать под влияние асоциальных коллективов и «дурных компаний». В таких объединениях подростки могут сталкиваться с давлением сверстников, склоняющим к рискованному поведению, употреблению алкоголя и наркотиков, а также к совершению правонарушений.

В неполных семьях или семьях с конфликтными отношениями между родителями, подростки могут искать фигуру авторитета вне семьи, и такой фигурой может стать старший подросток или лидер асоциальной группы, который будет восприниматься как «заменитель отца».

Субкультуры, представляющие собой группы с общими интересами, ценностями и стилем жизни, также могут оказывать значительное влияние на подростков. Субкультуры могут быть различными — от музыкальных фанатов и геймеров до представителей различных молодежных движений. В рамках субкультуры подростки находят единомышленников, чувство принадлежности и возможность для самовыражения. Однако, некоторые субкультуры могут пропагандировать деструктивные ценности и поведение, что может негативно сказаться на развитии подростка.

Таким образом, подростковый коллектив — это не просто группа ребят одного возраста, а сложно организованная структура, где переплетаются различные роли, статусы и взаимоотношения.

Характер подростков в этот период отличается эмоциональной неустойчивостью, повышенной чувствительностью к оценке окружающих и стремлением к самостоятельности. Они испытывают потребность в самовыражении, противопоставляя себя взрослым и общепринятым нормам. Способы общения в подростковом коллективе также имеют свои особенности.

Отношения между участниками коллектива могут быть разнообразными: дружескими, конфликтными, соперническими, романтическими. Они постоянно меняются под влиянием различных факторов: возраста, интересов, личных качеств, ситуаций. Структура подросткового коллектива динамична и нестабильна. Лидеры могут меняться, подгруппы — распадаться и образовываться заново, аутсайдеры могут интегрироваться в коллектив или оставаться изолированными.

Подростки активно используют сленг, жесты и мимику для выражения своих эмоций и принадлежности к группе. Они могут быть резкими и категоричными в суждениях, склонными к конфликтам и спорам. В то же время, общение со сверстниками является для них важным источником эмоциональной поддержки, помощи и понимания.

Литература:

  1. Божович Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте — М.: Просвещение, 1968. — 464 с.
  2. Выготский Л. С. Проблемы общей психологии — М.: Педагогика, 2009. — 504 с.
  3. Кон И. С. Психология ранней юности — М.: Просвещение, 1989. — 260 с.
  4. Мудрик А. В. Социальная педагогика — М.: Академия, 2015. — 200 с.
  5. Подласый И. П. Педагогика: 100 вопросов — 100 ответов — М.: ВЛАДОС-пресс, 2004. — 365 с.
  6. Реан А. А. Психология человека от рождения до смерти. СПб.: Прайм-Еврознак, 2014. — 656 с.
  7. Фельдштейн Д. И. Психология современного подростка — М.: Педагогика-Пресс, 2009. — 243 с.
Основные термины (генерируются автоматически): подросток, подростковый возраст, подростковый коллектив, коллектив, отношение, сверстник, ценность, эмоциональная поддержка, взрослый, интерес.


Задать вопрос