В статье затронуты проблемы организации работы педагога по развитию ученического коллектива, исследуется феномен лидерства и его влияние на формирование межличностных отношений в школьном классе, изучаются социально-психологические аспекты развития коммуникативной компетентности обучающихся с выраженными лидерскими тенденциями личности.
Ключевые слова:феномен лидерства, межличностные отношения, выраженность лидерских тенденций в личности, формирование классного коллектива, младшие подростки, коммуникативная компетентность.
The article investigates the problem of the influence of the phenomenon of leadership on the formation of the school team. The investigation proved that the degree of development of communicative competence of the leader depends on the level of group cohesion and the state of the psychological climate in the school team.
Keywords: the phenomenon of leadership, interpersonal relations, the severity of leadership trends, the formation of a classroom team, teenagers, communicative competence.
Одним из ведущих направлений педагогической деятельности является воспитательная работа с классом обучающихся по формированию дружного коллектива, так как классный коллектив является средством организации совместной учебной деятельности школьников. Сплоченный классный коллектив — важное условие развития индивидуальности каждого ребенка. Известно, что учебный коллектив имеет двойственную структуру: с одной стороны, он является объектом и результатом сознательных целенаправленных воздействий педагогов, которые определяют многие его особенности (виды и характер деятельности, число членов, организационную структуру и т. д.); с другой стороны, учебный коллектив — это относительно самостоятельно развивающаяся организация, которая подчиняется особым социально-психологическим закономерностям.
Проблематикой детских коллективов в психологии занимались многие исследователи: П. П. Блонский, Е. А. Аркин, Н. И. Иорданский, А. П. Пинкевич, М. М. Пистрак. Свои идеи воплощали в практической деятельности в детских учреждениях С. М. Ривес, Н. М. Шульман, В. Н. Сорока-Росинский, С. Т. Шацкий. Особенно отметим А. С. Макаренко, который разработал и обосновал методы и принципы управления коллективом. Проблемами характеристики лидерской компетенции, педагогических условий для развития лидерских качеств занимались Т. Е. Вежевич, Т. Л. Хацкевич, Т. Е. Конникова, Х. Лийметц, Л. И. Новикова, А. Т. Куракин и др.
Проблема формирования классного коллектива и лидерства в ученическом коллективе и остаётся значимой и актуальной в настоящее время. Формирование межличностных отношений в классе — процесс педагогически управляемый, и важнейшим средством его осуществления является подробное изучение специфики и динамики симпатий, антипатий, лидерства и подчинения в детском коллективе. Для эффективной педагогической деятельности учителю необходимо четко представлять структуру межличностных отношений в классе школьников, чтобы позитивно влиять на психологический климат, на формирование и развитие сплоченного коллектива. Сплоченность коллектива является защитой коллектива от неблагоприятных воздействий социальной среды, критерием нравственности. Одним из условий эффективного формирования классного коллектива является совместная деятельность учащихся. Ведь коллектив создается, растет и крепнет только в процессе разнообразной совместной деятельности учащихся. Эта деятельность служит источником коллективных интересов, источником накопления морального опыта, делает жизнь коллектива содержательной и интересной. Где нет совместной работы, там нет необходимых условий для сплочения коллектива.
Наличие общей цели, определение путей ее достижения вызывает необходимость определения лидера. Ведущее качество, отличающее лидера — это стремление к власти, которое выражено у одних людей сильнее, у других — слабее. Однако не всегда личность с выраженными лидерскими чертами способна реализовать свой потенциал, например, заявить о себе в группе, взять на себя ответственность, повлиять на принятие решения. Каждому ребенку необходимы определенные знания, умения, компетенции, с помощью которых он сможет не только самоутвердиться, занять удовлетворяющее его положение в классном коллективе, но и активно реализовывать лидерские способности в учебной и внеучебной деятельности. У лидера должно быть развито чувство перспективы, страстность, убедительность, настойчивость, выдержка, терпение. Кроме того, лидер должен обладать высокой мотивацией, то есть устойчивым выраженным стремлением, желанием, готовностью стать лидером. Выше названные личностные качества составляют, на наш взгляд, основу коммуникативной компетентности личности.
При работе с классным коллективом необходимо учитывать психологические особенности подросткового возраста. Ведущий вид деятельности в этом возрасте интимно-личностное общение со сверстниками, которое является движущей силой развития важнейших психологических новообразований подростка. Известно, что в этом возрасте активно формируется самосознание, выражена потребность в самореализации, происходит активная «проба» своих возможностей и площадкой для самоутверждения становится классный коллектив. Для того чтобы влиться в коллектив, подростку необходимо проникнуться целями, задачами совместной деятельности, проявить свои способности. При отсутствии позитивных условий, неприятие подростка коллективом, непонимание, несовпадение ценностных ориентаций, при завышенном уровне притязаний и амбициозности, самоутверждение взрослеющей личности может принимать негативные формы и приводить к «протестному поведению», конфликтам.
С проблемой сложных межличностных отношений в классном коллективе, с трудностями управления и организации школьного класса мы столкнули в ходе педагогической практики в одной из школ города Арзамаса в марте 2014 года. В 5 классе — 32 человека. В данном классе было решено организовать исследование для решения проблем по формированию коллектива, для оптимизации межличностных отношений, с целью развития благоприятного психологического климата и повышения уровня групповой сплоченности.
На первом этапе исследования предположили, что психологический климат классного коллектива и уровень его сплоченности зависит от социометрического статуса членов группы с ярко выраженными лидерскими качествами. В качестве диагностического инструментария для изучения социально-психологических характеристик классного коллектива и отдельных его членов, применялись следующие методики: 1) Социометрия; 2) Тест «Диагностика лидерских способностей» (Е. Жариков, Е. Крушельницкий); 3) Карта-профиль психологического климата группы; 4) Методика Сишора-Ханина (выявление степени интеграции и уровня сплоченности.
Согласно результатам социометрического исследования в неформальной структуре класса выделяются 5 подгрупп — социометрические «звезды», предпочитаемые, принятые, изолированные, отвергнутые. Выявлено шесть «звезд», пять «отвергнутых» и два «изолированных», что вызывает затруднения в формировании позитивных межличностных отношений, острые и хронические конфликты между «звездами» и «отвергнутыми» членами классного коллектива.
В ходе анализа результатов диагностики уровня выраженности лидерских способностей обнаружили, что трое членов коллектива с ярко выраженными лидерскими тенденциями имеют статус «отвергнутых». У этих школьников выявлены трудности с реализацией лидерских качеств, диагностирована низкая коммуникативная компетентность, в связи с этим имеют место проблемы с самоутверждением в коллективе сверстников, что по законам возрастного развития в подростковом возрасте неизбежно приводит к «протестному поведению», конфликтам, снижению успеваемости.
Согласно карте-профилю психологического климата группы уровень эмпатийного общения в классе средний (общее количество баллов — 8). Это свидетельствует о наличии в данном коллективе нейтральной атмосферы, атмосферы безразличия. Уровень групповой сплоченности по результатам исследования — ниже среднего.
На втором этапе нашего исследования (март — октябрь 2014 г) была организована и проведена система занятий с элементами психологического тренинга с обучающимися, получившими социометрических статус «отверженных» и высокий балл по степени выраженности лидерских тенденций. Занятия были направленны на развитие лидерских способностей и навыков эффективного общения, на повышение личной мотивированности, устойчивого желания быть лидером, готовности принимать решения и брать на себя ответственность.
В ноябре 2014 года осуществлен третий этап исследования. В экспериментальном классе была проведена повторная диагностика психологического климата классного коллектива, уровня его сплоченности, вновь изучена социометрическая структура коллектива, а так же социометрический статус членов группы с ярко выраженными лидерскими качествами. Психодиагностический инструментарий был аналогичен первому этапу исследования.
Результаты социометрии обнаружили положительную динамику в социометрической структуре классного коллектива, а именно повышение статуса испытуемых, которые прежде попали в группу «отверженных». Они набрали значительно меньше отклонений и оказались в группе «принятых». Кроме того, выявлена положительная динамика в показателях уровня групповой сплоченности (средний уровень) и психологического климата группы (уровень выше среднего). Оптимизацию психологического климата и групповой сплоченности в классном коллективе мы связали с повышением коммуникативной компетентности «отвергнутых» школьников, появлением возможности реализации их лидерских способностей, у подростков исчезла необходимость самоутверждаться за счет негативистского и протестного поведения, что привело к нормализации межличностных отношений в классе, снижению остроты и частоты конфликтов между одноклассниками.
Таким образом, воспитательную работу по формированию школьного коллектива классному руководителю необходимо начинать с изучения социометрической структуры группы, динамики симпатий и антипатий школьников, выраженности лидерских качеств подростков и уровня социальной компетентности. Особое внимание необходимо уделять школьникам с ярко выраженными лидерскими тенденциями. Лидерские качества формируются в первую очередь в школе, поэтому очень важно для ребенка в этом возрасте воспитывать стремление быть успешным, стремление состояться в жизни. Лидерские способности, как определенный набор свойств, качеств, которые позволяют подростку изменить свой социальный статус очень важны и для группового, коллективного развития.
Из нашего опыта работы с данным классом можем рекомендовать учителю продумать постановку общей, социально значимой для всех членов коллектива цели, таких общих задач, которые требуют для своей реализации только слаженной коллективной деятельности. В процессе этой работы необходимо так формировать подгруппы, чтобы учащиеся со взаимовыборами оказались в разных командах. Полезно также устроить соревнование между группами, так как «здоровая» конкуренция усиливает чувство опасности, что способствует большему сплочению группы. Кроме того, подростки в этих условиях лучше смогут узнать друг друга, проявить свои способности и их представления друг о друге изменятся.
При организации коллективно-распределительной деятельности необходимо учитывать данные социометрии, количество социометрических звезд, чтобы потребности в лидерстве были удовлетворены у каждого школьника. В противном случае будут возникать конфликты и проблемы в формировании коллектива. С изолированными и отвергнутыми учащимися необходимо проведение целенаправленной систематической работы для выявления причин их социального отторжения, дополнительные индивидуальные и групповые занятия для развития коммуникативной компетентности, встречи с родителями.
Отметим, что проблемы организации работы педагога по развитию ученического коллектива, феномен лидерства и его влияние на формирование межличностных отношений младших подростков, социально-психологические аспекты развития коммуникативной компетентности, особенности взаимоотношений лидеров и классного руководителя, являются сложными и многоплановыми, поэтому мы считаем необходимым продолжение исследования ключевых аспектов вопроса.
Литература:
1. Агапова Н. В. Основы общей педагогики — Учебное пособие // [режим доступа] http://bookmeta.com (дата обращения — 2. 05. 2014)
2. Аникеева Н. П. Психологический климат в коллективе / Н. П. Аникеева-Изд. 2 — е — М.: Просвещение, 2000.-224 с.
3. Болдырев Н. И. Классный руководитель. — М.: «Просвещение», 1971.
4. Гордин Л. Ю. Организация классного коллектива. — М.: «Просвещение», 1984.-173 с.
5. Земцова Т. Классное руководство. Курс лекций // [режим доступа] http://tinread.usb.md (дата обращения — 6. 05. 2014)
6. Новикова, Л. И. Педагогика детского коллектива: Вопросы теории. — М.: Просвещение, 2000.-144 с.
7. Немов Р. С. Психология Учебное пособие для учащихся педагогических институтов и работников системы подготовки, повышения квалификации и переподготовки пед. кадров. — Изд. 2-е — Т.3. М.: Просвещение, 1999.-301 с.
8. Патрикеева Э. Г., Троицкая И. Ю. Подготовка студентов педагогического вуза к работе с трудными детьми и подростками [Текст] / Э. Г. Патрикеева, И. Ю. Троицкая // Сборник конференций НИЦ Социосфера.- 2013.- № 8.- С. 128–131.
9. Рожкова М. И. Классному руководителю. — М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 1999.-280 с.
10. Электронный ресурс [Режим доступа] — http://buynaksk1.dagschool.com (дата обращения 5. 05. 2014)
11. Электронный ресурс [Режим доступа] — http://www.borschool13.narod.ru (дата обращения 10. 05. 2014)