Инвестиционная стратегия социально-предпринимательских корпораций в Республике Казахстан | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Экономика и управление

Опубликовано в Молодой учёный №13 (93) июль-1 2015 г.

Дата публикации: 04.06.2015

Статья просмотрена: 164 раза

Библиографическое описание:

Мулдашева, А. М. Инвестиционная стратегия социально-предпринимательских корпораций в Республике Казахстан / А. М. Мулдашева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2015. — № 13 (93). — С. 433-435. — URL: https://moluch.ru/archive/93/19867/ (дата обращения: 16.12.2024).

Динамичное и эффективное развитие инвестиционной деятельности является одним из необходимых условий успешного функционирования и стабильного развития экономики каждой страны. Инвестиции, их масштабы, структура и эффективное использование во многом определяют результаты управления на различных уровнях экономической системы. Совершенство инвестиционной инфраструктуры определяет перспективы развития и конкурентоспособность национального хозяйства.

Инвестиции оказывают непосредственное влияние на текущие и перспективные результаты хозяйственной деятельности, обеспечивают накопление фондов предприятий и их производственного потенциала. При этом существенное влияние на успешное развитие инвестиционной деятельности оказывают деловая ситуация на финансовом рынке, доступность инструментов инвестирования, количество квалифицированных участников сделок, наличие соответствующей инфраструктуры рынка.

Инвестиционный процесс начинают с формирования достаточного объема финансовых ресурсов и заканчивают созданием новых производственных мощностей, технологий и инфраструктуры.

Разработка инвестиционной политики на предприятиях требует грамотного подхода, так как от нее зависят решение таких проблем, как расчет и выбор эффективных инвестиционных проектов, экономическая оценка инвестиций, повышение инвестиционной привлекательности и др.

Поскольку инвестиционный процесс ориентирован на достижение определенной цели, то он нуждается в эффективном управлении. Инвестиционный процесс на предприятии необходимо строить на основе инвестиционной стратегии, которая разрабатывается с использованием различных финансово-экономических инструментов, в совокупности образующие базу для формирования инвестиционной стратегии.

Важнейшие факторы, определяющие уровень инвестиций в масштабах общества, следующие.

1.         Соотношение между потреблением и сбережением. От данного соотношения зависит не только сегодняшнее, но и будущее потребление. Чем больше общество потребляет в настоящее время, тем меньше оно сберегает, следовательно, тем ниже уровень инвестиций. С другой стороны, чем меньше уровень инвестиций сегодня, тем ниже возможности для увеличения степени потребления завтра.

2.         Безопасность вложений капитала оказывает непосредственное воздействие на уровень инвестиций в обществе. Собственники сбережений будут вкладывать в экономику даже в условиях минимальной нормы прибыли на авансированный капитал, если будут уверены в сохранности вложенных средств. Так, в США население покупает казначейские векселя федерального правительства, гарантирующие относительно небольшой, но надежный доход в 3–5 % годовых.

3.         На процесс превращения сбережений в инвестиции влияет также норма прибыли на вложенный капитал. Данный фактор всегда действует в сочетании с фактором безопасности. Менее рисковые вложения, как правило, приносят вкладчику более низкую прибыль. Практически безрисковые инвестиции (а государственные ценные бумаги) должны приносить инвестору минимальный доход, ниже которого он не станет вкладывать свои деньги в эти финансовые инструменты.

4.         На уровень и интенсивность инвестиций оказывает влияние и степень развития инфраструктуры финансового рынка. На развитом рынке инвестициями становятся практически все свободные денежные средства, что выгодно вкладчикам и государству. Инвестиции — это имущественные и интеллектуальные ценности, которые вкладывают в объекты предпринимательской деятельности с целью получения дохода (прибыли) или достижения иного полезного эффекта. [1]

Как экономическую категорию инвестиции выражают:

-          вложение капитала в объекты предпринимательской деятельности с целью прироста первоначально авансированной стоимости (в форме прибыли);

-          денежные (финансовые) отношения, возникающие между участниками инвестиционной деятельности в процессе реализации различных проектов (застройщиками, подрядчиками, банками, государством).

Характерные признаки инвестиций:

-          они потенциально способны приносить доход (прибыль);

-          процесс инвестирования связан с преобразованием сбережений в альтернативные виды активов хозяйствующего субъекта;

-          в процессе инвестирования используют разнообразные виды финансовых ресурсов, которые различаются спросом, предложением и ценой их привлечения;

-          вложения капитала в различные виды активов носит целевой характер;

-          наличие срока вложения капитала (данный срок всегда индивидуален для каждого инвестора);

-          вложения осуществляют юридические лица и граждане, которых называют инвесторами. Они преследуют свои собственные цели, не всегда связанные с извлечением экономической выгоды;

-          наличие риска вложений капитала, поскольку достижение конечных целей инвестирования носит вероятностный характер.

Инвестиционная деятельность — вложение инвестиций в бизнес и осуществление практических действий для получения прибыли или иного полезного эффекта. Она может быть направлена на внутреннее и внешнее развитие предприятия.

Инвестиционная стратегия представляет собой совокупность долгосрочных целей инвестиционной деятельности предприятия, которые определяются общими задачами ее развития, а также выбором наиболее эффективных путей их реализации.

Инвестиционная стратегия определяет перспективные направления капитальных вложений и разработку методов и путей достижения намеченных целей. При подготовке стратегии и инвестиционного плана предприятия в первую очередь учитываются экономические интересы собственников, инвесторов, работников предприятия, потребителей, а также поставщиков. Проведя анализ ситуации, определяются главная цель и стратегия фирмы. Следующий этап включает в себя определение задач по использованию производственного потенциала предприятия, включая материальные, трудовые, финансовые ресурсы, инновации и инвестиции. Наконец, на заключительном этапе разрабатываются долгосрочный и оперативный бизнес-планы организации, ключевой частью которых является инвестиционный план. На каждом этапе реализации выбранной стратегии целесообразно вносить в бизнес-план и инвестиционные планы коррективы, которые диктуются реальным ходом событий. [2]

Улучшение инвестиционного климата является необходимым, но не достаточным условием решения стратегической задачи привлечения инвесторов. Не менее важно повышение инвестиционной грамотности всех субъектов бизнеса, прежде всего инициаторов инвестиционных предложений. В этих целях необходимо повысить качество инвестиционных проектов, оценивать эффективность с помощью корректных методов оценки, адаптированных к специфике проекта, его окружения, условий переходной российской экономики. Выполнение этих условий позволит отобрать среди широкого спектра возможных инвестиционных мероприятий, которыми обладает реальное производство, те, которые соответствуют стратегиям и требованиям к эффективности для всех участников инвестиционного проекта. Корректная оценка эффективности в условиях риска — необходимый элемент как привлечения, так и реализации инвестиций в конкретный бизнес. [3]

В 2010 году в Республике Казахстан был запущен механизм государственно-частного партнерства, располагающий огромным потенциалом по привлечению частных инвестиций, однако на сегодняшний день он до сих пор требует усовершенствования.

В соответствии со Стратегией территориального развития Республики Казахстан до 2015 года постановлением Правительства Республики Казахстан от 31 мая 2006 года № 483 одобрена Концепция по созданию региональных социально-предпринимательских корпораций (СПК).

Социально-предпринимательская корпорация — юридическое лицо в форме акционерного общества, созданное по решению Правительства Республики Казахстан, осуществляющее предпринимательскую деятельность, не менее пятидесяти процентов чистой прибыли от которой подлежит реинвестированию для реализации социальных проектов в интересах населения тех регионов, в которых она создана.

Основной целью социально-предпринимательской корпорации является содействие в устойчивом социально-экономическом развитии регионов.

Задачами социально-предпринимательской корпорации являются:

-          содействие развитию предпринимательской деятельности в регионах и повышению инвестиционной привлекательности отечественных товаропроизводителей на внутреннем и внешнем рынках;

-          разработка и реализация инвестиционных проектов или инвестиционных стратегических проектов регионального масштаба;

Инвестиционная деятельность социально-предпринимательской корпорации может осуществляться путем:

-          участия в инвестиционных проектах в стратегических отраслях экономики, реализуемых национальным управляющим холдингом в сфере агропромышленного комплекса и иными организациями в регионах;

-          самостоятельной реализации проектов социально-предпринимательской корпорацией;

-          участия социально-предпринимательской корпорации в создании микрокредитных организаций и центров поддержки малого бизнеса;

-          участия социально-предпринимательской корпорации в создании и деятельности индустриальных зон и хозяйственно-территориальных образований (специальных экономических зон, технопарков, бизнес-инкубаторов, региональных инновационных фондов, венчурных фирм) с учетом специфики регионов;

-          осуществления разведки, добычи, переработки и реализации общераспространенных полезных ископаемых, а также разведки, добычи, переработки и реализации полезных ископаемых в региональных месторождениях (участках) с незначительными запасами твердых полезных ископаемых, углеводородного сырья с низким дебетом, на основе прямых переговоров с компетентным органом;

Инвестиционная деятельность социально-предпринимательской корпорации осуществляется на основании инвестиционной политики, предусматривающей процедуры по мониторингу и анализу реализации финансируемых проектов, финансового состояния инвестированных организаций.

Успешная реализация инвестиционных проектов с участием СПК невозможна без грамотного управления рисками. Деятельность СПК основывается на принципе транспарентности, то есть, на прозрачности системы корпоративного управления, принципе комплектности — со сбалансированной поддержкой инициатив, как частного, так и государственного секторов экономики и принципе приоритетности, что означает предпочтение проектов, в которых отражаются решения социально значимым проблем региона. Реализация инвестиционных проектов включает осуществление и привлечение инвестиций в проекты перспективных организаций, оказание финансовой поддержки инициативам частного сектора в несырьевом секторе экономики и участие в управлении этими проектами.

 

Литература:

 

1.                  Бочаров В. В. Инвестиции. Учебник для ВУЗов, 2 издание — СПб: Питер, 2009;

2.                  Чернов В. А. Инвестиционная стратегия — М: ЮНИТИ, 2003;

3.                  Ковалев В. В., Иванова В. В., Лялина В. А. Инвестиции. Учебник — М: ООО «ТК Велби», 2003;

4.                  Проект Закон Республики Казахстан «О социально-предпринимательских корпорациях».

Основные термины (генерируются автоматически): социально-предпринимательская корпорация, Инвестиционная деятельность, инвестиционная стратегия, Казахстан, предпринимательская деятельность, проект, инвестиционный процесс, уровень инвестиций, инвестиционная привлекательность, полезный эффект.


Похожие статьи

Стратегия маркетинга на предприятии малого и частного предпринимательства в Казахстане

Особенности и возможности стратегического развития регионов в Республике Казахстан

Развитие и роль банковского маркетинга в деятельности коммерческих банков Республики Казахстан

Современные проблемы развития малого и среднего бизнеса в Республике Казахстан

Организационные аспекты риск-менеджмента в банках Республики Беларусь

Формирование и совершенствование стратегии поддержки инновационной деятельности в регионах Республики Узбекистан

Концепция региональной инвестиционной стратегии социально-экономического развития субъектов РФ

Инновационные продукты и услуги в банках второго уровня Республики Казахстан

Стратегии кредитно-финансовых институтов на рынке банковских услуг в условиях конкуренции

Развитие государственных закупок в Республике Казахстан

Похожие статьи

Стратегия маркетинга на предприятии малого и частного предпринимательства в Казахстане

Особенности и возможности стратегического развития регионов в Республике Казахстан

Развитие и роль банковского маркетинга в деятельности коммерческих банков Республики Казахстан

Современные проблемы развития малого и среднего бизнеса в Республике Казахстан

Организационные аспекты риск-менеджмента в банках Республики Беларусь

Формирование и совершенствование стратегии поддержки инновационной деятельности в регионах Республики Узбекистан

Концепция региональной инвестиционной стратегии социально-экономического развития субъектов РФ

Инновационные продукты и услуги в банках второго уровня Республики Казахстан

Стратегии кредитно-финансовых институтов на рынке банковских услуг в условиях конкуренции

Развитие государственных закупок в Республике Казахстан

Задать вопрос