В настоящее время в образовательной сфере педагогу необходимо уметь решать следующие задачи: формирование ценностно-смыслового взаимодействия учащегося с другими людьми, умение построить диалог, решать коллективные проблемы с учетом нравственных норм и правил, уметь организовать бесконфликтное поведение учащихся. Формирование перечисленных умений, как составляющей универсальных учебных действий, требует подбора педагогических методов и средств с опорой на принципы, концептуальные идеи и позитивный опыт коллективного воспитания.
В социологии «коллектив» определен как группа людей с общими интересами и целями, чувством солидарности, самоопределением, решающая определенные производственные, общественные, политические и другие задачи [4].
В психологической энциклопедии определение понятия «коллектив» трактуется как «…общность людей, выделяемая из социального целого на основе определенных признаков: целей, общих интересов, устремлений, позволяющих как самим участникам, так и другим рассматривать подобное объединение в качестве коллективного образования…» [3].
Мы согласны с мнением С. М. Вишняковой, которая полагает, что ученический коллектив — это устойчивая организация обучающихся, с единой совместной целью, общественно-полезной деятельностью, органом самоуправления, связанная с другими учебными или производственными коллективами. Для сформированного ученического коллектива характерны такие качества, как ответственность, контактность, открытость, организованность, информированность [1, с. 432].
Ученический коллектив школы реализует следующие функции:
– объединения обучающихся по формальному признаку, например, возраст, образовательные цели;
– педагогического управления, решения педагогических задач;
– организации взаимодействие обучающихся;
– развития, самоутверждения, социализации личности [5, с. 2].
Эффективность управления ученическим коллективом зависит от того, учитывает ли педагог его особенности, возможности самоуправления. Управление ученическим коллективом производится через сбор информации об ученическом коллективе и входящих в него школьниках; через организацию адекватных его состоянию воздействий, призванных усовершенствовать коллектив и оптимизировать его влияние на личность каждого отдельного ученика [4, с. 199].
В целях модернизации управления ученическим коллективом младших школьников нами было проведено исследование. Цель исследования — выявить, теоретически обосновать и применить на практике эффективность методов управления развитием ученического коллектива на примере общеобразовательной школы. Время проведения — с 01.06.2018г. по 08.06.2018г. Объект исследования — МАОУ «Каскаринская СОШ» Тюменской области. Предмет исследования — методы управления развитием ученического коллектива. В качестве диагностического инструментария нами выбраны: мониторинг социально — психологического состояния ученического коллектива, оценка деятельности ученического коллектива.
Характеристика выборки. Для проведения исследования нами были выбраны дети младшего школьного возраста (1 «А» класс в количестве 15 человек и 1 «Б» класс в количестве 12 человек), по причине того, что у младших школьников проще организовывать коллектив, имея на руках данные по проблеме исследования, поэтому организация управлением такого коллектива будет более эффективной, чем у старших классов).
Таблица 1
Диагностический инструментарий
Методы получения информации |
Критерии |
Показатель |
Педагогические задачи |
Мониторинг социально — психологического состояния ученического коллектива |
Сплочение коллектива |
Сплоченность (разобщенность) членов коллектива |
Проведение мероприятий по сплочению членов коллектива Проведение мероприятий по созданию климата в коллективе Работа по «индивидуализации» коллектива |
Благоприятный социально-психологический климат коллектива |
Наличие (отсутствие) благоприятного социально — психологического климата |
||
«Индивидуальность» коллектива |
Наличие признаков «индивидуальности» коллектива |
||
Оценка деятельности коллектива |
Деятельность и ее результаты достижение цели; качественные и количественные характеристики индивидуального результата; вклад в общий итог класса; |
сложность, качество учебной деятельности; уровень достижения цели; оценки конкретного ученика по определенным предметам; участие в олимпиадах, соревнованиях, помощь в учебе однокласснику; |
Разработка мероприятий, направленных на повышение качества учебной деятельности Постановка достижимой цели Мониторинг успеваемости класса, индивидуальная или групповая работа по повышению оценок по проблемным предметам; Мотивация участников коллектива на «продвижение» класса в школе, через участие в соревнованиях, получение наград, участие в общественной жизни школы и класса |
Интерпретация результатов исследования. По итогам мониторинга социально — психологического состояния ученического коллектива нами были получены следующие результаты:
Таблица 2
Итоги мониторинга социально-психологического состояния ученического коллектива
Методы получения информации |
Критерии |
Показатель |
Степень соответствия |
Мониторинг социально — психологического состояния ученического коллектива |
Сплочение коллектива |
Сплоченность (разобщенность) членов коллектива |
В большей степени коллектив сплочен |
Благоприятный социально-психологический климат коллектива |
Наличие (отсутствие) благоприятного социально — психологического климата |
Имеется полу благоприятный социально — психологический климат |
|
«Индивидуальность» коллектива |
Наличие признаков «индивидуальности» коллектива |
Отсутствует |
Сплочение коллектива:вколлективе 1 «А» класса имеется 1 лидер мальчик и 2 лидера — девочки. Дети — лидеры не агрессивны, в классе отсутствует дробление на подгруппы все дети поддерживают друг с другом дружеские отношения, но не всегда хотят помочь однокласснику.
Наличие (отсутствие) благоприятного социально — психологического климата: на наш взгляд социальный климат в классе не совсем благоприятный, т. к. в нем имеются дети из не благополучных семей (3 человека), дети из благополучных семей, но с низкими финансовыми возможностями (4 человека), что отражается на внешнем виде детей, их манере общения, успеваемости.
Психологический климат положительный, но из минусов нами отмечено боязнь общения детей из группы «риска» (7 человек, указных выше) проявлять себя публично, показывать свою индивидуальность за счет социальных факторов. Отношение к ним в классе доброжелательное.
Наличие признаков «индивидуальности» коллектива: данные признаки отсутствуют. Мы считаем, что это происходит по причине того, что дети еще только начали учиться в школе, их педагоги не выявили, наличие сильных сторон класса (например, много спортсменов) и не смогли разработать направление индивидуализации.
По итогам оценки деятельности коллектива, нами получены следующие результаты:
Таблица 3
Оценка деятельности коллектива
Критерии оценки |
Результат |
Сложность, качество учебной деятельности |
Учебная деятельность для первоклассников является довольно сложной, по причине того, что это новый для них вид деятельности. Качество учебной деятельности соответствует современным требованиям и стандартам. |
Уровень достижения цели |
Уровень достижения целей обучения средний, т. к. не все дети стремятся получать хорошие оценки. |
Оценки конкретного ученика по определенным предметам |
Для примера, нами были выбраны результаты учебы Миши А., по итогам который мы выявили его успеваемость в гуманитарных предметах (русский язык, литература, оценки отлично); отставание в области физической культуры (оценки 3, и явное нежелание ребенка ей заниматься); точные науки составили средний класс (математика, здесь оценки колеблются от 3 до 4). Следовательно, учителю необходимо обратить внимание на развитие физического воспитания ученика, помочь ему «подтянуть» математику. |
Участие в олимпиадах, соревнованиях |
Дети пока еще в силу возраста не участвуют в подобных мероприятиях. Педагогу необходимо проводить подобные занятия хотя бы внутри класса. |
Помощь в учебе однокласснику |
Мной не было замечено стремление детей в помощи одноклассникам, как в учебе, так и в конфликтных ситуациях. Педагогу необходимо выявить причину такой пассивности и устранить. |
Для устранения выявленных недостатков мы предлагаем: повысить уровень благоприятного социально — психологического климата за счет совместной деятельности детей, взаимопомощи в учебе, поднятии самооценки детей из группы «риска»; развитии «индивидуальность» коллектива за счет выявления умений и навыков детей, проведения олимпиад внутри класса.
Литература:
1. Вишнякова С. М. Профессиональное образование. Словарь. Ключевые понятия, термины, актуальная лексика. — М.: НМЦ СПО, 2013. — 538 с.
2. Костихина Н. М. Педагогика физической культуры и спорта: учебник. — Омск: СибГУФК, 2013. — 296 с.
3. Психологическая энциклопедия // URL: URL: http://www. synonym-dictionary.info (дата обращения: 2.09.2018).
4. Социологический словарь // http://endic.ru. URL: http://endic.ru/sociology/Kollektiv-3233.html (дата обращения: 2.09.2018).
5. Фархшатова И. А. Воспитание ученического коллектива: результаты исследования // Интернет-журнал «Мир науки». — 2016. — № 2. — С. 1–9.