Карта социальных связей как инструмент куратора учебной группы
Автор: Соколова Ирина Николаевна
Рубрика: Спецвыпуск
Опубликовано в Образование и воспитание №3 (44) июнь 2023 г.
Дата публикации: 08.06.2023
Статья просмотрена: 254 раза
Библиографическое описание:
Соколова, И. Н. Карта социальных связей как инструмент куратора учебной группы / И. Н. Соколова. — Текст : непосредственный // Образование и воспитание. — 2023. — № 3.2 (44.2). — С. 109-115. — URL: https://moluch.ru/th/4/archive/251/8458/ (дата обращения: 16.12.2024).
Статья посвящена описанию сущности и перспективам использования метода построения карты социальных связей, позаимствованным из практики социальной работы в педагогике. Внимание к методу обусловлено необходимостью поиска работающих механизмов анализа социального окружения студентов с целью выявления внутренних и внешних ресурсов, позволяющих вовремя оказать необходимую помощь в трудной жизненной ситуации. В статье определяются сущность карты социальных связей, методика построения карты социальных связей. Автор выделяет и оценивает перспективы применения карты для педагогического сообщества, студентов, родителей, социума. Формулируется предложение о том, что метод построения карты социальных связей может быть использован не только в практике социальной работы, но и в педагогике как инструмент работы куратора учебной группы.
Ключевые слова: карта социальных связей студента, социальное окружение, куратор.
Кураторство — это наиболее важная часть системы учебно-воспитательной работы, помогающая осознать студентам правильность выбора профессии, способствующая самоопределению будущих специалистов.
Студенческая группа, с которой работает куратор — это молодежная «семья», где важную роль играют слои коллектива. Первый слой — это контакты между обучающимися, основанные на эмоциональной приемлемости или неприемлемости, второй слой — отношения опосредованные данный отношений совместной деятельностью, а третий — ядро, в котором развиваются отношения группы и принимаются единые цели групповой деятельности. Куратор связывает эти слои, задача которого, выступать в роли воспитателя, наставника, организатора и исполнителя педагогических дел на протяжении всего студенческого пути в колледже [1].
В основе деятельности куратора лежат информативные, организационные, коммуникативные, контролирующие и творческие функции. Информативная функция направлена на доведения до обучающихся всей необходимой информации по организации обучения в колледже. Организационная функция связана с внеаудиторной работой. Коммуникативная функция направлена на создание благоприятной психологической обстановки в группе. Контролирующая функция возлагает на куратора обязанности наставника. Творческая функция развивает способности самого куратора организовывать и совершенствовать воспитательный процесс, направленный на развитие и становление всей группы.
Особенно важным в работе куратора считается постоянный контроль над успеваемостью учебной группы. Успеваемость зависит от множества факторов: базовая подготовка, готовность и способность воспринимать новый материал, посещаемость. Немаловажную роль в этом процессе играет благоприятный социально-психологический климат в группе, который формируется как из взаимодействия студентов внутри коллектива, так и из общения с преподавателями [2].
На всем пути обучения студентов у куратора меняются его профессиональные роли, в зависимости от ситуации. Очень важно, чтобы куратор уважал студентов, был нацелен на помощь студентам в любых ситуациях, понимал возрастные особенности студентов и мотивировал их к достижению поставленных целей [2].
Для наиболее эффективной деятельности куратора необходимо сочетать традиционные и инновационные методы работы с учебной группой. Традиционными методами можно считать: изучение личных дел студентов и составление социальных паспортов; информационный метод, который заключается в четком информировании студентов о графике учебного процесса, порядке отчисления из колледжа; организационный метод, т. е. организация встреч со старшекурсниками, необходимыми специалистами; беседы; профориентационная работа; обязательное участие с группой в мероприятиях; посещение занятий группы; периодическое посещение общежитий для выяснения бытовых условий студентов в них проживающих. Инновационными методами работы куратора считают: кейс-методы, тренинги, научно-исследовательская деятельность, педагогика сотрудничества, метод наставничества.
Цель статьи рассказать о возможностях такого инструмента как «Ката социальных связей» в работе куратора ученической группы.
Когда студент рассказывает своему куратору о проблемной ситуации, возникшей на его жизненном пути, он обычно начинает с того, что его особенно беспокоит в данный период жизни.
Например, если обучающийся часто пропускает занятия, потому что у него возникли какие — либо проблемы в семье, то, естественно, он начинает беседу с куратором с разговора о своей семье. Плохое финансовое положение семьи и он вынужден устроится на работу; болеет мама и он вынужден оставаться дома для присмотра за ней; некому сидеть с младшей сестрой; смерть одного из родителей; конфликтные отношения с родителями; кто из ближайшего окружения является более значимым лицом для студента; с кем он находится в конфликте из однокурсников, — весь этот клубок связей и отношений растёт и становится всё более запутанным.
Для структурирования данной информации эффективно применять карту социальных связей студента (рис. 1).
Основная идея карты социальных контактов — подробное исследование социального окружения студента, максимально широкое и подробное описание его значимых отношений. На основе карты можно планировать следующий технологический шаг — сетевую встречу — или проводить консультации в индивидуальном формате, а можно планировать воспитательную работу с группой с учетом социально-психологических особенностей студентов.
Сеть социальных контактов — это все значимые люди из разных социальных систем.
Значимые люди — значимые для нас люди — не обязательно приятные и бесконфликтные. Это те, кто оказывает влияние на нашу жизнь, пусть даже неоднозначное или отрицательное. В круг значимых людей обычно входят: формальное и неформальное окружение.
Рис. 1. Карта социальных связей студентки М, 18 лет
Прежде чем начать работу по составлению карты социальных контактов, куратор объясняет студентам, что: 1) у каждого человека есть своя сеть социальных контактов; 2) у него (студента) тоже имеются социальные связи с другими людьми; 3) сетевая карта представляет собой круг, разделённый на 5 (6) секторов, в центре которого изображён сам студент; 4) сеть социальных связей не является статичной (постоянной), она постоянно находится в движении (изменении); 5) на сетевой карте должны быть изображены все самые значимые и важные люди из контактной (формальной и неформальной (личной) сети студента; 6) на карте должны быть отмечены все люди, кто выполняет какие — то определённые функции по отношению к студенту, как бы он к этим лицам не относился: позитивно, негативно или нейтрально; 7) иногда важную роль играют животные, в этом случае их тоже необходимо изобразить на карте; 8) люди, которых уже нет в живых, но которые много значили для студента на каком — либо этапе его жизни, также должны быть отмечены на карте.
После получения инструкции студент совместно с куратором выявляет всех значимых в своей жизни людей, которых распределяет по секторам в зависимости от степени их важности и значимости для себя, с учётом их эмоциональной дистанции: (рис. 1) семья; родственники; работа (или) образовательное учреждение; административные инстанции; остальные (друзья, соседи, знакомые).
При работе с картой куратору необходимо обращать внимание на мезосистемы — система «на стыке» между разными системами, делая возможным диалог, например, матерью и бабушкой по отцу; между родителями и преподавателями; между друзьями студента и родителями.
Мезосистемы создаются не просто между разными системами, но и между двумя типами систем: неформальным окружением (семья, родственники, компания друзей) и специалистами (сферы образования, здравоохранения, социальной защиты). Они функционируют в разной логике и часто буквально говорят на разных языках — бытовом и профессиональном, но от таких диалогов есть отличные результаты для формального и неформального окружения.
Специалисты получают более тесное межведомственное взаимодействие (например, куратор и социальный педагог детского дома)
Неформальное окружение — рост доверия и партнерства в отношении со специалистами. (например, мама студента и куратор или социальный педагог, психолог
Изучение сети социальных контактов студента полезно для понимания его взаимоотношений с внешним миром, осознания того, какие люди являются близкими для него, кто может оказать поддержку, а кто, возможно, является агентом негативного влияния; развития его рефлексии — способности взглянуть на себя глазами значимых других. Один из результатов такого исследования может быть вывод: «Надо же, а я, оказывается, не один!».
Карта социальных связей студента в работе куратора является доступным диагностическим инструментом по выявлению проблем студентов. Потому что она позволяет понять: характер взаимоотношений студентов с родителями, родственниками, однокурсниками, друзьями; проблемы студентов и почему они не могут их решить самостоятельно; как спланировать работу с учебной группой в соответствии с концепцией воспитательной работы колледжа и их потребностями; какие специалисты помогут в оказании помощи студенту в затруднительной ситуации; как улучшить социально-психологический климат в группе; что мешает студентам учиться и как их услышать.
В связи с этим можно выделить следующие перспективы применения карты социальных связей в практической деятельности куратора: улучшение социально-психологического климата учебной группы (Рис. 2); планирование методической работы педагога с учетом карты социальных связей студента (Рис. 3).
Рис. 2. Социально-психологическое направление работы куратора
Рис. 3. Планирование методической работы педагога с учетом карты социальных связей студента
Карта социальных связей в перспективе может стать еще одним работающим инструментом куратора, который поможет «услышать» студентов. Она может быть дана в разные моменты работы с группой, но наиболее результативнее давать ее либо в начале учебного года (сентябрь-октябрь), чтобы была уже достаточно наглядная информация о том, в какой социальной ситуации находится студент, какие будущие или уже имеющиеся ресурсы там есть, которые он сам пока может не рассматривать как ресурсы, но, тем не менее, они дают некие опоры и поддержку в дальнейшем. Для куратора это мощнейший ресурс в работе с учебной группой и отдельно со студентом.
Таким образом, мы пришли к следующим выводам: 1) карта социальных связей является диагностическим инструментом, который необходимо внедрить в педагогическую практику куратора с целью планирования работы с учебной группой с учетом интересов и потребностей студентов; 2) карта социальных связей позволяет проанализировать ближайшее окружение студента, выявить значимых для него людей, отношения к ним, а также позволяет увидеть те связи и отношения, которые могут оказывать косвенное влияние на развитие конфликтной ситуации; 3) сетевые карты являются удобным диагностическим инструментом в ситуациях межличностных конфликтов, дезадаптации и трудных жизненных ситуаций; 4) педагогический эффект может быть достигнут в процессе обсуждения со студентами составленной им карты, тем самым актуализируя его переживания; 5) карта социальных связей позволяет планировать учебные занятия и внеаудиторные мероприятия с учетом индивидуальных особенностей студентов.
Важным положительным моментом применения карты социальных связей в педагогической практике куратора является ее доступность в использовании, а также оказании помощи в краткосрочный период.
Нельзя исключать и риски использования данного метода. Это нежелание самого студента составлять такую карту, неумение студента говорить о своей проблеме. Это устойчивая консервативная ориентация некоторых педагогов на доминирование «традиционной системы» воспитания.
Поэтому внедрение метода «карта социальных связей» позволит куратору своевременно выявить возникшие проблемы обучающихся в учебном процессе, разрешить конфликт, выйти из трудной жизненной ситуации.
Литература:
- Прохорова М. П., Быстрова Н. В., Уханов А. Ф., Седых Д. В. Инновационная деятельность преподавателя в системе профессионального образования // Проблемы современного педагогического образования. — 2016. — № 51(7). — С. 140–146.
- Быстрова Н. В., Цыплакова С. А., Бушуева А. А., Максимова К. А. Наставничество как процесс формирования личности будущего специалиста // Сборник научных статей 2-й Всероссийской научно-практической конф-ции. Юго-Западный государственный университет. — 2019. — С. 37–43.
- Опыт использования методики «карта сети социальных контактов» в индивидуальном консультировании. — [сайт]. — URL: https://narrative.team/experience_of_using
Похожие статьи
Дискуссия как форма формирования исследовательских компетенций на занятиях студентов-историков
Для эффективного решения задач, поставленных ФГОС ВПО третьего поколения, могут быть использованы различные приемы и технологии. С их помощью можно организовать деятельность студентов в интерактивной форме, формировать определенные компетенции. В ста...
Формирование субъектной позиции в условиях персонифицированного обучения математике в 6-м классе
Статья посвящена одному из актуальных вопросов современного образования — использование цифровых инструментов и образовательных платформ в обучении математике. В статье раскрыто понятие персонифицированного обучения и основные положения. Обоснована в...
Социологический анализ практики геймификации бизнес-процессов в современных компаниях
В статье с социологических позиций анализируется опыт ряда зарубежных и российских компаний, реализующих проекты геймификации бизнес-процессов. Анализ восьми детально описанных кейсов позволил выявить типичные недостатки существующих исследований. В ...
Деловой этикет ведения бизнеса в России
Нельзя пренебрегать актуальностью деловой коммуникации, а тем более глобализации в целом. Сфера бизнеса, как и науки, является трудоемкой и рискованной, их эффективность зависит от ряда факторов, один из которых — знание и способность учитывать социо...
Анализ и оценка современного состояния сформированности патриотизма у курсантов военного вуза: итоги констатирующего эксперимента
Формирование и развитие патриотизма у современной молодежи, в том числе и у курсантов военных учебных заведений, является одной из важнейших задач современного образования. Решение данной проблемы требует от ученых и исследователей не только поиска н...
Исследование опыта BIM-обучения в условиях цифровой трансформации строительной отрасли
Статья посвящена исследованию сложившейся практики BIM-обучения. Актуальность выбранной темы связана с тем, что значимость задачи цифровизации строительства, как и других сфер экономики, приобрела в России статус национальной программы. Это обстоятел...
Понятие, цели и задачи аутсорсинга в организации международного бизнеса
Одним из решений, которое может существенно повлиять на рыночное преимущество международных компаний, является аутсорсинг. Это ответ предприятий на постоянно меняющиеся условия функционирования в турбулентной среде и появление новых направлений и кон...
Кейс-метод в обучении иностранному языку для профессиональной коммуникации
Актуальность статьи обусловлена необходимостью повышения качества профессиональной подготовки специалистов в условиях практико-ориентированной парадигмы образования. В статье рассмотрены особенности и возможности использования метода ситуационного ан...
Дополнительное образование как компонент имиджа образовательного учреждения: анализ современных источников
Статья посвящена анализу научной литературы, посвящённой дополнительному образованию и формированию имиджа образовательного учреждения. Рассматривается значимость и взаимосвязь данных понятий в условиях современной системы образования. Также приводят...
Технологии нестандартного обучения
В статье рассматриваются основные методы нетрадиционного обучения слушателей в вузе, анализируется ряд способов, с помощью которых преподаватель может до-биться более эффективного и глубокого усвоения нового материала у обучающихся. Авторы особое вни...
Похожие статьи
Дискуссия как форма формирования исследовательских компетенций на занятиях студентов-историков
Для эффективного решения задач, поставленных ФГОС ВПО третьего поколения, могут быть использованы различные приемы и технологии. С их помощью можно организовать деятельность студентов в интерактивной форме, формировать определенные компетенции. В ста...
Формирование субъектной позиции в условиях персонифицированного обучения математике в 6-м классе
Статья посвящена одному из актуальных вопросов современного образования — использование цифровых инструментов и образовательных платформ в обучении математике. В статье раскрыто понятие персонифицированного обучения и основные положения. Обоснована в...
Социологический анализ практики геймификации бизнес-процессов в современных компаниях
В статье с социологических позиций анализируется опыт ряда зарубежных и российских компаний, реализующих проекты геймификации бизнес-процессов. Анализ восьми детально описанных кейсов позволил выявить типичные недостатки существующих исследований. В ...
Деловой этикет ведения бизнеса в России
Нельзя пренебрегать актуальностью деловой коммуникации, а тем более глобализации в целом. Сфера бизнеса, как и науки, является трудоемкой и рискованной, их эффективность зависит от ряда факторов, один из которых — знание и способность учитывать социо...
Анализ и оценка современного состояния сформированности патриотизма у курсантов военного вуза: итоги констатирующего эксперимента
Формирование и развитие патриотизма у современной молодежи, в том числе и у курсантов военных учебных заведений, является одной из важнейших задач современного образования. Решение данной проблемы требует от ученых и исследователей не только поиска н...
Исследование опыта BIM-обучения в условиях цифровой трансформации строительной отрасли
Статья посвящена исследованию сложившейся практики BIM-обучения. Актуальность выбранной темы связана с тем, что значимость задачи цифровизации строительства, как и других сфер экономики, приобрела в России статус национальной программы. Это обстоятел...
Понятие, цели и задачи аутсорсинга в организации международного бизнеса
Одним из решений, которое может существенно повлиять на рыночное преимущество международных компаний, является аутсорсинг. Это ответ предприятий на постоянно меняющиеся условия функционирования в турбулентной среде и появление новых направлений и кон...
Кейс-метод в обучении иностранному языку для профессиональной коммуникации
Актуальность статьи обусловлена необходимостью повышения качества профессиональной подготовки специалистов в условиях практико-ориентированной парадигмы образования. В статье рассмотрены особенности и возможности использования метода ситуационного ан...
Дополнительное образование как компонент имиджа образовательного учреждения: анализ современных источников
Статья посвящена анализу научной литературы, посвящённой дополнительному образованию и формированию имиджа образовательного учреждения. Рассматривается значимость и взаимосвязь данных понятий в условиях современной системы образования. Также приводят...
Технологии нестандартного обучения
В статье рассматриваются основные методы нетрадиционного обучения слушателей в вузе, анализируется ряд способов, с помощью которых преподаватель может до-биться более эффективного и глубокого усвоения нового материала у обучающихся. Авторы особое вни...